Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Тихонова Наталья Александровна

Адаптированная образовательная программа -это образовательная программа адоптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx59.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида

№23 «Солнышко»

ул. Мира 24,г.Зеленогорск

Красноярский край, 663690, телефон: (391-69) 2-68-89

E-mail: mbdou24zgr@yandex.ru

Согласовано:                                                                Утверждаю:

Педагогическим советом                                      Заведующий МБДОУ д/с №24

МБДОУ д/с № 23 «солнышко»                                                     ____________  

Протокол №6  от30.09.2020г.                                 от « 1» __сентября___2020г

                                                                                    № 03.02/982 -2    

                                                                                     от  1.092020 г.

Адаптированная образовательная

программа дошкольного образования

детей с задержкой психического развития

                                   (сентябрь 2020– май 2021)

Согласованно:

(подпись родителей,

законных представителей)_______________            _________________

(расшифровка)

Авторы:

Учитель-дефектолог: Зырянова И.А.

Педагог – психолог: Гусева Е.А.

Учитель – логопед: Немая И.А.

Воспитатели: Тихонова Н.А., Шалаева И.Н.

Групп: 2 младшая

г. Зеленогорск, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1.Целевой раздел..……………………………………………………....3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………...3

1.1.1. Общие сведения о ребенке……………..........................................3

1.1.2.  Психолого-педагогическая характеристика………..…...............3

 1.1.3. Особенности ребенка …………………………….........................5 1.1.4. Сведения о программе ……………………………........................6

1.2. Цели и задачи……………………………...........................................7

1.3. Предполагаемые результаты ………………….................................7

  1. 2.Содержательный раздел……………………………………………9

  1. Образовательная часть ………………….……………………….9

  1. Коррекционная часть ………………………………….………..12

2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса……...14

2.4 Программа взаимодействия с семьей ребенка……………………15

  1. Организационный раздел…………………………………………16

3.1. Режим дня

3.2. Специальные условия……………………………………………..16

3.3. Расписание занятий со специалистами………………………….16

3.4. Методическая обеспеченность……………………………………17

 3.5.Мониторинг результатов освоения АОП………………………..18

1.     Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка АОП

1.1.1  Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя ребёнка:

Дата рождения: 05.10.2016 год

Возрастная группа: младшая

Группа, которую посещает:  компенсирующая 2младшая

Ф.И.О родителей:

Ф.И.О. воспитателей группы:

Учитель-дефектолог:

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

1.1.2.   Психолого-педагогическая характеристика

Артем  посещает детский сад и группу с августа 2020 года. Ранее посещал другой детский сад. Адаптация проходит тяжело. Отказывается от общения с детьми. Играет один:  собирает  конструктор,  предметы – роботов, дома и др. Мама занимается ребенком, видит его проблемы, но влияния на ребенка не имеет, Артем положительной эмоциональной привязанности к родителям не выражает, может ударить, пнуть, укусить, если мама не выполняет его требования. Родители стараются  создать все условия для развития и обучения мальчика. Вместе с ребенком участвуют в конкурсах, при необходимости пролечивает мальчика медикаментозно.  

 За помощью, к взрослым обращается редко,  используя отдельные слова (не всегда понятные  для окружающих) и жесты. Ребенок вспыльчив (не делится игрушками с другими детьми). На замечания обижается, отворачивается, плачет, кричит, уединяется, не выполняет знакомые правила общения со взрослыми и детьми.  Отказывается от любого вида деятельности.

Речевое развитие. Речь невнятная, не понятна для окружающих. Ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого. Словарный запас у ребенка низкий. Пассивный словарь превышает активный.  Предмет или игрушку называет  при помощи взрослого. На вопросы отвечает, одним словом. По образцу не составляет предложение из двух, трех слов. Звукозамены в словах хаотичны. Не называет обобщающие слова.  При чтении художественной литературы часто отвлекается, не проявляет интереса. На вопросы по прочитанному отвечает односложно.

Познавательное развитие. Интерес к учебной деятельности сформирован недостаточно. Артем  знает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), находит их в окружающей обстановке. Основные цвета знает (синий, желтый, зеленый, красный).  Различает понятие много - один. Находит один и несколько предметов в окружающей обстановке.  Любит конструировать из любых видов конструктора.

Социально-коммуникативное развитие. Не вступает в контакт со сверстниками, игрушки отбирает, с детьми группы не делиться. Присутствует детский эгоизм.

Художественно-эстетическое развитие. К продуктивной деятельности проявляет интерес, когда получается. На занятиях пользуется кистью, карандашами, держит их неправильно. Не умеет закрашивать предметы. Не соотносит предметы и их части по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Лепка. У воспитанника вызывает затруднение прием раскатывания, соединения. Не умеет соединять предметы, состоящие из 2-3 частей.

В аппликации создает сюжет с помощью взрослого из готовых фигур, самостоятельно их наклеивает, но не аккуратно.                          

Игровая деятельность. Мальчик предпочитает конструктор, мозаику, пазлы. Ребенок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обогащать. Использование предметов-заместителей вызывает затруднения. По настроению играет с детьми: догоняет, убегает от них.

В трудовой деятельности не проявляет инициативы, принимает участие по настроению:  не убирает игрушки в группе,  не  выполняет поручения  взрослых. Мальчику нравятся поощрения.

Развитие общей и мелкой моторики.  Общая моторика развита по возрасту, мелкая ниже возрастной нормы.

Физическое развитие.

 Движения выполняет выборочно, заданный темп движения не поддерживает. Может бежать и резко остановиться. Основные движения выполняет с помощью взрослого, если сразу не получается, плачет, отказывается от выполнения. С удовольствием идет на занятия, но занимается выборочно, в подвижные игры с детьми играет, правила не соблюдает, старается навязать свою модель поведения

Эмоциональное состояние ребёнка. Эмоционально не сдержан, плаксив, истеричен, на предложения и просьбы педагогов – отрицание, «нет». Поведение мальчика не стабильное, ситуативное. На замечания взрослого, в зависимости от настроения, может наблюдаться неадекватная реакция в виде истерики, крика.

Программный материал  по возрасту не усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности  не соответствует возрастным показателям.

Заключение и рекомендации территориальной ПМПК

 г.Зеленогорска  от 31.09.2020 г. № 6.

 Рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования  для  обучающихся  с задержкой психического развития /адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития/.

1.1.3. Особенности ребенка

 (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка

Параметр

Характеристика

Примечание

Особенности обработки сенсорной информации

Трудности в  понимании многоступенчатых инструкций, обращенной речи, боязнь и негативное отношение к новым, не знакомым заданиям.

По результатам опроса родителей, наблюдения воспитателей и специалистов сопровождения

Особенности речи

- речь невнятна и не понятна;

- пассивный словарь по объёму  превышает активный;

-словарный запас низкий;

 -отмечается наличие хаотичных лексических замен.

 

Особенности моторного развития и графических навыков

-мелкая моторика сформирована не достаточно;

Пластилин не раскатывает и не умеет соединять концы;

- испытывает трудности в предметно-практической деятельности:

- при закрашивании карандаш держит не правильно, нажим чрезмерный, может отказываться от деятельности;

 

Особенности по образовательным областям: познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое

художественно-эстетическое

физическое развитие

-Затрудняется поддерживать правила в игре;

- не умеет играть совместно с детьми или взрослыми.

-Не называет и не интересуется явлениями природы;

-не называет  предметы по величине;

-затрудняется в ориентировке на листе бумаге;

-затрудняется в группировки общих слов (мебель, овощи и т.д.);

- не внятная речь;

-небольшой активный словарь;

-затрудняется правильно называть предметы;

-не может строит предложения из 2,3 слов.

- не умеет правильно держать карандаш и кисть;

-трудности в наклеивании бумаги  и раскатывании пластилина.

- Затрудняется в ловле и подбрасывании мяча;

-затрудняется в подвижных играх с правилами;

-затрудняется  ориентировке в пространстве;

-отказывается выполнять ОРУ.

Другие особенности:

Демонстративный стиль поведения, негативным поведением старается привлечь к себе все внимание взрослых, если задание сразу не получается плачет, кричит.

По результатам опроса родителей, наблюдения педагогов и специалистов сопровождения

1.1.4. Сведения о программе

Адаптированная образовательная программа  Артема  разработана в соответствии с:

-  Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13, с изменениями от 04.04.2014)

Адаптированная образовательная программа разработана с учётом  программ:

1) Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 23;

2) Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития   (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 7.12.2017 г. Протокол 6/17.)

