Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адаптация методики для коррекционных садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение дошкольников с ОНР по методике Н. А, Зайцева | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация
Сенникова Елена Владимировна, ГБОУ Д/С №522, учитель-логопед. Адрес сада:107589 г. Москва ул. Красноярская д.17А телефон 467-75-01. lenaiartem@gmail.com
Аннотация
Статья посвящена проблеме обучения грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по новаторской методике Н. А. Зайцева.
Тема статьи:использование инновационного метода Зайцева при обучении грамоте детей с недоразвитием речи.
Её целью является рассмотрение актуальности методики Зайцева в контексте дошкольного коррекционного образования и развития детей. Исследование возможности применения методики в дошкольных учреждениях для детей с ОНР.
В статье рассматривается использование складового метода в противоположность фонемному, неэффективность буквосослагательного метода при обучении дошкольников с ОНР. Показаны здоровьесберегающая составляющая методики, игровой подход.
В заключение показана эффективность методики ( на основе констатирующего эксперимента), положительная динамика контрольной группы, возможность применения методики в сфере дошкольного образования.
Ключевые слова.
Методика Зайцева, складовой метод, кубики Зайцева, обучение грамоте, общее недоразвитие речи.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н.А. Зайцева
Введение
Известно немало методов обучения детей грамоте. Нам известны такие, как буквосослагательный, слоговой, метод целых слов, а так же звуковой. В настоящее время обучение грамоте начинается в дошкольном возрасте. В большинстве детских садов основным методом является звуковой аналитико-синтетический метод. Этот метод применяется и в специализированных садах для детей с общим недоразвитием речи. Однако не всегда этот метод приносит положительные результаты. По данным С.Г. Шевченко, 20-30% детей, поступивших в первый класс, имеют трудности в обучении. Они «не могут овладеть письмом и чтением в течение 2-3 лет обучения в школе»(1) Л.Г Парамонова отмечает, что дети имеющие даже незначительные речевые нарушения,выделяются в первом классе: «Все дети с отставанием(пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму»(2) Детей этой категории выделяют трудности овладения письмом и чтением. В.И Городилова и М.З.Кудрявцева выделяют ряд причин, приводящих к сложностям овладения грамотой:
- недостаточность развития фонематического слуха,
- произносительной стороны речи,
- бедность словаря,
- смешение букв, сходных по начертанию.
У первоклассников «недостаточно развит фонематический слух...Ученик не может слить звуки в слоги, а слоги в слова».(3)
Принимая во внимание данные литературных источников, а так же наш собственный опыт, мы решили попробовать использовать в подготовке к обучению грамоте детей с ОНР метод кубиков Н.А. Зайцева, основанный на складовом принципе.
Работа проводилась на базе ДОУ №296 для детей с нарушением речи.
Использование традиционной методики имеет ряд недостатков по сравнению с методом Зайцева.
Во-первых, длительность ввода букв, которая не позволяет уже читающим детям упражняться в чтении.
Во-вторых, отстающие дети не справляются с материалом. Это делает непривлекательным процесс обучения чтению для этих детей. Чтение превращается в скучный мучительный процесс, не формируется любовь к чтению.
1.Готовимся к школе:программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР./Под ред. С.Г. Шевченко.-М.:1997 -Стр.3
2.Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно:устранение недостатков устной и письменной речи.-СПб.-М.:1996 -Стр.4
3.Городилова В.И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо:обучение, развитие и исправление недостатков.-М.-Л.1995.-Стр.4
В-третьих, использование терминологии (глухой, звонкий, твердый, мягкий) не помогает детям, наоборот мешает. Цвет, обозначающий звуки, не связан логически с сущностью звука и является чистой абстракцией.
В-четвертых, обширные программные требования:знакомство со всеми буквами алфавита,овладение звуковым анализом и синтезом,усвоение терминологии, формирование механизма слогослияния,членение предложений на слова,а слов на слоги, закрепление орфографических правил, овладение плавным слоговым чтением, автоматизация и дифференциация всех поставленных звуков, накопление словаря, развитие связной речи.
Такая работа безусловно трудна для дошкольников с ОНР.
Метод кубиков Зайцева .
Метод кубиков Зайцева инновационный, он не похож ни на один из ныне существующих методик обучения чтения. Основные положения своей методика Николай Александрович раскрывает в книге «Письмо. Чтение.Счет.»(1)В первую очередь это:
- Не фонемный, а складовой принцип. В этом случае слово делится не на слоги, а на склады и не имеет вариативности:ко-ш-ка. «Как никто и никогда мы резко отказываемся от фонемного принципа и берем за основу складовой»(2),
- По мнению Н.А.Зайцева «Путь к чтению лежит через письмо»(3),. Чтением Зайцев называет процесс превращения знаков в звуки, а письмом- обратный процесс.
- Зайцев отвергает широко распространенное заблуждение, что прежде, чем научиться читать, нужно знать название всех букв алфавита.
- Методика не рекомендует вводить терминологию, особенно не первом этапе обучения грамоте.
- В качестве наглядных средств и одновременно технического оснащения Н.А.Зайцевым разработаны специальные складовые таблицы и кубики. На гранях кубиков располагаются склады. Каждый склад написан на соответствующем цветовом фоне: желтом, сером или коричневом, в зависимости от характеристики склада.
- Цвет кубиков логически оправдан и связан со звуком, издаваемом каждым кубиком. «Золотые» кубики обозначают гласные, они самые звонкие, заполняются консервной жестью. «Железные» имеют серый цвет, обозначают звонкие согласные и заполняются лимонадными крышечками. «Деревянные» имеют коричневый цвет и заполняются кусочками дерева.
1.Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997
2.Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997-Стр.14
3.Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997-Стр.33
- Кубики имеют разный размер- твердые склады на кубиках большого размера, маленькие- на маленьких. Эта особенность кубиков объясняется тем, что появляется реальная возможность объяснить твердость и мягкость через объём речевого анализатора-он увеличивается при произнесении твердого звука и уменьшается при произнесении мягкого.
- Методика Зайцева построена на принципе игры, соревнования. Дети не сидят за столами, а свободно передвигаются по группе, сами выбирают вид деятельности , игры. Использование складовых таблиц решает проблему охраны здоровья ребенка, в частности зрения и осанки. Ребенок не сидит согнувшись за столом, он стоит перед таблицей, указкой показывая нужный склад, «песенки» твердых согласных поются стоя на мысочках, «песенки» мягких согласных- на корточках. Эти движения Зайцев объясняет разностью резонаторов речевого аппарата при произнесении согласных твердых и мягких. Зайцев предлагает постукивать руками в такт «песенкам», разрешает детям подпрыгивать на месте.
- Успешно сочетается методика и с музыкальными занятиями.
Применение методики Зайцева для обучения грамоте детей с ОНР.
Начав работу по методике Зайцева, мы условно разделили всю работу на два этапа:
- Знакомство с кубиками и таблицами
- Подготовка детей к школе, адаптация методики.
Первый этап длится на протяжении первого и второго годов обучения.
Второй этап — третий год обучения, соответствует подготовительной к школе группе.
Необходимо учесть, что методика Зайцева является новаторской, в большинстве учебных заведений педагоги никогда не слышали о ней или знают её поверхностно. Еще меньше школ, работающих по Зайцеву, а методика предполагает точное следование каждому пункту и продолжение обучения в школе по ней же. В связи с этим, мы были вынуждены внести определенные коррективы в методику Зайцева.
- Мы изменили порядок прохождения материала: начали обучение детей с пения «песенок» по таблице, а не с кубиков.
- Кубики и блоки складов мы давали постепенно, а не все сразу, в отличие от методика Зайцева.
- Некоторые упражнения, связанные со словообразованием, переносом слов, знаками препинания, мы исключили из-за их повышенной сложности.
- Внимание детей не фиксировалось на названии кубиков и понятии «склад».
- Не обращали внимание детей на цвет букв, что бы в дальнейшем облегчить переход на традиционную методику.
- На втором этапе обучения мы вводили традиционные цветовые обозначения звуков.
- Мы не использовали складовые картинки, книжки-коллективки, письмо и чтение на больших плакатах, так как не считали отработку техники чтения своей основной задачей.
- Подготовку руки ребенка к письму мы осуществляли не с помощью методики Зайцева, а по имеющимся у нас прописям.
- Большое внимание мы уделяли развитию словаря, звукопроизношения, фонематического слуха.
Экспериментальное обучение дошкольников с ОНР мы начали со второго полугодия в средней группе.(Дети 4-5 лет). Сначала дети знакомились с кубиками, слушали как звучат кубики, находили большие и маленькие кубики, большие и маленькие квадратики в таблице. Первые песенки, которые пели дети, были «золотые склады» (А О У Ы Э я ё ю и е ). Следующим этапом был поиск всех кубиков, на гранях которых были «золотые» склады. Затем мы «пели» с детьми остальные склады, следя за тем, что бы речевой материал соответствовал произносительным возможностям ребенка с ОНР. Затем дети выкладывали на кубиках и пелп=и по таблице простейшие слова: до-м, ко-т, ша-р и т. д.
Вместе с чтением мы учили детей «писать» по таблице. Взрослый вместе с ребенком указкой находит и показывает в таблице необходимый склад: ко-ш-ка, о-са, к-ры-ша и т. д. Первыми словами для письма и чтения были имена детей, имена их родителей и другие наиболее значимые слова(любимые игрушки, мультгерои, домашние животные и т. п.). Свободный выбор речевого материала позволяет поддерживать интерес ребенка на протяжении всего занятия.
К концу обучения в средней группе все дети овладели следующими навыкками: знали всю таблицу, могли по просьбе взрослого найти любой склад, «писали» по таблице и кубиками слова в 2-3 склада, наиболее сильные дети читали первые слова(мама, папа, Оля, Саша и т. п.) Постоянное соотнесение звукового образа склада и его написания способствовало развитию фонематического слуха ребенка, работа с таблицами развивала зрительно-пространственную координацию.
За время обучения в старшей группе практически все дети овладели чтением по таблице слов различной сложности.
Итог усвоения процесса чтения контрольной группой отражен в таблице.
ф.и. реб | Тип чтения |
Число детей | возраст | Беглое чтение | Чтение целым словом | Плавное слоговое | Рубленное слоговое | побуквенное | Чтение не сформировано |
13 | 5 — 5,5 лет | - | 3 | 2 | 6 | - | 2 |
Не сформировано чтение было у двух детей, поступивших сразу в старшую группу и имевших выраженные психо-речевые отклонения.
В подготовительной группе основное внимание уделялось подготовке детей к школе. На этом этапе методика Зайцева выполняла вспомогательную роль.
Основными задачами являлись:
- Научить детей правильно использовать прописную букву.
- Употреблять точку на письме.
- Делить предложения на слова, слова на слоги, устанавливать порядок слов в предложении.
- Предотвращать появление дисграфии.
- Развивать мелкую моторику.
- Продолжать работу по формированию у детей навыка звуко-буквенного анализа.
- Совершенствовать технику чтения.
По итогам работы дети показали хороший уровень развития звуко-буквенного анализа, развитый фонематический слух.
Ряд преимуществ методики Зайцева делают ее использование привлекательным для педагогов, работающих в коррекционных дошкольных учреждениях.
- Обучение происходит посредством зрительно-слухового глобального восприятия склада.
- Интерес детей поддерживается за счет двигательной активности детей, наличия постоянной игровой ситуации.
- Обучение чтению построено на наглядно-практической деятельности детей и соответствует одному из важнейших дидактических принципов: от конкретного к абстрактному.
- Методика не предполагает раннего знакомства с терминологией, использование фишек, схем, что делает её понятной и доступной для всех категорий детей-дошкольников.
- Метод кубиков отвечает физиогигиеническим требованиям развития ребенка-дошкольника. Она продумана с точки зрения нагрузки на костную систему, анализаторный аппарат.
- Методика охватывает все анализаторы: зрение, слух, речь, движение. Она формирует систему: глаз-рука-ухо-речь.
- Методика Н. А. Зайцева может использоваться, как изолированно от других методов, так и вкупе с ними. Она является вариативной, позволяет каждому педагогу творить, экспериментировать, искать новые виды работы.
В таблице приведены сравнительные данные умений дошкольников, занимающихся по методике Зайцева и обучающихся по традиционной методике.
группа | Тип чтения (кол-во детей , %) |
Чтение несформиро вано | Побуквенное чтение | Рубленное слоговое чтение | Плавное слоговое чтение | Чтение целым словом |
Контроль ная группа 11 детей | 27,3 | 36,4 | 18,1 | 18,1 | - |
Эксперимен тальная группа 13 детей | 7,7 | 7 | 53,8 | 15,3 | 15,3 |
Из таблицы видно, что уровень овладения грамотой выше у дошкольников, обучавшихся чтению по методу Н. А. Зайцева.
Эффективность методики.
Методика Зайцева оказалась эффективной в отношении дошкольников с ОНР. Мы сделали игровые и наглядно-практические элементы методики центральным звеном в обучении детей старшей группы с ОНР, сочетали аналитико-синтетический и складовой метод для подготовки к школе детей с ОНР в подготовительной группе. Использование методики Зайцева помогает адаптировать к массовой школе детей с ОНР.
На наш взгляд, её использование о системе образования является перспективным.
Литература
- Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР./Под ред. С.Г. Шевченко.-М.:1997.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно: устранение недостатков устной и письменной речи.-СПб.-М.:1996.
- Городилова В.И , Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков.-М.-Л.1995.
- Зайцев Н.А. Письмо, чтение,счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование моделирования в обучении пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В последнее время снижается уровень языковой культуры общества. Это сказывается и на уровне речевого развития детей. Более 60 % детей, посещающих детский сад и 40% детей - дошкольников, имеют патологи...
Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи предполагается лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стор...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"
Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...
презентация "Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Презентация для учителей-логопедов ДОУ...
ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»
В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...
План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"
Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....
«Художественная литература как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Художественная литература оказывает положительный эффект в развитии речи детей с ОНР. Дети не только "примеряют" на себе образы героев, но и учатся прослеживать весь сюжет истории, строить у...