«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Бурса Олеся Васильевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

«Особые образовательные потребности и

создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»

 

 

 

 

                                                               

 

 Разработала тьтор: Бурса О.В

 

 

гСальск 2021г

     Развитые цивилизованные страны стремятся решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов и т.д. И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Анализ реальной ситуации, сложившейся в последние десятилетия, остро обозначил проблему: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее. Основные направления социальной политики направлены на решение проблем обучения детей с ОВЗ в школе и пребывания в дошкольном учреждении. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.  Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте, и своевременное оказание комплексной психолого- медико-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современные условия диктуют необходимость создания целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья как перспективы общедоступного и качественного образования.

 

1. Особые образовательные потребности и содержание специального образования детей с ОВЗ

 

Общие особые образовательные потребности, характерные для детей с ОВЗ     Особые образовательные потребности (ООП) - это необходимость организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей человека с отклонениями в         развитии.

Особые образовательные потребности различаются у лиц разных категорий, т.к. задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования.  

Общие образовательные потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ: получение специальной помощи средствами образования;  психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение,

направленное         на         установление         взаимодействия         семьи         и         ОУ;  

необходимость использования специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «особенных» путей обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; определение границ образовательного пространства (необходимо максимальное расширение образовательного пространства   за   счет расширения социальных контактов с широким социумом).                          Специфические требования образовательных 

потребностей         детей         с         ОВЗ 

Такие особые образовательные потребности обуславливают необходимость предъявления специфических требований к организации процесса обучения;  

организации

пространства; организации         временного         режима         обучения;  

организации обучения;  

рабочего         места         обучающегося;         к техническим         средствам

учебникам,

учебным         принадлежностям,         дидактическим         материалам         и

средствам

 

наглядности.  

Требования, которые предъявляются к организации процесса обучения: 

-необходимость использования специальных приемов организации учебнопознавательной деятельности обучающихся; обеспечение доступности учебной информации для восприятия; соблюдение регламента учебной нагрузки;  учет рекомендаций по соблюдению режима; рациональное чередование видов нагрузки; использование приемов, направленных на снятие напряжения;  -использование специальных учебников и учебных принадлежностей;  использование индивидуальной наглядности; соблюдение режима физических нагрузок.  

 

Требования, которые предъявляются к организации пространства:  безопасность предметно-пространственной среды; оборудование специальными приспособлениями помещений (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.);  обеспечение свободного доступа естественного света в кабинеты,        использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток; оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние нарушенных функций, доступность образовательной среды (использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ); использование технических средств комфортного доступа к образованию.        Обучение и воспитание детей с ОВЗ органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях, которые включают в себя: наличие современных специальных образовательных программ

(образовательных и коррекционно-развивающих); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, в том числе и технических, компенсации и коррекции; адекватную среду жизнедеятельности; проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами; предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями. Специальное образование детей  с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма: временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей. При обучении и воспитании детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартного образовательного учреждения, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.

 

2. Психолого -медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ 

 

     Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов и родителей.  Важен правильный подбор методов и приѐмов адаптации детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и т. п. В современной системе образования усилиями ученых и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребѐнку – индивидуальное сопровождение.  

Сопровождение- это система комплексной работы психологов, педагогов, медиков и других специалистов в помощи ребенку сделать осознанный самостоятельный выбор на всех этапах его жизненного пути.

Цель сопровождения – создать данному ребенку условия для его максимального личностного развития и обучения.

Основные задачи психолого- медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья: -помощь в преодолении кризисных ситуаций;

-помощь в создании условий для безопасного развития ребенка с ОВЗ;

-коррекция нарушений поведения ребенка с ОВЗ;

-формирование навыков поведения ребенка с ОВЗ в социуме.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение включает:

  • Наличие в штатном расписании специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, ассистент (помощник), тьютор).
  • Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
  • Разработка индивидуальной программы развития, в том числе коррекционной программы.
  • Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с индивидуальной программой развития.
  • Отслеживание динамики развития ребенка.
  • Консультации специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.
  • Анализ эффективности работы команды специалистов.
  • Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).

 

3. Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в   дошкольных образовательных учреждениях.

Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, документации дошкольного учреждения. 

Второй этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-медико-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.

Третий этап – совместная выработка рекомендаций (индивидуального маршрута и индивидуальной карты развития) для ребенка и родителей. Специалисты планируют комплексное сопровождение и помощь для каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.

Четвертый этап – консультирование всех участников сопровождения о путях, способах, видах решения проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выполнение индивидуального маршрута каждым участником сопровождения.

Пятый этап – анализ выполнения индивидуального маршрута всеми участниками. Оценка результативности и дальнейший анализ развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход.  

Реализация   индивидуального сопровождения (маршрута) детей в условиях учреждения   осуществляется   в следующих видах работы:

-психолого-медико-педагогическое сопровождение, как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности и успешного обучения; -социально-педагогическое сопровождение, как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, и самовоспитании, общении, образе жизни;

-коррекционная         работа,         как         система         коррекции,         компенсации         и реабилитационных мероприятий, проводимых и         разработанных         в учреждении.  

Для эффективности реализации необходимо создать следующие условия:   

  1. Предметно-развивающая среда. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка, его уровня развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Развивающая предметно-пространственная   среда должна быть для ребенка информативной, мобильной, коррекционной, доступной и удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовательной деятельности и самоутверждении.
  2. С детьми должны работать специалисты (педагог-дефектолог, педагогпсихолог, учитель- логопед и др.), которые должны уметь: устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате чего у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта в тот период, когда у него формируется образ "Я", и "Я-сознание".  Правильно выбирать способы постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывая его познавательные возможности. Определять способы передачи ребенку общественного опыта, соответствующие уровню его развития.
  3. Содержание, методы и приемы работы должны отвечать развивающему характеру обучения, требованию единства диагностики, коррекции и реабилитации. Строиться с учетом возрастных особенностей, на компенсаторных возможностях личности ребенка.
  4. Включение родителей в процесс индивидуального сопровождения происходит поэтапно. Сначала важно сформировать у родителей установку на активную воспитательную позицию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за своим ребенком и понимать его потребности и возможности, формировать у родителей адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком.
  5. Формирование у детей с ОВЗ адекватных форм взаимодействия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, о своих близких людях, а затем – о сверстниках. Взрослый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника в определенной ситуации и определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях, праздниках, выступлениях и т.д.) В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуациях.                                                                  

Психолого-медико-педагогическая работа в ДОУ предполагает интеграцию профессионалов различной направленности. Такая работа с ребенком планируется на определенный период времени, каждый специалист проводит динамический контроль по завершению развивающей программы, а также наблюдает за ребенком в повседневной деятельности, отслеживает динамику по уровню предложенных им заданий ребенку. Динамический контроль помогает специалистам отследить эффективность или неэффективность разработанного маршрута, внести соответствующие корректировки. Комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ позволяет ему благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"

Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

Проект «Создание специальных условий для развития и воспитания ребенка с тяжелой зрительной патологией(слепота)».

Присутствие в группе для детей с косоглазием и амблиопией незрячего ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности до...

"Как создать специальные условия для обучения и воспитания детей в зависимости от категории ОВЗ"

Данная публикация поможет разобраться воспитателю, в каких направлениях необходимо ему работать с детьми в зависимости от категории ОВЗ....

«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями...