Главные вкладки

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
    статья по рисованию на тему

    Журлова Галина Алексеевна

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

    «Истоки способностей и дарования детей –

    на кончиках их пальцев.

    От пальцев, образно говоря,

    идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

    источник творческой мысли. Другими словами, чем

    больше мастерства в детской руке, тем умнее

    ребенок».

    В.А. Сухомлинский

    Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование- увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Но зачастую рисование при помощи кисти, красок, карандашей вызывает у детей с определенные трудности, так как у них слабо развита моторика рук, ограничены возможности освоения технических приемов, недостаточно развито воображение, способность к планированию и самоконтролю деятельности. Особенно это актуально для детей с задержкой психического развития. Используя же нестандартный материал для создания рисунка, ребенок освобождается от изобразительной скованности, которая мешает ему с помощью классических техник реализовать собственный замысел, создать выразительный образ, выразить свои впечатления, представления о мире, его окружающем. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

    Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь». Ребенок становится более раскованным, уверенным в себе, развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Малыш увлекается процессом преобразования материала, экспериментирует с ним и получает новое оригинальное произведение искусства, яркий выразительный образ, стимулирующий его к дальнейшему творчеству

    Начиная работать по этой теме, я обратилась к опыту Марии Мантессори, именно она в своей работе с детьми обратилась к творческому экспериментированию с материалами. Нетрадиционные техники рисования использовали многие педагоги такие как Т.И. Сиганоава, Е. М. Седова, В.Д. Слепцова, Т. В.Смагина, А. В., Никитина, Т.Н Доронова, И.А Лыкова, АА Лыкова, А. А Фатеева и др.

    Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Рисование в детском саду»,Фатеевой «Рисуем без кисточки»,я начала учить своих детей рисовать  используя как предметы заменители .такие как поролоновые тампончики, трафареты, ватные палочки, еловые шишки,    полые трубочки, зубные щетки, и просто ладошки ,пальчики .и даже ступни ног.          «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» -так писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский Работая в технике нетрадиционного рисования я нашла множество подтверждений этому высказыванию Начиная работать с детьми по этой теме поставила перед собой следующие задачи:

    • Сформировать у детей технические навыки рисования.
    • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
    • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

    Развивать пространственное мышление;

    • Познавать свойства предметов и материалов окружающего мира
    • Учить детей свободно выражать свой замысел;
    • Побуждать детей к творческим поискам и решениям;
    • Способствовать снятию детских страхов.
    • Развивать уверенность в своих силах;
    • Учить детей работать с разнообразным материалом;
    • Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
    • Развивать мелкую моторику рук;
    • Развивать творческие способности, воображение и полёт фантазии.
    • Воспитывать ответственность, и желание довести начатое дело до конца.

    Воспитывать уверенность в своих силах.

    Во время работы я столкнулась с, дети боятся рисовать, потому что как им кажется, они не умеют, у них не получится особенно это с детьми с ЗПР. У этих детей слабо развита мелкая моторика рук, формообразующие движения пальцев, неустойчивое внимание, эти дети быстро утомляются. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.  Для меня это стало стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге

    На первом этапе работы необходимо создать развивающую среду в группе. При организации предметной среды учитывала, чтобы содержание ее носило стимулирующий, развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Для этого мною в группе были созданы уголки «Мастерская юного художника», где детям были предоставлены акварельные и гуашевые краски, сангина, фломастеры, цветные карандаши, мелки бумага различного размера и фактуры, зубные щетки, поролон, ватные палочки, трафареты, мелкая наждачная бумага, засушенные листья стебли и цветы растений, пластилин, картон цветной и белый, альбомы с репродукциями картин известных художников, наиболее удачные работы самих детей. В уголке «Лаборатория юного исследователя» собраны гербарии, коллекции минералов, семена растений, еловые, кедровые и сосновые шишки, желуди, орехи лощины и каштана скорлупа грецких орехов, песок глина, емкости для жидкости, воронки, фильтры увеличительные стекла и др. В группе постоянно действует уголок «Наш вернисаж» где постоянно вывешиваются и обновляются детские работы.

    Большую помощь оказали родители. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности                                                     Начиная     работать по данной тем я провела диагностику уровня развития изобразительной деятельности детей группы развития возраст 5-6 лет. Пришла к следующими выводам что у детей моей группы

    • Слабо развита мелкая моторика рук
    • Недостаточно сформировано зрительное восприятие и восприятие цвета
    • Внимание неустойчивое, плохая усидчивость;
    • Слабо развито умение наблюдать и передавать свои наблюдения в рисунке;
    • Недостаточно сформированы навыки контроля и самоконтроля
    • Недостаточно развито умение пространственной ориентировки на листе бумаги
    • Плохо развит глазомер.
    • Низкий уровень познавательной деятельности недостойность организованности и целеустремленности.
    • Низкий уровень самоконтроля. неусидчивость и неустойчивое внимание.

    Составила перспективный план работы по своей группе (старший дошкольный возраст), написала конспекты занятий для детей, учитывая особенности воспитанников с задержкой психического развития.

