Педагогическая разработка на тему «Добрые сказки»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Воронова Наталья Владимировна

В настоящее время наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt_skazki.docx508.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\qwqwqwq копия.jpg

 г. Иркутска детский сад комбинированного вида №77

Проектная работа

«Добрые

сказки»

 

                         Составители:

           Воспитатели: Воронова Н.В.

           

Содержание

  1. Паспорт проектной работы................................................................  3
  2. Актуальность......................................................................................   5
  3. Календарный план мероприятий.......................................................  6
  4. Перспективное планирование проектной работы ..........................   7
  5. Непосредственная образовательная деятельность .........................  10
  • Логопедическое занятие «Многозначность слов» ...............  11
  • Логопедическое занятие «Друзья» ........................................  15
  • Игра – викторина «Удивительные слова» ............................  18
  1. Приложение
  • Картотека многозначных слов по лексическим темам ............  24
  • Картотека загадок ........................................................................  31
  • Картотека игр ...............................................................................  43
  • Книжка – малышка ...................................................................... 44
  1. Список литературы ........................................................................... 52

Паспорт проектной работы

Автор проекта: воспитатель Воронова Н.В., учитель-логопед Соловьева Любовь Ивановна.

Характер проекта: комплексный (логопедия, коррекционная педагогика, дошкольная педагогика, дошкольная психология).

Формы и методы работы:

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • подбор художественной литературы;
  • дидактические игры;
  • ИКТ.

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций;
  • рассматривание книг;
  • рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:        

  • беседы;
  • чтение художественной литературы, сказок;
  • работа по сказке по методике Л.Фесюковой;
  • выставки.

Совместная деятельность детей и родителей:        

  • чтение художественной литературы;
  • пополнение книжного уголка;
  • посещение выставок детского творчества в детском саду;
  • совместная продуктивная деятельность.

Тип проекта: творческо – игровой.

Продолжительность: долгосрочный, 1 учебный год.

Краткая аннотация проекта: 

В настоящее время наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Актуальность: 

Прежде чем приступить к театрализованной деятельности, мы изучили различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно-гигиенических навыков.

Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, составлен перспективный план работы по всем разделам программы, в соответствии с которым на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать свое эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого мы отобрали различные театрализованные этюды и упражнения, подобрали дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы.

Для развития двигательной активности и координированной моторики создан физкультурный уголок, а также картотеки гимнастических упражнений и подвижных игр, подобраны упражнения для пальчиковой гимнастики.

Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подбираются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, ее интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов — скороговорки и другой речевой материал.

Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается на описательных рассказах, рассказах

 по картине и серии картин, пересказах знакомою текста, события.

Для развития творческого воображения и активизации рс чевой деятельности нами используются рассказы и сказки без начала и конца, с незавершенным действием, с отсутствующим действующим лицом.

Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий в группе: отвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты. Наши родители изготовили несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму, изготовили печь, скамью, люльку, сундуки, прялку, коромысло, колодец, соответствующие народному фольклору.

По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры можно переходить к театрализации сказки. Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей.

В предварительной работе для лучшего усвоения содержания и понимания смысла рекомендуется использовать поговорки, потешки, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, различные виды театров, видео- и аудиоматериалы.

Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования — подобрать этюды и упражнения.

Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. Сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно воспитатель работает над смысловым содержанием пословиц и поговорок, которые органично вошли в текст сценария.

В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки.

В вечернее время и в дневные часы с помощью ТСО воспитатели знакомят детей с разными вариантами сказки, а с  помощью этюдов и упражнений учат достоверному изображению персонажей.

После этого можно приступать к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивать текста в группе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами желательно использовать зеркала.

На индивидуальных занятиях ведется работа над коррекцией всех сторон речевого развития.

На занятиях по ознакомлению с окружающим, во время экскурсий в этнографические музеи дети знакомятся с деревенским бытом; на музыкальных занятиях — разучивают тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изодеятельности изготавливают и раскрашивают персонажей и некоторые атрибуты к сказкам.

Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Цели:

  • Воспитывать  у детей любовь к русским народным сказкам;
  • развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства;
  • развитие творческого потенциала детей;
  • показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Задачи проекта: 

для детей:

Образовательные:

  • расширить представление детей о сказках;
  • учить детей рассуждать;
  • формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

  • развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
  • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
  • развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

Воспитательные:

  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  • воспитывать культуру речи

для педагогов:

  • развитие творческого потенциала ребенка;
  • показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

для родителей:

  • создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  • развитие совместного творчества родителей и детей;
  • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: театрализованная сказка: «Гуси - лебеди»

Содержание

Этапы

Мероприятия

Для  педагога

Для детей

Для родителей

I.Подготовительный

  • Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения.
  • Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
  • Составление перспективного плана.
  • Оформление развива-ющей предметно-пространственной среды.
  • Изготовление и комплектация  пособий для проведения мероприятий.
  • Составление информационных листов  для родителей.
  • Изучение особенностей литературного опыта детей.
  • Выявление  читательских интересов детей.
  • Выявление  возможностей  использования  детьми литературного  опыта  в  самостоятельной  творческой деятельности.
  • Выявление  уровня педагогической культуры родителей  по приобщению детей  к художественной литературе.

II. Организационны

  • Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана).

  • Участие  детей в совместной деятельности.

  • Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды.
  • Оказание помощи в проведении мероприятий.

  • Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

III. Завершающий

  • Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность).

  • Сравнительный   анализ уровня сформированности читательских интересов детей

  • Отзывы родителей
  • Подведение итогов анкетирования.

Участники проекта: учитель-логопед Соловьева Л.И., воспитатель группы Воронова Н.В., дети старшей группы с ТНР, родители.

Календарный план мероприятий

Дата

Работа с детьми

Воспитатель

Работа с родителями

15.10.15

1. Определение темы, целей, задач, содержания проекта.

2. Обсуждение с  педагогами группы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

«Мешок яблок» 

Изготовление костюмов для инсценирования сказки

22. 11.15

 Дидактические игры по теме «Домашние птицы», закрепление слов сценария

 «Курочка ряба»

 

27.12.15

 

 

Обсуждение с родителями группы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

6.01.16

 

Анкетирование родителей «Уровень общей речевой культуры ребёнка»

01.02.16 – 28.03.16.

1. Игровые упражнения для индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников  сказками

2. Рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание загадок и стихотворений о героях произведений

3. Подготовка и проведение презентации страничек книжки-малышки «Мои  любимые сказки».

1. Консультация «Методы и приёмы по ознакомлению детей со сказкой»

2 Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.

 

1. Консультация «Значение сказки в жизни ребёнка»

2. Консультация «Игры и упражнения по ознакомлению со сказками»

3. Памятка «Как правильно читать сказку».

 

01.04.16

Определение уровня сформированности у детей понимания сказки.

 

показ учителем - логопедом мастер-класса по проведению игр и упражнений (в форме соревнования между командами детей и взрослых). 

10. 05.16

Инсценировка сказки

 

 

 

 Перспективный план работы над театрализацией сказки «Волк и козлята»  

Учитель - логопед

Воспитатель

Рисование

Труд

Музыка

Родители

  1. Рассматривание собачки. Составление описательного рассказа. (Чем накормим? Польза. Как называется домик?)
  2. Составление рассказа по серии картин «Чашка».

Рассматривание кошки, изображений коровы, лошади. Сравнение. Составление описательного рассказа. (Чем накормим? Польза. Где живут? (Название домиков.)

  1. Рассматривание собачки. Составление описательного рассказа. (Чем накормим? Польза. Как называется домик?)
  2. Составление рассказа по серии картин «Чашка».

Рассматривание кошки, изображений коровы, лошади. Сравнение. Составление описательного рассказа. (Чем накормим? Польза. Где живут? (Название домиков.)

Рисование собачки

Лепка

«Собачка»

Музыкальные картинки о животных

Подготовить рассказ о домашнем животном

  1. Домашние животные. (Происхождение, семья, жилье, питание, польза.) Д/и «Найди маму».
  2. Притяжательные прилагательные. Продукты мясные и молочные.

