Тематический контроль "Организация воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста"
материал

Кожевина Анна Юрьевна

План, график тематичекого контроля. Аналитическая справка по итогам тематичекого контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»

671624 Республика Бурятия п. Усть-Баргузин Ул.Черняховского №8

Тел. 92-013, факс 8(301-13 92-013)

                                         

                                                 

                                                     Приказ № ________      от ___________                                               

 «Об организации тематической проверки»

На основании годового плана на 2020 -  2021 учебный год

ПРИКАЗЫВАЮ:

Провести тематический контроль на тему: «Организация воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста  в ДОУ»

  1. Воспитателям всех возрастных групп подготовиться к тематической проверке по вопросам контроля:

- Календарно-тематическое планирование работы педагога.

 -Создание условий: Анализ предметно – развивающей среды и  методического  

     материала в группах, используемого для реализации данного направления. (речевой уголок: художественная литература, театр, дидактические игры по развитию связной речи, картотеки…….)

            - Работа с родителями (стенды, консультации)

            - Непосредственно-образовательная деятельность по развитию связной речи.

            - Открытые просмотры НОД.

  1.  Назначить ответственным за тематический  контроль  старшего воспитателя Кожевину  Анну Юрьевну.
  2. Старшему воспитателю разработать и представить на утверждение  план и график  проведения контроля.
  3.  Тематический контроль провести по плану в следующие сроки:   с 01.02.2021 г по 12.02.2021г
  4. По окончанию проверки результаты оформить в виде справки и представить их на педагогическом совете.
  5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующий  МБДОУ «Солнышко»

Н.И.Миронова__________________________________

С приказом ознакомлены:

Заведующая:       подпись                           Расшифровка подписи

С приказом ознакомлены:

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ «Солнышко»

Н.И.Миронова_________________

Дата__________________________

                                                                       

Тематический контроль

«Организация воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста  в ДОУ»

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по  развитию связной  речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа. Выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

Нормативно - правовая база:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы
  • Санитарно-эпидемиологические правила в части организации образовательного процесса (СанПиН 2.4.1.3049-13)
  • Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.

Сроки:  с 01.02.2021 - 14.01.2021г.

Объекты инспектирования:

  • вторая младшая группа
  • средняя группа
  • старшая группа
  • старшая группа;
  • подготовительная группа;

Направления инспектирования:

  • оценка профессионального мастерства педагога;
  • календарно- тематическое планирование работы  педагога;
  • обследование знаний, умений, навыков детей;
  • работа с родителями;
  • создание условий в группе, в методическом кабинете

Методы инспектирования:

  • анализ непосредственно образовательной деятельности;
  • собеседование и анкетирование воспитателей;
  • анализ календарно - тематического планирования;
  • анализ деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности,  Викторина по сказкам.
  • анализ  анкетирования  родителей;
  • анализ предметно – развивающей  среды в группах.

План контроля

Критерии оценки

Методы контроля

Оценка профессионального мастерства педагога

  • Анализ проведения НОД
  • Анкетирование
  • Собеседование с воспитателями

 Календарно- тематическое планирование работы

педагога

  • Анализ календарно- тематического планирования воспитательно - образовательной работы

Обследование знаний, умений, навыков детей

  • Анализ деятельности детей в процессе НОД
  • Викторина по сказкам

Работа с родителями

  • Анкетирование
  • Анализ наглядной информации по  развитию связной речи

 

Создание условий

  • Анализ предметно – развивающей среды в методическом кабинете
  • Анализ методического материала в группах, используемого для реализации данного направления.

Рабочие материалы контроля

  1. Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
  2. Карта анализа  уголка по развитию речи.
  3. Карта анализа условий по развитию  речи в методическом кабинете.
  4. Анкета для педагогов по формированию у дошкольников навыков связной речи
  5. Карта самооценки профессиональной компетентности педагогов по развитию речи.
  6. Анкета для родителей
  7. Карта анализа анкетирования  родителей  вопросам развития речи.
  8. Карта организации и проведения НОД.
  9. Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя».
  10. Конспект викторины «Путешествие по сказкам»
  11. Аналитическая справка по результатам контроля.

