Рабочая программа кружка «Артландия»
рабочая программа

Одна из форм работы педагога-психолога МБДОУ – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса. В этом учебном году направлением работы моего кружка стало укрепление психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии.
Арт-терапия располагает многообразием материалов и техник. На занятиях кружка я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, так как в силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000dbaeb-55ae929a_1.docx281.53 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Даша\Desktop\Новая папка (2)\2021-12-06_004.jpg

Рабочая программа кружка

«Артландия»

Разработал педагог-психолог:

Короткова С.Г.

        

г. Смоленск

Актуальность.
Одна из форм работы педагога-психолога МБДОУ – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса. В этом учебном году направлением работы моего кружка стало укрепление психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии.
Арт-терапия располагает многообразием материалов и техник. На занятиях кружка я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, так как в силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей.
Творчество – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Без творчества невозможно развитие ребенка. В процессе творчества ребенок выражает то, что его волнует, что является важным для него, иногда даже не осознавая этого. Взаимодействуя с миром, ребенок также отображает свои выводы и открытия в творчестве. Ведь часто мир взрослых так непонятен…
Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творческой деятельности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о том, что получится у него в результате, он получает удовольствие от самого процесса. Вот почему занятия любым видом творчества так терапевтичны для детей.
Занятия кружка проводятся с детьми старших и подготовительных групп 1 раз в неделю во второй половине дня. Наполняемость кружка не более 6–8 человек, что создает
 оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения.

Цель занятий.

Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников средствами арт-терапии.

Задачи.
–Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников;
–Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости;
–Способствовать расширению эмоционального опыта;
– Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев;
–Развивать воображение и фантазию;
–Развивать познавательные процессы;
–Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе;
–Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе;
– Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.

Основные направления работы.


– Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.
– Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
– Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в общении.
– Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
– Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
– Помощь ребенку в осознании своего реального «я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Перспективный план работы кружка «Артландия»

Месяц

Тема

Основные задачи

Содержание деятельности

Место проведения занятия

Используемое оборудование

ОКТЯБРЬ

«Здравствуй, друг!»

Познакомиться с детьми, установить доверительные отношения.

Разучивание ритуала приветствия «Здравствуй, друг!».
Изотерапия: рисуем «Приветик».
Упражнение для профилактики нарушений зрения.
Массаж ладоней карандашами.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Листы бумаги, цветные и простые карандаши, фломастеры.

«Осенние превращения»

Развивать воображение и фантазию.

Ритуал приветствия.
Массаж ладоней «кристаллами».
Изотерапия: рисунки из отпечатков пальцев.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

«Кристаллы», листы бумаги, акварельные краски, блюдце с водой, фломастеры.

 «Чудесные круги»

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.
Пальчиковая гимнастика.
Мандалатерапия: раскрашивание мандал.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Готовые раскраски-мандалы с возможностью выбора узора, цветные карандаши, восковые мелки, аудиозаписи для релакации, магнитофон.

«Волшебная комната»

Стабилизировать эмоционально-волевую сферу

Ритуал приветствия.
Игра «Парашют».
Недирективная игротерапия.
Упражнение на релаксацию.
Итог занятия.

Сенсорная комната

Ткань в форме круга («парашют»), магнитофон, аудиозаписи для релаксации, мягкие игрушки-антистресс, воздушно-пузырьковая колонна, панно «Бесконечность», мячи.

НОЯБРЬ

«Сказки-загадки»

Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
Развивать воображение и фантазию.

Ритуал приветствия.
Пальчиковая гимнастика.
Изотерапия: рисуем сказки-загадки.
Массаж ладоней карандашами.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Цветные карандаши, фломастеры, листочки бумаги.

«Кукла-защитник»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить коммуникативные навыки; разить самосознание. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.
Куклотерапия: изготовление куклы из фольги.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Фольга, медная проволока, ножницы, шпажки, аудиозаписи для релаксации, магнитофон.

«Кляксы»

Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников. Развивать воображение и фантазию.

Ритуал приветствия.
Игра «Дотронься до…».
Изотерапия: рисуем кляксы.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Листы бумаги, акварельные краски, кисти, фломастеры.

«Воспоминания о лете»

Отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство.

Ритуал приветствия.
Просмотр слайд-шоу «Бабочки»
Песочная терапия: рисуем на песке.
Итог занятия.

Сенсорная комната

Проектор, диск «Бабочки», стол для рисования песком, песок для рисования, цветной грунт.

ДЕКАБРЬ

«Моё настроение»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.

Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.
Беседа о настроении.
Мандалатерапия: насыпная мандала.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Одноразовые тарелки, цветная соль, камушки, ракушки, бусины, крупы, семечки, желуди и др.

