Рекомендации по воспитанию и обучению ребенка с глубоким нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

Кутько Екатерина Сергеевна

 

Трудно в одной брошюре рассмотреть все стороны образования и реабилитации слепого ребенка. Здесь будут представлены только некоторые рекомендации и правила, которые помогут вам найти взаимопонимание с ребенком и сделать его жизнь, насколько это возможно, безопасной и плодотворной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по воспитанию и обучению ребенка с глубоким нарушением зрения

Трудно в одной брошюре рассмотреть все стороны образования и реабилитации слепого ребенка. Здесь будут представлены только некоторые рекомендации и правила, которые помогут вам найти взаимопонимание с ребенком и сделать его жизнь, насколько это возможно, безопасной и плодотворной.

Во-первых, у любого малыша с нарушением зрения надо воспитывать самостоятельность. Он должен сам выполнять многие действия, особенно по самообслуживанию и передвижению в пространстве: одеваться, раздеваться, чистить зубы, наливать себе в стакан воду, кушать, спускаться и подниматься по лестнице, ориентироваться и передвигаться в квартире, дворе дома и т. д. Конечно, все эти навыки нужно специально формировать. Жалея ребенка и делая за него всю работу, вы окажете ему медвежью услугу, мешая обрести самостоятельность и независимость. У ребенка может не получиться с первого раза сделать какое-либо действие, например надеть носок. Будьте терпеливы. Показывайте ему, как это делать, еще и еще, пока у него не получится. Конечно, проще всё сделать    самим, так быстрее. Но тогда он никогда ничему не научится!

Во-вторых, вам необходимо подготовить ребенка сначала к детскому саду, потом к школе, чтобы он мог получить образование, профессию, устроиться на работу, создать семью, т. е. жить полноценной, не зависимой от родителей жизнью.

 

Ознакомление с окружающим миром, игра
и приучение к самостоятельности

То, что вам кажется вполне естественным и простым, может представлять большую трудность для ребенка с нарушением зрения. Наберитесь терпения и покажите ему всё, что необходимо знать детям его возраста, не думайте, что если он не видит, то ему не нужно или неинтересно знать некоторые вещи, знакомиться с предметами и т. д. Если зрячие дети стихийно узнают об окружающем мире, то детей с нарушением зрения (особенно слепых) надо специально знакомить с ним. Ребенок не узнает, как выглядит кошка или собака, если вы специально не дадите ему в руки этих животных. Нужно взять руки малыша и вместе с ним тактильно (руками) осмотреть животное. Следует показать, где у животного туловище, лапы, голова и остальные части тела (уши, глаза, нос, зубы, хвост, когти); подробно рассмотреть морду животного, объяснить, что такое шерсть, у кого еще она может быть и т. д.

Необходимо показывать ребенку не только предметы, но и действия, которые выполняют члены семьи. Он может знать названия действий и даже использовать их в своей речи, но совершенно не представлять, что стоит за этими словами.

Вы, наверное, знаете, что лучше один раз увидеть, чем сотню раз услышать. Особенно это касается детей с нарушением зрения. Даже самое подробное, на ваш взгляд, описание не заменит непосредственный контакт с предметом или непосредственное участие в процессе. Вы можете просто сказать: «Я готовлю ужин», но для ребенка с нарушением зрения — это мало о чём говорит: для него это только набор звуков и запахов. Вы должны показать ему, из чего и как вы готовите ужин, показать ему свои действия. Разрешайте ребенку помогать вам на кухне, сажать растения в огороде, стирать, но не забывайте о его безопасности.

У детей с нарушением зрения нередко появляется вербализм, когда они активно используют в речи слова, даже могут объяснить их смысл, но при этом совершенно не представлять тех предметов и действий, о которых говорят. В нашей практике ярким примером вербализма был случай на занятиях по пространственной ориентировке с двумя юношами 15 и 17 лет. Они оба учились дистанционно в общеобразовательной школе с использованием программы Skype.

Одной из задач занятий по пространственной ориентировке было изучение маршрутов, которые состояли из некоторых блоков. Например, блок первый: «идти по тротуару, следя тростью по правой стороне до угла». Мы предварительно решили закрепить знания учеников о таком понятии, как «угол», поскольку было необходимо составлять и тактильные карты маршрутов. Предложили молодым людям карточку, на которой были изображены три вида углов (прямой, острый и тупой) и попросили найти из предложенных вариантов прямой угол. Наши подопечные с этим и другими заданиями не справились. Правда, были отдельные правильные ответы, но это было случайное угадывание. Когда спросили, что такое угол, оба ученика совершенно верно ответили, назвали и виды углов. В общем, нам был практически дословно пересказан параграф учебника из курса геометрии. Но когда попросили показать в классной комнате хотя бы один угол, сделать это нашим воспитанникам не удалось.

Задание было дано на дом. На следующий день ситуация повторилась. Исключением был только один из юношей, поведавший, что у него дома в комнате на шкафу есть один угол и он знает об этом совершенно точно. Родители с недоумением говорили нам, что они целый вечер читали им учебник геометрии и, на их взгляд, дети хорошо усвоили эту тему и им непонятно, почему мы, педагоги, недовольны знаниями их детей. Тогда мы потратили достаточно много времени, чтобы объяснить родителям, что просто рассказывать и читать — этого недостаточно. Необходимо подкреплять слова практическими действиями или наглядным материалом. К сожалению, есть основание предположить, что «углы» — это не единственный пробел в представлениях этих юношей.

Поэтому имейте в виду, даже если вам кажется, что ребенок всё уяснил и имеет точное представление о тех или иных явлениях и предметах, следует на практике проверить, насколько действительно им это хорошо усвоено. Помните, слепой ребенок будет иметь представление только о тех вещах, которые ему непосредственно показали.

Ребенок никогда не будет знать, что снег холодный и имеет свойство падать с неба, если вы ни разу не дадите ему возможность побывать на улице во время снегопада, ощутить его лицом, потрогать руками, понять все свойства этого удивительного явления природы (из него можно лепить, он тает…). Оглянитесь вокруг себя — всё, что интересно вам, интересно и вашему ребенку.

Конечно, не все предметы и явления можно потрогать руками, например такие, как небо, космос, радуга, животные дальних стран и т. д. Но тогда по возможности нужно максимально дать ребенку ознакомиться с макетами, муляжами, чучелами, рельефными рисунками. Конечно, нелегко объяснить тому, кто никогда не видел, насколько высоко над ним небо, что такое «солнце в небе спряталось за тучу» и многие другие вещи. Стоит помнить, что, предлагая ребенку игрушку, например игрушечное солнце, надо обращать его внимание на то, что это именно игрушечное солнце так выглядит, а оно тоже может быть разным. У игрушечного солнца даже могут быть ручки, ножки, глазки и рот, но это всё равно будет именно игрушечное солнце, так как у него будет круг в основании и лучи — основные признаки солнца. Но настоящее солнце выглядит по-другому, оно похоже на шар, а игрушечное может быть и шаром и кругом. У настоящего солнца нет таких лучей, которые можно потрогать, как у игрушки, но оно своим теплом согревает землю, потому что оно очень горячее.

Аналогичные сравнения стоит проводить со всеми игрушками, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что петухи ходят в сапогах, коровы и козы ходят на двух задних ногах и т. д. Поэтому, если есть возможность, приобретайте малышу игрушки, максимально похожие на настоящих животных: у коз, коров и других животных каждая нога отдельно, уши у зайца так же раздельные и т. д. Чтобы корова не была похожа на животное с двумя широкими ногами, а заяц — на животное с одним большим ухом. Когда хотите купить игрушку, просто закройте глаза и осмотрите ее сами тактильно. Если вам понятно, что это за животное, и игрушка приятная на ощупь, то можете покупать.

Что касается понятия высоты, то здесь много сложностей. Маленькие слепые, как и зрячие дети, не боятся высоты. Может потребоваться довольно много времени, чтобы слепой ребенок осознал, что такое «высоко» и «далеко», ведь его пространство кончается там, где кончается его рука или трость. Чтобы слепой человек понял, какого размера, например, комната, ему необходимо досконально обследовать периметр этой комнаты. Чтобы узнать, насколько высоки потолки в комнате, нужно, если это возможно, или поднять ребенка на руки, дабы он смог своей рукой посмотреть, где потолок, или дать ему длинную палку, и с ее помощью он инструментально оценит расстояние до потолка.

Одна мама рассказывала нам, что ее четырехлетний ребенок, когда никого не было в комнате, брал плинтус, приготовленный для будущего ремонта, и осматривал им потолок и люстру в комнате. При помощи трости или другого похожего длинного предмета можно также посмотреть, насколько глубокая яма или насколько далеко находится, например, земля от человека, который выглядывает из окна первого этажа.

Предлагайте ребенку играть не только с игрушками, но и с настоящими предметами. Он должен иметь представление о том, как выглядят настоящая посуда, инструменты и т. д. — главное, помните о безопасности ребенка.

Не забывайте играть с ним в самые обычные игры, в которые сами играли в детстве: «Дочки-матери», «Больница», «Магазин» и т. д. Детям необходимо приобретать навыки, которые им понадобятся в будущей взрослой жизни. Стоит помнить и о том, что с мальчиками нужно иногда играть в куклы, катать их в коляске, а с девочками — в машинки, строить гаражи. Зрячие мальчики видят, как девочки в детском саду пеленают кукол. А слепым мальчикам это недоступно. Если вы не будете играть с ребенком в куклы и не покажете, как пеленать, кормить,    катать в коляске, то он не будет иметь об этом представления.

Предоставляйте ребенку возможность ощущать разные запахи. Например, запах цветов, овощей, фруктов, духов, бытовой химии (стиральный порошок, хлорка, краска и т. д.), запах свежих и испорченных продуктов питания, речного песка, дыма от костра, осенних листьев и т. д. Обязательно объясняйте ему, что означает каждый запах, какой из них и в какой ситуации может нести опасность, продукты с каким запахом можно употреблять в пищу,      а с каким нет, как можно нюхать опасные и незнакомые запахи. Ребенок должен научиться узнавать различные запахи. Такие занятия могут проводиться во время вашей обычной работы по дому: развели в ведре хлорку, появился запах, скажите малышу, что так пахнет хлорка; более взрослому ребенку лет четырех–пяти можно доступным языком рассказать, для чего она используется, какие меры предосторожности нужно соблюдать при контакте с этим веществом.

Игрушки у детей должны быть из разного материала. Не нужно думать, что игрушки для ребенка с нарушением зрения должны быть обязательно озвучены (если мягкие игрушки, то непременно поющие песни и т. д.). Они должны быть максимально похожими на натуральные объекты (звери, машинки, овощи, фрукты и т. д.), быть разными по фактуре (гладкие, шершавые, в рубчик и т. д.), материалу (дерево, пластик, мех, резина и т. д.) и величине. Ребенку могут не нравиться некоторые поверхности. Часто дети с нарушением зрения не любят игрушки, сделанные из меха. Не настаивайте, просто предложите их позже. Новые игрушки и фактуры нужно предлагать очень осторожно. Главное, чтобы они были безопасными! Пока ребенок совсем маленький, игрушки и погремушки можно привязывать к кроватке, чтобы малыш не потерял их. У каждой игрушки должно быть свое место, не перекладывайте игрушки, не показав ему (объяснив, дав потрогать новое место), куда вы их переложили.

Рассказывайте, что издает те или иные звуки, какие опасны, какие нет. Например, включенный пылесос шумит громко, но он не опасен. Предупреждайте ребенка, если собираетесь включить громкий звук.

 

Учите ребенка выражать эмоции мимикой
и жестикуляцией

У зрячих детей мимика формируется по подражанию взрослым. А ребенок с нарушением зрения не видит того, что происходит на лицах у родителей в той или иной ситуации, поэтому мимика у него обычно маловыразительная или вовсе отсутствует. Первая улыбка как у зрячего, так и у слепого малыша естественным путем появляется примерно в два месяца. Если у него не возникнет ассоциации улыбки с положительными эмоциями, то улыбка и другая мимика могут исчезнуть с лица ребенка и их придется «восстанавливать» на занятиях у тифлопедагога, а это процесс достаточно сложный.

Давайте ребенку с нарушением зрения «посмотреть» ваше лицо с помощью рук, когда оно отражает разные эмоции. Помогите ему внимательно обследовать его. Объясните, в каких ситуациях на лице возникает подобная мимика. Тактильное обследование лица взрослого является для слепого ребенка единственным способом узнать, как проявляются эмоции на лице человека. Но нужно следить за тем, чтобы малыш понимал, что трогать лицо можно только по обоюдному согласию того, кто хочет посмотреть, и того, у кого хотят посмотреть.

В процессе работы со слепыми детьми и взрослыми мы заметили, что некоторым кажется, что если они «осторожно и тихонечко» что-либо посмотрят, то этого никто не заметит. Сто́ит обращать внимание слепых детей на то, что окружающим заметно всё, что делает стоящий рядом человек (в том числе слепой). Кроме того, люди всегда чувствуют, если к ним прикасаются, просто они не всегда показывают, что почувствовали прикосновение.

Родителям следует помнить, что проявление эмоций на человеческом лице не ограничивается улыбкой. Если ребенок способен улыбаться, родители не обращают внимания на то, что его лицо совершенно не выражает другие эмоции. Как-то в дружеской беседе с мамой и сыном (сыну на тот момент было около тридцати лет) зашел разговор о мимике. У молодого человека в целом лицо можно было назвать маловыразительным, так как единственным проявлением эмоций у него была улыбка, а лоб и вся верхняя часть лица была неподвижна. Мы начали разговор о том, что у некоторых слепых имеются проблемы с выражением эмоций, на что мама молодого человека удивленно сказала нам, что это, на ее взгляд, странно, поскольку у своего сына она никаких проблем не замечает, ей кажется, что у него мимика вполне нормальная. Хотя сам молодой человек не отрицал, что, возможно, у него есть некоторые проблемы с мимикой.

Подобная ситуация возникла на занятиях с двадцатилетней девушкой с РН, остаточное зрение у нее было только в виде светоощущения. На протяжении месяца занятий ориентировкой мы не замечали, что у нее могут быть проблемы с мимикой, так как уж очень обаятельно она улыбалась, а случая проявить отрицательные эмоции на наших занятиях не возникало. В ходе занятия я произнесла следующую фразу: «Он нахмурился, сдвинул брови и поморщился…». Тогда наша ученица спросила: «Нахмурился… Это как?».

Тут и выяснилось, что она, кроме улыбки, не знает, как люди демонстрируют чувства и эмоции и как иногда только по лицу можно понять, что думает человек по тому или иному поводу. Времени на занятия мимикой у нас не было, наша командировка заканчивалась, но мы всё же попытались расширить представления девушки о мимике. Она осматривала руками мое лицо, когда я изображала те или иные эмоции. Я хмурилась, удивлялась, поднимая брови вверх и расширяя глаза… Удивлению девушки не было предела. Оказалось, что ее лоб ей совершенно неподвластен. Когда было весело и смешно, она улыбалась, когда были другие ситуации, ее лицо каменело, ни одна мышца не меняла своего положения. Мы сумели добиться того, что она более-менее научилась хмуриться. Самое главное, чтобы она научилась выражать эту эмоцию мимикой в соответствии с ситуацией.

Проблемы с мимикой могут быть и у слепых детей, имеющих форменное (предметное) зрение, а также у слабовидящих детей. Ребенок может зрительно различать людей, и поэтому может показаться, что он видит достаточно хорошо. Но на самом деле он не видит на расстоянии мимику людей, направление взгляда и т. д. Для таких детей лицо человека выглядит как набор темных пятен. Поэтому детям с плохим зрением тоже нужно давать возможность тактильно осмотреть проявление различных эмоций на лице, особенно, если вы заметили, что у ребенка скупая, маловыразительная мимика или она вообще отсутствует.

У детей — инвалидов по зрению часто возникают трудности и в использовании жестов. Только подумайте, сколько информации мы сами выражаем жестами и сколько получаем информации от жестов людей! Это покачивание головой в знак согласия или отказа, взмах рукой в знак приветствия или прощания, пожимание плечами, поднятый большой палец, демонстрирование кулака и многие другие жесты.

Важно формировать у ребенка даже такой навык, как поворот головы и лица в сторону человека, с которым он разговаривает. На это надо специально обращать внимание малыша. Также нужно приучать его во время выполнения практических действий поворачивать лицо и немного наклонять голову к рукам. Помните, что для адаптации в социуме ребенок с нарушением зрения должен уметь вести себя так, как ведут себя зрячие люди. Иначе он будет выглядеть нелепо, особенно для людей, которые никогда не сталкивались с инвалидами по зрению.

Одна слепая от рождения девушка сказала нам, что она знает несколько жестов, которые используют зрячие люди, но не пользуется ими, так как боится, что сделает это неправильно и неуместно. Поэтому приучать детей к жестикуляции нужно с раннего возраста, чтобы она стала для них совершенно естественной и непринужденной. Высшим уровнем владения жестами и мимикой является их свободное использование в ходе общения. Кстати, зрячих детей тоже специально обучают жестам: «Бабушка пошла в магазин. Помаши бабушке ручкой». После таких тренировок ребенок начинает сам использовать жесты. Отличие в том, что зрячий ребенок может овладевать различными жестами, подражая взрослым, а слепого ребенка нужно этому специально обучать.

Например, положите руки ребенка себе на плечи и покажите ему, как вы пожимаете плечами, когда говорите «не знаю». Обучать жестам можно специально в свободное время, но лучше непосредственно тогда, когда этот жест применим, чтобы ребенок понимал, когда уместно его использовать. Вы можете показать ребенку жесты, а потом, когда возникнет подходящая ситуация, напомнить ему жест и попросить продемонстрировать движение. Отрабатывать жесты и мимику можно во время ролевых игр с ребенком.

В детских садах и школах есть специальные (коррекционные) занятия под названием «Мимика и пантомимика». На этих занятиях тифлопедагоги специально занимаются развитием мимики и жестикуляции. Но не следует полностью полагаться только на эти занятия и думать, что в школе ребенка всему научат. Корректировать навыки всегда сложнее, чем вовремя их формировать. Помните, что для ребенка родители являются очень важными учителями.

У каждой вещи должно быть свое место

Для людей с нарушением зрения, особенно для слепых, огромное значение имеет порядок. Обязательно старайтесь его поддерживать и сохранять определенное место для каждой вещи или игрушки. Например, постоянное место корзины с игрушками находится около письменного стола. Вы это видите, поэтому если даже забудете об этом, то легко найдете ее, когда она вам понадобится. Ребенку с глубоким нарушением зрения приходится всегда помнить о месте расположения корзины, иначе он не сможет быстро найти нужную ему игрушку.

Другой пример. Если погремушка лежит в левом нижнем углу кроватки, покажите ребенку ее, прикасаясь к ней его рукой, предупреждайте, если собираетесь переложить вещь. Попросите ваших родственников и друзей тоже следовать этому правилу и не перекладывать вещи. Некоторым зрячим людям кажется, что нет ничего страшного в том, чтобы передвинуть вещь, например на другую сторону стола, ведь она продолжает лежать на столе. Зрячим людям так кажется! На самом же деле, если ребенок положил игрушку в правый нижний угол стола, то он именно там и будет ее искать. Если он ее не обнаружит, то может подумать, что ее совсем убрали со стола. Начнет нервничать, ему потребуется достаточно много времени, чтобы найти игрушку. Перекладывание вещей без предупреждения очень расстраивает слепых людей любого возраста.

Еще одна проблема, которую часто создают слепым людям нормально видящие. Они кладут вещи туда, где их только что не было и быть не должно. Такие ситуации заставляют слепого человека жить в постоянном напряжении и ожидании подвоха. Поэтому просто возьмите за правило класть вещи на свое место, не передвигать и не перекладывать те из них, которые положил человек с нарушением зрения, и особенно не ставить предметы там, где они не должны быть.

 

Когда можно дать слепому ребенку
белую трость?

Белая длинная трость помогает слепым людям безопасно передвигаться в пространстве. Маленького ребенка (до трех лет) нужно учить передвигаться и ориентироваться без использования трости. Но учить передвигаться и ориентироваться нужно обязательно!

Обычно в знакомом пространстве (например, в квартире) слепые дети после некоторой практики начинают ориентироваться очень хорошо. Нужно поощрять ребенка ориентироваться и передвигаться самостоятельно, естественно, под вашим присмотром.

Часто слепые дети мало двигаются и не активны. Зрячих детей стимулируют двигаться, вставать на ноги, ползти и идти яркие предметы или интересные события, которые они увидели. Слепых маленьких детей, как правило, может мотивировать к движению только голос родителей. Поэтому необходимо специально стимулировать слепого ребенка к движению: звать его, шуметь его любимыми игрушками, играть в подвижные и пальчиковые игры, доступные маленьким детям, которые также доступны и слепым малышам («Ладушки», «Сорока-ворона», «Мишка косолапый по лесу идет» и т. д.).

Слепым малышам необходимо научиться ходить, бегать, прыгать — в общем делать всё то, что делают их зрячие сверстники. Пока ребенок не умеет самостоятельно ходить, можно готовить его к тому. Для этого надо поставить ступни малыша на свои ступни и осторожно шагать одновременно с ним, тем самым имитируя настоящую ходьбу. Когда ребенок ее освоит, его можно будет немного потренировать в самостоятельной ходьбе и легком беге. Для этого необходимо найти свободное от препятствий пространство с ровным полом. Вы будете «убегать», постоянно подзывая ребенка, а он будет вас «догонять». Здесь важно достаточно часто попадаться ребенку и хвалить его за успехи.

Как-то одна мама спросила нас, почему ее дочь отказывается идти вперед в комнате, когда ей это предлагают. «Она же знает, что впереди ничего нет», — недоумевала мама. Да, действительно, слепой ребенок может знать, что впереди ничего нет. Но попробуйте сами завязать себе глаза и пройтись. Вы легко убедитесь, что это очень некомфортно, особенно в незнакомом или малознакомом пространстве. Поэтому если ребенок не идет, значит, скорее всего, у него есть на то причины, значит ему некомфортно. Исправить ситуацию достаточно просто. Для этого надо, чтобы два хорошо знакомых ребенку человека встали напротив друг друга. Сначала, например, ребенок стои́т рядом с мамой, а папа зовет его к себе. Во время движения ребенка оба родителя должны подбадривать и хвалить его. Когда малыш дойдет до папы, то еще раз похвалить его и повторить игру: теперь его будет подзывать к себе мама.

Ребенка необходимо учить не только ходить, но и обследовать пространство и ориентироваться в нём. В детской комнате, а затем и во всей квартире ему надо дать возможность изучить сначала предметы, расположенные по периметру комнаты. Начинать нужно от кровати малыша. Каждый раз двигаясь в одном направлении, надо обследовать предмет за предметом. Одним из основных на первоначальном этапе, когда слепой ребенок впервые познает пространство, будет условие не передвигать мебель и другие предметы в комнате.

По мере подрастания малыша следует расширять пространство, в котором он будет играть, передвигаться и, следовательно, ориентироваться. Наверное, вы согласитесь, что передвигаться, постоянно следя рукой по стене, — метод, хороший для ориентирования ребенка в своей квартире, но неспособный дать достаточно возможностей для самостоятельного и эффективного передвижения на улице.

Если вы действительно хотите дать малышу возможность быть самостоятельным, то очень важно, чтобы в будущем он научился пользоваться белой тростью. Белая трость — незаменимый помощник в самостоятельном передвижении и ориентировании человека с глубоким нарушением зрения, она позволяет передвигаться максимально независимо от помощи зрячих людей. Встречаются случаи, когда белая трость для самостоятельного передвижения нужна не только слепым, но и слабовидящим. Например, если человек страдает нарушением темновой адаптации (куриная слепота), сужением полей зрения и т. д.

Для овладения ребенком техникой передвижения с по-мощью трости в будущем нужно будет обратиться к тифлопедагогу, который занимается обучением пространственной ориентировке. Именно такой специалист сможет научить вашего малыша приемам безопасного передвижения в открытом пространстве (на улице). Возможно, вашего ребенка будут обучать приемам использования трости в специальном детском саду или школе. Но подготовить его к передвижению с тростью и дать первые уроки владения ею вы сможете сами.

Конечно, ребенку не удастся сразу активно использовать трость по назначению, так как для него, только начинающего познавать премудрости самостоятельного передвижения, она является еще слишком сложным инструментом: инструментальное обследование само по себе — достаточно непростая задача. На подготовительном к использованию трости этапе будут полезны такие приспособления, как пластмассовый гимнастический обруч и игрушка-каталка (например, длинная палка, к концу которой прикреплена машинка или бабочка на колесиках). С помощью этих нехитрых приспособлений ребенок узнает о наличии препятствий (стена, дерево и т. д.) и изменении уровня поверхности пола (порог, лестница и т. д.) впереди и остановится. Тем самым он убережется от ударов, что сделает его передвижение более безопасным и не будет провоцировать возникновения чувства страха при самостоятельном передвижении и боязни столкновения с пред-метами.

При использовании обруча ребенок держит его наклонно так, что одна точка обруча касается земли, а другая (противоположная) находится у малыша в руках. При передвижении он толкает обруч впереди себя. Когда тот на что-то натыкается, это значит — нужно остановиться, поскольку впереди находится препятствие. Если же обруч «прыгнул» вниз, вам необходимо обратить на это внимание ребенка и сообщить, что впереди находится ступенька (ступени, бордюр, яма) вниз. Именно взрослый должен обращать внимание малыша на эти вещи. Позже ребенок, конечно, сможет самостоятельно правильно понимать информацию, полученную от обруча или игрушки-каталки.

Обучение лучше начинать в помещении, например дома. Но в собственной квартире ребенок уже может всё хорошо знать и не будет ощущать потребности в использовании какого-либо предмета для передвижения. Поэтому в 3–4 года (здесь нужно исходить из способностей и желания ребенка передвигаться) будет просто необходимо предоставлять ему возможность самостоятельно ходить с обручем или игрушкой-каталкой в незнакомом пространстве, например на улице. Можно даже специально организовать игру-лабиринт, расставив на пути предметы, для того чтобы тренировать у ребенка способность обнаруживать и обходить препятствия. Когда вы почувствуете, что у малыша есть потребность активно познавать пространство, а обруч для него уже слишком громоздкий, то можно дать ему трость.

Заметим, что в России пока не выпускаются специальные трости для детей. Импортные детские трости найти достаточно сложно. Вы можете использовать самостоятельно изготовленную легкую, но прочную палочку. Также можно использовать трости из стеклопластика, которые изготавливают в г. Бийске. Они представляют собой цельный ствол, часть которого составляет конус длиной 60 см, а остальная часть — прямая трубка со съемной ручкой. Вы можете самостоятельно снять ручку, обрезать трость до нужной длины и надеть ручку обратно. Трость для ребенка должна быть не длиннее, чем до подбородка, или не доходить до него 10–15 см.

Лучше начинать обучение использованию трости в помещении, т. е. дома, чтобы к тому времени, когда ребенок выйдет на улицу, он уже был с ней знаком, понимал ее функции, владел некоторыми способами ее использования. Функции использования трости остаются на этом этапе теми же, что и при использовании обруча (обнаружение препятствий и изменение уровня пола или дорожки). Но, однако, трость ребенок держит не двумя руками, как при передвижении с обручем, а одной (ведущей) рукой. Конечно, он не будет ходить с тростью дома. Здесь она ему просто не нужна. Но вы можете в квартире показать ребенку, для чего может понадобиться трость.

Для начала достаточно просто показать, что тростью можно обследовать предметы, находить препятствия и даже определять, из чего сделаны предметы. Сделать это можно следующим образом: вложите в руку ребенка ручку трости, затем своей рукой обхватите его кисть вместе с ручкой трости и в таком положении совместно обследуйте (ощупывайте) предметы. Постоянно обговаривайте всё, что вы совместно с ребенком находите тростью. Например: «Мы с тобой что-то нашли. Это мягкое. Давай тростью посмотрим размер… Размер большой! Давай вспомним, что у нас стояло вдоль стены большое и мягкое? Правильно, это диван. Он стои́т вдоль правой стены!» Также просите ребенка рассказывать обо всём, что он находит тростью. На это дети способны примерно        с 4–5 лет.

Не следует брать ствол трости в то время, когда ребенок держит ее за ручку, это очень некомфортно для него (как и для взрослого слепого человека). Объясните ему, что наконечник трости должен быть направлен вниз:      наконечник должен «идти» всегда впереди и не подниматься выше колена.

Есть специальные реабилитационные центры для взрослых слепых и слабовидящих, где инвалидов по зрению обучают использованию трости и навыкам самообслуживания. Федеральные центры в России находятся        в г. Бийске (Алтайский край) и г. Волоколамске (Московская область). В некоторых городах, например в Санкт-Петербурге, действуют небольшие местные реабилитационные центры. К сожалению, в эти центры принимают людей с нарушением зрения только после 18 лет. Советую вам не дожидаться этого возраста и стараться своими силами обучать ребенка самостоятельному передвижению (ознакомившись с литературой или опытом взрослых людей с нарушением зрения, а также родителей детей с нарушением зрения), и чем раньше, тем лучше. Пока ребенок активно не пользуется белой тростью, пусть она хотя бы находится среди его игрушек, чтобы он привыкал к ней с раннего детства.

 

Создавайте ориентиры и учите ребенка
ими пользоваться

Ориентирование в квартире и доме слепому ребенку облегчают различные приспособления — ориентиры. Ими могут быть повешенные над дверями колокольчики с разными «голосами». Колокольчики подскажут ребенку, в какую именно комнату он вошел, а также оповестят (просигналят) о входящем в комнату человеке.

Ориентирами могут служить коврики перед дверями и рельефные знаки на дверях или стенах в различных комнатах на уровне рук ребенка. Можно использовать в качестве ориентиров постоянно присутствующие в одном и том же месте предметы и звуки. Вам только необходимо обратить на них внимание ребенка и научить пользоваться ими. Например, тикающие часы в спальне, звук работающего холодильника на кухне и т. д.

 

Обращайте внимание на безопасность

Любого ребенка можно научить элементарным навыкам отслеживания собственной безопасности. Покажите ему все препятствия в доме, заранее предупреждая о том, что ему сейчас встретиться: «Сейчас перед тобой будет порог. Найди его ножкой, наклонись и потрогай его ру-ками».

Для начала сделайте всё, чтобы ваша собственная квартира была безопасной для ребенка. Убирайте предметы с краев мебели (столов, низких полок) или установите бортики. Недопустимо оставлять полуоткрытыми межкомнатные двери и дверцы шкафов! Закрывайте дверцы шкафов, задвигайте все ящики. Межкомнатные двери держите полностью открытыми или полностью закрытыми.

По возможности сделайте отметки перед опасными предметами и участками жилого помещения. Например, на даче перед лестницами, бордюрами выложите плитку разной фактуры, чтобы ребенок мог почувствовать ее ступнями ног. Положите в квартире коврики возле дверей или порогов. Благодаря таким ориентирам, ребенок, во-первых, будет знать, где находится, а во-вторых, предупрежден об опасных участках.

Постарайтесь сделать пол максимально ровным: замените ковры, у которых загибаются края, или даже прикрепите ковер к полу, чтобы предотвратить его загиб, заклейте стыки на линолеуме и т. д. Если у вас есть лестница, обязательно должны быть перила и по возможности      ориентир (пол с другой поверхностью), чтобы ребенок     не упал.