График проведения  тематического контроля

Сроки проведения_______________

Понедельник

01.02.2021

1.  Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Ромашка»

2.Анкетирование родителей

9.25 - 9.35

Е.В.Савватеева

Кожевина А.Ю.

Вторник

2.02. 2021

1.Викторина «Путешествие по сказкам»  в средней группе «Ромашка»

2.Анкетирование воспитателей

Кожевина А.Ю.

Среда

3.02.2021

1. Непосредственно-образовательная деятельность  по развитию речи в подготовительной группе «Колокольчики»

2. Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе «Почемучки»

3.Анализ ППРС  в методическом кабинете

9.00 – 9.35

А.И.Михайлова

9.40 – 10.05

М.В.Шелковникова

А.Ю.Кожевина

Четверг

4.02.2021

1.Викторина «Путешествие по сказкам» в старшей группе «Почемучки»

2.Анализ ППРС на группах

А.Ю.Кожевина

А.Ю.Кожевина

А.Г.Плеханова

О.А.Ян-Шин-Хэ

Пятница

5.02.2021

1. .Викторина «Путешествие по сказкам в  старшей группе «Зайчики»

2.Анализ анкетирования родителей и  воспитателей

А.Ю.Кожевина

Понедельник

8.02.2021

1. Непосредственно-образовательная деятельность  по развитию речи в старшей группе «Зайчики»

2. Непосредственно-образовательная деятельность  по развитию речи в средней  группе «Ромашка»

3. Анализ работы по развитию связной речи с родителями

9.00 – 9.25

Н.В.Ларионова

9.25 – 9.35

В.В.Быстролётова

А.Ю.Кожевина

А.Г.Плеханова

О.А.Ян-Шин-Хэ

Вторник

9.02.2021

1. Открытое занятие по развитию речи  в старшей  группе «Почемучки»

2. Викторина «Путешествие по сказкам» в подготовительной группе «Колокольчики»

3.Анализ планирования в 1 младшей группе «Пчелки»,

во 2 младшей группе «Солнышко»

9.00 -9.25 А.А.Молчанова.

А.Ю. Кожевина.

А.Ю.Кожевина

Среда

10.02.2021

1.Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи  в подготовительной группе «Колокольчики»

2.Анализ планирования воспитательно-образовательной работы  в  средней  группе «Ромашка» в старшей группе «Зайчики»

9.00 – 9.30

Бочкарёва Е.Н.

А.Ю.Кожевина

Четверг

11.02.2021

1.Открытое занятие по развитию речи во 2 младшей группе «Солнышко»

2. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы  в старшей   группе «Почемучки», в подготовительной группе «Колокольчики»

3.Составление аналитической справки к педагогическому совету.

9.00 – 9.20

Н.Л.Миронова.

А.Ю.Кожевина

Пятница

19.02.2021

Педагогический совет.

А.Ю.Кожевина

Все воспитатели возрастных групп

Ознакомлены:

Анализ тематического контроля  по развитию связной речи

у детей дошкольного возраста  в ДОУ.

Согласно годовому  плану работы МБДОУ «Детский сад «Солнышко»   на 2020-2021 учебный год, во исполнение приказа №   34  от  29.01.2021г.  «Об организации тематического контроля по организации воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста  в ДОУ»  проведена проверка данного направления работы в дошкольных группах.

Цель: : Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по  развитию связной  речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа. Выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

Сроки:  с 01.02.2021 - 14.01.2021г.

Объекты инспектирования:

  • вторая младшая группа
  • средняя группа
  • старшая группа
  • старшая группа;
  • подготовительная группа;

Ответственные за проведение контроля: заведующий, старший воспитатель..

Методы контроля:

  • анализ непосредственно образовательной деятельности;
  • собеседование и анкетирование воспитателей;
  • анализ календарно - тематического планирования;
  • анализ деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности,  Викторина по сказкам.
  • анализ  анкетирования  родителей;
  • анализ предметно – развивающей  среды в группах.

