мастер класс для педагогов
материал по коррекционной педагогике

Клевцова Наталья Алексеевна

«Социо-игровая педагогическая технология», с использованием нетрадиционной методики -  « Игровой Парашют ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Ремонтненский детский сад «Родничок»

Мастер-класс

«Социо-игровая педагогическая технология», с использованием нетрадиционной методики -  « Игровой Парашют ».

Автор состовитель:

Н.А. Клевцова

2019 год

Цель:

1. Повышение профессионального мастерства педагогов. 

2. Ознакомление педагогов с технологией использования игрового парашюта.

 3. Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности специалистов детского сада.

Задачи:

1. развивать речевую и познавательную активность детей, инициативу в двигательно-игровых действиях, эмоциональную отзывчивость, произвольное поведение и целенаправленное внимание;

 • вырабатывать согласованность движений с речью, музыкой;

• укреплять мышцы спины и рук;

 • развивать координацию движений.

 • обогащать эмоциональный опыт ребенка;

 • снять психоэмоциональное напряжение

  1. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
  2. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
  3. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

                                        АКТУАЛЬНОСТЬ


Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. 
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях.

9 ПРАВИЛ СОЦИО-ИГРОВЫХ ПОДХОДОВ К ПЕДАГОГИКЕ

1. Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнер

2. Снятие судейской роли с педагога способствует снятию страха ошибки

3. Свобода и самостоятельность детей в выборе ЗУНов

4. Смена мизансцен, т.е. обстановки

5. Ориентация на индивидуальные открытия

6. То, что трудно – интересно.

7. Движение или активность.

8. Жизнь детей в малых группах

9. Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток

 

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):

  1. Игра для рабочего настроя.
    2. Игры разминки.
    3. Игры социо-игрового характера.
    4. Игры творческого самоутверждения.
    5. Игры вольные, требующие передвижения.

          В условиях введения ФГОС ДО актуальными являются вопросы правильной организации детской деятельности с учётом психофизиологических особенностей и разного темпа развития каждого ребёнка определенной возрастной группы. Ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств детей нашли свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога - психолога пополнилась новым оборудованием - «Детский игровой парашют».

Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.

Это нетрадиционное оборудование является отличным средством для сохранения физического и психоэмоционального здоровья ребенка.

Игровой парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу  расположены ручки.  По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, как с ним обходиться. Уникальность парашюта и игр с ним не нуждается в представлении и рекламе — развернутый парашют сразу же собирает вокруг себя участников и зрителей со всей округи. В то время как большинство забав для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет главным образом мышцы плеч, предплечий и кистей рук.

Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом. 

Парашют очень полезен как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность «растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых. Парашют даёт массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, умение подражать и показывать пантомимой какие – то характерные движения. Вы можете вообразить, что парашют – это домик, или море, или шляпка гриба…Дети под парашютом то изображают воробушков, то укладываются спать, то стучатся в теремок. Как и в других подвижных играх, дети учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.

С помощью парашюта можно проводить тихие спокойные игры или более активные, подвижные. Также игровой парашют используют при гимнастике, релаксации, проведении сюжетно-ролевых игр. Выполняя задания с парашютом, воспитывается дух сотрудничества у детей, они учатся последовательным действиям и распределению усилий.

В то время как большинство игровых занятий для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет еще и мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Большинство упражнений с парашютом включают применение мышц плеча и предплечья в движении вверх-вниз.

Одна из самых важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений. Предлагаемые двигательные упражнения тонизируют деятельность всей нервной системы и способствуют проникновению импульсов не только к скелетной мускулатуре, повышая тем самым интенсивность двигательных нагрузок, применение которых с физиологической точки зрения, позволяют включить все системы организма в активную деятельность.

При организации игротренинга с парашютом используется круговое расположение, что позволяет задавать равнозначность позиций всех участников («Нет первых и нет последних»). Движения производятся то в одну, то в другую сторону, что формирует у ребёнка симметрию движений. Происходит перенастройка эмоциональной сферы ребенка. Чувства его все больше приобретают мотивационное значение в деятельности и поведении. Возрастает степень осознанности чувств, и они начинают становиться объектом познания ребенка. На этой основе развивается способность к эмоциональной рефлексии. Закладываются основы для формирования высших чувств: интеллектуальных, эстетических, личностных.

Ход занятия:

 А теперь мы вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры, с использованием «Игрового парашюта»

Приветствие

Колокольчик озорной , ты ребят в кружок построй

Справа друг и слева друг

Дружно за руки возмемся и друг другу улыбнемся.

Вам приятно , когда вам говорят добрые, приятные слова?

А теперь довайте с вами поздороваемся, но необычным способом. Говорим сначала громко «Здравствуйте», теперь тише и совсем тихо.

Молодцы.