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Срок реализации АОП: 1 учебный год.

1.2. Цели и задачи АОП:

Цель: проведение  коррекционно-развивающей, психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с задержкой психического развития, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми  в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать общему развитию воспитанника  с задержкой психического развития, проводить  коррекцию его психофизического развития;
  2. Создать благоприятные условия для развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  3. Обеспечить развитие способностей и творческого потенциала  ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
  4. Способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

1.3  Предполагаемые результаты

Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений

Образовательные области

1. Социально- коммуникативное развитие

- проявляет интерес к с/р играм, использует предметы заместители

- соблюдать в игре элементарные правила; проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать

- уметь взаимодействовать и ладить с детьми группы в  непродолжительной совместной игре, соблюдать в  игре элементарные правила общения (договариваться, уступать, соблюдать договоренности)

-ориентироваться на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушка и т.п.).

- может заниматься не отвлекаясь в течении 5-10 минут;

- обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын;

-самостоятельно ходит в туалет,  спокойно  одевается и раздевается

2. Познавательное развитие

Знает и называет диких и домашних животных их место обитания.

Знает и называет явления природы.

Может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу.

Ориентируется на листе бумаге (середина, верх, низ) и в пространстве от себя (вперед, назад, вверху, внизу).

Может группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Проявляет интерес к игрушкам и самостоятельно играет с ними.

Собирает в группы и понимает обобщающие слова:  овощи, фрукты, мебель, одежда, животные, птицы. Сортирует картинки по функции предмета (что летает, ездит, плавает, кто ест, пьёт и др.)

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

- Располагает предметы «один»-«много» на двух полосках

-Сравнивает две группы предметов (не зависимо от размера сравниваемых предметов).

-Находит один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

-Сравнивает предметы по длине, высоте, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты (до 3-х).

-Узнает и называет геометрические фигуры, их величину: круг, квадрат, треугольник, овал.

- Называть фразой  с предлогом о местонахождении  предмета по отношению к себе.

- Называет  части суток: день, ночь, утро (по стимульному материалу).

-Определяет в предметах размер, цвет, форму, материал и т.п. и на их основе описывает предмет.

-Самостоятельно определяет свойства и качества  материалов (твердость - мягкость,  температуру поверхности).

3. Речевое развитие

- Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений.

-  Задаёт вопросы, отвечает на вопросы взрослого

-Называет обобщающие слова, имена близких родственников, подбирает признаки и действия к  предмету

-Говорит простыми предложениями фразой из 2-3 слов, говоритгромко-тихо

-повторяет услышанное

-четко проговаривает  в словах первый гласный и согласный звуки по возрасту.

4. Художественно- эстетическое развитие

-Знает цвета и их оттенки. Умеет оценить свою работу, что получилось, а что нет.

-Владеет кистью, карандашами, и фломастерами, старается держать их правильно.

-Знает приемы лепки: раскатывание, прищипывание.

-Ребенок раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу по образцу.

-Проявляет интерес к стихам и сказкам, рассматриванию картинки.

-Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.

-Рисует прямые, вертикальные, горизонтальные  линии одинаковой и разной толщины и длины.

-Рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы.

5.  Физическое развитие 

-проявляет интерес к двигательной деятельности;

-стремится принимать активное участие в подвижных играх, реагирует на обусловленный сигнал и действует в соответствии с ним;

-выполняет имитационные упражнения;

-выполняет основные движения  по показу, в соответствии с возрастными нормами.

-переодевается в спортивную форму;

-знает части лица (нос, глаза и т.д.).

6.  Родители

-информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка;  

-информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с сыном;

-получат психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        

2.1. Образовательная часть

Область

Возрастные показатели развития

Задача

Содержание

Речевое развитие

-знать свое имя и имена родных

-говорить простыми предложениями

-распределять предметы по группам

-называть признаки предмета и действия

-повторять услышанное

-правильно употреблять простые предлоги

-развивать речевую активность ребенка;

-развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми,

-расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

-формировать умение понимать содержание литературных произведений;

-разучивать потешки, стихотворения;

Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений

Договаривание слов  из стихотворений, потешек, песенок.

