Главные вкладки

    Использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста
    статья по обучению грамоте на тему

    Ябурова Зоя Сергеевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ikt.docx21.76 КБ

    Предварительный просмотр:

           Ябурова З.С.

    МАДОУ  Детский сад №7, воспитатель

    городской  округ  Красноуральск

    Использование  информационно-коммуникационных технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

         

          Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сенситивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

        Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение и родители. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Последовательное усвоение понятий «слово», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, ее произвольность.

       Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Поэтому применение информационно – коммуникационных технологий в своей работе по обучению грамоте считаю актуальным.

        Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношения с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

        Цель моей работы по обучению грамоте – научить детей говорить связно и грамматически правильно.

        Наряду с традиционными методами обучения  эффективным методом подготовки к  обучению грамоте являются компьютерные игры, созданные в программе Microsoft Power Point. С их помощью я формирую у детей ориентацию в звуковой стороне слова, закрепляю умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняю и активизирую словарь, совершенствую звуковую культуру речи, развиваю связную речь.

        Огромным преимуществом применения игр – презентаций в работе с детьми является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить достаточно большой объем информации (текстовой, графический, звуковой). Такие игры позволяют мне внести в занятие новизну, элементы игры, детей привлекает звук, движение, анимация. С помощью игр – презентаций  я развиваю у детей познавательную активность, улучшаю произношение, расширяю  активный словарь, углубляю интерес к языку.

         Вторым преимуществом использования программы Microsoft Power Point я считаю доступность. Создание игр – презентаций не требует углубленных знаний и навыков программирования, их достаточно просто сделать.

        Следующим преимуществом  игры – презентации является ее мобильность. При необходимости можно внести изменения в содержание презентации за короткое время. Для игры можно использовать ноутбук.

       Использование интерактивных презентаций, в которых ребенок   выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает  различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.

         Игры-презентации  я использую в различных формах: индивидуально, с подгруппой детей и  как часть занятия с группой детей.

       Использование игр-презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.

         При использовании игр-презентаций повышается мотивационная готовность ребенка, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Вместе с тем  информационно-коммуникационные технологии использую в работе с детьми при соблюдении физиолого-гигиенических требований.

      Игры-презентации создаю как самостоятельно, так и пользуюсь информационными ресурсами сети интернет.

          Моя практика показала, что при подготовке к обучению грамоте необходимо использовать различные мультимедийные  презентации, которые несут в себе большой потенциал. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования   мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

    Игра – презентация «Где мой дружок» (Подготовке к обучению грамоте)

    Игра – презентация «Где мой дружок» (Подготовке к обучению грамоте)

    Игра рекомендуется для детей 5 лет.

    Цель:  продолжать учить детей интонировать и выделять в словах первый звук и находить  слова с одинаковыми первыми звуками.

    Ход игры. Педагог объясняет, что  слова, как и дети могут подружиться.  Слово ищет себе дружочка по одинаковому первому звуку.

    Сначала дети  называют слова в первой колонке  по порядку (сверху – вниз):  чашка, гусь, жираф, торт;  затем слова  во второй колонке:  гвозди, жук, тапки, часы. Педагог предлагает найти слову «гусь» «дружочка» во второй колонке. Кто нашёл, тот  ЛКМ щелкает по картинке. Слово – картинка «гусь»  передвигается к слову – картинке «гвозди», слова подружились. Игра продолжается, пока дети не найдут всем словам – картинкам друзей.

    Использование мультимедийных технологий при обучении грамоте дошкольников

    Прохорская Г. В., воспитатель МАДОУ детский

     (Слайд 1). Компьютеры окружают маленьких детей с рождения.. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером.. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, является компьютер.

     (Слайд 2). Я сторонник использования ИКТ при подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности, потому что считаю, что педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями.

     (Слайд 3) Использование информационных технологий при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка,,

     (Слайд 4) Активное внедрение информационных технологий в организацию образовательного процесса позволяет решать следующие задачи:

     o Вы видите на экране.

     (Слайд 5) Практика показывает, что при использовании мультимедийных технологий значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей, качество знаний у детей.

     (Слайд 6) Мультимедийные технологии имеют приемущество перед традиционными занятиями. Они предполагают одновременное использование различных форм представления информации:аудио-видеоизображения, анимацию текста. Таким образом вздействуя и через слуховой и через зрительный канал, создают условия для получения и усвоения информации.

     (Слайд 7) Проблема применения ИКТ - технологий в период обучения грамоте дошкольников актуальна для меня в настоящее время. Огромные возможности у программы Microsoft PowerPoint. В своей работе я успешно использую презентации, которые позволяют мне интенсифицировать процесс объяснения нового материала и регулировать объём и скорость выводимой информации посредством анимации. Приведу примеры игр, проводимых мной с детьми старшего дошкольного возраста при обучении грамоте.

     • (Слайд 8 - 10) ИГРА-презентация «Где мой дружок», цель которой в определении первого звука в слове и нахождении слова, начинающегося на тот же звук. Ее применяла в работе с детьми 5лет.

     • (Слайд 11) ИГРА «Найди буковку» на развитие фонематического слуха, мыслительных операций.

     • (Слайд 12) ИГРА «Какое слово хотел нарисовать художник» упражняет детей в выделении первого звука и составлении из них новых слов.

     • (Слайд 13) ИГРА «Рассели друзей по домикам» закрепляет навык детей в делении слов на слоги.

     (Слайд 14) ИГРА «Зашифрованное слово» формирует умение в преобразовании новых слов, развивает мыслительные операции.

     (Слайд 15) ИГРА «Потерялись животные» отрабатывает навык у детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.

     (Слайд 16) ИГРА «Найди пару» способствует развитию умения в выделении первого звука в слове, нахождении схожих звуков, парных согласных по твердости-мягкости.

     (Слайд 17 - 18) Для развития логического мышления, фонематического слуха использую игру «Ребусы».

     (Слайд 19) Игру «Повторим» использую для проведения, в том числе, и динамической паузы.

     (Слайд 20) Данные мультимедийные презентации создаю как самостоятельно, так и пользуюсь информационными ресурсами сайтов: Мааам. Ру (презентации по обучению грамоте для детей, Умничка (звуки м-м) по обучению грамоте.

     (Слайд 21) Конечно, мной соблюдаются элементарные санитарные нормы. По требованиям СанПиНа непосредственно-образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.

     (Слайд 22) Т. о., использование мультимедийных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения дошкольников и приводит к целому ряду позитивных результатов, которые вы видите на экране.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

    Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

    Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

    Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

    Данная консультация окажет помощь родителям в подготовке детей к обучению грамоте....

    Методическая разработка - "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

       В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с тр...

    Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

    Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместно...

    Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

    Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным. Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольн...

    Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».

    Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...