Дидактические игры на развитие восприятия.
консультация по коррекционной педагогике

Кутько Екатерина Сергеевна

 

Восприятие – это познавательный психический процесс, в основе которого лежит целостное отражение образа предмета в совокупности его свойств и качеств. На первых этапах онтогенеза восприятие является ведущим познавательным процессом, т.к. младенец еще не владеет навыками произвольного запоминания, сосредоточения и не владеет речью. Поэтому именно восприятие обеспечивает ребенку контакт с внешним миром. Восприятие ребенка опирается не только на его ощущения, но и на прошлый опыт, из чего следует, что ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающую действительность, а учится этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_razvitie_vospriyatiya.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Дидактические игры на развитие восприятия.

Восприятие – это познавательный психический процесс, в основе которого лежит целостное отражение образа предмета в совокупности его свойств и качеств. На первых этапах онтогенеза восприятие является ведущим познавательным процессом, т.к. младенец еще не владеет навыками произвольного запоминания, сосредоточения и не владеет речью. Поэтому именно восприятие обеспечивает ребенку контакт с внешним миром. Восприятие ребенка опирается не только на его ощущения, но и на прошлый опыт, из чего следует, что ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающую действительность, а учится этому. Изначально ребенок воспринимает достаточно смутные образы, не выделяя в них главных и второстепенных признаков. Затем, по мере развития, развивается и восприятие. Оно уже является не просто набором определенных признаков, а представляет собой целостный образ какого-либо предмета. Так формируются сенсорные эталоны – знания и представления об основных свойствах окружающих предметов. Действия соотнесения предмета с эталоном предполагает некоторое упрощение предмета, отделение несущественных признаков и выделение главных, наиболее важных. Например, кружка – прямоугольная, но для того чтобы ребенок смог правильно соотнести форму и предмет ему необходимо отбросить ручку и возможные изгибы на кружке.

 На основе различных функций и свойств восприятия формируются и другие познавательные процессы, такие как память, мышление, внимание и речь. Поэтому восприятие является не просто ведущим психическим процессом в раннем возрасте, оно является главным фундаментом для дальнейшего формирования и развития всех психических процессов и развития ребенка в целом.

Существует 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

Наиболее развитыми и информативными для современного человека являются зрение и слух. Но не менее важными для полноценного развития маленького человечка также остаются осязание и обоняние.

Тактильное восприятие.

Кожная чувствительность как в древности, так и в современном мире остается достаточно важным источником информации о грозящей нам опасности. Так если мы дотронемся до горячего или острого предмета кожная чувствительность тут же «почувствует опасность» и мы отдернем руку, если по нам пробежит насекомое, которое может быть ядовитым, то мы тоже это почувствуем и сможем предпринять необходимые меры безопасности. Конечно, современный человек смог давно обезопасить себя от такого рода проблем, создав не нагревающиеся чайники и кухонные плиты, мази и спреи от насекомых, поэтому мы и не нуждаемся в дифференцированной кожной чувствительности.

Но для детей развитие осязания до сих пор остается одной из важных форм чувствительности. Ведь при стимуляции кожных рецепторов в работе задействован весь головной мозг развивающего ребенка. Именно поэтому так часто врачи-педиатры рекомендуют детские массажи, купания, растирания.

Для развития кожной чувствительности можно порекомендовать следующие игры с детьми:

“Поймай киску”

Нужно касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

“Чудесный мешочек”

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

“Узнай предмет по контуру”

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

“Что это?”

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

“Узнай фигуру”

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

“Узнай предмет по контуру”

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

“Догадайся, что за предмет”

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

“Найди пару”

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

“Что внутри?”

 Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

 Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Разноцветные мелки»

Цель игры: развитие тактильного и цветового восприятия

Материал: соль, цветные мелки, прозрачная баночка, лист бумаги.
Ход игры: На лист бумаги высыпается небольшое количество соли. Поверх нее кладется цветной мелок и начинаем катать им, таким образом разукрашивая соль, после чего ее высыпаем в прозрачную баночку. Все цвета насыпаем друг поверх друга, за счет чего получается красивая разноцветная баночка.  
Полученную соль можно использовать и как предмет декорирования групповой комнаты, так и дополнительный материал при оформлении поделок, аппликаций.

Обоняние

Через обоняние, так же как и через осязание человек получает всего 2% информации. У человека в процессе обработки запахов участвует весь мозг, в отличие от животных, где информацию о запахах перерабатывает специальная «обонятельная луковица».

Запахи имеют сложную химическую структуру.  Каждый рецептор обонятельной системы узнает «свой» участок в молекуле запаха и посылает полученную информацию в мозг, который и объединяет всю полученную информацию в единое целое. В распознавании одного запаха может принимать участие до тысячи нейронов головного мозга. Поэтому развитие обоняния такой же важный процесс, как и развитие зрительного восприятия.

Дети – чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие различных запахов без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Применение эфирных масел в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять эти средства для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, ароматные медальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Этот метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате.

Игра «рисование кремом»

Цель: развитие обоняния и тактильного восприятия

Материал: детский крем, подложка для рисования (деревянная дощечка), эфирные масла.

Ход игры: Выдавить на дощечку немного детского крема, в него добавить 1 каплю эфирного масла. Каждый ребенок подходит, нюхает запах и рассказывает о его качествах: сладкий/кислый, приятный/неприятный, нравится/не нравится, что также пахнет.

После этого каждый ребенок выбирает себе наиболее понравившийся аромат и накладывают крем с выбранным запахом на индивидуальную дощечку каждому ребенку, после чего просят нарисовать кремом на дощечке любую картинку, какую он захочет.

Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами – горький или сладкий. Например, если ребенок пробует несозревшую ягоду и чувствует, что она кислая, то смысл слова “не поспела” ему станет более понятен, особенно если он сравнит ее со вкусом спелой ягоды. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет (кружка, например). Иначе крикам родителей: “Не тронь – разобьешь!” – нет смысла.

Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий-толстый, гладкий – шероховатый, большой – маленький и т.д. – это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Например, если яблоко красное – значит спелое, или если на улице темно – значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними.

Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. Для усвоения величины хороший тренажер – конусная пирамидка. Покажите ребенку, как она разбирается, сделайте акцент на том, что кольца нанизываются в зависимости от их величины. Затем дайте ребенку самому проделать эти действия. И в случае ошибки, объясните, почему именно это кольцо не на своем месте.

“Разложи кубики по цветам” – тоже полезная игра. Предложите ребенку (1,5 – 2 лет) выбрать из большого количества одинаковых по размеру кубиков те, которые одного цвета, и сложить их в отдельную коробку. Игру можно усложнить, предложив ребенку разделить все кубики на кучки по цветам.

“Дразнилки” – игра на подражание. Показывайте ребенку разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором (двумя сложенными ладошками – движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.

“Вспомни ощущение”. Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

“Угадай овощ”. В тряпичный мешок положите разные овощи: картофель, лук, огурец, морковь, помидор (можно также добавить фрукты: яблоко, грушу, апельсин). Задача ребенка опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании тактильных ощущений определить, что за овощь или фрукт ему попался. Можно усложнить задание добавлением описания овоща, т.е. ребенок должен перечислить особенности данного корнеплода или фрукта: гладкий (или шероховатый), круглый (или овальный), похож на что.. и т.д.

“Угадай, чья рука” – игра сложная, требующая очень тонкого восприятия. Для начала ребенку нужно потрогать руку (или руки) мамы, бабушки, папы, дедушки и запомнить, какие их руки на ощупь. Затем с закрытыми глазами ребенок повторяет весь процесс и при этом пытается определить, чьи это руки. Сложнее проводить данную игру среди детей, потому что детские руки по тактильным ощущениям схожи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии восприятия пространства у дошкольников.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать ка...

«Построим башню». Дидактическая игра для развития восприятия цвета

Игра «Построим башню»Цель: Учить различать детей цвета по принципу «такой- не такой», выбирать нужный цвет из целого. (красный, воспитывать самостоятельность.Материал: крупные пластмассовые кубики 2 к...

Дидактические игры для развития восприятия природы

Игры направлены на обучение детей видеть прекрасное в природе, эмоционально откликаться на него; воспитывать гуманное отношение к природе....

Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Подбери наряд по цвету".

Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...