Техники, используемые в работе с детьми с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки, релаксация,
глазодвигательные упражнения, упражнения для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Техники, используемые для работы с детьми с особыми образовательными потребностями | 286.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Техники, используемые в работе с детьми с ОВЗ.
1. Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.
После выполнения дыхательных упражнений можно приступить к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала. Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох-задержка-выдох-задержка». Вначале каждый их них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд.
Взрослый должен вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком. Правильное дыхание - это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов:
1-й - вдох: распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.
2-й - пауза.
3-й - выдох:
приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;
опустить ребра, используя группу межреберных мышц;
опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.
4-й - пауза.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3 - 5 раз.
2. Массаж и самомассаж. Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем – руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
Попросите его описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже? ».
Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: психолог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Когда он повторяет показанное, психолог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения.
3. Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Когда психолог, помогая ребенку, делает ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно и плавно.
4. Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
Релаксация – это расслабление. Релаксационные упражнения направлены на расслабление различных групп мышц.
Во время релаксации сердечные и дыхательные процессы, давление нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и активизируется работа головного мозга, восстанавливается нервно-психическое равновесие и человек чувствует себя отдохнувшим и полным сил.
Эту реакцию можно вызвать разными способами, но мы предлагаем использовать метод мышечной релаксации и метод расслабления по представлению (игры – этюды).
При использовании метода мышечной релаксации (напряжение и расслабление мышц тела) ребенок должен чувствовать и осознавать этапы релаксации: напряжение мышц должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.
Для выхода из длительной (более 10 мин), глубокой релаксации, чтобы вернуться в состояние «здесь и сейчас» и подготовиться, мобилизоваться для дальнейшей работы рекомендуется, выполнить последовательно несколько упражнений, каждое из которых занимает около 30 с:
- сделать 3 — 5 циклов глубокого дыхания;
- потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя;
- поднять одно колено, перекинуть его через другую ногу и постараться им достать до пола. Плечи при этом должны оставаться на полу. Повторить движения несколько раз в каждую сторону;
- потереть ладонь о ладонь и подошву о подошву;
- подтянуть колени к груди и обхватить их руками (упражнение по типу «качалка», или перекатываясь, как «бревнышко»). Само по себе это одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.
5. Глазодвигательные упражнения.
При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Слежение глазами идет за предметом, расположенным
- на расстоянии вытянутой руки,
- на расстоянии локтя и, наконец
- около переносицы, последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.
При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания
ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие
игрушки, схемы, зрительные метки и так далее. Вначале он следит за предметом, перемещаемым психологом, затем - за своей рукой, которую передвигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой, а потом обеими руками вместе.
В случаях несформированности глазодвигательных функций необходимо выполнять описываемые упражнения с сопротивлением движению рук ребенка со стороны взрослого.
Психолог обязательно следит за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их до тех пор, пока движение и удержание взгляда на предмете не станет устойчивым.
6. Упражнения для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела.
Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции I уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может оказаться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем его развитии.
В ходе занятий психолог должен подойти к каждому ребенку и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов, показать, как можно их «сбросить». Необходимо, например, показать на его собственном теле разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «руки сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае).
После выполнения каждого упражнения проводится совместное обсуждение кругу детей с получением обратной связи от каждого ребенка по принципу «Мое тело может быть...».
Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребёнка.
Значительная часть упражнений нейропсихологической коррекции посвящена развитию именно взаимодействия полушарий. Педагогу важно иметь элементарные представления о функциональном статусе головного мозга:
- функция лобных долей связана с произвольным движением, двигательными механизмами речи, регуляцией сложных форм поведения, процессов мышления;
- функция теменной доли связана с восприятием и анализом чувствительных раздражителей, пространственной ориентацией, регуляцией целенаправленных движений;
- функции височной доли связана с восприятием вкусовых, слуховых, обонятельных ощущений анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти;
- функция затылочной доли связана с восприятием и переработкой зрительной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР"
«Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»...
Опыт работы: «Современные инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста по физическому развитию».
из опыта работвы инструктора по физической культуре...
Отчет воспитателя II младшей группы о видах нетрадиционной техники рисования, используемых в работе с детьми.
В своей работе мы используем следующие виды техники нетрадиционного рисования:Тычок жесткой полусухой кистью;Рисование ватными палочками;Отпечатки листьев.Рисование пальчиками, ладошкой, ступней;Оттис...
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижению уровня тревожности.У агрессивных детей отмечается высоки уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в о...
Статья на тему: "Нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми 2-3 лет"
В период от 2 до 3 лет дети стремительно овладевают речью. Потешки, песенки и сказки - первые литературные произведения с которыми знакомятся малыши. Произведения поэтов и писателей, устное народное т...
Отчет воспитателя II младшей группы о видах нетрадиционной техники рисования, используемых в работе с детьми. материал по рисованию (младшая группа)
В своей работе мы используем следующие виды техники нетрадиционного рисования:Тычок жесткой полусухой кистью;Рисование ватными палочками;Отпечатки листьев.Рисование пальчиками, ладошкой, ступней;Оттис...
Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми 2-3 лет»
Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка, в процессе которого раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собст...