Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Рубан Ольга Геннадьевна

В  данных  методических  рекомендациях  представлены   различные  варианты  педагогических  и  коррекционных  технологий, котрые  можно использовать  в  работе  с  детьми  раннего и младшего  дошкольного  возраста  в  дошкольных  образовательных  учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства  Инновационная образовательная организация 2021г        Номинация «Инновации в образовательном процессе»                                                                                                     Методическая разработка ,направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий                                                                                        Автор : Рубан  Ольга  Геннадьевна, педагог-психолог  Государственного  бюджетного  дошкольного  образовательного  учреждения  детский  сад № 108 Выборгского  района  Санкт-Петербурга  

                                                                                                                                                                                                                                                                 В  данных  методических  рекомендациях представлены различные варианты   педагогических  и  коррекционных  технологий, которые  можно  использовать в  работе  с детьми  раннего  и  младшего  дошкольного  возраста   в  дошкольном  образовательном учреждении.                                                                                                                                                      Цель  и  направление  работы  :                                                                                              1.Создание  условий  для  релаксации  детей  раннего  и младшего дошкольного возраста  в  игровой  форме.                                                                                                                            2.Снятие  в процессе  релаксационных  тренингов  эмоционального  напряжения,  капризных  поведенческих   реакций, нервного  возбуждения.                                                     3.Развитие  у  воспитанников  умений  проявлять  положительные  действия  эмоциональной  окрашенности  по  отношению  к  сверстнику.                                      4.Речевое  и  сенсорное  развитие  детей  , формирование  психических  процессов: внимания ,мышления ,памяти, ,воображения.                                                                                    Материал  и  оборудование   :                                                                                                             - отрывки из  классических  музыкальных  произведений П. И. Чайковского  «Октябрь», «Декабрь», «Вальс  цветов», Ф.Шопен  «Вальс  дождя», «Весенний вальс».                                                                          -  музыкальные релаксационные  произведения    ( шум  моря,  леса,  ручейка)                        Возрастная  категория    :  Дети  раннего  и  младшего дошкольного  возраста                     Длительность проведения   : 5-10  минут.                                                                                Содержание работы ( релаксационные  сеансы)                                                                           Данные  релаксационные  игры  могут  проводиться ,  как  отдельные  элементы  при  организации образовательной  деятельности  с  воспитанниками,  а  также  возможно   включение их   как  варианта   совместных  мероприятий  с  участием  родителей                                ( праздники, мастер-классы, открытые  и он-лайн  занятия  через  систему  интернет).   Варианты  релаксационных  игр ( релаксационные  сеансы)                                              -«Ручеёк»                                                                                                                                              Педагог  предлагает  детям  закрыть  глаза  и представить, что  они  оказались  в  весеннем  лесу.(звучит  релаксационная  музыка-шум ручейка).Ярко  светит  солнышко ,и  если  ему  подставить  свои  маленькие  ладошки,  то  они  станут  очень  мягкими  и  тёплыми. Ласковое  солнце  согревает ваши  ручки  и  щёчки. Ребята ,а   вы  слышите, как  звучит  весёлый  ручеёк, это  водичка бежит  по  камушкам. Представьте, как ручеёк  поёт  свою  песенку. Какая  в  ручейке   водичка? (  холодная) . Солнышко  согревает  своими  лучиками водичку в  ручейке, и  если  опустить  в  него  руку,  то  водичка  становится  тёплой .