Главные вкладки

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
    статья по теме

    Шириязданова Эльвира Вильевна

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zpr.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности речевого развития

    детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.

    Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка речевого развития (позднее появление первых слов, отставание в формировании фразовой речи), а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

    Артикуляционный аппарат

    Дети с ЗПР имеют различные отклонения в строении органов артикуляции:

    -аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус);

    -укорочение подъязычной связки;

    -толстый массивный язык;

    -высокое узкое («готическое») или уплощенное твердое небо;

    -дефекты строения зубного ряда.

    Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Движения языка неточные. При смене артикуляционных укладов нарушается плавность переключения и последовательность движений.

    Многие артикуляторные позы дети могут выполнить только по подражанию после нескольких попыток. 

    Звукопроизношение

    Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

    Преобладающим видом нарушения звукопроизношения  является смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке,  в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться.

    Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для детей с ЗПР представляет значительную трудность.

    Менее распространенными нарушениями звукопроизношения у детей с ЗПР являются искажения (преимущественно межзубное произношение свистящих, а также велярное и увулярное произношение звука [р]), стойкие замены одного звука другим (чаще р → л, л → л, л → в, ш → с, ж → з). Наблюдается и отсутствие звука (чаще [р]).

    Фонематическое восприятие

    У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки: твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

    Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда. Изменение характера предъявления речевого материала (дополнительное предъявление, замедление темпа воспроизведения) не улучшает качества воспроизведения. Дети повторяют два слога вместо трех (да-та-да как да-та) или изменяют их последовательность.

    Звуковой анализ

    Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов.

    Относительно возможным у дошкольников с ЗПР является умение выделять начальный ударный гласный. Выделение же первого согласного звука вызывает затруднения – дети часто выделяют не 1-ый звук, а 1-ый слог (кошка – 1-ый звук ко). Аналогичные трудности отмечаются при выделении конечного гласного звука (мышка – последний звук ка).

    Наибольшую трудность у детей с ЗПР вызывает анализ слога со стечением согласных (стол, стул, утка). Наиболее типичной ошибкой является пропуск одной согласной из стечения (утка – у,к,а; стол – с,о, л).

    Малодоступны такие задания, как определение количества и  последовательности звуков в слове, установление позиционных соотношений звуков.

    Лексика

    Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. При ЗПР характерны следующие особенности словарного запаса:

    - преобладание пассивного словаря над активным;

    - ограниченность словарного запаса;

    - затрудненная его активизация;

    -неточное, недифференцированное, иногда и неадекватное употребление слов.                

    Предметный словарь

    Страдает предметная соотнесенность слов – номинативная функция речи (например, «Роза – это и пионы, и астры, и тюльпаны», «Уха - это рыба такая»).

    Дети не могут назвать воспринимаемый предмет, его свойства, особенности. Вместо этого они начинают описывать ситуацию или действие, с которыми связан данный предмет (например, «Дворник - дядя, который улицу убирает»).

    Значительные затруднения у детей с ЗПР вызывает использование элементарных обобщающих понятий. Даже при наличии в пассивном словаре нередко обобщающее понятие заменяется родовым, видовым или каким-либо конкретным понятием. («Земляника – это малина такая»). И наоборот, в отношении некоторых предметов дети используют лишь обобщающие понятия: «рыбы», «грибы» и т.д. - в их лексике отсутствуют названия конкретных видов рыб, грибов и т.д.

    Глагольный словарь

    Дети с ЗПР редко используют глаголы, обозначающие эмоциональные состояния (обрадовался, испугался, удивляется).

    При вычленении слова-действия из предложения дети с ЗПР называют не отдельное слово, а целое словосочетание («пришла зима», «снежная пришла»), соединяя глагол с именем существительным или прилагательным. Это явление характерно и для учащихся  младших классов с ЗПР, в то время как подобные синкретические словесные связи могут наблюдаться в норме у детей среднего дошкольного возраста, но, как правило, к моменту поступления в школу, они исчезают.

    Качественный словарь

    Дети с ЗПР крайне ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие свойства и признаки предметов.

    Чаще они используют прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Так, для описания цвета предметов используются названия основных цветов, а для обозначения величины предметов (длины, ширины, высоты и т.д.) используют слова «большой» - «маленький».

    Крайне редко дети используют  оценочные прилагательные: все положительные качества (добрый, храбрый, умный) заменяют словом «хороший», а отрицательные качества (жадный, трусливый) – словом «плохой».

    При подборе антонимов дошкольники используют зачастую предложенные же прилагательные с отрицательной частицей «не»: храбрый – нехрабрый (вместо трусливый), веселый – невеселый (вместо грустный).

    Дети затрудняются также и  в подборе слов-синонимов, при чем больше, чем в подборе антонимов. Ими  допускаются следующие ошибки:

    -использование вместо синонимов антонимов или слов с частицей не (радостный - печальный);

    -употребление слов другой части речи (горе – печальный).

    Детское словотворчество

    У детей с ЗПР период бурного словотворчества наступает к концу дошкольного возраста и сохраняется на первом и втором годах обучения в школе, в то время как обычное детское словотворчество охватывает период от 2 до 5 лет и к 5-6 годам  угасает.

    Создание неологизмов («Коровы стоят в коровятнике, лошади в лошаднике», «Дядя красит дома. Он работает красником») этими детьми показывает, что хотя и в поздние сроки, но они практически выделяют морфемы, правильно понимают смысловые значения корней и образуют слова, не выходя за границы грамматических закономерностей родного языка. Эти процессы отсутствуют у умственно отсталых детей.

    Грамматический строй речи

    Исследования грамматического строя речи у детей с ЗПР выявили значительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

    Предложения, употребляемые детьми с ЗПР, отличаются небольшой линейной протяженностью в 3-4 слова. При восприятии же более длинных предложений из 6-7 слов дети  нарушают порядок слов, пропускают отдельные члены предложений, заменяют малознакомые слова, что связано с неполноценностью грамматического программирования.

    Словоизменение

    У детей с ЗПР не сформирована система предлогов языка – нарушенным является как понимание значения простых и сложных предлогов, так и их употребление. Причем дети допускают замены и семантически близких предлогов (на – в, в – из), и  далеких (под – в, за – на, перед – на).

    При задержке психического развития нарушено правильное оформление в экспрессивной речи грамматического значения множественности имен существительных, хотя в импрессивной речи большинством детей оно дифференцируется правильно. Большим количеством ошибок у детей с ЗПР сопровождается употребление форм именительного и родительного падежей существительных множественного числа (платьи, листы, ведры, зеркали, одеялов, лампов, листов, арбузей).

    Характерными ошибками словоизменения глаголов и прилагательных у детей с ЗПР являются:

     -неточное употребление глаголов (дети катаются – дети едут);

     -нарушение дифференциации глаголов единственного и множественного числа (мальчик рисует – мальчик рисуют;девочки читают – девочки читает);

     -нарушение чередования в основе глагола (мальчик бегит, дети бежат);

    -трудности согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий варежки, железные замок, красная яблоко, красных ягодов, больших ветков, лесных цветов).

    Таким образом, парадигма форм словоизменения у детей с ЗПР очень ограничена, недостаточно устойчива, характеризуется большим количеством смешений флексий.

    Словообразование

    Характерными ошибками являются:

    -трудности словообразования уменьшительно-ласкательных существительных–наиболее сформированными являются модели с использованием суффиксов -очк-, -ечк-, -ик-, -ек-, -чик-, -к-, менее сформированными – с помощью суффиксов  -ичк-, -ишк-, -ышк-, наибольшие трудности вызывает образование слов с помощью суффиксов   -иц-, -ец-, -ц- (домочик, туфеленьки, шкафик, столчик, платьинко);

    -трудности словообразования названий детёнышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, лошадка, лошадик, маленькая лошадка);

    -трудности дифференциации глаголов совершенного - несовершенного вида (лекарство запил, полено срубил), возвратных – невозвратных глаголов (Мальчик прячется машинку под диван);

    -трудности словообразования приставочных глаголов (улетает – вылетает, переходит – уходит, переливает – наливает);

    -трудности образования относительных и притяжательных прилагательных - дети используют ограниченное число суффиксов –н-, -ов-, -ев- (фарфорная, шерстевая, грушневое, волкин).

    Следует отметить, что у детей с ЗПР «чувство языковой нормы» находится на низком уровне и спонтанный процесс его развития осуществляется довольно медленно.

    Связная речь

    У детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование).

    Диалогическая речь–дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого побуждения к речи, либо они дают малоразвернутые ответы на вопросы взрослого, зачастую прекращают разговор, играть предпочитают молча, однако любое побуждение к дальнейшему общению приводит к увеличению объема высказываний. Часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

    Монологическая речь–носит ситуативный характер, уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР неодинаков. Однако у их большинства обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

    Пересказ

    Пересказы являются наиболее доступной формой речевой деятельности для детей         с ЗПР. Однако у них выявляются трудности и в этом виде связного рассказывания, а именно:

    -небольшой объем текста;

    -незначительное количество смысловых звеньев;

    -нарушение связи между отдельными предложениями текста;

    -наличие повторов, пауз.

    Составление рассказа по серии сюжетной картинок

    Наличие серии сюжетных картин активизирует речевую деятельность детей с ЗПР. Однако дети быстро устают, отвлекаются, что отражается на качестве связных речевых высказываний. Рассказы детей с ЗПР характеризуются:

    -недостаточностью понимания связей между отдельными картинками, сложностью установления причин и следствия поступков изображенных персонажей, их мотивов,

    -несоблюдением логической направленности рассказа;

    -перечислительным способом передачи информации об объектах картинок и их действиях.

    Составление рассказа по сюжетной картинке

    Несмотря на максимальную помощь со стороны взрослого дети с ЗПР затрудняются самостоятельно составлять связное описание картины. Их рассказы характеризуются:

    -небольшим объёмом (чаще содержат простое перечисление изображенных на картинке объектов);

    -отсутствием четкой программы реализации замысла высказывания;

    -неполным раскрытием смысловой стороны ситуации, пространственных, причинно-следственных связей между отдельными компонентами ситуации (персонажами, объектами);

    -фиксированием незначительных деталей, не имеющих значения для раскрытия смысла ситуации, наличием излишних повторов, случайных ассоциаций.

    Рассказывание на заданную тему

    Самостоятельные рассказы на заданную тему особенно трудны для детей с ЗПР. Характерные ошибки:

    -многие дети отказываются от выполнения этих заданий, не зная, о чем говорить;

    -в других случаях они ограничиваются лишь одной фразой;

    -при составлении рассказа дети не используют свой личный опыт;

    -воспроизводят серию отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями, которые характеризуются стихийностью, импульсивностью.

    Литература:

    1. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004.

    2. Костенкова Ю.А., Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. Дети с задержкой психического развития. Особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004.

      3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой    психического развития. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004.

    4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

      5. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса. 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

    Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

    Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психическо...

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения :артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие,звкопроизношение,лексика, звуковой анализ, грамматический строй речи....

    Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития....

    Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в структуре особых образовательных потребностей

    Познавательная активность ребёнка является необходимым механизмом для восприятия действительности, для формирования представлений об окружающем мире, о себе. Без высокой познавательной активности ребё...