   Рабочий материал, для осуществления тематического контроля:

  1. Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
  2. Анкета для родителей по развитию речи.
  3. Анкета для педагогов «Оценка уровня знаний и умений воспитателей в работе по развитию связной речи»
  4. Карта организации и проведения НОД.
  5. Карта анализа предметно-развивающей среды в группах
  6. Карта «Создание условий для речевого развития в методическом кабинете
  7. Аналитическая справка по результатам контроля.

        Планирование воспитательно-образовательной работы

В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы:

  1. Планирование ведется на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой

II.      По содержанию и оформлению календарного плана::

1.Планы  соответствуют требованиям  планирования ДОУ (список детей, сетка занятий,

    режим дня,  комплексы утренней гимнастики, динамический час, инструктажи)

  2.Непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с перспективным  

       планом и сетке занятий, прописывается цель, задачи. Количество занятий соответствуют возрастным нормам. Все мероприятия по развитию речи планируются согласно программе «От рождения до школы»;

Но все же в планах присутствует  не рациональное  и бизсистемное  планирование работы по развитию связной речи в НОД и в свободное от занятий время в течении месяца:

-Нет четкого чередования, по: заучиванию стихотворений, пересказов, составлению описательных рассказов по игрушкам, рассматриванию картин и составления рассказов по ним. (мало занятий по рассказыванию).

-  Ознакомление с художественной литературой не должно планироваться отдельным занятием, а сочетаться с пересказом.

-Чтение художественной литературы в соответствии с программой не планируется каждый день

- Формы организации работы с детьми вне НОД указаны частично – это работа в книжном уголке,  индивидуальная работа по развитию речи; дидактические игры по развитию речи, театральная деятельность, разные виды гимнастик.

 

  1. В соответствии с годовой задачей запланированы и проведены мероприятия:

1. Консультации:

2.Тематические недели: «Путешествие в страну Экономику», «Я человек. Мои права и обязанности», «Зимушка хрустальная»,   «Новый год у ворот», «Русские традиции», «Зимние забавы», «Я горжусь своей Россией», «Все профессии нужны – все профессии важны»,  «Бурятские традиции», воспитатели проводили беседы, занятия по расширению и обогащению словаря по темам недель.

3.Родительские клубы по развитию связной речи прошли дистанционно и в формате информационных листов.

4.Проведены викторины  «Путешествие по сказкам» в средней группе «Ромашка», В старших группах «Зайчики» и «Почемучки», в подготовительной группе «Колокольчики», с целью уточнить знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге.

5. Анкетирование родителей и воспитателей «Развитие детей дошкольного возраста»

6. Открытые занятия: во 2 младшей группе «Солнышко», в старшей группе «Почемучки»

7.Посещение занятий по графику тематического контроля

   

                                                             Рекомендации:

1. Планировать воспитательно-образовательную работу в соответствии  требованиям «Положения о документации педагога» ДОУ «Солнышко»,   эстетическим нормам и ФГОС.

2. Рационально и равномерно  планировать разнообразные виды деятельности для развития связной речи.

3.Продолжать планировать и проводить тематические занятия и развлечения

                                                             

                                      Предметно-развивающая среда.

Предметно – развивающая среда в группах

Анализ условий  для речевого развития дошкольников младшей группы «Солнышко» показал, что в группе созданы условия для качественной организации работы по развитию речи.  Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи,  наборы тематических иллюстраций: «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Продукты питания», «Одежда», «Мебель» и др., в достаточном количестве пособия для развития  мелкой моторики рук: шнуровки, пальчиковые игры.  Большое количество дидактических игр: «Подбери нужное слово», «Придумай сказку про слова», «Как сказать правильно», «Узнай героя сказки», «Что общего и чем отличается» и др. дают возможность  постоянного игрового разнообразия в формировании речевой деятельности детей.  Есть каталог дидактических игр  по речевому развитию для данной возрастной группы, а так же картотеки: зрительной, пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик.

