Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адаптация методики для коррекционных садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация

Сенникова Елена Владимировна, ГБОУ Д/С №522, учитель-логопед. Адрес сада:107589 г. Москва ул. Красноярская д.17А телефон 467-75-01. lenaiartem@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена проблеме обучения грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по новаторской методике Н. А. Зайцева.  

Тема статьи:использование инновационного метода Зайцева при  обучении грамоте детей с недоразвитием речи.

Её целью является рассмотрение актуальности методики Зайцева в контексте дошкольного коррекционного образования и развития детей. Исследование возможности применения методики в дошкольных учреждениях для детей с ОНР.

В статье рассматривается использование складового метода в противоположность фонемному, неэффективность буквосослагательного метода при обучении дошкольников с ОНР. Показаны здоровьесберегающая составляющая методики, игровой подход.

В заключение показана эффективность методики ( на основе констатирующего эксперимента), положительная динамика контрольной группы, возможность применения методики в сфере дошкольного образования.

Ключевые слова.

Методика Зайцева, складовой метод, кубики Зайцева, обучение грамоте, общее недоразвитие речи.


Обучение грамоте детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н.А. Зайцева

Введение

Известно немало методов обучения детей грамоте. Нам известны такие, как буквосослагательный, слоговой, метод целых слов, а так же звуковой. В настоящее время обучение грамоте начинается в дошкольном возрасте. В большинстве детских садов основным методом является звуковой аналитико-синтетический метод. Этот метод применяется и в специализированных садах для детей с общим недоразвитием речи. Однако не всегда этот метод приносит положительные результаты. По данным С.Г. Шевченко, 20-30% детей, поступивших в первый класс, имеют трудности в обучении. Они «не могут овладеть письмом и чтением в течение 2-3 лет обучения в школе»(1)  Л.Г Парамонова отмечает, что дети имеющие даже незначительные речевые нарушения,выделяются в первом классе: «Все дети с отставанием(пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму»(2) Детей этой категории выделяют трудности овладения письмом и чтением. В.И Городилова и М.З.Кудрявцева выделяют ряд причин, приводящих к сложностям овладения грамотой:

  1. недостаточность развития фонематического слуха,
  2. произносительной стороны речи,
  3. бедность словаря,
  4. смешение букв, сходных по начертанию.

У первоклассников «недостаточно развит фонематический слух...Ученик не может слить звуки в слоги, а слоги в  слова».(3)

Принимая во внимание данные литературных источников, а так же наш собственный опыт, мы решили попробовать использовать в подготовке к обучению грамоте детей с ОНР метод кубиков Н.А. Зайцева, основанный на складовом принципе.

Работа проводилась на базе ДОУ №296 для детей с нарушением речи.

Использование традиционной методики имеет ряд недостатков по сравнению с методом Зайцева.

Во-первых, длительность ввода букв, которая не позволяет уже читающим детям упражняться в чтении.

Во-вторых, отстающие дети не справляются с материалом. Это делает непривлекательным процесс обучения  чтению для этих детей. Чтение превращается в скучный мучительный процесс, не формируется любовь к чтению.


1.Готовимся к школе:программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР./Под ред. С.Г. Шевченко.-М.:1997 -Стр.3

2.Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно:устранение недостатков устной и письменной речи.-СПб.-М.:1996 -Стр.4

3.Городилова В.И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо:обучение, развитие и исправление недостатков.-М.-Л.1995.-Стр.4


В-третьих, использование терминологии (глухой, звонкий, твердый, мягкий) не помогает детям, наоборот мешает. Цвет, обозначающий звуки, не связан логически с сущностью звука и является чистой абстракцией.

В-четвертых, обширные программные требования:знакомство со всеми буквами алфавита,овладение звуковым анализом и синтезом,усвоение терминологии, формирование механизма слогослияния,членение предложений на слова,а слов на слоги, закрепление орфографических правил, овладение плавным слоговым чтением, автоматизация и дифференциация всех поставленных звуков, накопление словаря, развитие связной речи.

Такая работа безусловно трудна для дошкольников с ОНР.

Метод кубиков Зайцева .