Коррекционные игры: «Дорисуй недостающие детали», «Что изменилось?», «4-й лишний»

1. Д/и «Кого не стало?» Чтение рассказа

«Пожарные собаки». Игры в кубики, разрезные картинки с изображением животных.

2. Чтение сказки «Три поросенка». Игры с использованием пальчикового театра

Раскрашивание коврика для собачки

Детальная

аппликация

«Щенок»

Муз. композиция «Петя и Волк»

Посещение молочного и мясного отделов магазина

  1. Рассказывание сказки «Волк и козлята» с использованием игрушечного театра. Беседа по сказке.

Пересказ сказки по ролям с использованием игрушек

  1. К. д/и «Построим домики для животных».

Прослушивание пластинки «Волк и козлята». (По мотивам муз. фильма.)

Лошадка на лугу

Изготовление из картона конуры для собачки

Разучивание песенок, танцев к сказке

Изготовление костюмов и атрибутов к сказке

  1. Игры по системе

К. Орфа на закрепление содержания сказки, коррекцию

эмоционально-волевой и двигательной активности.

Пересказ сказки по ролям с использованием атрибутов и декораций

  1. Разучивание слов по ролям с использованием различных видов театра.

Домик козы

Изготовление шапочек для козлят

Разучивание песенок, танцев к сказке

Закрепление слов ролей по сценарию сказки

  1. Театрализация сказки «Волк и козлята»

Рисование по замыслу

Доделывание шапочек для козлят

Музыкальное сопровождение инсценировки сказки «Волк и козлята»

Чтение произведений о домашних животных

Перспективный план работы над театрализацией сказки «Курочка Ряба»

Учитель- логопед

Воспитатель

Рисование

Труд

Музыка

Родители

  1. Рассматривание попугайчика, выделение характерных особенностей

Дикие птицы. Сравнение, описание: воробей, ворона, ласточка, чайка, голубь

Описание попугая по памяти (выделение характерных особенностей)

Лепка птички

Раскрашивание

заготовки

«птичка»

Разучивание песенки «Два веселых гуся»

Закрепление знания особенностей птиц

  1. Домашние птицы. Д/и «Найди папу и маму». (Особенности, польза.)

Практическое занятие «Строение яйца, блюда из яиц». (Скорлупа, белок, желток. Жареное, вареное, сырое. Яичница «глазунья».)

3. Игры на развитие памяти, внимания с игрушечными птицами: «Что изменилось? Кто спрятался?»

  1. Чтение, разучивание стихотворения «Курица».

Игра «Кто так кричит?»

«Рваная»

аппликация

«Курочка»

Рисование цыплят рядом с заранее нарисованной курицей

Обыгрывание песенки «Два веселых гуся»

Заучивание названий домашних птиц и их детенышей

  1. Описательные загадки, загадки-стихи о домашних птицах.
  2. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с использованием театра би-ба-бо.

Пересказ сказки «Курочка Ряба» с использованием кукол би-ба-бо

  1. Чтение сказки «Гуси-лебеди».
  2. Д /и «Составь семью».

Подвижная игра «Гуси-гуси»

Лепка «Курица с цыпленком»

Рисование яичницы с луком на листе в форме сковородки

Разучивание танцевальной песенки «Вы мои цыплятки»

Пересказ

сказки

«Курочка

Ряба»

  1. Чтение сказки-сценария «Курочка Ряба». Пословица «Слезами горю не поможешь». Сравнение с оригиналом.

Игры по системе К. Орфа. (Развитие двигательных функций эмоционально-волевой сферы, просодической стороны речи.)

  1. Пересказ сказки-сценария.

Разучивание слов сказки- сценария по ролям

Оригами

«Курочка»

Рисование

петушка

Разучивание музыкальных номеров к инсценировке сказки

Заучивание слов сказки- сценария

Отработка правильного произношения звуков в словах сценария, работа над выразительностью речи

Пересказ сказки- сценария по ролям

«Птичий двор» с использованием природного материала

Рисование курочки Рябы

Музыкальное

сопровождение

театрализации

сказки

Изготовление костюмов и атрибутов

Театрализация сказки «Курочка Ряба» с использованием декораций и атрибутов

Перспективный план работы над театрализацией сказки «Красная Шапочка»

Учитель- логопед

Воспитатели

Труд

Рисование

Музыка

Родители

  1. Рассказывание сказки с использованием настольного театра.
  2. Беседа по сказке (время, место, характеристика персонажей).

Пересказ сказки детьми по опорным картинкам

  1. Чтение сказки «Красная Шапочка».

Прослушивание пластинки со сказкой «Красная Шапочка»

Изготовление корзиночек из бумажных полос

Роспись корзиночек

Музыкальная

характеристика

персонажей

сказки

  1. Пересказ сказки «Красная Шапочка» родителям.

Посещение этнографического музея

  1. Рассказывание педагогом сказки с адаптированным текстом. Характеристика персонажей адаптированной сказки.

Пословицы. Работа над смысловым содержанием. Выбор пословиц, подходящих по смыслу к произвольной ситуации, к сюжетной картинке

  1. Произвольный пересказ сказки детьми (классический текст + адаптированный).

Заучивание пословиц

Раскрашивание

горшочков

Лепка

горшочков

Разучивание песенок и танцев к сказке

  1. Изготовление костюмов.

Заучивание пословиц

  1. Работа над мимикой и характерными для персонажей жестами. Постановка голоса.

Пересказ сказки по ролям. Закрепление зву- копроизношения

. Подвижные игры на движения, характерные для животных, людей с разными характерами. (Опадать по походке бабушку, маму, девочку- зазнайку и т. д.)

Раскрашивание

пирожков

Изготовление пирожков из папье-маше

Разучивание песенок и танцев к сказке

  1. Заучивание ролей.

Изготовление декораций

  1. Театрализация сказки с использованием атрибутов, костюмов, декораций. (Репетиция.)

Премьера театрализованной сказки «Красная Шапочка»

Рисование по замыслу на тему сказки

Лепка по замыслу на тему сказки

Музыкальное сопровождение театрализованной сказки

Родители в роли зрителей

Результат:

 

для детей:

  • Обеспечение речевого развития ребенка и формирование качественной стороны детской лексики:
  • развитие интереса детей к русским народным сказкам;
  • закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
  • воспитание чувства дружбы и коллективизма;
  • получить эмоциональный отклик от своей работы;
  • пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

для педагогов:

  • оформление тематического альбома « Герои наших любимых сказок»;
  • составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки и загадки о сказках и сказочных героях);
  • оформление книжки «Колобок»;
  • разработка серии конспектов;
  • изготовление пальчикового театра по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка»;
  • изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
  • разработка методических рекомендации для воспитателей и родителей;
  • Презентация проекта на педсовете ДОУ;
  • желание продолжить проектную деятельность;
  • оформление проекта.

для родителей:

  • содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
  • активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
  • рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Приложение

Дидактические игры, используемые
в предварительной работе над театрализацией сказок

Д/и «Кто как кричит?»

Цели: знакомить детей с домашними животными и их детенышами, с тем, как они кричат; развивать воображение, логическое мышление, тактильные ощущения, моторику, двигательную активность; вырабатывать силу голоса и эмоциональную выразительность.

Ход игры

  1. й вариант. Детям показывается изображение домашнего животного, они изображают, как это животное кричит и двигается.
  2. й вариант. Детям предлагается загадка о домашнем животном, они отгадку не проговаривают, а изображают движением и голосом.
  3. й вариант. За ширмой находятся игрушки, изображающие домашних животных; ребенок, не называя животное, описывает его характерные особенности (внешность, чем питается, чем полезно, как кричит).

Остальные дети угадывают. (Усложнение — «Чудесный мешочек».)

  1. й вариант. Изобразить голосом, мимикой, жестами, движением настроение животного в определенной ситуации: котенку наступили на хвост; щенок просит кушать; козленок потерялся и т. д.

Д/и «Найди маму»

Цели: закреплять знания о домашних животных и их детенышах, о том, чем они питаются и как кричат; расширять и активизировать словарь по схеме.

