План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"
методическая разработка по логопедии

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_formirovanie_svyaznoy_rechi.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Тема:  Формирование связной монологической речи у детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения  пересказу

Актуальность:    к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  -  формированию связной монологической речи  в процессе обучения их  пересказу.

Цель:  всестороннее изучение состояния связной монологической речи старших дошкольников с ОНР, определение основных направлений её формирования в процессе обучения пересказу, выявление методических приёмов, способствующих более эффективному обучению.

Задачи:

  1. изучить состояние проблемы в  логопедии, в психолингвистике, в педагогике, в психологии;
  2. провести сопоставительный анализ связной монологической речи старших дошкольников с ОНР и нормально развивающихся сверстников;
  3. установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников;
  4. определить направления коррекционной непосредственно образовательной деятельности по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения  пересказу;
  5. выявить различные приёмы и методы, способствующие наиболее эффективному обучению пересказу детей;
  6. проведение логопедического мониторинга сформированности связной речи,                                                                  
  7. разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов по данной проблеме.                                                    

Литература:

  1. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2005
  2. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2001. – 8
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.:АРКТИ, 2002. – 144с. (Биб-ка практикующего логопеда)
  5. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. // Дефектология – 1986 - № 6 – с. 34 – 46
  6. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе.- М.:ГНОМ и Д,2009
  7. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение,1985. 
  8. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./     Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/Методическое пособие для логопедов и воспитателей.- М.:ГНОМ и Д, 2001.
  10. Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х кн.Кн. 2 – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.
  11. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Логопедия. - 2005 г. - №1 – с. 17 - 26
  12. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.
  13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64.

Перспективный план работы по самообразованию  

                                                                     

задачи

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

1. Информационно-аналитический  этап

Повышение профессиональной компетентности

1. Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме формирования связной речи у старших дошкольников.

2.Изучение методических разработок  по использованию различных приёмов и методов при  обучении  детей старшего дошкольного возраста пересказу.

3.Посещение семинаров – практикумов по проблеме.

Сентябрь-ноябрь

1.Конкретизировать содержание понятия «связная речь детей старшего дошкольного возраста».
Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.

2.Определить гипотезу исследования, методику, проблему, объект, предмет, задачи, методы обучения.

3.Выявить приёмы и методы, способствующие  эффективному обучению детей с ОНР пересказу.

Взаимодействие с воспитателями

1.Организационные вопросы программно – методического обеспечения

В течение года

1.Учет речевых возможностей каждого ребенка.

Создание условий для организации работы по развитию связной речи старших дошкольников  в процессе обучения пересказу

1. Изготовление к программным произведениям  пособий по развитию связной речи.

В течение года

Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи

Педагогическое просвещение родителей

1.Консультация: «Обучение без принуждения».

2.Проведение индивидуальных консультаций по использованию эффективных приемов при   обучении дошкольников пересказу  в процессе выполнения домашних заданий.

Декабрь-январь

1. Повышение заинтересованности родителей  в коррекции недостатков связного высказывания детей.

2. Познакомить родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи

3.Овладение родителями эффективными  приёмами в работе с детьми над  пересказом.

Взаимодействие с врачами

Направление к специалистам

2 раза в год

Выполнение рекомендаций специалистов с целью комплексной коррекции недоразвития речи

Сбор анамнестических данных

Комплексное медико - психолого  - педагогическое обследование детей

сентябрь

Получение целостной картины развития ребенка, уточнение логопедического заключения.

задачи

Мероприятия

сроки

Ожидаемый       результат

2. Опытно-экспериментальный этап

Анализ обследования

1.Оформление речевых карт.

2.Комплектование подгрупп.

3.Планирование работы.

сентябрь

Сбор информации для этапа практической работы

Медицинское обследование

 Индивидуальная работа с родителями

В течение года

Своевременное получение медицинского лечения

1.Разработка перспективно-тематического планирования НОД  по формированию связной  речи детей с ОНР.

2.Разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов по данной проблеме

1.Составление перспективно-тематического плана проведения  НОД  по развитию связной речи.

2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.

3.Организация консультаций.

Сентябрь


В течение года

По мере реализации плана

Установление взаимосвязи логопеда и воспитателей

Знакомство педагогов и родителей с эффективными приёмами  и методами обучения детей с ОНР пересказу  и  их практическим значением в различных сторонах жизни.

Закрепление пройденного материала

1.Рекомендации для родителей

2.Логопедический час

3.  НОД (Формирование связной речи), повторение.

еженедельно

Умение свободно оперировать знаковыми символами; повышение уровня развития связной речи.

задачи

Мероприятия

сроки

Ожидаемый     результат

3. Заключительно-обобщающий этап

Оценка эффективности работы

3.1.Итоговое логопедическое обследование; обработка и систематизация материала. Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996).

Май

Определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме.

Ожидаемые результаты:

Дети

Родители

Педагоги

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

2.Пересказ  различных текстов  при помощи различных  методических приёмов.

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении пересказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4.Расширение  знаний о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира.

5.Развитие  психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ

2. Повышение заинтересованности родителей  в коррекции недостатков связного высказывания детей.

3.Знакомство  родителей с  работой педагогов при решении данной задачи.

4.Овладение родителями  эффективными методическими приёмами   пересказа.

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

1.Повышение профессионального мастерства.

2.Повышение интереса к проблеме развития связной речи старших дошкольников через знакомство педагогов с различными методическими приёмами, способствующими эффективному обучению пересказу.

4.Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию эффективных методических приёмов в обучении пересказу  детей дошкольного возраста с ОНР.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....

"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"

Формирование связной речи у детей  с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...