Песочная терапия. Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Использование игр с кинетическим песком в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать мышление, умение детей решать поставленные задачи и использовать эти знания в действительности. “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” И.П.Павлов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия.

Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук

       В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает  к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми.

Одна из таких технологий – это песочная терапия.

   Использование игр с кинетическим песком в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать мышление, умение детей решать поставленные задачи и использовать эти знания в действительности. “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” И.П.Павлов

Цель: Стабилизация эмоционального состояния детей, развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора, развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

Задачи:

 1. Формировать положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования с различными предметами.

2. Развивать мышление, память, внимание, речь, творческое мышление, воображение и фантазию.

3. Стимулировать познавательный интерес и побуждать ребёнка к активному развитию.

Кинетический песок не зря называют «живым» и уникальным, он обладает отличными свойствами, успешно используется для развития и терапии. Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. Этот магнит притягивает к себе детские ручки и позволяет возводить невероятные сооружения, воплощая в постройках свои  мечты и фантазии.

На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. С его помощью ребенок будет поглощен увлекательной игрой.

Кинетический песок настолько универсальный материал, что его можно использовать и для обучения. Например:

  • создание различных геометрических фигур и их запоминание;
  •  сопоставление плоских и объемных изображений;
  •  написание на песке букв любым тонким предметом;
  •  печатание штампов выпуклыми предметами;
  •  лепка объемных букв (позволяет лучше изучать алфавит).

А почему мы этот песок называем «волшебный»?

Потому что, он творит чудеса с каждым, кто к нему прикоснется!  Взаимодействуя с этим песком, ребенок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации.

У детей развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге, развиваются коммуникативные навыки, стимулируется формирование внимания и памяти, тактильная   чувствительность, творческое воображение. При создании образов на песке, у детей появляется успешность и уверенность в себе.

            Дети используют различные виды работы с волшебным песком, такие как:

– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– создание песочных композиций и “секретов”

 Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми-дошкольниками дает возможность:

  • Развивать творческий потенциал;
  • Формировать коммуникативные навыки;
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
  • Тренировать мелкую моторику рук.

 Игры с кинетическим песком:

 «Волшебные отпечатки на песке»
Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки,  птички и т, д.

«Заборчики»
Ребёнок руками  лепит заборчики по кругу.   За таким забором можно спрятать (ребёнок придумывает дальнейший сюжет, что может произойти) и реализует свой сюжет самостоятельно.

 «Секретики» 
Что спрятано в песке? «Спрячь, и найди игрушку в песке» (одной рукой, двумя руками, и пр.). Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.

«Угадай-ка» 
В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.                                                        

 «Бусы для мамы» 
«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!» 
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
 

 "Волшебные превращения"

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

Игра "Цветные острова" (групповая)

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Для того чтобы приготовить волшебный песок в домашних условиях, можно использовать самые простые ингредиенты:

Возьмите две ложки крахмала и ложку воды и тщательно перемешайте. Теперь добавляйте 4 ложки песка и тщательно перемешивайте. Чтобы сделать цветной кинетический песок, нужно использовать пищевые красители. Обязательно тщательно перемешивайте. Вместо красителей можно использовать гуашь. После того, как смесь готова, её нужно хорошо просушить на старых газетах.

  Такая масса также прекрасно держит форму, не липнет к рукам, не высыхает и подходит для многократного использования. Если она кажется сухим, можно покрошить пальцами и добавить немного воды.  Для песочницы можно взять плотную картонную коробку с широким дном и невысокими бортиками с крышкой. 

     Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....

Кинетический песок как средство развития сенсорных представлений и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

      Игра с песком – это естественная для каждого ребёнка форма деятельности. Кинетический песок, при этом, имеет ряд преимуществ: отлично лепится, собирается в ком ...

«Песочная терапия. Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук»

Уже давно не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие дви...

«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.»«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»К.Д. Ушински...

Консультация для родителей на тему: «Кинетический песок, как средство развития мелкой моторики детей»

Данную консультацию я посвятила знакомству родителей с одним из новых универсальных средств развития детей - кинетическому песку. В дошкольном возрасте особое внимание стоит уделить развитию мелкой мо...

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...