Презентация по теме: «Организация и координирование работы по развитию самостоятельной речи воспитанников с нарушением слуха»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

        Основной целью работы по развитию речи в детских садах для глухих или слабослышащих детей является формирование речи как средства общения.

        Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач:

      1.Усвоения значения и накопления словарного запаса;

      2.Обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз,  необходимых  для общения;

      3.Овладения разными формами речи;

      4.Развития связной речи.

        Конкретные направления работы по речевому развитию отражают психолингвисти-ческую модель описания языка, в которую входят языковая способность, речевая деятельность, языковая система.

        В обучении языку детей с нарушениями слуха используется коммуникативно-деятельностная система, разработанная С. А. Зыковым и его соратниками.

        Опираемся на основные принципы: генетический, деятельностный, структурно-семантический (Л. П. Носкова) 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация и координирование работы по развитию самостоятельной речи воспитанников с нарушением слуха» Сковородкина С. А. - учитель-дефектолог высшей категории дошкольной группы № 2 ГОБОУ «АШИ № 4». Великий Новгород. 2018 г.

Слайд 2

В 2017-2018 уч. г. в группе № 2 обучается 9 детей в возрасте от 4 до 7 лет. 6 детей имеют состояние после КИ, один ребёнок –глухой, два ребёнка имеют сенсоневральную тугоухость III ст. Основная цель работы по развитию речи - формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения конкретных задач: 1.Усвоения значения и накопления словарного запаса; 2.Обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения; 3.Овладения разными формами речи; 4.Развития связной речи. Конкретные направления работы по речевому развитию отражают психолингвистическую модель описания языка, в которую входят языковая способность, речевая деятельность, языковая система. В обучении языку детей с нарушениями слуха используется коммуникативно- деятельностная система, разработанная С. А. Зыковым и его соратниками. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в рамках коммуникативной системы делает необходимым рассмотрение её основных принципов: генетического, деятельностного, структурно-семантического (по Л. П. Носковой ).

Слайд 3

Генетический принцип. Предполагает учет общих закономерностей речевого развития слышащих детей на различных возрастных этапах. Использование принципа даёт возможность моделировать содержание программы, уровень требований к речевому развитию детей с нарушениями слуха, определять объём и структуру речевых средств, программировать овладение формами речи, их применение в общении. Важен учет предпосылок к овладению речью: Развитие сенсорной основы речи; Внимание к говорящему человеку; Стремление подражать его предметным и речевым действиям; Попытки артикулирования слов, произнесения лепетных, усеченных слов, звукоподражаний; Воспроизведение «контура» слов и многое другое.

Слайд 4

Деятельностный принцип отражает сущность коммуникативной системы обучения детей с нарушениями слуха. Предполагает тесную связь развития речи с предметно-практической деятельностью, в которой возникают мотивы речевой коммуникации, потребность в усвоении слов и их активном применении. Это различные виды детской деятельности: игра, изобразительная, трудовая деятельность, в которой ребенок: Действует с игрушками и атрибутами, рассматривая их; Выделяет свойства предметов и их отношений; Усваивает речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях; Запоминает названия предметов, свойств, действий; Запоминает целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания деятельности. Особое значение имеет мотивационно-потребностный план, который связан с видом практической деятельности и интересами ребенка этого возраста. Например, рисовать, чтобы сделать подарок маме; учить стихи, а потом прочитать их родителям на празднике.

Слайд 5

Структурно-семантический принцип. Отражает системную организацию языка, имеет важное значение для отбора речевого материала и путей его усвоения детьми. Синтагматические отношения в языке предполагают связи между единицами одного уровня: между звуками в слове, словами в предложении, предложениями в тексте; особенностью усвоения таких связей является то, что они запоминаются ребёнком целостно, без членения, например, слова на звуки, или предложения на слова. Важно организовать частую повторяемость материала в разных формах и в разных сочетаниях, выбрать наиболее типичные для общения высказывания, создать условия для речевой практики ребенка; Парадигматические связи или языковые наблюдения предполагают преднамеренное рассмотрение единиц одного уровня. Установление смысловых отношений между лексическими единицами (видо-родовые отношения, целое и части, синонимия, антонимия); Требуется сопоставление слов и других речевых единиц, их группировка, выявление аналогий и закономерностей; Языковые наблюдения способствуют усвоению структуры и значения слов, их формы и содержания. Иерархические отношения предполагают усвоение ребёнком речевого материала не столько на уровне отдельных звуков и слов, сколько в условиях связных высказываний — предложений и текста.

Слайд 6

Основные направления работы Важное значение приобретают игры, направленные на развитие длительного внимания и восприятия, игры, связанные с развитием сенсорных способностей. Игры с животными и звукоподражания животным, игры со звучащими игрушками.