 Воспитателями проведена большая работа по созданию игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски, разнообразные виды детских театров: кукольный, пальчиковый, на фланелеграфе для обыгрывания  сказок.  

В зоне сюжетно-ролевых игр созданы соответствующие условия для  развёртывания условий игры: «Семья», «Куклы у врача», «В парикмахерской», «Строим дом».  

В группе оформлен книжный уголок, на полочках   расположены  красочно, ярко иллюстрированные книги  по возрасту детей:  русские народные сказки, книжки-малышки,  потешки.  В группе достаточное количество книг для  периодической смены.

Однако нужно учитывать, что весь игровой  и дидактический материал должен  находится в доступном для детей месте.

Анализ условий  для речевого развития дошкольников средней группы «Ромашка», старших групп «Зайчики» и «Почемучки», подготовительной группы»Колокольчики» показал, что в группах созданы условия для качественной организации работы по развитию речи.  На момент изучения был представлен дидактический материал игры «Найди картинке место», «Замкни цепочку», «Подбери слово», «Найди лишнюю картинку», «Чего на свете не бывает» и др; в наличии картинки по основным лексическим темам, альбом «Времена года», «Животные и птицы», «Искусство росписи», схемы, плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя»  недостающие картины берут в методическом кабинете. В группе имеются игры для развития связной речи, различные по структуре, способам игрового взаимодействия – лото, пазлы, ассоциации, парные картинки, игры на сравнение предметов, разрезные картинки, количество частей и способы разреза соответствуют возрасту детей. В группе есть дидактическое пособие «Круги Луллия»  с разнообразными тематическими картинками.  Есть каталог дидактических игр  по речевому развитию для данной возрастной группы, а так же картотеки: зрительной, пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик.

        Имеется Центр  книги, содержание которого определяется программой и тематическим планированием. Выставленные в центре книги и альбомы имеют яркие иллюстрации, привлекательный, эстетический вид и соответствуют возрасту детей. В группах педагогами собраны подборки стихов, фольклорных форм, литературных произведений для чтения детям.

Развитию речи способствуют имеющиеся в группе различные театры, игровые уголки, где возможно организовать общение детей в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин», «Почта», «Больница» и др, уголок природы, уголок математики и т.д. где дети могут общаться, обогащать лексику новыми словами, необходимыми для наблюдений, описаний наблюдаемых объектов и явлений.  

Предметно – развивающая среда в методическом кабинете

                   Методическая литература

- Имеются программы: комплексные, парциальные; достаточное количество методической литературы в соответствии с возрастом детей.

-Имеется диагностические карты и протоколы  по обследованию речи, но нет подборки наглядного материала

-Мало конспектов занятий по развитию речи из опыта педагогов.

-Нет картотек игр по развитию речи в соответствии с возрастом.

                 Художественная литература

-Достаточное количество хрестоматий

- Разнообразие и разножанровость детской художественной литературы, для чтения на занятиях и в свободное от занятий время.

- Не достаточный подбор  загадок; чистоговорок и скороговорок, пословиц и поговорок.

-Нет многих произведений по программе и орфографического словаря.

               Наглядный материал

-Картины по развитию связной речи: составление последовательности

  рассказа; схемы для составления рассказа – описания.

-Картины большие по темам. (не все для занятий)

-Картинный материал (А 4) по лексическим темам.

-Наглядный материал по Нравственному и патриотическому воспитанию;  

  по ОБЖ и т.д.

-Нет предметных картинок (10х10) по лексическим темам.

-Нет игрушек: некоторых животных; предметов посуды; старая мебель;

  некоторых видов транспорта

Рекомендации:

1.Пополнить предметно - развивающую среду методического кабинета

2. Разработать диагностику по развитию речи по  возрастам и  подобрать материалы к  диагностике.

                   Непосредственно-образовательная деятельность.

Оценка эффективности занятий по развитию речи:

В ходе контроля было организовано посещение НОД во всех возрастных группах. Было установлено, что программное содержание НОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. НОД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей.