Педагог  расставляет  детей  в  небольшой  паровозик  (  колонну) и  предлагает  представить  им,  что  они  все  вместе  становятся  «Маленьким  ручейком» .Мы должны  помочь  нашему  ручейку быстро  и  весело  бежать  по  камушкам. По  инструкции  взрослого  малыши  начинают  гладить друг  другу  различные  части  тела (  головку, ушки, носики, спинку, ручки, ножки). Затем  дети  меняются  ролями. Взрослый  участвует  в  совместных  действиях  с  ребёнком. Игра  повторяется  3-4  раза. В данной  игре  могут  участвовать  родители  воспитанников ,Родители  также  могут  гладить  своих  малышей,  а  дети  родителей.                                                                                            -«Океан»                                                                                                                                            Дети  предварительно  рассматривают  иллюстративное  изображение  «Моря» .( морского  пейзажа).Педагог  говорит  детям ; «Ребята, давайте  представим,  что  мы  оказались  на  берегу  моря.( звучит  релаксационная музыка, шум моря). Слышите, как  шумят  волны, они  поют  вам  свою  морскую  песенку. Давайте,  закроем  глазки и  представим, как  одна  волна  набегает  на  другую. (длительность  слушания  музыки-2  минуты) .А  теперь  откроем  глазки  и  встаём  парами». Дети  встают  парами  и под  музыку  «Моря», начинают  покачиваться  из  стороны  в  сторону, имитируя  движение  волн. После  проведённой  игры  дети  отвечают  на  вопросы  педагога: Вы  слышали  шум  моря? А  какое  у  вас  было  море? (  теплое  или  холодное?). А  какое  у  вас  сейчас  настроение ? (  вам  весело  или  грустно?)                                                                                                                      -«Подснежник»                                                                                                               Предварительная  работа :                                                                                                      Рассматривание иллюстративного  материала  с  изображением  первых  цветов-подснежников. Педагог  предлагает  малышам  представить,  что  они  оказались  в  весеннем  сказочном  лесу и  природа  пробуждается  после  долгой  зимы( звучит  музыкальное  сопровождение «Вальс  цветов»  П.И Чайковского, «Весенний  вальс» Ф.Шопен).. Ярко  светит  солнышко  и  из   снега  появляется  весенний  цветочек-подснежник. Давайте,  представим,  что  у  нас  в  руках  первые  весенние  цветы – подснежники .Они  тянут  свои длинные  зелёные  лепестки  к  солнышку.(  дети  присаживаются  и  показывают, вставая  на   носочки,  как  их  зелёные  стебельки  тянутся  к  небу).Солнышко  греет  наши  носики,  щёчки, ручки   (дети   показывают ,  как  это  происходит -дотрагиваются  ладошками  и  гладят  у  себя  различные  части  тела). Вот  и  нашим  цветочкам  становится  очень  хорошо,  тепло и  светло, они  распускают  свои  бутончики( дети  соединяют  ладошки  «лодочкой» и   показывают в  соответствии  с  образцом  взрослого,  как  бутончики  распускают  свои  лепестки).Вот  подул  ветерок  и  подснежники закачались (  малыши  показывают  как  качаются  цветочки).Игра  повторяется  2-3  раза. Педагог   в конце  игры  предлагает  детям  рассказать  о  том,  какого  цвета  были  лепестки  у  цветочков.                                                                                                                                - «Путешествие  в  осенний  лес»                                                                                                  Педагог  приглашает  детей  в  путешествие  в  осенний  лес .Ребята,  представьте, что  мы  оказались в  осеннем  лесу.( звучит музыкальное  сопровождение П. И. Чайковского «Октябрь») Как  красив осенний  лес. Он  словно  терем  расписной (листья  на  деревьях  разноцветные :красные ,жёлтые, зелёные).Вот  подул  лёгкий  ветерок ,  листики  качнулись и полетели  на  землю, и  земля  стала подобно  разноцветному  ковру. Давайте  представим, что  у  вас  на  ладошке  лежит разноцветный листочек. А теперь подуем на  наши  листочки (ладошки), набираем воздух  в носик , выдыхаем  через  ротик. Как  весело качаются наши  листочки.  Необыкновенный  воздух  в  осеннем  лесу .Ой, а кто это залез  на  красивый жёлтый  осенний  листочек, это  маленький жучок-паучок, который  плетёт свою  воздушную невесомую  паутинку. Давайте, каждый  из  вас  представит,  как  выглядит  его  маленький  жучок-паучок. Какой  у  вас  жучок-паучок? А  теперь  мы  открываем  с вами  наши  глазки. Понравилось Вам  в  осеннем  лесу? Что  вы  там  видели   интересного?