Составление предложений по картинкам «Я люблю…»

Выполнение упражнений

артикуляционной гимнастики.

Художественно-эстетическое

Интересуется изобразительными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация инициативен в деят.)

Изображает простые в изобразительном плане предметы и явления, создает обобщенный образ предмета (дом, дерево), создает несложные декоративные изображения, подбирает цвет. Выполняет предметное изображение, главное изображение располагает в центре листа.

развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату;

-уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках,

-формировать умение оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, словесным заданием;

-развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

-формировать умение определять способ лепки (раскатывать, защипывать,

оттягивать, соединять части )

Рисование прямых вертикальных и горизонтальныхлиний, округлых форм.

Лепка палочек, катание пластилина по столу.

Располагать фигуры аппликации на листе, приклеивать.

пальчиковые игры

Познавательное развитие

Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними

Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами

Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей

– продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования;

-– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания,образе жизни животных и растений;

– углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы;

-формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи;

-развивать сенсорную способность ребенка,  совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения),

-развивать ориентировочные действия на листе бумаги,

-формировать умение образовывать последующее число добавлением одно-

го предмета к группе.

Наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах.

Игры эксперименты с водой, песком, камнями.

Игры и упражнения со строительными наборами.

д/и «Какого предмета  не стало?»,

«Найди такой же узор»,

«Каждую фигуру на свое место»,

«Кто больше увидел»

Игровая деятельность (социально-коммуникативное)

Владеет простейшими навыками самообслуживания

Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях

Использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

– развивать воображение ребенка в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий;

– закреплять умения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Самостоятельные игры и игры с участием взрослых, способствующими обогащению социально-бытового опыта ребенка.

Физическое развитие

Ходит прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление;

Бегает, не опуская голову и не наталкиваясь на других детей, с изменением темпа и направления движения.

Сохраняет равновесие на ограниченной поверхности.

Ползает на четвереньках, по гимнастической лестнице.

Выполняет прыжки на дух ногах, прыгает в длину не менее 40см;

Катает мяч в заданном направлении,  бросает мяч  на дальность, подбрасывает вверх и ловит 2-3р. И с отскоком об пол;

Метает предметы на дальность.

Играет вместе с детьми соблюдая правила.

Развивать точность и согласованность произвольных движений; формировать умение переключаться с одного движения на другое;

 формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции

взрослых;

учить, закреплять и совершенствовать основные виды движений согласно АОП ДОУ;

ОРУ и ДУ на укрепление всех мышечных групп;

вовлекать в совместные подвижные игры;

объяснять смысл и правила игр

Ходьба с  элементами корригирующей гимнастики; с заданиями;

врассыпную, по кругу, в колонну по 1-му; с изменением ритма, темпа.

Бег с ритмичной работой рук; с изменением направления соблюдая дистанцию (взгляд на спину впереди стоящего).

Ходьба по доске, гимнастической скамейке, по лестнице, перешагивая через рейки;

Ползание: на четвереньках, под дуги; влезание на лестницу стремянку;

Ловля мяча брошенного воспитателем, бросание мяча на дальность;

Подвижные игры на с речитативами, с правилами.

ОРУ под счет, музыку, темп медленный и средний.

2.2.Коррекционная часть

Особенности коррекционной  развивающей   работы  состоят в необходимости индивидуального  подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию самостоятельности и активности.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Направления

Задачи

Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков 

- воспитывать навык правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и]. 
- развивать навык длительного речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний. 
- развивать  интонационную выразительность речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний. 

Развитие артикуляционной моторики

- развивать подвижность артикуляционной моторики, через выполнение ежедневных гимнастик для языка, щек, губ;

- упражнять в выполнении разных упражнений для  языка

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия 

- формирование внимание к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки из 3-х 

- развивать слуховое внимание, чувство ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками. 
- развивать зрительное внимание, умение различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы. 