    При составления плана использовала такие пособия, как:

    Программа «От рождения до школы»

    Программа «Мы в Мордовии живем»

    Программу «Цветные ладошки»

    Работу по использованию нетрадиционных техник рисования я провожу как в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности

    На первом этапе я знакомлю детей с такими методиками как:

    С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

    • рисование пальчиками;
    • оттиск печатками из картофеля;
    • рисование ладошками.

    Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

    • тычок жесткой полусухой кистью.
    • печать поролоном;
    • печать пробками;
    • восковые мелки + акварель;
    • свеча + акварель;
    • отпечатки листьев;
    • рисунки из ладошки;
    • рисование ватными палочками;
    • волшебные веревочки

           А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

    • рисование песком;
    • рисование мыльными пузырями;
    • рисование мятой бумагой;
    • кляксография с трубочкой;
    • монотипия пейзажная;
    • печать по трафарету;
    • монотипия предметная;
    • кляксография обычная;
    • пластилинография.

    Кляксография.

    Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

    Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.

    Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

    Тычок жесткой полусухой кистью.

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    Рисование пальчиками.

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Рисование ладошкой.

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    В дальнейшем я усложняю задания для детей:

    Рисование с секретом в три пары рук.

    Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть- чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

    Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.

    Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: «Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?» Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: «А чем нарисованная машина отличается от этой?»

    Скатывание бумаги.

    Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

    «Я рисую маму…»

    Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников...Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: «Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?» И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку «Мои родные и близкие», где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

    Оттиск смятой бумагой.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

    Восковые мелки + акварель.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

    Свеча + акварель.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

    Точечный рисунок.

    Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

    Набрызг.

    Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

    Отпечатки листьев.

    Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

    Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

    Поролоновые рисунки.

    Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

    Загадочные рисунки.

    Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

    Рисование мелками.

    Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

    Метод волшебного рисунка.

    Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

    Разрисовка маленьких камешков.

    Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

    Метод ниткографии.

    Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

    Метод монотипии.

    Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

    Рисование на мокрой бумаге.

    До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

    Тканевые изображения.

    В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

    Объемная аппликация.  

    Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

    Рисуем с помощью открыток.

    В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

    Учимся делать фон.

    Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

    Коллаж.

    Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

    Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

    • игра, которая является основным видом деятельности детей;
    • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
    • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
    • музыкальное сопровождение. И т.д.

    Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

    Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Результаты диагностики показали, что высокий уровень освоения программы по разделу «Ребёнок в мире художественной литературы изобразительного искусства» повысился на 25 %.

    Мои воспитанники на основе нетрадиционной техники создали творческие работы, которые были представлены на межрегиональном конкурсе «Они такие хорошие» посвященном 120-ти летию В. В Бианки, двое моих воспитанников заняли первые места Ельмеев Илья с рисунком «Конь» в технике «цветные ладошки и Тимур Ахметов с рисунком «Торгаша» в технике «рисования поролоновым тампоном»

    Таким образом, я считаю, что овладение нетрадиционными техниками рисования положительно влияет на развитие дошкольника, развивается мелкая моторика что положительно сказывается на развитие мышления и речи познаются свойства предметов, малыш учится экспериментировать, самостоятельно исследовать и познавать свойства предметов, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, воображение фантазия. Навыки, приобретенные в результате обучению нетрадиционному рисованию способствуют снятию детских страхов и эмоционального напряжения

    В дальнейшем я планирую расширить уголок «Мастерская юного художника», пополнить его дополнительным материалом таким, как печати, пластика, наборами для выкладывания мозаикой по влажной глине, набором рисования цветным песком, набором рисования по ткани. В уголке «Лаборатория юного исследователя» предполагается добавить набор для опытов с воздухом, микроскоп, набор «Юный археолог».

    Так же я планирую сотрудничать с Художественной школой №1 для обмена опытом и внедрения новых методик нетрадиционных способов рисования. Создать портфолио рисунков для выпускников. Провести ряд консультаций и презентаций для родителей на тему нетрадиционного рисования. Формировать у детей четкий интерес к нетрадиционным техникам рисования, а у родителей – уважительное отношение к детскому творчеству.

    Мая главная цель: достичь того, чтобы каждый ребенок был уверен в своих силах, а каждый родитель поверил восточной мудрости «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника».

       Литература:

    1. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» Ярославль «Академия развития» 2004г
    2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» 2010г.
    3. Маслова Е. «Обогащение социальных представлений старших дошкольников с нарушениями слуха в системе обучения сюжетному рисованию» ж. «Дошкольное воспитание» №4 2010г
    4. Воробьева И. «Развитие интереса к действиям с красками» ж. «Дошкольное воспитание №5 2009 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

    Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

    "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

    Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

    "Значение нетрадиционных техник рисования в воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

    Сборник материалов седьмой Всеросийской научно-практической конференции 2013 года...

    Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста Показатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни

    Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни...

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения :артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие,звкопроизношение,лексика, звуковой анализ, грамматический строй речи....

    Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития....