Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии по теме
Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи предполагается лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексное воздействие специалистов на детей с ОНР в условиях ГБОУ. | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи предполагается лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов. Основой для создания специального метода, который бы соответствовал физиологическим и психическим возможностям ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, послужила комплексная методика устранения заикания у детей раннего и дошкольного возраста, апробированная Н.А. Власовой под руководством В.А. Гиляровского в 1930 году в условиях психоортопедической площадки, где маленькие пациенты находились первую половину дня в течение 1,5—3 месяцев. Предлагаемая система медико-педагогических мероприятий была построена с учетом возрастных особенностей ребенка, его потребностей и возможностей и содержала два основных направления: устранение психических симптомов и укрепление общего состояния [Гиляровский, 1932]. В настоящее время метод представляет собой комплекс лечебно-педагогических мер, применение которого реально, когда коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста проводится в условиях специального детского сада. Перед зачислением в группу специального детского сада ребенок проходит клиническое и логопедическое обследование, в процессе которого определяется его соматическое, неврологическое и психическое состояние. Логопед обследует его неречевые и речевые функции, выявляет личностные и характерологические особенности. В беседе с родителями собираются анамнестические сведения. Полученные данные обследования обсуждаются членами районной медико-педагогической комиссии, которые ставят первичный диагноз и направляют ребенка в соответствующее учреждение. При этом, по новым правилам, в медико-педагогическую комиссию входят: коррекционный педагог(дефектолог) и педагог-психолог. Основой для направления детей с нарушенным речевым развитием в соответствующие группы детского сада служит симптомологический критерий диагностики. Данный уровень анализа речевых нарушений (психолого-педагогическая классификация) позволяет описать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т.д.) и решает практические задачи: комплектование групп и создание предпосылок для определения характера речевой патологии. Медицинские данные, клинические характеристики, ориентированные на объяснение причин возникновения речевых расстройств, способствуют уточнению логопедического диагноза (клинико-педагогическая классификация).
Всю методику лечебно-педагогического комплекса по характеру его воздействия можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно проводят врачи, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья детей с речевыми нарушениями, устранение патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление неврологической микросимптоматики, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).
К лечебно-оздоровительной работе с детьми, страдающими ОНР, относятся:
• общегигиенические мероприятия;
• медикаментозное лечение;
• психотерапия;
• физиотерапия;
• лечебная физкультура (ЛФК) и (или) лечебная ритмика;
• массаж;
• закаливающие процедуры;
• водные процедуры.
Общегигиенические мероприятия: создание благоприятной обстановки для обучения и лечения, организация правильного режима дня, рациональное питание, нормализация сна; физическое и трудовое воспитание благоприятно влияют на ребенка, улучшают состояние его речи и психики. Медикаментозное лечение проводится дифференцированно, оно включает в себя общеукрепляющую и специальную, строго индивидуальную терапию. Общеукрепляющее лечение назначают практически всем детям: поливитамины, препараты кальция, фосфора, глюкоза, гематоген. Медикаментозное лечение проводится курсами по 1,5—2 месяца (например, применение ноотропов, активизирующих энергетический обмен в клетках головного мозга, тем самым стимулирующих их деятельность) [Мастюкова, 1997]. Его полезно сочетать с физиотерапевтическими процедурами, массажем и с ЛФК. Применение психотерапии заключается в изучении психологом особенностей психического состояния каждого ребенка и выборе оптимальных средств и приемов работы с ним.
Нагрузка на занятиях, ее вид и продолжительность диктуются не только выраженностью речевых расстройств, но и особенностями психического и соматического состояния ребенка.
Педагогический подход к оценке речевого дефекта позволяет определить логопедическую работу как ведущее направление в коррекционно-воспитательном процессе.
Основные задачи коррекционно-воспитательной работы: устранение речевых дефектов, а также психологических изменений и отклонений у детей, страдающих общим недоразвитием речи.
Педагогическими средствами логопед воспитывает у ребенка, с одной стороны, навыки правильной речи, с другой стороны, гармонично развитую, полноценную личность.