Ход игры

Дети выбирают и вешают на шеи таблички с изображением домашних животных и их детенышей. По команде поочередно ищут друг другу пару (маму и детеныша), приветствуют криками животных (мама — низким, детеныш — тонким). После этого находят на столе картинки с изображением пищи, которую употребляет данное животное; мама кормит детеныша.

Д/и «Составь семью»

Цели: закреплять знания о составе семьи домашних птиц; закреплять словарь по теме; развивать внимание, зрительное восприятие, память.

Ход игры

  1. й вариант. Ребенку предлагаются четыре картинки с изображениями детенышей домашних птиц (утенок, гусенок, индюшонок, цыпленок), а также ряд картинок с изображением их пап и мам и одна-две картинки диких птиц. Надо подобрать для каждого детеныша семью и назвать каждого члена этой семьи.
  2. й вариант. Ребенку предлагаются изображения четырех символических домашних птиц, размещены семьи, перепутанные по составу. Необходимо навести порядок в семьях, назвать всех членов семьи и объяснить свои действия.

Д/и «Что изменилось? Кто спрятался?»

Цели:        закреплять обобщающее понятие «Домашние

птицы» (животные), использование предлогов в связной речи (перед, за, между); развивать зрительную память, внимание, способность ориентироваться на плоскости.

Ход игры

  1. й вариант. Перед детьми выставляются игрушки, изображающие домашних птиц (животных) и их детенышей. По команде дети закрывают глаза. В это время педагог меняет порядок расположения игрушек или убирает какую-либо из них. Дети должны объяснить, что изменилось, используя в своей речи предлоги.
  2. й вариант. Картинки с изображением домашних птиц (животных) расположены в вертикальной плоскости. По команде дети закрывают глаза. Педагог меняет расположение картинок. Дети должны вспомнить, где находилось то или иное животное, рассказать об этом, используя в своей речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «в правом верхнем углу» и т. п. Точно так же объясняется новое расположение картинок.

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память.

Ход игры

Детям предъявляются три изображения животных, объединенных каким-либо общим признаком, и одно, не обладающее этим признаком. Каждый ребенок должен определить «лишнее» изображение. (Можно играть со словами.)

Д/и «Дорисуй недостающие детали»

Цель: развивать зрительное восприятие, память, графомоторные навыки.

Ход игры

Детям предлагаются изображения животных (птиц), в которых не хватает какой-либо детали: у лошади — гривы, у коровы — рогов, у козы — копыт, у свиньи — пятачка, у барана — рогов, у кошки — усов, у собаки — хвоста и т. п. Каждый ребенок должен дорисовать недостающую деталь и объяснить, почему он это сделал.

Д/и «Построим домики для животных»

Цели: развивать конструктивные навыки, логическое мышление; закреплять знания о жилищах животных; о пользе домашних животных, расширять словарь.

Ход игры

Ребенок выбирает себе игрушку, изображающую домашнее животное, и объясняет, какую пользу оно приносит людям, как человек заботится о нем. После этого строит для него домик по образцу или по замыслу из строительного материала и говорит, как он называется (коровник, свинарник, конура, конюшня и т.д.).

Игры по системе Карла Орфа

  1. Повторить фразу с разной интонацией (грустно — весело, тихо — громко).
  2. Повторить фразу, подражая животным (как волк, как ворон).
  3. Выделить по очереди интонационным ударением слова определенной фразы.
  4. Произнести фразу в разном ритме (быстро — медленно).
  5. Прохлопать фразу.
  6. Пропеть фразу.
  7. Произнести фразу с усиливающейся или ослабевающей громкостью.
  8. Изобразить (обыграть) фразу

Инсценировка сказки «Мешок яблок» (старшая группа) Предварительная работа

  • Знакомство с темами «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Дикие и домашние птицы», «Дикие и домашние животные».
  • Практические занятия по приготовлению салата из фруктов и винегрета из овощей. Игры на развитие внимания, памяти «Кто как кричит?», «Что изменилось?», «Четвертый лишний», «Поможем зайчихе приготовить обед», «Угадай по вкусу», «Какой суп приготовила зайчиха?» и т.д.
  • Чтение и пересказ сказок, рассказов, разучивание стихов, загадок об овощах, фруктах, грибах, животных, птицах.
  • Составление описательных рассказов по алгоритму об овощах, фруктах, грибах, животных, птицах.
  • Инсценирование стихотворения Ю.Тувима «Овощи».
  • Рассказывание и пересказ сказки В. Сутеева «Мешок яблок» с использованием различных видов театра.
  • Работа по разъяснению идейного содержания сказки и пословиц, которые в ней встречаются.
  • Чтение сценария сказки, сравнение содержания с оригиналом.
  • Игры и упражнения на развитие двигательных функций, эмоционально-волевой сферы, просодической стороны речи.
  • Работа над лексико-грамматическим строем речи и ее выразительностью, разучивание скороговорок, выполнение упражнений для артикуляции моторики.
  • Проведение мимической гимнастики и психогимнастических этюдов.
  • Пересказ сценарного варианта сказки по ролям.
  • Работа над диалогической формой речи и образами героев.
  • Театрализация сказки В. Сутеева «Мешок яблок» с использованием декораций и атрибутов.
  • Закрепление тем на занятиях по изодеятельности, труду, музыке, во время прогулок, в утренний и вечерний отрезки времени.

Цели

Образовательные, формировать элементарные представления о грибах, овощах, фруктах, домашних и диких птицах, домашних и диких животных. Знакомить с произведениями русского народного творчества и с произведениями разных авторов, в которых упоминаются персонажи — птицы, звери, а также овощи и фрукты. Учить понимать идейное содержание пословиц и поговорок. Учить правильно оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их с поступками людей. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра.

Коррекционные, развивать память, внимание, мышление; координацию и двигательную активность и эмоциональную выразительность; выразительность и темп речи, силу голоса. Формировать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, правильное произношение.

Воспитательные: формировать познавательный интерес, желание учиться и работать; интерес к литературным произведениям и произведениям устного народного творчества; эстетический вкус. Воспитывать чувство справедливости, взаимовыручки, дружеское отношение друг к другу; бережное отношение к природе и ее обитателям.

        Сценарий сказки «Мешок яблок» старшая группа

Действующие лица.        

Ведущий.

Заяц

Зайчиха

Зайчонок

Ворона

Медведь

Ежик

Крот

Коза

      Козлята, бельчата — остальные дети.

На сцене справа стоит избушка, справа немного в глубине — яблоня.

Ведущий (выходит под музыку).

В далеком лесу, где безлюдно и тихо,

Жили-были папа-заяц и заботливая мама-зайчиха.

Жили дружно в лесу под кусточками Со своими сыновьями и дочками.

(Танец зайцев.)

Зайчиха                Милый Степушка!

В нашей кладовке пусто.

Мы доели

Последний кочан капусты. Отправляйся-ка ты, заюшка,

В лес за едой.

Да не забудь взять мешок с собой, Ведь сидя на печи не поесть калачи.

Заяц (идет по лесу, останавливается).

Вот по лесу я иду-иду,

Ни грибов, ни ягод не найду.

Где бы мне еще побегать, поскакать, Где еды доя зайчиков достать?

(Видит яблоню.)

Смотрите, вот это везенье —

Будет моим детишкам угощенье!

Да еще наварим на зиму варенья!

Эх, маловат мешочек, к сожаленью!

(Собирает яблоки.)

Ворона.

Кар-кар-кар!

Караул! Украли!

Все мои яблочки собрали!

Заяц.

Что ты каркаешь, Каркуша?! Посмотри, сколько яблок!

Бери и кушай!

Их здесь много еще останется.

Всем зверюшкам в лесу достанется. Ох! Тяжелый мешок!

На спину не взвалить.

Придется по земле тащить.

Ворона. Оставь половину, ведь лапа тянуть устанет. Заяц.

Ничего, своя ноша не тянет!

(Тащит спиной вперед мешок и упирается в медведя, поворачивается, видит его и начинает трястись.)

Ой-ой-ой!

Медведь.

Не бойся, косой!

Что это у тебя в мешочке? Открывай-ка скорей, дружочек.