« Доброе животное». Возраст: 5-7 лет. Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, принимать друг друга, оказывать поддержку и сопереживать.  

  Ведущий тихим таинственным голосом говорит: « Встаньте в круг и возьмитесь за ручки парашюта. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - назад (3 раза)     Так не только дышит животное, так бьется его сердце. Давайте послушаем, как оно бьется! (без вдоха и выдоха), при этом сильные удары ногами. Стук - шаг вперед, стук-назад (3 раза). Мы все берем дыхание и стук сердца этого большого доброго животного себе.

Три медведя

 Возраст: 3-5 лет

Цель: развитие  согласованности движений  в соответствии с текстом, тренировка действий в команде.
3 медведя шли домой (дети идут с парашютом по кругу)
Папа был большой, большой (парашют поднят вверх)
Мама с ним – поменьше ростом (руки с парашютом на уровне груди)
А сынок – малютка просто (приседают, опуская парашют)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил (парашют ритмично поднимают и опускают)
Дзинь – дзинь!

А теперь мы м вами поделимся на команды ( у каждого  участника свой цвет в руках).

Кто скорее до своего цвета

Возраст: 3-5 лет

Цель: развитие наблюдательности, слухового внимания, сенсорных ориентировок.

Парашют лежит на полу. Дети выбирают ленточки (флажки) тех цветов, какие имеются на секторах парашюта. По сигналу (музыка, бубен) дети двигаются по залу. Как только инструктор называет: «Раз, два, три – свой цвет найди!», - дети встают на секторы, соответствующие цвету ленточки (флажка).

Игра разрезные картинки

Возраст: 4 – 7лет

Детям предлагается поделиться на пары по цветам. Участники по очереди берут часть картинки с парашюта и собирают её на столе.

Игра «Закончи предложение»

Возраст: 4-6 лет

Цель: Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания.

Мы с вами  будем играть  в игру «Закончи  предложение», но отвечать будем  не словесно, а движениями. Каждый ответ имеет свой цвет. (На каждый ответ вы должны пройти на определенный цвет)

  • Ромашка белая, а василек…(синий)
  • Огурец зеленый, а помидор… (красный)
  • Трава зеленая, а солнце…(желтое) и т.п.

Танец помогатор.

Цель. Снятие мышечного напряжение, развитие темпа ритма. Развитие крупной маторики.

Игра « шпионы».

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Под парашют ложатся карточки. И по сигналу ведущего дети по очереди залазят под парашют и запоминают карточки, затем пишут каждая команда то что запомнили.

Игра «Назови ласковым словом»

 Цель  игры: закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме, обогатить словарный запас, развить ловкость и быстроту реакции.

 Педагог   называет  любое существительное и называет кто отвечает.  Ребенок,  называет  это слово в уменьшительно-ласкательной форме и поднимает сектор парашюта. Например: мяч — мячик; стол —столик; ключ —ключик; шар —шарик; кукла —куколка; коса —косичка; вилка —вилочка; голова —головка; яблоко — яблочко и т. д

Игра «Добавь слог» Цель: Развитие фонематического слуха. Дети стоят вокруг парашюта, если педагог добавляет БА: вер..., из..., гу..., тру..., стрель..., борь...;, то дети поднимают парашют, если слог БЫ: тру..., гу..., клум..., тум..., из..., то опускают парашют.

 Путешествие на Голубую звезду

Цель: снятие психоэмоционального напряжения у детей.

Возраст: младшие школьники.

Дети садятся в кресла, звучит музыка. Перед ними, на стене, включен ковер «Млечный путь».

Психолог: «Наша родная планета - Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, есть ли у нас соседи?

Сейчас помечтаем и мы...

Лягте удобно, посмотрите на темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там, далеко-далеко, тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы - команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох - выдох (3 раза). Крепко- крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох - выдох. Чувствуете, как приятная т? жесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать вдох – выдох (3 раза). Хорошо! Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое, невесомое. Вдох - выдох (2 раза).

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель - Голубая Звезда...

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х - и выдох (2 раза) и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

Выйдем из корабля... Перед вами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы; белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды - Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и... чувствуем как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.

Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.

А теперь немного потянитесь, выпрямитесь и снова окажитесь в этой комнате с нами.

Как вы себя чувствуете? Что представляли? Нарисуйте свое настроение или то, что представляли во время путешествия».

  В заключение,  хочется отметить, что предложенные нами игры с парашютом, способствуют благоприятной адаптации детей, помогают педагогам ДОУ корректировать эмоциональные нарушения  у ребенка.  Они вырабатывают,  умение чувствовать и понимать окружающих, проявлять интерес к сверстникам, помогают создавать в группе дружескую атмосферу, взаимопомощь,  доверие, сплоченность, доброжелательное и открытое общение друг с другом и со взрослыми, облегчая процесс совместного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....