Развитие мелкой моторики рук
методическая разработка по коррекционной педагогике

Богуцкая Ирина Викторовна.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка - на кончиках пальцев".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_ruk.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                    «Развитие мелкой моторики рук»

                                                                 Подготовила: Богуцкая И.В.

                                                                 воспитатель МАДОУ «Детский сад №18».

                                                                 Г.Энгельс, Саратовская область

                                           «Развитие мелкой моторики рук»

Сегодня каждый родитель понимает важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи.      Развитие  навыков  мелкой  моторики  важно  еще  и  потому,  что  вся  дальнейшая      жизнь     ребенка     потребует     использования       точных,  координированных  движений  кистей  и  пальцев,  которые  необходимы,  чтобы   одеваться,   рисовать   и   писать,   а   также   выполнять   множество  разнообразных бытовых и учебных действий.

Известный   педагог   В.А.   Сухомлинский   сказал:   «Ум   ребенка   –     на  кончиках    пальцев».   Это   выражение     определяет    точный    образ  развития  ребенка,   ведь   большое    количество    нервных    окончаний     содержится    на  поверхности ладони. Именно от рецепторов информация поступает в мозг, где  сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.  А  исследование  предметов  окружения  дает  основу  развития  интеллекта  и  речи.

Под  термином  мелкая  моторика  понимаются  координированные  движения  

мелких  мышц  пальцев  и  кистей  рук. Развитие мелкой моторики зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.

Развитие мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами.

 В литературных источниках выделяют три уровня развития мелкой  моторики  у  дошкольников :  высокий,  средний  и  низкий.  

И.А.  Светлова  характеризует эти уровни следующим образом:      

 Высокий      уровень     определяется      хорошей     согласованностью  движений      рук,    точностью      движений,      ловкостью,      плавностью,  равномерным темпом движения рук, правильным удержанием положения  руки.

Обычно    ребенок,    имеющий     высокий  уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него  достаточно развиты память, внимание, связная речь и т.д.

       Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной  скоординированностью          движений,      быстротой       и    неточностью,  колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий      уровень     развития     мелкой      моторики     отличается напряженностью      и   нескоординированностью        движений,    нарушением  

темпа   движений     рук,  ручной    неловкостью,    нарушением      позы   рук,  резкостью движений.

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым. С раннего детства рекомендуется организовать вокруг ребенка развивающую среду. В игровом арсенале детей должны быть шнуровки, сенсорные мешочки, пальчиковые краски, бизиборды, «сухие бассейны». Полезно повторение детских потешек, сочетающихся с движениями рук («Ладушки», «Сорока-ворона»).

Перед тем как начать выполнять с ребенком упражнения для развития мелкой моторики рук, надо познакомиться с общими рекомендациями.
1. Упражнения выполняем ежедневно в первой половине дня. Начинаем с 5-ти минут и доводим по мере их освоения до 10-20 минут.
2. Исключаем все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, телевизор, игрушки и т.д.

3. Взрослый показывает упражнения ребёнку в медленном темпе. Затем помогает ему их освоить с использованием своей руки (совместно). После этого просит ребенка выполнить задание самостоятельно.

4. Все игры выполняются сначала ведущей рукой, затем противоположной, после обеими руками.

5. После каждого упражнения необходимо научить ребёнка умению расслаблять руки (для этого нам помогут упражнения "Мороженное тает", "Вареные макаронки").
6. При использовании мелких деталей соблюдаем правила безопасности!
Вооружаемся позитивным, бодрым настроением и начинаем!

    Игрушки для развития мелкой моторики

  • Конструктор
  • Мозаики
  • Пазлы
  • Пирамидки
  • Кинетический пластилин
  • Наборы для бус
  • Кубики
  • Песочные картинки
  • Игрушки со шнурками
  • Глина
  • Счетные палочки
  • Раскраски
  • Матрешки
  • Магнитный лабиринт
  • Шарики с необычной текстурой
  • Лабиринт из бусин
  • Игрушки-антистресс
  • Наборы для аппликаций
  • Клубки из ниток для разматывания и заматывания
  • Куклы-манекены для причёсок
  • Бисероплетение

    Таким    образом,    предложенные      игрушки    помогут    развитию     мелкой моторики,   развитию   координации,   развитию   глазомера,   развитию   памяти,  внимательности, логики, развитию фантазии, развивают тактильные ощущения,  развивают    усидчивость,     аккуратность,    а   также   помогут    сформировать  умственные способности дошкольника и сделают занятие веселее и интереснее. Координируя      движения    мелкой    моторики,    ребенок совершенствует  артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.  Помимо     вышеуказанного,     мелкая    моторика    оказывает    непосредственное  

влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации.

Пробуйте со своим ребёнком и наблюдайте, как он с этим справляется. Не всё может получаться сразу, для некоторых игр и заданий необходимо сформировать навык.

В дошкольных учреждениях мелкую моторику детей развивают во  многих    областях,   таких   как:   физическое    развитие,    познавательное  развитие, художественно-эстетическая деятельность, речевое развитие.  Для этого используют тактильные игры и  упражнения на развитие  мелкой моторики («Чудесный мешочек»,  «Найди на ощупь», «Магазин»  и т.д.). Педагог развивает мелкую моторику дошкольника с помощью  пальчиковых   гимнастик,   это   в   свою   очередь   способствует   лучшему  развитию  речи.  Игры  с  пальчиками  создают  благоприятный  эмоциональный  фон,  развивают  умение  подражать  взрослому,  учат  вслушиваться  и  понимать  смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет  выполнять     упражнения,    сопровождая     их   короткими    стихотворными  строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится  контроль  над  выполняемыми  движениями.  Развивается  память  ребёнка,  так   как   он   учится   запоминать     определённые      положения     рук   и  последовательность      движений. В  процессе  игры  детей  учат  шнуровке,  тактильному  различению  предметов,  предлагают  игры  с  песком,  крупами,  бусинами,  пуговицами,     мелкими      камушками.      Также    детей    учат    вырезать  ножницами,   работать   с   бумагой,   выполнять   поделки   из   оригами.     В  большей степени мелкая моторика развивается в процессе продуктивной  деятельности, а именно в ходе лепки, рисования, аппликаций.  В старшем дошкольном      возрасте   руку   ребенка    подготавливают     к   овладению  

письмом,  для  этого  у  детей  развивают  графические  навыки,  проводят  упражнения на штриховку.  

Для  развития  мелкой  моторики  у  детей  доступен  большой  спектр  различных способов, который в основном не ограничивается  рамками и  зависит в большей степени от фантазии педагога.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...