Заяц (показывает яблоки).

Вот яблоки, дядя Миша, Угощайтесь.

Кушайте витамины,

Здоровья набирайтесь.

Медведь (надкусывает яблоко).

Эх, хороши яблочки! Освежают! Чувствую, силы прибывают! Дай-ка, заяц, мне на дорожку Еще немножко.

Заяц. Бери сколько хочешь, не жалко. Медведь {берет).

Спасибо, заяц!

Добро не пропадет,

К тебе назад придет.

{Заяц завязывает мешок, бегут бельчата.) Бельчата.

Дяденька заяц! Дяденька заяц! Дай и нам яблочек.

Заяц.

Бельчата, не зевайте,

Налетайте, разбирайте!

Берите яблочки себе на обед.

Бельчата.

Спасибо, дядя заяц,

Нам важен не обед, а привет.

До свиданья.

Заяц.

До свиданья!

Надо мне домой спешить Зайчат своих кормить.

Ворона (в зал). Простота хуже воровства.

Заяц (идет, встречает ежа). Куда идешь, колючая голова?

Еж.

Да вот за грибами пошел,

Да грибов не нашел.

Видишь, с пустой корзиной иду,

Эх, хоть бы один грибок найти на еду.

Заяц. Возьми у меня яблок, не стесняйся.

Еж. Тебе, заяц, самому надо.

Заяц. У меня их много, бери, угощайся.

Еж (берет). Лес не без добрых зверей.

(Козлята танцуют.)

Заяц.

Добро творить — себя веселить!

Козлята, подходите, яблочки берите.

Козлята.

Спасибо, дядя заяц!

Всякий зверь помнит,

Кто его кормит.

Ворона. До старости дожил, а ума не нажил.

Заяц. Лети отсюда, не каркай.

(Идет заяц дальше, останавливается у бугорка.)

Заяц.        

Вот какой-то бугорок,

Отдохну-ка я часок.

(Садится, бугор двигается, заяц падает.)

Крот. Кто нарушил мой покой?

Заяц. Это я, старик, косой.

Крот. Яблоками пахнет где-то.

Заяц. На, возьми-ка, крот, к обеду.

Крот.

Спасибо, дружище, я исчезаю.

И знай, я добро не забываю.

Ворона. Все яблоки раздал, а мне ни одного не дал! Заяц (достает последнее яблоко).

Вот самое лучшее,

Кушай на здоровье.

Остатки сладки.

Ворона.

Вот еще награда,

Мне твоего яблока не надо.

Я с детства их не ем никогда.

Не яблоко, а ерунда.

А ты, заяц, доплясался,

Что без яблок остался.

Кар-кар-кар! Что делается!

К родным голодным детишкам идет И пустой мешок несет.

Заяц.

А я, а я обратно в лес пойду И яблок снова полный мешок наберу.

Ворона.

За яблоками, глупый, собирается.

Да там тебя волк дожидается.

Заяц. Волков бояться — в лес не ходить.

{Бежит к яблоне, а там волк.)

Волк.

Ну что, косой, пришел яблоки собирать? А я зайцев люблю хватать и съедать.

{Бросается на зайца, тот убегает.)

Зайчиха {плачет в доме).

Ночь уже наступает,

Где же Степа мой пропадает?

С ним, наверное, случилась беда.

Заяц {вбегает).

Скорей запри дверь,

Волк бежит сюда.

Зайчонок.

Папа, папа наш пришел!

Ты покушать что-нибудь нашел?

Заяц. Нет, в мешке моем нынче пусто.

Зайчиха.

Не переживай, мой милый,

Нынче пусто, а завтра будет густо.

{обращается к зайчику)

А ты иди спать, мой проказник,

Ничего, Степа, будет и на нашей улице праздник.

{Раздается стук в дверь.)

Заяц {трясется). Это волк, не надо дверь открывать.

Бельчата {принесли орехи). Вот, возьмите, мама вам велела передать.

Еж (принес грибы).

Слышишь, заяц,

Я грибочки все-таки нашел.

Отведайте, пожалуйста.

А я домой пошел.

Коза (приносит капусту и молоко).

Шла мимо, думаю,

Не занята пока,

Вам занесу капусту Да крынку молока.

(Вылезает крот.)

Крот. Скажите, это к зайцу я попал?

Зайчиха. Да, к зайцу.

Крот.

Значит, верно я копал.

Я вам принес корней и овощей.

Возьми, зайчиха, наваришь вкусных щей.

(Дает зайчихе овощи.)

Медведь (приносит мед).

А это от меня бочонок меду.

Поможет вам в любую непогоду.

Он все микробы разом убивает И от простуды защищает.

Ворона (прыгает вокруг).

Как такое могло случиться —

Из пустого мешка — столько добра появиться?

Зайчиха.

Эх ты, ворона!

В пословице не зря говорится.

Все. Как аукнется, так и откликнется!

Инсценировка сказки «Волк и козлята» (старшая группа)

Предварительная работа

  1. Анализ ситуативных, сюжетных картин с ярко выраженным эмоциональным состоянием персонажей.
  2. Работа над содержанием сказки: нравственная идея; оценка поведения героев; эмоциональная окраска сценок и всего произведения; словарная работа; пересказ с элементами драматизации и использованием игрушек.
  3. Прослушивание аудиозаписи.
  4. Работа над мимикой и жестами с использованием зеркал, над умением передать характер героя через движение.
  5. Работа над выразительностью, темпом речи, силой голоса.
  6. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок.
  7. Игры на развитие воображения.
  8. Игры на ориентирование в пространстве.
  9. Знакомство с деревенским бытом.
  10. Посещение зоологического музея и этнографического музея с родителями.
  11. Разработка (адаптация) сценария.
  12. Изготовление костюмов, атрибутов.
  13. Заучивание текста, стихов.

Цели:

Образовательные, учить правильно оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их с поведением людей; правильно устанавливать причинно-следственные связи, понимать идейное содержание произведения; понимать смысл пословиц и поговорок и использовать их в различных жизненных ситуациях. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра. Расширять знания о деревенском быте, закрепление темы «Животные».

Коррекционные: развивать память, внимание, мышление; игровое воображение. Работать над координацией движений; над выразительностью и темпом речи, силой голоса. Корректировать звукопроизношения. Формировать лексико-грамматический строй речи, обогащать словарь.

Воспитательные, воспитывать стремление к взаимовыручке, взаимозаменяемости, «чувству локтя»; выдержку, терпение,

усидчивость, уважение к старшим, послушание, положительно-личностные качества за счет усвоения эталонов поведения персонажей. На примере сказки обучать детей основам безопасности жизни, учить осторожности.

Сценарий

Действующие лица:

Ведущий.

Волк.

Коза.

Козлята — остальные дети.

Звучит русская народная музыка, под которую дети заходят в зал и расходятся по своим местам. Выходит один из козлят.

Козленок. Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную, а козлятки запрут дверь и ждут свою маму. (Заходит в дом.)

(Из домика выходит коза, делает круг по воображаемому лесу перед домиком, щиплет травку и поет свою песенку.)

Коза.

Я — заботливая мать —

Вышла травку пощипать.

У меня растут козлятки,

Шаловливые ребятки.

Быть козою нелегко,

Нужно деткам молоко

(показывает на бидончик).

Витамины собираю,

В молоко их превращаю.

(Садится на пенек, вытирает пот со лба.)

Ох, устала. Полный бидон молока. Пора детей кормить.

(Встает. Напевая свою песенку, идет к домику. Звенит колокольчиком.)

Козлятушки-ребятушки,

Отопритеся, отворитеся.

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

(Козлята открывают дверь, выбегают с кружками к маме. Танцуют. Коза разливает молоко в кружки, поит козлят.) Коза.

Кушайте, козлятки,

Милые ребятки.

Козлята. Спасибо, мамочка, очень вкусное у тебя молочко.

Коза. Все напились? А теперь домой. Я снова ухожу травку пощипать.

А вы дверь покрепче запирайте.

В домик никого не пускайте.

Береженого бог бережет.

(За всем этим наблюдает волк из-за дерева. Коза уходит за ширму. Из-за елки под музыку появляется волк.)