Одним из самых опасных мест в квартире является кухня. Не оставляйте кастрюли на краю плиты, острые и горячие предметы в пределах доступности ребенка. А еще лучше, если на кухне он будет под вашим постоянным наблюдением. Не позволяйте маленькому ребенку быть на кухне, когда вы заняты приготовлением еды, так как в это время не можете проконтролировать должным образом его безопасность.

Чтобы понять опасности и проблемы, поджидающие вашего ребенка, попробуйте завязать себе глаза и походить по квартире. Попросите сделать это и других людей, проживающих с вами. После таких экспериментов легче будет определить опасные места.

Покажите ребенку все эти места во дворе дома (колодцы, канавы, лестницы, бордюры, клумбы и т. д.), объясните, что это такое и что может произойти, если не быть осторожным. Но не впадайте в другую крайность: излишнюю опеку. Позволяйте ребенку бегать, играть в спортивные игры, строить куличи из песка. Разрешайте и поощряйте его общение с другими детьми во дворе, попытайтесь объяснить им, что он плохо или совсем не видит. Познакомьтесь с родителями гуляющих во дворе детей.

* * *

Появление в семье слепого ребенка, как и зрячего, — это счастье для родителей и других ее членов. Занимайтесь с ним, обучайте, воспитывайте его, но обязательно оставьте место в вашей жизни для себя, других членов семьи, супруга (супруги), других ваших детей.

Ребенок с нарушением зрения не должен забирать абсолютно всё ваше время, лишать хобби и других радостей жизни. Если вы будете жить только для него, то он будет слишком сильно зависеть от вас в будущем, не сможет самостоятельно организовывать свое время. Это лишит его самостоятельности, и ему будет сложно принимать решения. Если вы откажетесь от всего ради ребенка, то он не станет от этого счастливее. Семья не должна разрушиться только из-за того, что у малыша нарушено зрение.

Обязательно учитесь доверять педагогам, которые будут работать с ребенком. Это важная часть в его социальном развитии, так как в детском саду и школе он будет находиться без вас. Он должен уметь общаться с посторонними людьми без присутствия родителей.

У незрячего ребенка есть право быть таким, как все: окончить школу, получить специальность, иметь собственную семью, растить и воспитывать своего ребенка… Каким и насколько длинным будет этот список, во многом зависит от родителей. Хотя нельзя отрицать и тот факт, что все люди совершенно разные: у одних активная жизненная позиция и постоянное стремление познать что-то новое, другие же люди не менее счастливы от тихой, спокойной, размеренной жизни. Наступит момент, когда незрячему ребенку придется самому строить свою жизнь. Ваша задача — подготовить его к этому!

И наконец, сто́ит помнить, что все могут совершать ошибки. Важно просто любить своего малыша таким, какой он есть, искренне желать ему счастья, поддерживать во всех начинаниях и верить в него. И тогда ваш ребенок отблагодарит вас успешной учебой, целеустремленностью и своими, может и небольшими, но собственными успехами и достижениями!

 

 

Рекомендуемая литература

  1. Антонов, А. Г. Профилактика развития ретинопатии недоношенных при лечении детей, находящихся в критическом состоянии [Текст] / А. Г. Антонов, Е. Н. Байбарина // Профилактика и лечение ретинопатии недоношенных : материалы симп. — М., 2000. — С. 17–19.
  2. Воспитание и обучение слепого дошкольника [Текст] / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. — 2-е изд., с изм. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2005. — 265, [2] с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих). — Библиогр.: с. 261–266.
  3. Денискина, В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина. — Уфа : ИЦ Филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. — 63 с. — Библиогр.: с. 62–63 (6 назв.).
  4. Денискина, В. З. Учимся улыбаться [Текст] / В. З. Денискина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2008. — 40, [3] с. — (Заочная школа для родителей). — Библиогр.: с. 42.
  5. Солнцева, Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста [Текст] / Л. И. Солнцева,   С. М. Хорош. — М. : ВОС, 1983. — 67 с. — В надзаг.: Всерос. о-во слепых. — Библиогр.: с. 66 (13 назв.).
  6. Факторы риска и прогнозирование ретинопатии недоношенных [Текст] / Е. И. Сидоренко, И. И. Аксенова,    В. П. Гераськина, И. Б. Асташева [и др.] // Рос. мед. журн. — 2000. — № 5. — С. 30–33.
  7. Фильчикова, Л. И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция [Текст] : метод. пособие / Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. — М. : Полиграф сервис, 2003. — 174, [1] с. — Библиогр.: с. 164–175.