Метод кубиков Зайцева инновационный, он не похож ни на один из ныне существующих методик обучения чтения. Основные положения своей методика Николай Александрович раскрывает в книге «Письмо. Чтение.Счет.»(1)В первую очередь это:

  1. Не фонемный, а складовой принцип. В этом случае слово делится не на слоги, а на склады и не имеет вариативности:ко-ш-ка. «Как никто и никогда мы резко отказываемся от фонемного принципа и берем за основу складовой»(2),
  2.  По мнению Н.А.Зайцева  «Путь к чтению лежит через письмо»(3),. Чтением Зайцев называет процесс превращения знаков в звуки, а письмом- обратный процесс.
  3. Зайцев отвергает широко распространенное заблуждение, что прежде, чем научиться читать, нужно знать название всех букв алфавита.
  4. Методика не рекомендует вводить терминологию, особенно не первом этапе обучения грамоте.
  5. В качестве наглядных средств и одновременно технического оснащения Н.А.Зайцевым разработаны специальные складовые таблицы и кубики. На гранях кубиков располагаются склады. Каждый склад написан на соответствующем цветовом фоне: желтом, сером или коричневом, в зависимости от характеристики склада.
  6. Цвет кубиков логически оправдан и связан со звуком, издаваемом каждым кубиком. «Золотые» кубики обозначают гласные, они самые звонкие, заполняются консервной жестью. «Железные» имеют серый цвет, обозначают звонкие согласные и заполняются лимонадными крышечками. «Деревянные» имеют коричневый цвет и заполняются кусочками дерева.

1.Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997

2.Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997-Стр.14

3.Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997-Стр.33

  1. Кубики имеют разный размер- твердые склады на кубиках большого размера, маленькие- на маленьких. Эта особенность кубиков объясняется тем, что появляется реальная возможность объяснить твердость и мягкость через объём речевого анализатора-он увеличивается при произнесении твердого звука и уменьшается при произнесении мягкого.

  1. Методика Зайцева построена на принципе игры, соревнования. Дети не сидят за столами, а свободно передвигаются по группе, сами выбирают вид деятельности , игры. Использование складовых таблиц решает проблему охраны здоровья ребенка, в частности зрения и осанки. Ребенок не сидит согнувшись за столом, он стоит перед таблицей, указкой показывая нужный склад, «песенки» твердых согласных поются стоя на мысочках, «песенки» мягких согласных- на корточках.  Эти движения Зайцев объясняет разностью резонаторов речевого аппарата при произнесении согласных твердых и мягких. Зайцев предлагает постукивать руками в такт «песенкам», разрешает детям подпрыгивать на месте.

  1. Успешно сочетается методика и с музыкальными занятиями.

Применение методики Зайцева  для обучения грамоте детей с ОНР.

Начав работу по методике Зайцева, мы условно разделили всю работу на два этапа:

  1. Знакомство с кубиками и таблицами
  2. Подготовка детей к школе, адаптация методики.

Первый этап длится на протяжении первого и второго годов обучения.

Второй этап — третий год обучения, соответствует подготовительной к школе группе.

Необходимо учесть, что методика Зайцева является новаторской,  в большинстве учебных заведений педагоги никогда не слышали о ней или знают её поверхностно. Еще меньше школ, работающих по Зайцеву, а методика предполагает точное следование каждому пункту и продолжение обучения в школе  по ней же.  В связи с этим, мы были вынуждены внести определенные коррективы в методику Зайцева.

  1. Мы изменили порядок прохождения материала: начали обучение детей с пения «песенок» по таблице, а не с кубиков.
  2. Кубики и блоки складов мы давали постепенно, а не все сразу, в отличие от методика Зайцева.
  3. Некоторые упражнения, связанные со словообразованием, переносом слов, знаками препинания, мы исключили из-за их повышенной сложности.
  4. Внимание детей не фиксировалось на названии кубиков и понятии «склад».
  5. Не обращали внимание детей на цвет букв, что бы в дальнейшем облегчить переход на традиционную методику.
  6. На втором этапе обучения мы вводили традиционные цветовые обозначения звуков.
  7. Мы не использовали складовые картинки, книжки-коллективки, письмо и чтение на больших плакатах, так как не считали отработку техники чтения своей основной задачей.
  8. Подготовку руки ребенка к письму мы осуществляли не с помощью методики Зайцева, а по имеющимся у нас прописям.
  9. Большое внимание мы уделяли развитию словаря, звукопроизношения, фонематического слуха.

Экспериментальное обучение дошкольников с ОНР мы начали со второго полугодия в средней группе.(Дети 4-5 лет). Сначала дети знакомились с кубиками, слушали как звучат кубики, находили большие и маленькие кубики, большие и маленькие квадратики в таблице. Первые песенки, которые пели дети, были «золотые склады» (А О У Ы Э я ё  ю и е ). Следующим этапом был поиск всех кубиков, на гранях которых были «золотые» склады. Затем мы «пели» с детьми остальные склады, следя за тем, что бы речевой материал соответствовал произносительным возможностям ребенка с ОНР. Затем дети выкладывали на кубиках и пелп=и по таблице простейшие слова: до-м, ко-т, ша-р и т. д.

Вместе с чтением мы учили детей «писать» по таблице. Взрослый вместе с ребенком указкой находит и показывает в таблице необходимый склад: ко-ш-ка, о-са, к-ры-ша и т. д. Первыми словами для письма и чтения были имена детей, имена их родителей и другие наиболее значимые слова(любимые игрушки, мультгерои, домашние животные и т. п.). Свободный выбор речевого материала позволяет поддерживать интерес ребенка на протяжении всего занятия.