В средней  группе «Ромашка» -  воспитательСавватеева Е.В. провела занятие по составлению описательного рассказа об игрушке «Пирамидка». Занятие началось с организационного момента – загадала загадки об игрушках, уточнила обобщающее понятие, предложила поиграть с ними,  в следующей части занятия дети рассматривали схему описательного рассказа, воспитатель дала образец рассказа, затем предложила детям рассказать с опорой на картинки, продолжила занятие по словарной работе «Назови ласково» «Из чего сделана игрушка» Дети  уверенно отвечали на вопросы воспитателя, последовательно описывали игрушку, опираясь на наглядность. Однако речевая плотность НОД в средней группе не на достаточном уровне. Высказываются лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагог побуждают детей к ответам словосочетаниями. Воспитателю предложено проводить словарную работу до образца воспитателя и использовать более разнообразный наглядный  материал, для сохранения интереса детей, активизации детей на речевую активность и самомтоятельного мышления: разные игрушки по величине, свойству и качеству

В средней группе воспитатель Быстролётова Валентина Витальевна провела занятие по составлению рассказа по картине «Кошка с котятами».  В гости к детям приходит Петрушка приносит картинки «Домашние животные» и просит помочь найти мамам детенышей. Загадывает загадку о кошке , показывает  картину «Кошка с котятами» и предлагает рассмотреть её. (дети рассматривают и отвечают на вопросы). Затем воспитатель дает образец рассказа и предлагает детям рассказать по картине.  Дети рассказываю по очереди образец рассказа воспитателя. Дети на занятии не организованы, не сохраняют интерес к рассказу сверстников. Воспитателю предложено использовать прием коллективного рассказывания (один ребенок начинает, другой продолжает: Коля расскажет кто изображен на картинке…, продолжет Лена и расскажет какая кошка и т.д.)  для организации детей на занятии и сохранении интереса в составлении рассказа.

В старшей группе «Почемучки» - воспитатель Шелковникова Марина Владимировна – прошло занятие по составлению описательных рассказов о профессиях.

Воспитатель хорошо продумала и провела интересное занятие, на занятии использовала разнообразные методы и приёмы: В организационной части дети поприветствовали друг друга и отправились в «Город профессий».  В основной части воспитатель проводит беседу «Что такое профессия», дети отгадывают загадки о профессиях (врач, пожарный, полицейский, воспитатель), уточняет обобщающее понятие. Проводится игра «Кому что нужно?», дети вместе с воспитателем вспоминают пословицы и поговорки о труде, объясняют их. Далее воспитатель предлагает составить рассказ о профессиях: даёт образец рассказа с опорой на картинки. Затем дети рассказывают  выбирая ту или иную профессию. Дети показали умение отвечать на вопросы, составлять  рассказ с опорой на  картинки, на занятии дисциплинированны и организованны, сохраняли интерес на протяжении всего занятия.

Прошло занятие в подготовительной  группе «Колокольчики – воспитатель Бочкарёва Екатерина Николаевна. Воспитатель к занятию готова: знает содержание занятия, структура выдержана. Речь воспитателя спокойная,, эмоциональная, грамматически правильная и доступная пониманию детей. Но все же дети на занятии не организованны, интереса к занятию нет, не слушают воспитателя, сверстников и не понимают задания.  Дети  продемонстрировали умения составлять  рассказ по картине «Лиса с лисятами» на низком уровне – дети отвечали  на вопросы по содержанию картины, прослушали образец рассказа, но составление рассказа получилось на уровне диалога воспитателя с ребенком.  Воспитателю рекомендовано обратить внимание на дисциплину, и продумать методы и приёмы, которые направлены на организацию детей и активизацию речевой деятельности.

В старшей группе «Зайчики» воспитатель Ларионова Наталья Владимировна провела занятие по составлению описательного рассказа «Моя любимая игрушка». В начале занятия воспитатель сообщила тему о составлении рассказа о любимых игрушках, которые дети принесли из дома., дала образец рассказа о своей любимой игрушке, затем детям предложила составить свои рассказы, дети по очереди рассказывали о своих принесенных игрушках – в основном это был диалог: воспитатель задавал вопрос, ребенок отвечал.  У детей на занятии не было активности, дети отвлекались и скучали, мешали сверстникам, которые составляли рассказ. Воспитателю рекомендовано: Использовать разнообразные методы и приемы по составлению рассказа: план, опорные картинки, схемы ……Так же проводить подготовительную работу: беседа, игры, подготавливающие к работе по составлению рассказа.