Волк.

Я волк-волчище,

Острые зубищи.

По лесу рыщу,

Козляточек ищу.

Мой бедненький живот

(гладит себя по животу)

Без них не проживет.

(Подходит к избушке.)

Волк (грубо).

Эй, козлятки-ребятки,

Открывайте дверь.

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

1-й козленок. Нет, волк, не откроем.

2-й козленок. Наша матушка не так поет.

3-й козленок. Наша мамочка поет тоненьким голоском.

4-й козленок (выглядывая в окошко). Близок локоть, да не укусишь.

Волк.

Эх, первый блин всегда комом.

Буду за козой следить,

Чтоб козляток обхитрить.

Терпение и труд все перетрут.

(Слышится песенка козы. Волк уходит. Приходит коза, звенит колокольчиком и поет свою песенку. Выбегают козлятки.)

1-й козленок. Мама, волк к нам приходил!

2-й козленок. Чуть нас всех не проглотил!

3-й козленок. Но мы волка не пустили.

4-й козленок. Дверь ему мы не открыли.

Коза (гладит каждого по голове).

Вы хорошие ребятки,

Мои милые козлятки.

Так всегда и поступайте.

Волка в домик не пускайте!

{Переливает молоко в другую посуду, отдает козлятам.)

А сейчас идите в дом и крепко-накрепко заприте дверь. {Козлята закрывают дверь, а коза уходит. Выходит волк.)

 Волк.Все слышал, все знаю,

Сейчас всех их съем.

{пробует голос, поднимает палец вверх)

Ага, получилось!

{хвастливо)

Всяк кузнец своего счастья.

(Поет тоненьким голоском песню козы.)

Козлятушки-ребятушки,

Отопритеся, отворитеся.

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

{Козлята открывают дверь. Волк вбегает в домик, рычит, набрасывается на козлят. Те прячутся за ширму. Там волк их «съедает». Один козленочек прячется за печку. Волк выходит с толстым животом.)

Волк {поглаживая живот).

Ох, как вкусно я поел.

Всех козляточек я съел.

Оттого и потолстел. Ха-ха.

{Слышна песенка козы. Волк убегает. Выходит коза, видит открытую дверь, мечется по дому.)

Коза {плача).

Почему открыта дверь?

Видно, к нам забрался зверь.

Где мои ребятушки, серые козлятушки?

На что вы отпиралися, волку доставалися?!

{Из-за печки выбегает козленочек, бросается к козе.) Козленок.

Мама, к нам волк приходил,

Всех козлят проглотил.

Коза {грозно). Ах так? {поет)

Я рогатая коза,

Волку серому гроза.

От меня он не уйдет,

Всех козлятушек вернет.

{Из-за елки выходит волк.)

Волк.Что ты на меня, коза, наговариваешь?!

Не ел я твоих козлят.

Коза. Врет и глазом не моргнет.

А почему у тебя такой большой живот?

Волк. Это я от голода распух.

Коза. А это я сейчас проверю.

(Наставляет рога волку на брюхо. Оба удаляются за  ширму.) {Звучит веселая музыка. Выбегают козлята и коза, танцуют танец. Потом выстраиваются перед зрителями. Музыка смолкает.)

Коза. Вся семья вместе, так и душа на месте!

Дети кланяются и уходят под музыку.

Курочка - ряба

Гуси - лебеди

Инсценировка сказки «Красная Шапочка»
(подготовительная группа)

Предварительная работа

  1. Рассматривание иллюстраций к сказке с ярко выраженным эмоциональным состоянием героев.
  2. Работа над содержанием сказки: нравственная идея; оценка поведения героев; эмоциональная окраска сценок и всего произведения; словарная работа; пересказ сказки по опорным картинкам с использованием фланелеграфа, игрушек.
  3. Прослушивание пластинки со сказкой «Красная Шапочка».
  4. Чтение сценария сказки, сравнение с оригиналом.
  5. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок.
  6. Заучивание пословиц и поговорок.
  7. Игры на развитие выразительности движений, характерных для животных и людей с разными характерами.
  8. Работа над мимикой и жестами, выразительностью движений каждого персонажа.
  9. Работа над звукопроизношением и силой голоса.
  10. Проведение д/игр «Угадай, кто это?», «Покажи героя».
  11. Проведение подвижных игр «Поссорились — помирились», «Море волнуется — раз», «Зоопарк».
  12. Рассматривание глиняной посуды, ее назначение.
  13. Посещение Этнографического музея с родителями.

  1. Изготовление костюмов и декораций.
  2. Разучивание текста, песен, танцев.
  3. Закрепление темы на занятиях по изодеятельности, ручному труду, конструированию.
  4. Театрализация сказки «Красная Шапочка» с использованием декораций и костюмов для зрителей.

Цели

Образовательные, учить правильно оценивать поступки героев и события произведения; правильно устанавливать причинно-следственные связи, понимать идейное содержание произведения; понимать смысл пословиц и поговорок. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра. Расширять знания о быте людей, продуктах.

Коррекционные, развивать память, внимание, мышление, игровое воображение. Работать над координацией движений; над пространственной ориентацией; над выразительностью, темпом речи и силой голоса. Формировать лексико-грамматический строй речи, обогащать словарь.

Воспитательные, воспитывать выдержку, терпение, умение доводить роль до конца; уважение к старшим, послушание, умение вести себя в обществе; стремление к взаимовыручке, взаимозаменяемости, чувство товарищества. Обучать основам безопасности жизни и осторожности.

Сценарий

Действующие лица:

Ведущий (сказочник).

Мама.

Девочка.

Волк.

Бабушка.

Ворон.

Первый санитар.

Второй санитар.

Друзья и подруги девочки — остальные дети.

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие зрители!

Сказку посмотреть не хотите ли?

В любой сказке есть свой прок,

Девочкам и мальчикам — урок.

В одной деревушке,

В маленькой избушке,

За лесом, за лесочком Жила мама с дочкой...

Девочка (капризно). Мамочка, можно, я пойду погулять? Мама.

Хорошо, доченька, ступай,

Только долго не гуляй.

(Девочка с песенкой выходит на улицу, ее обступают друзья и подружки.)

Девочка (поет).

Какой чудесный день,

Мне танцевать не лень.

А как прекрасна я

И песенка моя.

Первый друг (иронично). Что это у тебя на голове? Девочка (кокетничая). Красная шапочка.

Второй друг. А откуда она у тебя?

Девочка. Это бабушка мне подарила на день рождения. Третий друг (дразня). Вот мы и будем тебя называть «Красная Шапочка».

(Дети бегают вокруг девочки и дразнят ее: «Красная Шапочка, Красная Шапочка...»)

Девочка (с досадой, расталкивая детей).

Ну хватит дразниться,

Давайте лучше веселиться.

(Дети танцуют. Мама в это время разговаривает по телефону. Танец заканчивается, мама зовет дочку.)

Мама.

Доченька, иди скорее сюда.

С нашей бабушкой случилась беда!

Стала бедная старушка болеть,

Ни стоять она не может, ни сидеть.

Бабушку, дочурка, навести,

Пирожков горячих отнеси,

Маслица горшочек ей отдай.

А пойдешь по лесу — не зевай И ворон в дороге не считай,

Да смотри беды не натвори,

Больше думай, меньше говори.

Девочка (с досадой отмахиваясь).

Мамочка, я знаю все прекрасно!

Это говоришь ты мне напрасно.

(Девочка уходит, пританцовывая и напевая песенку.)

Мама {с сожалением).

С этой девчонкой вечно что-нибудь бывает.

В одно ухо слушает — в другое вылетает.

(Девочка идет по лесу и считает ворон.)

Девочка {рассеянно). Одна ворона, две вороны, три вороны...

{Натыкается на необычную птицу. Удивленно.)

А это что за воронища?

Ворон {поучительно).

Я не ворона. Я — мудрый ворон.

Я по лесу летаю,

За всеми наблюдаю.

Целый день я хлопочу,

Уму-разуму учу.

Тебе мама сказала:

«Ворон не считай,

К бабушке поспешай.