Развитие импрессивной стороны речи

- формировать умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции 
- расширять понимание речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов 
- обучать пониманию обобщающих слов игрушки, обувь, одежда. 
- обучать соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением 
- развивать пассивный предикативный словарь, обучать пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия 
- обучать выполнению одно- и двухступенчатых инструкций 

Развитие связной речи

Формирование и совершенствование грамматического строя речи 
Задачи: 
- обучать пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому? кого? у кого? чем? 
- обучать правильному построению двухсловных предложений: Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! 
- формировать умение отвечать на вопросы кто это? что делает? 
- развивать умение согласовывать прилагательные и числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже: один жук, синий мяч. 

Развитие экспрессивной речи (лексико-грамматических категорий)

- преодолевать  речевой негативизм. Вызывать желание говорить. 
- формировать речь как средства общения. Воспитывать потребность в речевом общении 
- активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения (игрушки, обувь, одежда) 
- обучать повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля). 

Содержание коррекционно-развивающей работы  учителя-дефектолога

Направления

Задачи

Развитие мелкой и общей  моторики

- учить правильному захвату карандаша, проведению прямых и округлых линий

- закреплять умение конструировать из палочек по образцу

- использовать игры: крупные бусы, мозаика, вкладыши, кнопки и липучки

- осваивать различные упражнения для рук

- разучивать пальчиковые игры

- работать с карандашом, раскрашивать, обводить предметы

Коррекция математических представлений и пространственной ориентировки

-  учить считать до 5-ти,

- учить сравнивать по размеру:  длинный-короткий, высокий-низкий,

- закреплять знание основных цветов + розовый, голубой, серый, белый, черный,

-закреплять умение ориентироваться на листе бумаги верх-низ;

- называть нахождение  предметов  с предлогами  (в,на,под, над),

- собирать разрезные картинки и кубики из 3-4-х.

Коррекция знаний об окружающем мире

- расширять  представления об окружающем мире по лексической теме  в группе;

- закреплять знания о частях суток (день-ночь)  и времени года сейчас;

- учить обобщению предметов – «обобщающее слово», «3 лишний» - по картинке.

Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Направления

Задачи

Эмоционально – волевая сфера

-учить выполнять простые инструкции и действия по образцу;

 -распознавать  эмоции (радость, грусть, гнев и страх);

-формировать адекватное  в различных ситуациях (проигрывая реакции –упрямство, сопереживание, жадность).

Речевое развитие

учить подражать по образцу, называть предметы и действия с ними, составлять фразы из двух, трех слов по картинке.

Содержание коррекционно-развивающей работы инструктора по физической культуре

Направления

Задачи

Формирование начальных представлений ЗОЖ

- формировать интерес к регулярной двигательной деятельности, вовлекать в совместные игровые упражнения и подвижные игры.

Физическое развитие

-коррекция недостатков и развитие мелкой моторике кистей, нормализация мышечного тонуса;

-формирования полноценных двигательных навыков;

-коррекция и укрепление мышц стопы, спины.

2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса

Образовательная область

Ребенок

Речевое развитие

Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Познавательное развитие

В работе участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог, учитель-дефектолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Социально-коммуникативное развитие

Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед, дефектолог при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

Художественно-эстетическое развитие

Принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель воспитатель по изо и учитель-дефектолог.

Физическое развитие

Работу осуществляют инструктор по физическому воспитанию, по плаванью при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей мальчика

2.4 Программа взаимодействия с семьей ребенка (с опорой на особенности воспитательного потенциала семьи, отношения к трудностям ребенка, поставленные задачи)

Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, любящих свою Родину.  Педагоги должны активно распространять педагогические знания, помогать семье, правильно воспитывать ребенка, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием.

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.
Сотрудничество с семьей  начинаем  на  ранних этапах, реализуем его в следующих направлениях:

-привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе

-своевременное консультирование по проблемным  вопросам и коррекции развития

- в беседе о ребенке сначала сообщать, о его успехах, в любом случае что- либо положительное, о трудностях говорить в мягком тоне

 -установление партнерских отношений с семьей ребенка, объединение усилий для развития и воспитания ребенка; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга.

-активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим дня

Режим дня  для младшего дошкольного возраста  /см. в Основной  образовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с № 23;– режим дня  с3-4лет/.