  Согласно графику тематического контроля прошли открытые занятия:

Во 2 младшей группе «Солнышко» - воспитательМиронова Наталья Леонидовна  проведен открытый показ НОД «В гостях у сказки».  Занятие воспитателем хорошо продуманное, интересное, интегрированное: Организационный момент прошел в группе: воспитатель предложил отправиться в путешествие за клубочком, сматывая клубочек дети двинулись в путь услышали музыку «В гостях у сказки и решили узнать, что же находится в музыкальном зале. Дети оказываются в сказке встречают мишку, который просит помощи отыскать его сказку. Дети по следам приходят в гости к сказкам угадывают их  и выполняют различные задания: Выставляют в правильной последовательности героев сказки «Репка», и проговаривают чем же закончилась сказка; Поют песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», отгадывают сказки по предметам: «Курочка ряба», «Три медведя», «Колобок»; отгадывают загадки волшебного цветка про сказки «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Теремок».  В итоге уточняют, что мишка из сказки «Теремок» и называют всех героев сказки «Рифмованные герои»  мышка-…., лягушка….. Мишкину сказку «Теремок»

Программное содержание соответствовала возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Воспитатель подготовила наглядный демонстрационный материал и презентацию, музыкальный руководитель помог в подборе музыки.

Дети показали высокий уровень готовности, знают все сказки, большинство детей говорят, отвечают на вопросы, подпевают.

      Молчанова Александра Александровна с детьми показали занятие по развитию речи «Составление повествовательного рассказа «Пушок» по картинкам».

К подготовке занятия воспитатель подошла с серьезной ответственностью. Составила конспект, продумала организацию, подготовила интересный  наглядный и демонстрационный материал.

Занятие получилось интересное и увлекательное: В организационном моменте воспитатель с детьми получают из деревни письмо т бабушки с дедушкой, которые просят приехать и помочь им вернуть всех их животных, дети отправляются в путь на поезде. Дети отгадывают загадки о животных и ворачивают животных во двор бабушке с дедушкой, уточняют обобщающее понятие.

Обнаруживают, что еще нет котенка, но чтобы его вернуть нужно выполнить ряд заданий. Воспитатель читает рассказ «Пушок», проводит игру с мячом «Закончи предложение» (беседа по содержанию). Приглашает на фотовыставку, которая посвящена рассказу «Пушок». Затем воспитатель повторно читает рассказ, а дети - один ребенок у доски, другие за столами выставляют правильную последовательность картинок по прослушанному  рассказу. В итоге дети самостоятельно рассказывают рассказ с опорой на картинки. Котенок возвращается к бабушке с дедушкой, а дети, подведя итог возвращаются на поезде в детский сад.

Рекомендации:

1.Большое внимание уделять организации  и дисциплине на занятии:

- Приучать  детей сидеть тихо и внимательно слушать.

- В старших группах – не выкрикивать, не перебивать, поднимать руку.

2.На занятиях использовать различные методы и приемы, стимулирующие детей к рассказыванию.

                                                                    Работа с родителями.

Работа с родителями. Педагоги  планируют индивидуальные консультации, беседы, оформляется наглядная информация в родительском уголке. Коллективные мероприятия с родителями проводятся дистанционно в форме информационных листов.: Родительские собрания и Родительский клуб  «Заботливые родители»

 В течении года стенды для родителей периодически меняются. Вся информация эстетически оформляется и доступна для восприятия и чтения.