К концу обучения в средней группе все дети овладели следующими навыкками:  знали всю таблицу, могли по просьбе взрослого найти любой склад, «писали» по таблице и кубиками слова в 2-3 склада, наиболее сильные дети читали первые слова(мама, папа, Оля, Саша и т. п.) Постоянное соотнесение звукового образа склада и его написания способствовало развитию фонематического слуха ребенка, работа с таблицами развивала зрительно-пространственную координацию.

За время обучения в старшей группе практически все дети овладели чтением по таблице слов различной сложности.

Итог усвоения  процесса чтения контрольной группой отражен в таблице.

ф.и. реб

Тип чтения

Число детей

возраст

Беглое чтение

Чтение целым словом

Плавное слоговое

Рубленное слоговое

побуквенное

Чтение не сформировано

13

5 — 5,5 лет

-

3

2

6

-

2

Не сформировано чтение было у двух детей, поступивших  сразу в старшую группу и имевших выраженные психо-речевые отклонения.

В подготовительной группе основное внимание уделялось подготовке детей к школе. На этом этапе методика Зайцева выполняла вспомогательную роль.

Основными задачами являлись:

  1. Научить детей правильно использовать прописную букву.
  2. Употреблять точку на письме.
  3. Делить предложения на слова, слова на слоги, устанавливать порядок слов в предложении.
  4. Предотвращать появление дисграфии.
  5. Развивать мелкую моторику.
  6. Продолжать работу по формированию у детей навыка звуко-буквенного анализа.
  7. Совершенствовать технику чтения.

По итогам работы дети показали хороший уровень развития звуко-буквенного анализа, развитый фонематический слух.


Ряд преимуществ методики Зайцева делают ее использование привлекательным для педагогов, работающих в коррекционных дошкольных учреждениях.

  1. Обучение происходит посредством зрительно-слухового глобального восприятия склада.
  2. Интерес детей поддерживается за счет двигательной активности детей, наличия постоянной игровой ситуации.
  3. Обучение чтению построено на наглядно-практической деятельности детей и соответствует одному из важнейших дидактических принципов: от конкретного к абстрактному.
  4. Методика не предполагает раннего знакомства с терминологией, использование фишек, схем, что делает её понятной и доступной для всех категорий детей-дошкольников.
  5. Метод кубиков отвечает физиогигиеническим требованиям развития ребенка-дошкольника. Она продумана с точки зрения нагрузки на костную систему, анализаторный аппарат.
  6. Методика охватывает все анализаторы: зрение, слух, речь, движение. Она формирует систему: глаз-рука-ухо-речь.
  7. Методика Н. А. Зайцева может использоваться, как изолированно от других методов, так и вкупе с ними. Она является вариативной, позволяет каждому педагогу творить, экспериментировать, искать новые виды работы.

В таблице приведены сравнительные данные умений дошкольников, занимающихся по методике Зайцева и обучающихся по традиционной методике.

группа

Тип чтения (кол-во детей , %)

Чтение несформиро

вано

Побуквенное чтение

Рубленное слоговое чтение

Плавное слоговое чтение

Чтение целым словом

Контроль

ная группа

11 детей

27,3

36,4

18,1

18,1

-

Эксперимен

тальная группа

13 детей

7,7

7

53,8

15,3

15,3

Из таблицы видно, что уровень овладения грамотой выше у дошкольников, обучавшихся чтению по методу Н. А. Зайцева.

Эффективность методики.

        Методика Зайцева оказалась эффективной в отношении дошкольников с ОНР. Мы сделали игровые и наглядно-практические элементы методики центральным звеном в обучении детей старшей группы с ОНР, сочетали аналитико-синтетический и складовой метод для подготовки к школе детей с ОНР  в подготовительной группе. Использование методики Зайцева помогает адаптировать к массовой школе детей с ОНР.

На наш взгляд, её использование о системе образования является перспективным.

Литература

  1. Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР./Под ред. С.Г. Шевченко.-М.:1997.
  2. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно: устранение недостатков устной и письменной речи.-СПб.-М.:1996.
  3. Городилова В.И , Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков.-М.-Л.1995.
  4. Зайцев Н.А. Письмо, чтение,счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования в обучении пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В последнее время снижается уровень языковой культуры общества. Это сказывается и на уровне речевого развития детей. Более 60 % детей, посещающих детский сад и 40% детей - дошкольников, имеют патологи...

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи  предполагается лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стор...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"

Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...

ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»

В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...

План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....

«Художественная литература как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Художественная литература оказывает положительный эффект в развитии речи детей с ОНР. Дети не только "примеряют" на себе образы героев, но и учатся прослеживать весь сюжет истории, строить у...