«Загадочная картина»

Совершенствование памяти, внимания, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи

Ритуал приветствия.
Изотерапия: раскраски по номерам.
Дыхательная гимнастика.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Цветные карандаши, цветные ручки, восковые мелки, готовые раскраски по номерам.

«Снежинки»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.
Пластилинотерапия: делаем по шаблону узор из пластилина на пластмассовых крышках.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Пластилин, шаблоны снежинок, фломастеры, пластмассовые крышки от сметаны.

«Новогодние игрушки»

Развить грубую и мелкую моторику рук. Профилактика эмоциональных проблем.

Ритуал приветствия.
Пластилинотерапия: делаем плоские елочные игрушки из пластилина и CD-дисков.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Пластилин, CD-диски, плоские бусины, камушки и др.

ЯНВАРЬ

«Снегопад»

Развить грубую и мелкую моторику рук. Профилактика эмоциональных проблем.

Ритуал приветствия.
Игра «Парашют».
Игротерапия: «Лепим снежинки».
Игра «Снегопад».
Упражнение на релаксацию.
Итог занятия.

Сенсорная комната

 

Ткань в форме круга («парашют»), листы белой бумаги, игрушки антистресс, магнитофон, аудиозаписи музыки для релаксации.

«Море»

Развить чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.

Ритуал приветствия.
Игра «Сороконожка»
Изотерапия: «Дорисуй картину» (коллективная дорисовка картины «Море»)
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Большой лист бумаги с нарисованными на нем незаконченными линиями, фигурами и др., цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

ФЕВРАЛЬ

«Три желания золотой рыбке»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.
Изотерапия: обрывная аппликация «Золотая рыбка».
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Шаблоны «Золотой рыбки», листы цветной бумаги, клей ПВА, фломастеры.

«Фантастическое существо»

Формировать адекватную СО и уверенность в себе.
Способствовать осознанию своих чувств, переживаний.

Ритуал приветствия.
Игра «Дотронься до…»
Игра-мозаика «Фантастическое существо»
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Д\и «Фантастическое существо»

«Нарисуем мы картину…»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.
Игра «Парашют».
Изотерапия: рисуем картину флюоресцентными маркерами.
Итог занятия.

Сенсорная комната

Ткань в форме круга («парашют»), LED-панель для рисования, флюоресцентные маркеры.

МАРТ

«Почему облака превращаются в тучи?» часть 1

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.
Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки.
Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

«Бал-маскарад»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.
Маскатерапия: создание масок для бала-маскарада.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Готовые шаблоны масок для лица с возможностью выбора, цветные карандаши, акварельные краски, материалы для украшения, клей, веревочки для масок.

«Моя семья»

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.
Беседа о семье.
Изотерапия: аппликация из геометрических фигур «Моя семья»
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Листы бумаги, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей-карандаш, ножницы.

«Круг дружбы»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритаул приветствия.
Мандалатерапия: создание коллективной мандалы с помощью пластилина и др. материалов.
Итог занятия:

Кабинет педагога-психолога

Большой лист с кругом, маленькие кружочки по количеству детей, пластилин, материалы для украшения, клей.

«Песочные картины»

Отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство.

Ритуал приветствия.
Песочная терапия: рисование на песке с помощью трафаретов.
Упражнение на релаксацию.
Итог занятия.

Сенсорная комната

Стол для рисования песком, песок для рисования, трафареты (листья и др.), аудиозаписи для релаксации, магнитофон.

АПРЕЛЬ

«Цветочный сад»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.
Изотерапия: создаем коллаж на тему «Цветочный сад»
Упражнения для профилактики нарушений зрения.
Итог занятия.

Кабинет-педагога-психолога

Листы бумаги, клей, цветные карандаши, картинки для коллажа, ножницы.

«Почему облака превращаются в тучи?» часть 2

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.
Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки.
Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

«Домик для совы»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.
Пластилинотерапия: создание домика для совы.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Коробочки для CD-дисков, CD-диски, пластилин, плоские материалы для украшения, картинки с изображением сов.

«Открытка в подарок»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.
Изотерапия: рисование мыльными пузырями.
Создание открытки-коллажа.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Средство для мытья, вода, акварельные краски, кисточки, фломастеры, листы бумаги, ножницы, трубочки для коктейля.

Литература

1.Алимова Ю.А. Сказочные метафоры в работе детского психолога. – СПб.: Речь, 2012


2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011


3. Зеленская Н.А. Волшебный мир сенсорной комнаты (программа)


4.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Спб.: Речь, 2014


5. Колосс Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2010

6. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006


7.Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева. – М.: Академический Проспект, 2013

8. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – М.: Генезис, 2013

9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2013

10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013

11.Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...