Рабочая программа кружка «Артландия»
рабочая программа
Одна из форм работы педагога-психолога МБДОУ – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса. В этом учебном году направлением работы моего кружка стало укрепление психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии.
Арт-терапия располагает многообразием материалов и техник. На занятиях кружка я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, так как в силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000dbaeb-55ae929a_1.docx | 281.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Артландия»
Разработал педагог-психолог:
Короткова С.Г.
г. Смоленск
Актуальность.
Одна из форм работы педагога-психолога МБДОУ – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса. В этом учебном году направлением работы моего кружка стало укрепление психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии.
Арт-терапия располагает многообразием материалов и техник. На занятиях кружка я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, так как в силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей.
Творчество – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Без творчества невозможно развитие ребенка. В процессе творчества ребенок выражает то, что его волнует, что является важным для него, иногда даже не осознавая этого. Взаимодействуя с миром, ребенок также отображает свои выводы и открытия в творчестве. Ведь часто мир взрослых так непонятен…
Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творческой деятельности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о том, что получится у него в результате, он получает удовольствие от самого процесса. Вот почему занятия любым видом творчества так терапевтичны для детей.
Занятия кружка проводятся с детьми старших и подготовительных групп 1 раз в неделю во второй половине дня. Наполняемость кружка не более 6–8 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения.
Цель занятий.
Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников средствами арт-терапии.
Задачи.
–Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников;
–Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости;
–Способствовать расширению эмоционального опыта;
– Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев;
–Развивать воображение и фантазию;
–Развивать познавательные процессы;
–Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе;
–Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе;
– Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.
Основные направления работы.
– Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.
– Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
– Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в общении.
– Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
– Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
– Помощь ребенку в осознании своего реального «я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
Перспективный план работы кружка «Артландия»
Месяц | Тема | Основные задачи | Содержание деятельности | Место проведения занятия | Используемое оборудование |
ОКТЯБРЬ | «Здравствуй, друг!» | Познакомиться с детьми, установить доверительные отношения. | Разучивание ритуала приветствия «Здравствуй, друг!». | Кабинет педагога-психолога | Листы бумаги, цветные и простые карандаши, фломастеры. |
«Осенние превращения» | Развивать воображение и фантазию. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | «Кристаллы», листы бумаги, акварельные краски, блюдце с водой, фломастеры. | |
«Чудесные круги» | Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Готовые раскраски-мандалы с возможностью выбора узора, цветные карандаши, восковые мелки, аудиозаписи для релакации, магнитофон. | |
«Волшебная комната» | Стабилизировать эмоционально-волевую сферу | Ритуал приветствия. | Сенсорная комната | Ткань в форме круга («парашют»), магнитофон, аудиозаписи для релаксации, мягкие игрушки-антистресс, воздушно-пузырьковая колонна, панно «Бесконечность», мячи. | |
НОЯБРЬ | «Сказки-загадки» | Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Цветные карандаши, фломастеры, листочки бумаги. |
«Кукла-защитник» | Развить грубую и мелкую моторику рук; развить коммуникативные навыки; разить самосознание. Профилактика тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Фольга, медная проволока, ножницы, шпажки, аудиозаписи для релаксации, магнитофон. | |
«Кляксы» | Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников. Развивать воображение и фантазию. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Листы бумаги, акварельные краски, кисти, фломастеры. | |
«Воспоминания о лете» | Отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство. | Ритуал приветствия. | Сенсорная комната | Проектор, диск «Бабочки», стол для рисования песком, песок для рисования, цветной грунт. | |
ДЕКАБРЬ | «Моё настроение» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. Способствовать расширению эмоционального опыта. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Одноразовые тарелки, цветная соль, камушки, ракушки, бусины, крупы, семечки, желуди и др. |
«Загадочная картина» | Совершенствование памяти, внимания, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Цветные карандаши, цветные ручки, восковые мелки, готовые раскраски по номерам. | |
«Снежинки» | Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Пластилин, шаблоны снежинок, фломастеры, пластмассовые крышки от сметаны. | |
«Новогодние игрушки» | Развить грубую и мелкую моторику рук. Профилактика эмоциональных проблем. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Пластилин, CD-диски, плоские бусины, камушки и др. | |
ЯНВАРЬ | «Снегопад» | Развить грубую и мелкую моторику рук. Профилактика эмоциональных проблем. | Ритуал приветствия. | Сенсорная комната |
Ткань в форме круга («парашют»), листы белой бумаги, игрушки антистресс, магнитофон, аудиозаписи музыки для релаксации. |
«Море» | Развить чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Большой лист бумаги с нарисованными на нем незаконченными линиями, фигурами и др., цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. | |
ФЕВРАЛЬ | «Три желания золотой рыбке» | Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Шаблоны «Золотой рыбки», листы цветной бумаги, клей ПВА, фломастеры. |
«Фантастическое существо» | Формировать адекватную СО и уверенность в себе. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Д\и «Фантастическое существо» | |
«Нарисуем мы картину…» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. | Ритуал приветствия. | Сенсорная комната | Ткань в форме круга («парашют»), LED-панель для рисования, флюоресцентные маркеры. | |
МАРТ | «Почему облака превращаются в тучи?» часть 1 | Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. |
«Бал-маскарад» | Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Готовые шаблоны масок для лица с возможностью выбора, цветные карандаши, акварельные краски, материалы для украшения, клей, веревочки для масок. | |
«Моя семья» | Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Листы бумаги, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей-карандаш, ножницы. | |
«Круг дружбы» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. | Ритаул приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Большой лист с кругом, маленькие кружочки по количеству детей, пластилин, материалы для украшения, клей. | |
«Песочные картины» | Отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство. | Ритуал приветствия. | Сенсорная комната | Стол для рисования песком, песок для рисования, трафареты (листья и др.), аудиозаписи для релаксации, магнитофон. | |
АПРЕЛЬ | «Цветочный сад» | Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. | Кабинет-педагога-психолога | Листы бумаги, клей, цветные карандаши, картинки для коллажа, ножницы. |
«Почему облака превращаются в тучи?» часть 2 | Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. | |
«Домик для совы» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Коробочки для CD-дисков, CD-диски, пластилин, плоские материалы для украшения, картинки с изображением сов. | |
«Открытка в подарок» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога | Средство для мытья, вода, акварельные краски, кисточки, фломастеры, листы бумаги, ножницы, трубочки для коктейля. |
Литература
1.Алимова Ю.А. Сказочные метафоры в работе детского психолога. – СПб.: Речь, 2012
2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
3. Зеленская Н.А. Волшебный мир сенсорной комнаты (программа)
4.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Спб.: Речь, 2014
5. Колосс Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2010
6. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006
7.Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева. – М.: Академический Проспект, 2013
8. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – М.: Генезис, 2013
9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2013
10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013
11.Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...