Волка встретишь на пути —

Разговор не заводи».

Девочка (отмахиваясь). Ну хватит, мама учит, ты учишь, все учат.

Ворон. Кар-кар-кар. Ум без разума — беда.

{Ворон улетает. Девочка собирает цветы, за ней наблюдает волк.)

Волк {из-за елки).

Смотри-ка, добыча сама в лапы идет.

Рано пташечка запела,

Как бы кошечка не съела.

{Выходит из-за елки и подходит к девочке. Девочка пугается.)

Здравствуй, милая девочка,

Здравствуй, красавица!

{в зал)

Хорош павлин, да ногами худ.

Ну да на безрыбье и рак — рыба.

{девочке, заискивая)

Какая у тебя красивая шапочка!

Девочка {кокетничая). Да, красивая, и зовут меня Красная Шапочка.

Волк. Куда ты идешь, куда путь держишь?

Девочка. Иду к бабушке, несу ей пирожки да горшочек масла.

Волк {в зал). Вот это удача. Где блины, там и мы. {девочке)

А где живет твоя бабушка?

Девочка. Вон за тем лесом, на краю деревни.

Волк. Так ты, милая, не по той дороге идешь. Там болото. Вот твоя дорога. Да и мне надо спешить.

{в зал) Волка ноги кормят.

{Убегает.)

Девочка. Спасибо тебе, волк, на добром слове. До свидания.

Волк (иронично). До скорого свидания!

(Уходит и появляется возле бабушкиного дома. Заглядывает в окно и облизывается.)

Большому куску и рот рад.

(Звонит в колокольчик.)

Бабушка (слабым голосом). Кто там?

Волк (тоненьким голоском). Это я, твоя внучка Красная Шапочка. Принесла тебе пирогов да горшочек масла.

Бабушка. Дверь не заперта, внученька. Заходи.

(Волк вбегает в домик, хватает одеяло, поднимает его вверх. В это время бабушка незаметно для зрителей сползает под скамью, накрытую до пола покрывалом, и переползает за ширму.)

Волк (ковыряясь в зубах). Ну, братцы, отродясь такого старого мяса не едал.

(Слышна песенка Красной Шапочки. Волк спешно надевает бабушкин чепчик и очки. Раздается стук в дверь. Волк ложится в постель. Спрашивает слабым голосом).

Волк. Кто там?

Девочка. Это я, твоя внучка Красная Шапочка. Принесла пирожков да горшочек масла.

Волк. Дверь не заперта, дитя мое, заходи.

(Девочка входит).

Волк. Поставь корзиночку, дитятко, на стол, а сама присядь ко мне.

Девочка (удивленно). Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?

Волк. Чтобы лучше видеть тебя, дитя мое.

Девочка. Бабушка, а почему у тебя такие большие уши?

Волк. Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое.

Девочка. Бабушка, а почему у тебя такие длинные руки?

Волк. Чтобы крепче обнимать тебя. (Обнимает.)

Девочка (испуганно). Бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?

Волк (свирепо). Чтобы быстрее съесть тебя.

(Оба падают за скамейку на пол. Волк встает из-за скамейки с большим животом.)

Ой, спасите! Умираю!

Что со мною, я не знаю...

(Берет в руки телефон.)

Ноль—три. «Скорая», скорее сюда.

Со мною случилась беда.

(Ложится на постель, корчится от боли.)

(Раздается сирена «скорой помощи». Выбегают два санитара, несут, как носилки, ширму. У одного на плече сумка с красным крестом).

  1. й санитар. Что ты вертишься, словно ежа съел? Что случилось?
  2. й санитар. Охами да ахами делу не поможешь.

Волк (со стоном).

Очень уж живот болит.

Наверное, аппендицит.

1-й санитар (слушая трубкой живот, сердито).

Говоришь, живот болит,

У тебя аппендицит?

Где старушка? Покажи.

Где девчонка? Расскажи.

Что ты стонешь и скулишь?

Шила в мешке не утаишь.

Волк.

Ох, сильно кушать я хотел,

С голодухи я их съел.

А теперь мне не до жиру.

Ой, спасите! Быть бы живу.

Санитары. Будем оперировать.

(Ставят низкую ширму, которая прикрывает только туловище волка.)

(Тихо звучит траурная музыка.)

1-й санитар (называет то, что должен подать второй). Перчатки (надевает), наркоз (бьет волка по голове молоточком-гармошкой с пищалкой). Скальпель.

(Бабушка и внучка выходят из-за ширмы.)

Девочка. Как там страшно и темно.

Бабушка. Как там душно и тесно.

Девочка.

Я так сильно испугалась,

Даже шапочка измялась!

Бабушка. Это, внученька, не беда, главное, что мы с тобою живы.

(Санитары складывают ширму. За ней на койке сидит понурив голову волк.)

Волк. Простите меня. Я больше так не буду. Я не буду злым и жестоким. Я буду добрым, хорошим.

(Бабушка и девочка садятся рядом с волком, гладят его). Бабушка. За худым, милый, пойдешь, добра не найдешь.

(Звучит музыка. Выходит ворон. Приглашает всех детей-ар- тистов. Все встают перед зрителями.)

Ворон.

Сказка — ложь, да в ней намек,

Девочкам и мальчикам урок.

Ходи по улице — рот не разевай Да ворон не считай!

Сначала думай, потом говори,

Разговор с чужими не заводи.

Если плохого не хотите вы,

Слушайтесь родителей!

Мама.

Ну что ж, ребята, со многими огорчения случаются,

Но хорошо то, что хорошо кончается.

(Общий поклон.)

Инсценировка сказки «Три медведя»
(подготовительная группа)

Предварительная работа

  1. Закрепление знаний по темам «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные».
  2. Практические занятия по приготовлению ягодного десерта, выпечке печенья.
  3. Игры на развитие внимания, мышления, памяти, восприятия: «Кто как разговаривает», «Что изменилось?», «Съедобные — несъедобные», «По грибы да ягоды», «Поможем бабушке приготовить обед», «Угадай по вкусу», «Какой суп сварила Маша?», «Подбери по величине», «Четвертый лишний», «Хищники — травоядные».
  4. Чтение и пересказ сказок, рассказов, разучивание стихов и загадок о грибах, ягодах, животных: В. Катаев «По грибы», Н. Сладков «Под грибом», русская народная сказка «Маша и медведь».
  5. Составление описательных рассказов о грибах, ягодах, диких животных.
  6. Рассказывание и пересказ сказки «Три медведя» с использованием различных видов театра, характеристика героев, идейного содержания, придумывание различных вариантов сказок.
  7. Работа по разъяснению идейного содержания пьесы и пословиц, которые в ней встречаются.
  8. Игры и упражнения на развитие двигательных функций, эмоционально-волевой сферы, просодической стороны речи.
  9. Выполнение упражнений по артикуляции и моторике, закрепление звукопроизношения.
  10. Работа над слоговой структурой слов, разучивание скороговорок.
  11. Работа над лексико-грамматическим строем речи и ее выразительностью.
  12. Проведение мимической гимнастики и психогимнастических этюдов.
  13. Закрепление тем и развитие творческих способностей на занятиях по изодеятельности, труду, музыке, во время прогулок, в утреннее и вечернее время.
  14. Пересказ сценарного варианта сказки по ролям с использованием различных видов театра.
  15. Работа над диалогической формой речи и образами героев.

Цели

Образовательные, учить понимать идейное содержание пословиц и поговорок, правильно оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их поступки с поступками людей; учить переносить сюжет сказки в игру, импровизировать с использованием различных видов театра; оценивать внутреннее настроение людей по мимике и жестам. Знакомить со старо- русским деревенским бытом, расширяя ранее полученные знания; с произведениями разных авторов, в которых упоминаются дикие животные, с русским народным творчеством. Расширять элементарные представления о грибах, ягодах, диких животных.

Коррекционные: развивать память, внимание, мышление; координацию, двигательную активность, эмоциональную выразительность; творческое воображение; выразительность и темп речи, силу голоса, слоговую структуру; эмоциональноволевую сферу. Формировать лексико-грамматический строй речи; фонематический слух, правильное произношение; интерес к театрализованной деятельности.

