"Сенсорное воспитание дошкольников с ОВЗ"
презентация по коррекционной педагогике

Николаенко Елена Анатольевна

В презентации представлены этапы  сенсорного воспитания, особенности его у детей с ОВЗ и дидактические игры, направленные на его развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_sens_vosp.pptx1.57 МБ
Файл mo_sns_vospr.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие сенсорных навыков через дидактические игры у детей с ОВЗ» Учитель-дефектолог: Николаенко Е.А.

Слайд 2

Сенсорное воспитание – развитие у ребёнка ощущений, восприятий, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира – составляет существенное звено в развитии познавательной деятельности человека.

Слайд 3

Методы словесные и наглядные выбор по образцу действия по образцу действия по подражанию жестовая инструкция совместные действия игровой метод

Слайд 4

Специфика организации работы 1 год создание условий для развития зрительного внимания, подражания и запоминания использование игр с перемещением предметов в пространстве восприятие свойства и качества предметов (игрушек) развитие практической ориентировки (метод проб) развитие ощупывающих и обводящих движений формирование умения сличать одинаковые предметы по цветовому признаку р азвитие слухового внимания и восприятия

Слайд 5

Специфика организации работы 2 год обучение детей дифференцированному восприятию внешних свойств предметов формирование умения учитывать воспринимаемые свойства предметов в разнообразной деятельности ф ормирование дифференцированного восприятия звуков окружающей действительности

Слайд 6

Специфика организации работы 3 год включение восприятия в различные виды детской деятельности с овершенствование ориентировки детей на внешние свойства и качества предметов о бучение сравнению звуков, формирование умения находить их сходства и различия, определение местонахождения и направления движения звука

Слайд 7

Специфика организации работы 4 год ф ормирование целостных , систематизированных представлений о внешних свойствах предметов

Слайд 8

Развитие зрительного восприятия Восприятие формы. Игры на практическое выделение формы. * С прячь игрушку. *Чей домик? *Сделай картинку. *Почтовый ящик.

Слайд 9

Восприятие формы Зрительное восприятие формы *Бегите ко мне. *Найди ключ. *Куда идёт зайка? *Найди форму в предмете.

Слайд 10

Восприятие формы Запоминание, связанное с представлениями о форме *Запомни и найди. *Найди похожую. *Угадай, чего не стало.

Слайд 11

Восприятие величины Практическое выделение величины *Спрячь шарик в ладошках. *Опусти шарик в коробку. (коробки и шары разного размера) *Матрёшка. *Уложи куклу спать. (куклы и кровати разного размера) *Оденем кукол. (одежда разного размера)

Слайд 12

Восприятие величины Зрительное восприятие величины *Лото. *Пирамидки. *Построим дома.

Слайд 13

Восприятие величины Запоминание, связанное с представлением о величине *Построим спальню для медведей.

Слайд 14

Восприятие цвета Различение цветов *Найди цветок для бабочки. (4 бабочки и цветка разного цвета) *Найди ленточку к шарику. Зрительное соотнесение цветов *Оденем кукол. (подобрать бант, платье и поясок одного цвета) *Найди свою пару. (флажки разного цвета) Запоминание, связаное с представлением о цвете *Какого цвета не стало? *Что бывает такого цвета? *Светофор.

Слайд 15

Формирование целостного образа предмета Различение и узнавание предметов *Найди свою игрушку среди других. *Лото. (узнавание предметов по картинке) *Что изменилось, чего не стало? Целостное восприятие предмета и осознание отдельных частей в этом предмете *Картинки-половинки. *Чего не хватает. *Заплатки.

Слайд 16

Восприятие пространства и ориентировка в нем Восприятие пространственных отношений между предметами и их частями *Игры – конструкторы . (целого из частей) *Что стоит внизу, наверху, радом. Ориентировка в пространстве листа бумаги *Вертушка. *Что нарисовано. Ориентировка в помещении *Спрячем и найдём.

Слайд 17

Формирование пространственных представлений *Что нарисовано. (показать образец, убрать, выполняет, проверяем)

Слайд 18

Развитие тактильно-двигательного восприятия Узнавание предметов на ощупь *Найди свою игрушку в мешочке. Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу *Чудесный мешочек. (даётся зрительный образец) *Что лежит в мешочке. Представления о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия *Угости зверюшек.

