Игры и упражнения на развитие межполушарных связей
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Чернова Анна Валентиновна
Улучшение интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа педагога должна быть направлена от движений к мышлению, а не от мышления к движению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_i_igry.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание количества детей с проблемами в поведении и обучении. Каждый воспитатель в процессе своей профессиональной деятельности нередко сталкивается с невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу детьми. В дальнейшем, придя в школу, эти дети имеют проблемы в чтении, при письме делают большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в счете и т. д.

Чаще всего, дело не в том, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причина этих проблем в особенностях строения мозга, а так же в несформированности у него межполушарных связей. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. Оно дается ребенку тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний. Страдают такие психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика и др., которые являются основными, определяющими успешность развития ребенка.

В развитии и поведении ребенка всегда можно заметить определенные признаки, указывающие на разобщенность в работе двух половинок мозга. Вот некоторые из них:

• плохая координация;

• слабое переключение с одного движения на другое;

• несоблюдение последовательности движений;

• общая моторная неловкость;

• плохое развитие мелкой моторики пальчиков и кистей рук;

• слабая или неправильная артикуляция, речевые задержки;

• отклонения в психическом развитии (память, мышление, внимание, воображение);

• инфантильность в поведении;

• слабая познавательная мотивация (ребенку не интересно узнавать новое, он не стремится к этому);

• агрессивность, плаксивость, негативизм и т. д.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему. Правильность взаимодействия полушарий зависит от наличия устойчивых и прочных нейронных связей между ними. Если происходит нарушение в механизме этих связей, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. Это ведет к различным нарушениям в развитии и обучении. Чем лучше будут налажены межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие

   Детские нейропсихологии советуют регулярно выполнять комплексы кинезиологических (двигательных) упражнений, направленных на усиленное формирование и укрепление нейронных связей между полушариями. Они помогают:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • концентрировать внимание.

  Предлагаю вам, познакомиться с некоторыми упражнениями, которые обязательно понравятся и малышам, и взрослым.

1. Рисование двумя руками

Выполнение упражнения лучше начать с обведения контуров простых симметричных рисунков. Желательно, чтобы изображение разделяла ось симметрии. Рисовать можно как красками, так и фломастерами, мягкими карандашами. Закрепите лист на столе или мольберте. В каждую руку возьмите по карандашу и поставьте их в верхнюю точку, затем начинайте вести их вниз по контуру рисунка. Следите, чтобы ведущая рука не обгоняла подчиненную. Суть упражнения именно в одновременности всех действий. Малыши могут рисовать пальчиками и ладошками.

2. Лепка и оригами

В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.

3. «Ладонь, кулак, ребро»

Это вариант известной игры «камень, ножницы, бумага». Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.

4. «Замок»

Скрестите руки и сцепите их в замок. Теперь попробуйте подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.

5. «Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)»

Цель: развитие переключения внимания, памяти, мышления.

Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.

Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т. д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит

6. «Яблочко и червячок»

Ход: Большой палец это червячок. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.

Такие коррекционные занятия, по нашему мнению, помогут устранить многие проблемы при подготовке к школьному обучению, будут способствовать успешному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях».

Анализируя научные источники, я узнала, какое положительное воздействие оказывает кинезиология и кинезиологические упражнения на развитие ребенка и стала частично применять их в своей работе, в качест...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Как же помочь ребенку, если развитие этих связей пошло не т...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".

Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

"Игры и упражнения для развития межполушарных связей"

В статье изложены практические игры и упражнения, направленные на развитие межполушарных связей...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...

Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....

Картотека "Игры и упражнения для развития межполушарных связей детей 5-7 лет"

quot;Игры и упражнения для развития межполушарных связей детей 5-7 лет"...