Формы логопедической работы с детьми дошкольного возраста:
• психолого-педагогическое изучение детей с ОНР;
• организация и использование в логопедической работе содружественной деятельности разных специалистов (врачей, воспитателей, музыкального работника, психолога, коррекционного педагога, инструктора по ЛФК, массажиста);
• консультативно-методическая работа с микросоциальным окружением ребенка с ОНР (прежде всего, работа с родителями);
• система логопедических занятий;
• система занятий по логопедической ритмике.
Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.
Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий, которые предусматривают развитие сенсорных функций, слухового внимания, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, формирование связной речи детей, совершенствование грамматического оформления фразы, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи. Параллельно развиваются интеллектуальные способности, формируется гармоничная личность.
Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и его близкого окружения. Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным ряда авторов [Жукова, Мастюкова, Филичева, 1990] ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Большое значение имеют игры с пением и музыкальным сопровождением. Поэтому важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции; способствует перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации [Волкова, 2003].
Консультативно-методическая работа учителя-логопеда с родителями и педагогами направлена на создание правильного отношения к ребенку и организацию самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий путем проведения цикла бесед о сущности и причинах тяжелых нарушений речи и методах их устранения, направленности речевых занятий, о роли родителей и педагогов в коррекционно-педагогическом процессе.
Исходя из общей теории деятельности [Выготский, 2001; Леонтьев, 1972; Запорожец, 1967 и др.] и ее положения о возникновении внутренних умственных действий из внешних процессов и внешней деятельности [Гальперин, 1985], внимание всех педагогов направляется логопедом на широкие коррекционные возможности предметно-практической и игровой деятельности, имеющих познавательное значение.
Коррекционно-педагогическая работа в основном проводится в коллективе, однако нельзя забывать о реализации индивидуального подхода и других основополагающих принципов дидактики: систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и т.д.
Таким образом, многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное воздействие на личность ребенка, осуществляемое в системе лечебно-оздоровительных и коррекционных (логопедических) мероприятий в условиях специальных детских садов для детей с нарушениями речи.
Особенности применения современной комплексной методики во многом зависят от возраста ребенка и от уровня его социальной адаптации.
В педагогическую и воспитательскую работу с дошкольниками включается обязательная программа обучения и воспитания детей массового детского сада.
Социальная среда играет важную роль в динамике преодоления ОНР, поэтому необходимо, чтобы логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, врач установили тесный контакт с лицами ближайшего окружения с целью разъяснения им вредности отрицательных воздействий среды и нормализации их отношений с ребенком.
Независимо от возраста ребенка и от учреждения, в котором он воспитывается (находится на излечении), все логопедические и медицинские мероприятия должны быть тесно взаимосвязаны.
Характерной особенностью комплексной коррекционной методики является тенденция рассматривать общее недоразвитие речи в различных аспектах, в соотнесении с физиологическим развитием и ведущей деятельностью дошкольника. Особо выделяются вопросы объединения в логопедической работе воспитания, обучения и коррекции.
Конечная цель комплексной методики, включающей мероприятия терапии речевого нарушения, — полная социальная реабилитация ребенка с ОНР. В структуру этого понятия входит оздоровление и укрепление нервной системы и организма в целом, перевоспитание личности, развитие коммуникативных функций речи и социальных взаимоотношений с целью подготовки к обучению, активной общественной деятельности в условиях общеобразовательной массовой школы.
Список литературы
1) Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", Москва, "Просвещение", 1990.
2) С.А.Миронова, "Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях", Москва, "Просвещение", 1991.
3) "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, Москва, "Просвещение", 1990.
4) "Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции" под ред.А,А,Ланцова, Ю.И.Кузьминой, Санкт-Петербург, НИИ уха, горла, носа и речи, 1994.
5) Г.А,Волкова, "Логопедическая ритмика", Москва, "Просвещение", 1985.
6) Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, "Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии", Санкт-Петербург, "Образование", 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....
Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
« Комплексное воздействие на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Само понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи и знание особенностей его проявления у детей определяет необходимость применения комплекса коррекционных мероприятий. Под современ...