Слайд 19

Развитие слухового восприятия Развитие неречевого слуха *Что гудит? *На чем играл зайка? *Где позвонили? Развитие речевого слуха *Кто так кричит? *Лото (определи слово). *Кто тебя позвал?

Слайд 20

Развитие вкусовой чувствительности *Угадай, что съел. *Какой на вкус…? *Нарисуй, что съел.



Предварительный просмотр:

СЛАЙД 2

Сенсорное воспитание – развитие у ребёнка ощущений, восприятий, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира – составляет существенное звено в развитии познавательной деятельности человека.

В процессе восприятия у ребёнка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. Важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом. Это помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, обобщенными.

СЛАЙД 3

Для успешного сенсорного воспитания детей с ОВЗ, в их обучении нужно применять специальную методику.

Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. В начале обучения нельзя применять изолированную устную инструкцию, потому что дети не понимают значению многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства и отношения предметов, часто не понимают конструкции фразы или просто забывают инструкцию. Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами.

В работе с детьми с ОВЗ применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребёнка. Рассмотрим каждый из этих методов.

При выборе по образцу ребёнок из нескольких объектов выбирает такой, как тот, который предлагает ему взрослый. Например, перед ребёнком лежат две цветные карточки – красная и желтая. Педагог, поднимая одну красную карточку, просит ребёнка : «Дай такую же».

При действиях по образцу ребёнок воспроизводит предложенный ему взрослым образец. Например, глядя на аппликацию, выполненную воспитателем, наклеивает на полоску бумаги чередующиеся круги и квадраты. Как педагог делал образец, ребёнок при этом не видел.

При действиях по подражанию ребёнок, наоборот, обязательно видит все действия взрослого и непосредственно повторяет их. Так,  если ребёнок строит дом по подражанию, он видит, как взрослый берёт куб и ставит его на стол. Потом взрослый берёт треугольную призму и ставит её на куб – получается дом. Ребёнок тут же повторяет действия взрослого и тоже строит дом.

Многим детям трудно действовать по подражанию. Поэтому взрослый должен производить свои действия медленно, поэтапно, чтобы ребёнок успел увидеть все этапы действия. При затруднениях надо пользоваться указательным жестом, чтобы выделить нужный предмет, показать, куда его нужно передвинуть. Например, при постройке дома, ребёнок не действует по подражанию. Педагог указывает пальцем на «крышу» и говорит: «Возьми», потом показывает на стоящий перед ребёнком куб и говорит: «Поставь сюда». Этот приём называется жестовой инструкцией.

Если ребёнок не действует и  с помощью жестовой инструкции, следует воспользоваться методом совместных действий: взять руки ребёнка в свои и вместе с ним выполнить требуемое действие.

Все занятия по сенсорному развитию на первых годах обучения должны проводиться не просто в игровой форме, а игровым методом. Что это значит? Например, педагог проводит занятие, цель которого – научать детей находить парные предметы в пределах двух. Это познавательная задача для педагога. Перед детьми должна стоять совсем другая задача – игровая. Для этой цели можно провести игру «Найди своё место». Детям раздать игрушки и точно такие же, парные, положить на стульчики. Дети идут по кабинету. Педагог говорит «Сядьте на свой стульчик, на котором лежит ваша игрушка». Каждый ребёнок находит парную игрушку  и свой стульчик.

СЛАЙД 4

Специфика организации работы по сенсорному воспитанию.

На первом году обучения (3-4 года) необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания. Чтобы привлечь внимание ребёнка, педагог убирает из поля зрения все предметы, а для занятия подбирает яркие сюжетные игрушки.

Большое значение в развитии зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так чтобы дети могли проследить за движением игрушек.

Параллельно с развитием зрительного внимания, подражания и запоминания надо учить детей воспринимать свойства и качества предметов (игрушек). При этом важно развивать у детей практическую ориентировку (метод проб) на свойства и качества предметов (форму, величину, целостное восприятие предметного изображения).