Воспитательные', воспитывать познавательный интерес, желание учиться и работать; интерес к литературным произведениям, произведениям устного народного творчества; эстетический вкус; умение вести себя дома, в гостях, в общественных местах; трудолюбие, терпение; опрятность, бережное отношение к вещам; вежливость, уважение к взрослым и друг к другу; стремление к взаимовыручке и взаимопомощи.

Сценарий

Действующие лица.

Ведущий.

Внучка Маша.

Бабушка.

Дедушка Лесовичок.

Папа-медведь.

Мама-медведица.

Медвежонок.

Друзья и подружки Маши — остальные дети.

Ведущий.

Тише, дети, не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Сказка уж давно пришла,

Очень деток ждет она!

Где ты, сказка, покажись,

Нам, ребятам, отзовись!

В деревушке на опушке,

В маленькой избушке Жили-были старик со старушкой.

Жили — не тужили:

Печку топили,

Кашу варили,

Внучку растили.

Хороша была внучка, красива,

Да уж больно ленива.

Ничего она делать не умела,

Только командовала всеми Да песни пела.

Бабушка (тормошит внучку). Внученька, пора вставать! Внучка Маша (потягиваясь).

Как же я устала спать!

Пора кушать да гулять.

Спишь, спишь — и отдохнуть некогда.

Дед.

О-хо-хо!

Не успеет после сна На кровати сесть,

Да уж просит есть!

Надо старшим помогать.

Убери свою кровать,

Сделай зарядку для порядку,

Лицо умой да причешись,

А потом за стол садись.

Внучка Маша.

Хватит, дед, меня ругать.

Бабуля, дай поесть,

Да я пойду гулять.

(Пьет молоко, хватает пирог.)

Бабушка.

Надо мне в огороде полоть,

А деду — дрова колоть.

Ты немного нам помоги,

А потом гулять беги.

Внучка Маша.

Ну вот еще!

Белые ручки чужие труды любят! Мне гулять пора,

Заждалась меня детвора.

(Убегает гулять. Танец с друзьями.)

Друзья.

А не пойти ли нам в лес погулять, Грибов да ягод пособирать?

Внучка Маша.

Я лучше дома посижу Да в окошко погляжу.

Дети.

Не растут грибы на окошке!

Сходи в лес, потруди свои ножки!

Деду с бабушкой помоги!

Набери ягод и грибов на пироги.

Внучка Маша {нехотя).

Ну ладно!

Вы без меня не уходите.

Я корзинку возьму, подождите.

{Бежит за корзинкой домой и кричит.)

Внучка Маша.

Дедушка! Дедушка!

Скорее дай мне самую большую корзинку! Пойду в лес по грибы и по малинку.

Дед.

Вот какая, старуха, нам радость!

Будем подмога на старость!

{Внучка одна идет по лесу).

Внучка Маша.

Я на горку шла, тяжело несла,

Уморилась, уморилась, уморилася! {Видит дом.) Дом какой-то расписной Прямо у дорожки.

Загляну-ка я в него,

Отдохну немножко! {Заходит в дом.)

Никого в избушке нет,

На столе стоит обед.

Где щи да каша, там и пища наша!

Сяду я, поем немножко.

{Садится, берет большую ложку.)

Вот лежит большая ложка! {Пытается есть.) Неудобно ложкой есть.

Надо, видно, пересесть! {Берет другую.)

Эта тоже велика,

Похлебала лишь слегка! (Берет маленькую.)

Эта ложка хороша!

Съем всю кашу не спеша. (Съедает всю кашу.)

Как устала я жевать! (Потягивается.)

Так и тянет на кровать!

(Идет в спальню, ложится поочередно на каждую из кроватей.)

Эта слишком высока!

Эта слишком широка!

Ну а эта в самый раз!

Вот на ней посплю сейчас! (Засыпает.)

(Входят медведи, нюхают воздух).

Папа-медведь. Запах чую я чужой! Мама-медведица. Кто зашел ко мне домой? Медвежонок.

Почему-то настежь дверь?

Приходил какой-то зверь?

(Подходят к столу.)

Папа-медведь. Кто трогал мою кашу? Мама-медведица. Еду испортил нашу! Медвежонок. А в моей плошке не осталось ни крошки! (Идут в спальню.)

Папа-медведь.

Кто на моей постели спал И сильно так ее помял?

Мама-медведица.

А на моей постели Лежали и сидели!

Медвежонок.

И моя кроватка В ужасном беспорядке!

(Стягивает одеяло.)

Ах, вот она! Держи! Держи!

(Девочка убегает.)

Мама-медведица. Отец, закрой окошко!

Пап а-мед ведь. Эх! Не успел немножко! Мама-медведица.

Ай да девка!

Лицом гладка,

А делами гадка!

Медвежонок.

Надо нам ее изловить Да хорошим манерам научить!

Мама-медведица.

Прежде чем в лес торопиться,

Надо немножко подкрепиться!

Пошли в дом.

Внучка Маша (бежит по лесу).

Ну и дела!

Еле ноги унесла!

(Садится на пенек и плачет.)

Уж вечер наступил, куда идти?

Кажется, совсем сбилась я с пути!

Ой, как страшно в лесу одной!

Как мне, бедненькой, попасть домой?

(Выходит Лесовичок, подходит сзади и трогает ее за плечо).

Лесовичок. Что, девочка, случилось?

Внучка Маша.

Медведи меня чуть не съели!

И еще я заблудилась!

Лесовичок.

Зря ты, Маша, на медведей пеняешь.

В чем виновата, за то и отвечаешь!

Внучка Маша.

Что я сделала плохого?

Я не помню ничего такого!

Лесовичок.

Целыми днями на улице гуляешь,

Деду с бабой не помогаешь.

В гости к медведям пришла — Беспорядок навела.

Все вещи раскидала,

Мебель поломала.

А сама на кого похожа?

Испугается любой прохожий!

И чумаза, и ленива!

Одним словом — нерадива!

Если хочется домой шибко,

Исправляй свои ошибки.

К медведям назад вернись,

Перед ними извинись,

Все намой и приберись.

И они тебя приветят!

На добро добром ответят!

(Лесовичок уходит, Маша возвращается к медведям). Медведи. Ты зачем сюда явилась, чудо-юдо? Внучка Маша.

Простите, я так больше не буду!

Вы, медведи, меня не браните!

За поступки мои извините!

Я их быстро сейчас исправлю,

Все помою и на место поставлю.

Медведи.

Ну что ж, заходи, помоги.

Повинную голову и меч не сечет!

(Маша начинает работать и поет песню).

Внучка Маша.

Встану рано поутру,

Все я в доме приберу,

Со стола уберу, вымою посуду,

И полы подмести я не позабуду.

Хоть коня я не имею,

Без коня везде поспею.

Все сумею, все сумею,

Все поспею сделать.

Мама-медведица.

Пока вы работали Да песни пели,

У меня пироги поспели.

Садись, пирожков отведай Да с нами побеседуй!

Внучка Маша.

Не могу я сейчас.

Как-нибудь в другой раз!

Дед с бабушкой меня ждут-печалятся.

В лесу ведь всякие неприятности случаются. Надо мне скорей домой идти.

Помогите, пожалуйста, дорогу найти.

Мама-медведица.

Ну что ж!

Вот тебе твоя корзинка,

А в ней гостинец от нас:

Грибы да малинка.

Медвежонок.

Вот горушка,

А за горушкой — опушка,

А на опушке твоя избушка.

Папа-медведь.

По этой тропинке ступай.

Нас не забывай.

Деду с бабой всегда помогай!

Помни: худо тому, кто добра не делает никому!

(Маша уходит. У избушки сидят дед и баба и горюют.) Дед. Где же наша внученька сгинула?

Баба. На кого она нас покинула?

Внучка Маша.

Бабушка, дедушка! Простите!

На меня зла не держите!

Я в лесу заплутала немножко.

А это гостинец:

Грибов и ягод лукошко.

Слушайте меня внимательно:

Я теперь самостоятельная!

Из грибов приготовлю обед,

А из ягод — вкусный десерт.

