Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)
Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_individualnogo_obrazovatelnogo_marshruta_doshkolnika.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений является индивидуальный подход к ребёнку. Принцип индивидуализации является основополагающим принципом ФГОС.
• п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
• п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
• п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
• п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
• п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям.
Что это ИОМ? ИОМ - персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития.
Введение ИОМ обусловлено следующими факторами:
• рост числа дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;
• часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье;
• расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
ИОМ проектируются:
• для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения образовательной программы;
• для дошкольников и для воспитанников с ограниченными возможностями;
• детей-инвалидов;
• для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
При разработке ИОМ выделяются принципы:
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
• принцип соблюдения интересов ребенка;
• принцип опоры на детскую субкультуру;
• принцип отказа от усредненного нормирования.
Структура ИОМ
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Список используемой литературы.
- Гордеева Индивидуализация обучения. Журнал «Педагогика», 2002 - №2.
- Давыдова М.С. Взаимная связь со специалистами дошкольного учреждения. Журнал «Логопед», 2008 - №1, стр. 108.
- Егорычева В.С. Инновационные подходы в организации непрерывного обучения в детском саду и начальной школе. Журнал «Управление ДОУ», 2005 - № 4 (22), стр. 80.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.).- М.: «Просвещение», 2003г.
- Жигорева М.В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №2 (8).
- Игнатова Л.В. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для гиперактивных детей. Журнал «Управление ДОУ», 2004 - № 3 (15), стр. 90.
- Князева Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №1 (7).
- Макарьев И.С. Индивидуальная программа развития воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей-сирот с отклонениями в развитии. Журнал «Коррекционная педагогика», 2007- №2 (20), стр. 38.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /под ред. Полат Е.С., М., 2001г.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Ростов – на – Дону, 2002г.
- Семаго М. «Психолого – медико – педагогическое обследование ребенка», Москва, 1999 г.
- Волосовец Т.В., Казьмин А.М., Кутепова Е.Н.: «Инклюзивная практика в дошкольном образовании», Издательство: Мозаика-Синтез;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника
План работы районной проблемной группы педагогов ДОУ...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Материал по составлению индивидуального образовательного маршрута рекомендован для воспитателей и специалистов ДОО...
Консультация для воспитателей "Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника "
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется н...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию).
Данный материал рекомендован воспитателям детского сада, логопедам, психологам, педагогам начальных классов. Описание материала: Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен мат...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень р...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника ( 3-4 лет)...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию)
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию). Данный материал рекомендован воспитателям детского сада, логопедам, психологам, педа...