( дул  ветерок, падали  красивые осенние  листики, светило  солнышко ,паучок  ткал   свою  воздушную  паутинку.)Представьте, что  у  вас  на  ладошке  сидит  маленький  паучок,  давайте  покажем ,как  он  ткёт  свою  паутинку                   ( дети  круговыми  движениями на ладошке, имитируют действия паучка).В  данной  игре  могут  участвовать и родители  воспитанников.                                                                  - «Путешествие  в  волшебную  зимнюю  сказку»                                                                                                                                                                       Педагог  приглашает  детей  в  сказочный  волшебный  зимний  лес. Представьте, что  мы  оказались  с  вами  в волшебном  зимнем  лесу, закрываем глазки..( звучит  музыкальное  сопровождение    П.И.Чайковского «Декабрь» ).Вся  природа  готовится к  наступлению  зимнего  праздника .  Как  красиво  в  лесу зимой. Снег  лежит  на  земле,  как  белоснежное  покрывало, все  веточки  деревьев  одеты  в  снежные  наряды. Вот  пробежал маленький беленький зайчик, а  за ним  рыжая  лисичка-сестричка .Вот  вышел  из своей  берлоги- медведь. А  сейчас  мы  с вами  открываем  глазки, и отправляемся  путешествовать  по  волшебному  сказочному лесу. Представьте, что  мы  с  вами  идём  по  волшебному  зимнему  покрывалу. Вот подул  легкий  ветерок -у-у-у ( дети  набирают  воздух  в  нос и  выдыхают  через  рот).И  наши  снежинки закружились  в  волшебном  танце, а  затем  упали  на  землю.( дети  кружатся под  музыку).А  кто  у  нас  живёт  в зимнем  лесу? ( зайка) .Дети  выполняют  имитационные  движения  под стихотворение                       «Жил-был  зайка, длинные  ушки, отморозил  зайчик  носик  на  опушке, отморозил носик, отморозил  хвостик, и  поехал  греться  к  ребятишкам  в  гости. Там  тепло  и  славно, волка  нет, и  дают  морковку  на  обед.                                                                                                                    У  нас  в  лесу  живет  лисичка. (Лисичка-сестричка  по  лесу  идёт, лапками  перебирает, хвостиком  крутит, носиком  нюхает, ищет зайчика, имитация  движений  под  рассказ  взрослого).А  вот  проснулся  медведь ( Дети  выполняют  движения  под  стихотворение «Мишка  косолапый по  лесу идёт, шишки  собирает, в  корзиночку  кладёт).Понравилось  вам  в  волшебном  сказочном  зимнем  лесу? Молодцы! До  новых  встреч. В  данной  релаксационной  игре могут  участвовать  родители  воспитанников.                          Результативность проводимой  работы;                                                                 1.Положительная  динамика  в  развитии  детей  раннего и  младшего дошкольного   возраста ( развитие  речи , тонкой  моторики, социальной  адаптации).                                   2.Снятие  эмоциональных  «зажимов». Дети ,прошедшие  обучение по  релаксационным  технологиям  не  испытывают  проблем  в  выражении настроения, легко  приспосабливаются  к  условиям  жизни  в  коллективе дошкольного  учреждения, быстро  вступают  в  контакт  с  незнакомыми  взрослыми  и  детьми.                                                                    3.У  детей  наблюдается  высокий  уровень  развития  сюжетно-ролевой  игры, творческих  проявлений ,познавательной  активности.                                                                                                 4.У  воспитанников,  прошедших  обучение  по  данной технологии  не  наблюдается  отклонений  в  поведении( агрессии,  тревожности, негативизма  в  общении  со  взрослыми  и  сверстниками).                                                                                                                Общие  рекомендации;                                                                                                        Релаксационные  сеансы  могут  проводиться  как  отдельно  в  игровой  форме,  а также  как  и варианты  в  комплексе  с различными  формами  психотехник. Наиболее  эффективной  является  форма  с  привлечением  «Беспредметного  рисования» после  проведённых  сеансов  с  детьми  среднего  и  старшего  дошкольного возраста. Данный  вариант работы  используется  как  вариант  усложнения проводимых  технологий. «Беспредметное  рисование»  позволяет  уйти  от  ожидания оценки, что  делает  сеанс еще  более терапевтическим ,  является формой  выражения  наиболее  значимых  переживаний. Содержание, которое  вкладывает  ребёнок  в  свой  рисунок,  наиболее  полно  отражает  его  психофизическое  состояние  после  проведённого  релаксационного  сеанса.