Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Проект «Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ»

Ребёнку с ОВЗ и его родителям необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении и дома, способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний и контролировать свои эмоции, что очень важно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему

«Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ »

Выполнил:

Казакова Светлана Юрьевна

СП ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК»

Детский сад №11

воспитатель

Городской округ Отрадный

25.10.2021 - 04.11.2021 год

Проект «Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ»

Актуальность проблемы

Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы детей, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с ОВЗ и его родителям необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении и дома, способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний и контролировать свои эмоции, что очень важно.

Перед педагогами и родителями стоит задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Задача педагога состоит в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.

Цель проекта:

-Создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды в детском саду и дома.

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).

-создать в детском саду и дома с помощью родителей оптимальные условия для развития детей с нарушением интеллектуального развития, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития и его социализации;

-объединить усилия педагогов и родителей для создания единого пространства развития и социализации ребёнка с ИН;

-формирование социально адаптивных навыков у детей с нарушением интеллекта.

-организация работы с родителями, что поможет решать одну из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, социализировать их.

Задачи проекта:

• Вовлечение родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.

• Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы

• Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

• Внедрение современных образовательных технологий

Участники проекта и ожидаемый результат:

Ребёнок:

Формирование социально адаптивных навыков у детей с нарушением интеллекта.

Расширение круга познавательных интересов ребёнка. Повышение качества обучения ребёнка

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка

 Родители:

 Вовлечение родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития

Педагоги:

 Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с ОВЗ.

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

Привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ОВЗ

Показатели результативности и эффективности проекта

• Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство

• Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.

• Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.

• Повышение показателей качества обучаемости ребёнка.

• Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

• Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Описание основных мероприятий проекта

• Подготовительный этап.

• Сбор информации

• Обследование детей.

• Изучение методической литературы по теме

• Работа с родителями

• Диагностика возможной коммуникативной деятельности.

• Прогнозирование результатов.

Разработка методов реализации проекта

• Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей воспитателем.

• Составление плана мероприятий по социализации детей.

• Индивидуальная работа с родителями. В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить костюмы для кукол, починить игрушки, помочь оформить помещение к празднику, написать газету, оформить уголок для родителей, для поздравления детей с днями рождения. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию. Так у нас в группе появились куклы в костюмах, дидактические пособия для занятий, дорожки здоровья, зрительные ориентиры.

• Организация конкурсов для детей и родителей.

Очень часто интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в первую очередь завлекаются дети, которые рады всему новому, они и помогут своим родителям найти время для маленькой поделки, необычной фотографии или просто рисунка. Темы конкурсов выбираются исходя из современных интересов семей. Например: «Моя семья», «Генеалогическое древо семьи», «Моя любимая игра (игрушка)», «Мой домашний питомец».

• Трудовой десант

Благоустройство территории детского сада зачастую ложиться на плечи воспитателя, но если немного пофантазировать, то можно привлечь к этой интересной работе и родителей. Родители собираются вместе с воспитателями в определенный день и дружно работают: красят оборудование на участках, носят песок в песочницы, белят бордюры и деревья, придумывают новые постройки для детей. В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей, совместная деятельность объединяет родителей и детей, помогает лучше понять друг друга, улучшить взаимоотношения. Итогом такой работы может стать, например, сказочный городок на участке своей группы.

• Проведение совместных массовых мероприятий, экскурсий.

Для проведения массовых мероприятий используем достаточно эффективный метод общения детей со своими родителями – проектный метод. Ведь именно совместное проведение досуга является самой важной основой для счастливой жизни семьи. Например, «Наш огород», «Любимая мамочка», «Самый лучший друг – папа», «Мой город», «Мама, папа, я-спортивная семья».

• День открытых дверей

Родители приглашаются в группу не в качестве слушателей или смотрителей, а в качестве участников той или иной деятельности. Тем самым у ребенка просыпается еще больший интерес к продуктивным видам деятельности, инсценировкам видя, что мама или папа с удовольствием ему помогают в этом.

• Родительские уголки

Несмотря на то, что форма работы весьма традиционна, она пользуется большой популярностью, если ее немного модернизировать, то она станет не только полезной, но и весьма увлекательной. Например, ввели рубрики родителей, где они делятся новыми достижениями своих малышей, интересными и полезными советами по закаливанию и питанию, режиму дня. Создаём фотоотчеты о совместных мероприятиях, чтобы у других родителей появилась мотивация к новым поступкам.

• День познания себя и других.

В связи с тем, что тренинги в наше время приобретают все большую значимость и популярность, назначаем дни, которые будут им посвящены. Также проводим различные анкетирования, тестирования, почта «горячих предложений», где родители высказывают свои пожелания, просьбы и получают ответы на свои вопросы. В этой работе воспитателю приходят на помощь педагог – психолог, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического и музыкального воспитания, старший воспитатель.

• Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с ОВЗ.

Календарный план по реализации проекта

 Направления работы, пути реализации, сроки:

1.Сбор информации, учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей (Сентябрь).

2. Обследование детей, диагностика состояния речи ребёнка (Сентябрь).

3. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей, составление плана работы с учётом возможностей детей (Сентябрь).

4. Организация адаптационного периода(Сентябрь-октябрь).

5. Развитие коммуникативных навыков (В течении года).

6. Формирование игровой деятельности Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь (в течении года)

Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась …девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики»

Дидактические игры «Что правильно - что неправильно»

Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»; обучение делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам.

«Уроки по безопасности жизнедеятельности»

7. Участие в утренниках, развлечениях, детско-родительских гостиных. Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т. п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях.

Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях.

Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний (в течении года)

8. Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания Формирование КГН. Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; формирование приемлемых норм поведения.

Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т. д.)

Оформление фотовыставок о мероприятиях

Участие в акции «Покорми птиц»

Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц(В течение года).

9. Работа с родителями  по социально-коммуникативному воспитанию детей:

беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.

Консультации:

«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с НИ»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;

«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка» (В течении года).

Одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время многие исследователи показывают наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия родителей с ребенком, компетентной организацией коррекционно-педагогической работы с семьей и перспективами развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития, способности к освоению образовательных программ) имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность. Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория детей нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, не приносит позитивных результатов.

В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.

В педагогической науке известны работы о взаимодействии с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Н. Б. Лурье, Е. С. Иванова, Р. Ф. Майрамяна, А. Н. Смирнова, Л. Я. Коломинского и др. В этих исследованиях раскрываются теоретические аспекты проблемы. О. П. Гаврилушкиной, С. Д. Забрамной, А. А. Катаевой, Н. Д. Соколовой, Е. А. Стребелевой были предложены практические рекомендации для родителей в ходе коррекционно-педагогического процесса.

Важность включения родителей в обучающий процесс в последнее время приобретает все большее значение в нашей стране. Для любого ребёнка наступает момент, когда он входит в новый неизведанный мир – он поступает в детский сад. Особенно трудно детям с ограниченными возможностями, они испытывают неуверенность и тревогу. Если ребёнку с ОВЗ не обеспечить должной социально-психологической адаптации, он может на всю жизнь остаться пассивным, неуверенным, зависимым от других людей.

Главное в работе ДОУ, я считаю, это создание оптимально комфортных условий для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями исходя из их интересов, возможностей и личных особенностей, обеспечение атмосферы психологического комфорта и формирование адекватных способов вхождения в социум.

Целью воспитательной работы коллектива ДОУ является также создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала детей с особыми образовательными потребностями и формирование их позитивных личностных качеств.

Родители детей с ОВЗ не знают методы и приемы коррекционной работы по преодолению имеющегося у ребенка дефекта, они не готовы к активному и квалифицированному участию в их образовании. У половины родителей не сформировано положительное отношение к педагогической и коррекционной деятельности; родители не обладают необходимым объемом знаний о структуре дефекта, которые понадобятся им для активного участия в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья; не обладают положительным опытом коррекционно-образовательной работы.

Работа с родителями в этом направлении имеет и особенную специфику. Возникает проблема формирования готовности родителей к взаимодействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов.

Для решения этой проблемы педагогами, детьми и родителями была создана развивающая образовательная среда, атмосфера свободы, интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного процесса общения.

Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:

принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

непрерывность;

вариативность;

соблюдение интересов воспитанника;

принцип создание ситуации успеха;

принцип гуманности и реалистичности;

содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- семейные спортивные встречи;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- день открытых дверей;

- сайт ДОУ разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;

- проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:

- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

-  учет индивидуальности ребенка.

- родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,

-  укрепление внутрисемейных связей,

-  возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

-  возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения и семьи с ребенком с ОВЗ лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольеу они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.

А разнообразные формы работы только помогут сделать это взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей детей с ОВЗ. Это даст возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Список используемой литературы:

1.Нормативно-правовое и организационное обеспечение введение ФГОС ДО:сборник материалов/Арханг. обл. ин-т открытого образования; [авт. -сост. И. С. Вашукова, А. В. Худякова,И. В. Федосеева].- Архангельск: АО ИОО, 2014.- 60 с.:ил.

2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. М.: – 2015. – 89с.

3. Шпилевая С. Г. Руководство для родителейдетейс ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. Калининград, 2011.

4. Сборник научно-методических материалов под ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.

5. Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: "Формы и методы взаимодействия воспитателя доу с родителями воспитанников"

Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Преобладающая часть род...

Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников

Данная публикация  поможет работникам дошкольных учреждений при проведении работы по взаимодействию с родителями воспитанников....

Консультация для воспитателей "Основные направления взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями воспитанников"

Одной из сторон деятельности воспитателя ДОУ является взаимодействие с родителями, осуществляемое в разных формах. От этого во многом зависит развитие ребенка и успех педагогического процесса. Консуль...

Проект «День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17604017","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Цель проекта: Педагогическое просвещение родителей с прив...

Проект «День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»

Проект «День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»                      ...

«День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»

laquo;День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»...

«Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»

laquo;Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников» Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы педагога, направленной на сохранение п...