Наряду с развитием зрительного восприятия необходимо уделять большое внимание развитию у детей ощупывающих и обводящих движений при узнавании предметов на ощупь. Для этого детям надо предлагать узнавать знакомые предметы, передвигая ладонь и пальцы по предмету: «Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке?».

При развитии у детей ориентировки на цвет важным направлением работы на первом году обучения является формирование у детей умения сличать одинаковые предметы по цветовому признаку. Для этого их надо научить пользоваться методом наложения и приложения, оценивать результат своих действий: «Такой», «Не такой».

Большое внимание на первом году обучения необходимо уделять развитию слухового внимания и восприятия. Развитие слухового восприятия осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух.

Развитие восприятия неречевых звуков идёт от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям.

Точно так же проводится работа и по развитию речевого слуха. От различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухо-зрительного восприятия к слуховому.

СЛАЙД 5

На втором году обучения (4-5 лет) важным направлением работы является обучение детей дифференцированному восприятию внешних свойств предметов, формирование умения учитывать воспринимаемые свойства предметов в разнообразной деятельности: игре, конструировании, лепке, рисовании. В ходе занятий надо формировать у детей не только образы восприятия, но и образы представлений, то есть учить запоминать предметы и их свойства и качества. Это происходит при формировании «практического примеривания» как основного способа решения практических задач.

При развитии ориентировки на цвет большое внимание уделяется выделению цвета по слову и называнию основных цветов.

Формируется дифференцированное восприятие звуков окружающей действительности. Детей учат сосредотачивать внимание на звуках, отличать определённый звуковой сигнал от других.

СЛАЙД 6

На третьем году (5-6 лет) обучения центральной задачей сенсорного воспитания становится широкое включение восприятия в различные виды детской деятельности. В задачи этого года входит также обучение детей действиям по образцу и анализу несложного образца. Необходимо соединение воспринятого со словом.

В процессе занятий необходимо совершенствовать ориентировку детей на внешние свойства и качества предметов, а именно формировать зрительную ориентировку на форму, величину, цвет, пространственные отношения между предметами, целостное восприятие предметов и их изображений.

Продолжается работа по обучению детей сравнению звуков, формированию умения находить их сходства и различия, определять местонахождение и направление движения звука.

СЛАЙД 7

На четвертом году (6-7 лет) обучения выделяют задачи по формированию у детей целостных, систематизированных представлений о внешних свойствах предметов на основе обобщения образов восприятия и создания системных образов – представлений о предметах окружающей действительности.

Вначале детям предлагают производить выбор по образцу и группировку предметов по одному признаку (величине, цвету, форме), затем предлагают выделить признак самостоятельно. Ребёнок должен понять, по какому признаку нужно группировать предметы.

Проводится работа по формированию обобщенных представлений о предметах, явлениях окружающей действительности в совокупности их звуковых характеристик, происходит дальнейшее развитие слуховых представлений. И главное – детей учат действовать в соответствии со звуковыми сигналами и шумами, адекватно реагировать на звуковые стимулы, осмысливать свои действия, определять среди многих звучаний наиболее важные для безопасности в реальной жизни.

Подводя итог, можно сказать, что сенсорное развитие ребёнка с ОВЗ значительно отстаёт по срокам формирования. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании. Дети не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Этому их надо учить специально. В этом большую роль играют дидактические игры.

Рассмотрим их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание дошкольников"

В статье говорится о том, как влияет сенсорное воспитание на развитие дошкольников....

Сенсорное воспитание дошкольников с отклонениями в развитии

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать в мелодию или в звучащую речь. Разви...

Активная консультация для воспитателей ДОУ. "Сенсорное воспитание дошкольников"

Активная консультация для воспитателей ДОУ – одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопроса, но и по...

Особенности сенсорного воспитания дошкольников

Консульация для воспитателей об особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста...

Работа по самообразованию "Сенсорное воспитание дошкольников"

Работа по самообразованию "Сенсорное воспитание дошкольников"...

Сенсорное воспитание дошкольников младшего возраста.

Принципы сенсорного воспитания. Формирование ведущих для данного возраста качеств и норм поведения.• Интеграция воспитательных задач • Обучение детей организованное и систематическое....

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...