3.2.Создание специальных условий

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность и частота

Учитель-логопед

ЗКР (звуковая сторона речи)

ОНР (лексика, грамматика, связная речь

Индивидуальная коррекционная

работа

1 раз в неделю

2 раза в нед. по 15 мин.

Педагог-психолог

Формирование произвольности  поведения.

Индивидуальная коррекционная

работа

2 раза в неделю по 15 мин

Учитель-дефектолог

ФЭМП

Мелкая моторика

Индивидуальная коррекционная

2 раза в неделю по 15 мин

Специальные условия организации образовательного процесса

Временной режим

соответствует режиму группы

Организация предметно-пространственной среды

зона отдыха, релаксации (мягкий мешок, палатка, в которой можно на некоторое время уединиться);

-система визуальных подсказок в разных зонах группы (правила поведения);

-алгоритм одевания (на кабинке);

Организация рабочего места

отдельное место, стул для занятий

Организация обучения

индивидуализация образовательного процесса

включение в доступные возрасту проекты группы

дидактические игры по возрасту

3.3.Расписание занятий с воспитателями и  специалистами

понедельник

вторник

среда

четверг

Пятница

9.00/восп/ ознакомление с окр.

8.00 - ФЭМП

8.00  ЗКР

15.10 ОНР

8.10.ФЭМП, мелк. мот.

9.00 /восп/

худ литература

9.00./восп/ лепка/аппликация

16.00./восп/ конструирование

9.00 /восп./ рисование

10.30 психолог

9.40/лог/ ОНР

9.30-психолог

физкультура

10.20 физкультура

3.4.Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы

Воспитатель                                

С.Г. Шевченко.     «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

 дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных

учреждений.

К.Е. Бухарина «конспекты по р.речи, лексико-грамматических  представлений и

связной  речи у детей» М.2016 г.

И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» М., 2007г.

А.Н.Малышева «Аппликация» Ярославль, 2001г.

Л.В.Куцанова «Занятия по конструированию из стр. материала» М, 2006 г.

Логопед

Л.В. Лопатина «Преодоление речевых нарушений у дошкольников».

Н.Л.Крылова «Формирование произношения у детей с ТНР»

Н.С. Жукова «Логопедия, преодоление ОНР у дошкольников»

П.Н. Лосева «Коррекция речевого и психоречевого развития детей 4-7 лет»

О.Е.Громова «Логопедическое обследование детей 2-4 лет»

Дефектолог

Н.Н. Павлова«Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду»

К. В. Шевелев «Развитие математических способностей дошкольников»

Программно-методическое пособие  «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

С.Г. Шевченко«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»  

Психолог

Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»

Т.А.Данилина, М.Н.Степина «В мире детских эмоций»

И.И.Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами

в развитии»

Инструкторпо

физ. развитию и

плаванью

Т.И.Осокина,  Е.А.Тимофеева «Обучение плаванию в детском саду»

Н.Е.Веракса, М.А.Васильева прим. обр. программа ДО «От рождения до школы»

С.О. Филипова «Спутник руководителей по физическому воспитанию

Музыкальный

 руководитель

Е.А. Поддубная « Музыкальные пальчиковые игры.Ростов-на-Дону, 2012 г.

М.Ю. Картушина « Логоритмика для детей». «Сфера» Москва, 2004 г.

Т.И. Суворова «Танцуй, малыш!».У/п с аудиоприложением. С-П.,2006 г.

И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева  программа «Ладушки», 2015 г.

Методика Карла Орфа  «Музыка для детей».

3.5.Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется воспитателем в процессе их реальной жизнедеятельности. Мониторинг проводится с опорой на карты педагогической диагностики ребенка соответствующего возраста.

Мониторинг для обучающегося проводится педагогами 3 раза в год. В сентябре проводится диагностика  ребенка с целью выявления соответствия  развития ребенка   интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности и выстраивания его индивидуального образовательного маршрута. В декабре проводится промежуточная диагностика оценки результативности АОП, позволяющая воспитателям и специалистам скорректировать свою педагогическую деятельность с воспитанником. В апреле-мае с ребенком проводится, промежуточная диагностика, позволяющая отследить динамику развития обучающегося к концу определенного года жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи).

В группе компенсирующей  направленности для детей от 6 до 7 лет и обеспечивает развитие личности воспитанников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, пси...