Слайд 7

Проводим игры с мелким материалом, например, с палочками. В процессе игры используем как муляжи, так и реальные предметы.

Слайд 8

Педагог помогает ребенку выразить свои желания и просьбы: – Попроси учебные вещи. – Попроси игрушку.

Слайд 9

Формирование различных видов восприятия: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного. Постоянное использование ЗУА, вибрационного стола и вибраторов.

Слайд 10

Обучение глобальному восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках.

Слайд 11

Складывание слов из разрезной азбуки.

Слайд 12

Фонетические зарядки – это комплекс упражнений, в которых участвует моторика рук, ног, головы и туловища при произношении определённого речевого материала (звук, слог, слово, фраза).

Слайд 13

Учим дактильную азбуку. Дактилология необходима для анализа письменного слова, запоминания его структуры.

Слайд 14

В старшем возрасте работа по развитию речи направлена на формирование у детей речевых умений. Например, выполнение поручений и отчёт о выполнении действий. - Положи в портфель книгу, (ручку, тетрадь). Что ты сделал? - Положи книгу на стол. Что ты сделал?

Слайд 15

Организуется работа со схемами, картами, подстановочными таблицами, с заданиями по стрелкам. - Где ты живёшь? - Я живу в Великом Новгороде, (Панковке, Окуловке).

Слайд 16

Вместе с детьми составляем макеты фермы, леса, города. Работа с текстами с пропущенными опорными словами.

Слайд 17

Организуется работа по классификации предметов. Например, овощи и фрукты, одежда и обувь, две-три группы животных.

Слайд 18

Речевой материал закрепляется в процессе дидактической игры: «Кто стоит? Кто сидит? Кто бежит?»; «Составь из частей целое» и др.

Слайд 19

Особое место в жизни дошкольников занимает сюжетно-ролевая игра. Дети наряжаются, используют предметы–заменители, договариваются о выполняемых действиях.

Слайд 20

Слухо–речевая среда предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком, независимо от возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.

Слайд 21

Большое значение имеет организация тесной связи развития речи с практической деятельностью, где используются как традиционные, так и нетрадиционные методы.

Слайд 22

Речевой материал постоянно закрепляется в режимных моментах и бытовой деятельности. Например, преднамеренные ситуации.

Слайд 23

При организации трудовой деятельности естественно возникают мотивы речевой коммуникации.

Слайд 24

Большое значение имеет организация общения со слышащими сверстниками, совместное участие в различных сферах деятельности.

Слайд 25

Совместные мероприятия с воспитанниками МАДОУ «Детский сад № 52 «Детство» в рамках проекта «Сделаем наш мир лучше». Праздник: «Весёлая Масленица»

Слайд 26

Координирование работы: выбор речевого материала по темам, выработка единых требований к речи и поведению детей, определение тем для повторения и составление сквозного планирования по разделам программы.

Слайд 27

Таким образом, можно выделить ряд важных факторов, которые активизируют речевое общение и способствуют развитию самостоятельной речи дошкольников с нарушением слуха: 1. Комплексный подход к речевому развитию, т. е. одновременно протекающая работа над всеми сторонами речи. 2. Коммуникативная направленность в обучении языку. 3. Широкое использование предметно–практической деятельности. 4. Широкая речевая практика в режимных моментах и бытовой деятельности. 5. Использование разнообразных форм организации деятельности детей. 6. Целенаправленное формирование умственных действий. 7. Развитие слухового восприятия и организация слухо–речевой среды. 8. Социальная интеграция детей – дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. 9.Тесное сотрудничество педагогов, выработка единых требований к детям. Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

Аналитическая справка по тематическому контролю в МБДОУ ДС № 1 СП «Радуга» по теме «Организация и эффективность работы по развитию связной речи у детей в режиме ДОУ»

Цель: оценить воспитательно-образовательную и развивающую работу с детьми по совершенствованию связной речи; наметить пути дальнейшей работы по теме.Тематическая проверка проводилась в рамках задачи н...

Программа по развитию диалогической речи у детей нарушением слуха.

Программа  ориентирована на  детей с нарушением слуха   дошкольного возраста (5-7 лет) посещающих разновозрастную группу компенсирующей направленности в дошкольном о...

Тематический контроль "Организация воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста"

План, график тематичекого контроля. Аналитическая справка по итогам тематичекого контроля....

анкета на тему «Организация и эффективность работы по развитию двигательной активности в режиме ДОУ».

анкетировании на тему «Организация и эффективность работы по развитию двигательной активности в режиме  ДОУ».С целью дальнейшего планирования работы по данному направлению....

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....

Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих.Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во вре...