Баба. Нам тебя теперь не узнать!

Внучка Маша.

Старших надо уважать!

Буду я вам помогать!

Работы много и для меня и для вас.

Делу время, а потехе час!

Лесовичок.

Ну что, ребята,

Сказку нашу вспоминайте,

Чужих ошибок не повторяйте! Других не судите —

На себя поглядите!

(Общий поклон.)

Новогоднее театрализованное представление
«Четыре времени года»

(по сюжету сказки «Двенадцать месяцев»)
(подготовительная группа)

Цели

Обучающие, закреплять представления о времени, его признаках, понятии цикличности на основе лексических тем «Животные», «Насекомые», «Грибы». Познакомить со сказкой «Двенадцать месяцев».

Коррекционные, формировать творческое воображение; связную речь, ее просодическую сторону, выразительность; познавательные психические процессы; ориентировку в пространстве и времени; моторику и координацию; эмоционально-волевую сферу; познавательный интерес.

Воспитательные, воспитывать уважение к детям и взрослым; стремление к участию, взаимовыручке; трудолюбие и аккуратность; коммуникабельность, навыки общественного поведения; доброту, положительные родственные чувства к членам семьи.

Сценарий

Действующие лица:

Ведущий.

Девочка (падчерица).

Мачеха.

Мачехина дочка.

Зима.

Весна.

Лето.

Осень.

Зверек.

2—3 лошадки.

Дети других групп исполняют танцы в ролях животных, насекомых, грибов, снежинок.

Дед Мороз.

Ведущий.

Бушевали тут метели.

Спят дубы, березки, ели.

Все уснуло. Тишина.

Ночь вокруг темным-темна.

Тихо-тихо здесь в леске,

Только эхо вдалеке.

Вон все звездочки зажглись.

Кто в лесочке? Отзовись...

Ой, что это за девочка к нам идет?

(Из-за елки появляется девочка.)

Девочка.

Мачеха с сестрой в лес меня послали, Подснежников принести приказали.

Где же я сейчас их найду?

Ох, замерзну я здесь, пропаду.

Не растут в лесу подснежники зимой.

Видно, не вернуться мне домой.

Куда мне, сиротинке, деться?..

Что за огонек там вдали горит?

Может, пустят меня погреться?

(Девочка уходит за елку, из-за елки появляются Времена года).

Зима.

Наступает волшебная пора;

Старый год уходит со двора.

Вслед за ним Новый год идет,

Много сказочных чудес несет!

Давайте все думу думать,

Какие чудеса нам придумать?..

{Видит девочку.)

А это что за чудо?

Ты, девочка, откуда?

Девочка.

Некуда мне, бедной, деться.

Разрешите у вас погреться.

Мачеха с сестрой меня в лес послали

 Да подснежников принести приказали.

Лето.

Ну и злющая у тебя родня.

Посиди, погрейся у огня.

Зима.

Слов не будем лишних говорить,

А начнем-ка, братцы, чудеса творить.

{Бьет посохом.)

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны и березы

 Не грызите кору.

Весна.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник!

Эй, зверюшки, просыпайтесь, выходите.

Нам подснежников набрать помогите!

(Выходят зверюшки).

Зверек.

Мы — веселые зверьки,

И задорны, и ловки,

На поляночке лесной

Лихо спляшем танец свой.

(Танец зверюшек. Зверюшки берут подснежники и подают их девочке.)

Девочка.

Это только в сказке так случается,

Что цветы зимою распускаются.

(Временам года)

За вашу доброту поклон вам низкий.

...Пойду домой, ведь путь неблизкий.

Зима.

Подожди, не спеши, сестрица!

Ведь прежде зима должна воротиться.

(Весна передает посох лету.)

Лето.

За весною лето идет.

Посмотри на бабочек хоровод.

(Танец насекомых.)

Лето.

А за летом наступает осень.

(Лето передает посох осени.)

Осень.

Осень, осень!

В гости просим.

 Погости минут восемь

С обильными хлебами,

С овощами и грибами.

(Танец грибов.)

Зима (берет посох у осени).

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

 И на землю тихо

Падает, ложится...

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы

 И зима настала.

(Танец снежинок.)

Зима.

А теперь, Настенька, тебе домой пора.

Эти лошадки домчат тебя до двора.

Девочка.

Спасибо вам, Времена года,

За вашу доброту

И хорошую погоду. (Кланяется в пояс.)

(Танец лошадок. Девочка «уезжает». Времена года уходят. Выходят мачеха и мачехина дочка.)

Мачехина дочка.

Эй, маманя, вот уж ночь настает,

А Настька все не идет.

Мачеха.

Если она не воротится,

Кто о нас позаботится?

Мачехина дочка.

Кто наколет нам дров,

Напечет пирогов?

Мачеха

Кто полы подметет

И воды принесет?

(Входит девочка.)

Мачеха. Наконец-то ты воротилась...

Мачехина дочка. А мы думали, ты заблудилась. Мачеха.

Что ты шлялась так долго в лесу?

 Оторву-ка тебе я косу.

Девочка.

Матушка, сестрица,

Не надо сердиться.

У Времен года в гостях я была

Да подснежников для вас набрала.

{Показывает.)

Мачехина дочка.

У Времен года гостила

 И больше ничего не попросила?

Мачеха.

Ну-ка, Марфушенька, собирайся

 Да в лес отправляйся.

По Настькиным следам пойдем,

Времена года быстро найдем.

(Уходят. Появляются Времена года.)

Зима. Славно, братцы, мы с вами почудили.

 Весна. Друг к другу в гости угодили.

Лето. А теперь Новый год у ворот.

Осень. Чу, послушайте, кто-то идет...

Мачеха. Вы, что ли, Времена года?

Мачехина дочка. Понаделали плохую погоду.

Нечего на нас смотреть.

Иди-ка, дочка, руки греть.

Мачеха.  Кто у вас тут главный? Показывайте.

Мачехина дочка.

Да подарки нести приказывайте.

Да побольше, да побыстрей!

Мачеха. Доставай-ка, дочка, мешок скорей! Зима. Ну что ж! Вы подарков хотите?

Мачеха с дочкой. Да, да! Хотим!

Зима.

Ну-ка, вьюги и метели!

Закрутите их, заметите!

{Снежинки кружатся, изображая метель.)

Мачеха с дочкой. Караул, спасите, помогите!.. {На четвереньках уползают за елку.)

Зима.

Что вы заслужили,

То и получили.

Ну а теперь, дети,

Самое главное чудо на свете...

{Появляется Дед Мороз.)

Мачеха и мачехина дочка.

Ой, Морозушка-батюшка, не морозь!

Не кусай нам щеки и нос!

Мы ваши подарки не брали,

Просто в сугроб закопали.

Мы обратно в лес пойдем

И подарки принесем.

Литература

  1. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. — М, 2003.
  2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. В мире сказки. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. — СПб., 2000.
  3. Баряева Л. Б, Зарин А.П., Соколова Н.Д. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии, — СПб., 1996.
  4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. — Ярославль, 1997.
  5. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб., 2001.
  6. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники (по программе «Детство»). — СПб., 2001.
  7. Чистякова. Психогимнастика. — М., 1999.
  8. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. – С-П., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

Методическая разработка по теме: «Добро и Зло»

Методическая разработка по теме:                     «Добро и Зло»Цель: Формирование нравственных це...

Педагогическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Педагогическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»...

Педагогическая разработка на тему "Методы психодиагностики. Социометрия"

Педагогическая разработка на тему "Методы психодиагностики. Социометрия"...

По программе "Социокультурные Истоки" тема "Добрые сказки" в средней группе

Телевизор, компьютер, телефон поглощают ребенка. Необходимо создавать условия для взаимодействия детей и родителей. Совместное  чтение способствует формированию духовно-нравственных ценностей, по...

Конспект педагогического мероприятия на тему: «Добро побеждает всё» для детей подготовительной группы.

Цель мероприятия: систематизировать знания детей о добре, доброте, добрых поступках.Задачи:образовательные:— формировать у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;разви...

Педагогическая разработка по теме: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»

Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с ц...