      На период тематического контроля  всеми  воспитателями была представлена родителям информация по развитию  речи:

1младшая группа «Пчёлки» - «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

2младшая группа «»Солнышко» - «Развиваем речь играя»

Средняя группа «Ромашка» - «Формирование связной речи детей среднего возраста»

Старшая группа «Зайчики» - «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего возраста»

Старшая группа «Почемучки» - «По дороге в детский сад. Игры для развития речи»

Подготовительная группа «Колокольчики» - «Культура и традиции»

       В соответствии с годовым планом воспитатель старшей   группы «Зайчики»  

Ларионова Наталья Владимировна подготовила   родительский клуб  в форме информационных листов на тему «Подготовка детей к обучению грамоте»

         Воспитатель старшей группы «Почемучки »  Шелковникова марина Владимировна  подготовила информацию для родителей на тему «Развитие связной речи в семье»

III.  С родителями всех групп  провели анкетирование по формированию у детей связной речи

                Всего приняло участие 59  родителей

17 – подготовительная  «Колокольчики»                        12  – старшая группа «Зайчики»

 9 – старшая группа  «Почемучки»                                   7 – средняя группа «Ромашка»

6 – 2 младшая  группа «Солнышко»                                 5 -  1 младшая группа «Пчёлки»

         

В целом, по опросу родителей можно сделать следующие выводы:

  Результаты анкетирования родителей по теме: «Значение развитие речи  в полноценном развитии ребёнка» указывают на компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

  Основная цель развития речи в ДОУ, по мнению 85% родителей - развивать мышление, память, внимание, воображение; 67% родителей - развивать у детей речь; 49% - учить детей слушать литературные произведения разных жанров; 46% - учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные.

   По мнению большинства родителей (79%), занятия по развитию речи в дошкольном возрасте очень важны. Это основа развития человека, как социальной личности; благоприятный возраст; с речью развивается мышление и память; ребенок учится правильной речи, правильному произношению; важно для дальнейшего успешного обучения в школе.

    К сожалению, есть родители (18%), которые не осознают важности занятий по развитию речи в дошкольном возрасте.

79% родителей считают, что в детском саду созданы условия для речевого развития ребёнка. 12% считают, что в детском саду необходим специалист – логопед.

79% родителей отмечают, что ребёнок часто в домашней обстановке  проявляет интерес к книге. 18% - интерес проявляется иногда. Для поддержания этого интереса 91% родителей читают книги, покупают журналы, рассуждают, играют вместе с детьми. Но в то же время, 9% родителей отвечают, что ничего для этого не делают, ссылаясь на нехватку времени, занятость на работе.

На вопрос «Какие книги есть у Вас дома?», родители перечислили все разнообразие детской литературы: детские сказки, энциклопедии, стихи; детская проза; классические произведения; загадки, поговорки; развивающая и познавательная литература; журналы. И только 1 родитель ответил, что никакой детской литературы в доме нет.

67% родителей часто (ежедневно) уделяют время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком. 33% - по возможности, по желанию ребенка, в выходные, редко.

55% родителей нуждаются в помощи воспитателей детского сада по проблеме речевого развития ребёнка (словарная работа; произношение; воспитание интереса к чтению книг; скороговорки, звук «р»; уделять внимание пересказу; занятия; сообщать о проблемах у ребенка). 39% родителей не ответили на этот вопрос, 6% родителей – не нуждаются в помощи.

Таким образом, родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою роль в этом вопросе, большая часть создают для развития речи ребенка соответствующие условия.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.

Рекомендации:

  1. Педагогам провести анализ наглядной информации педагогического просвещения по речевому развитию с целью предоставления практической полезной педагогически целесообразной информации по повышению уровня речевого развития детей в ДОУ.
  2. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
  3. В родительском уголке систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

                                   

                                            Профессиональное мастерство педагога

Анализ профессионального мастерства большинства педагогов показал, что педагоги  знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. В НОД и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Используют средства ИКТ.

     Анкетирование педагогов по знанию методики развития связной речи показал:

20% - высокого уровня;    

35% - уровень выше среднего;    

35% - средний уровень    

10% - уровень ниже среднего

Общий уровень – средний

В основном затруднения в определениях типов монологов, функций связной речи и приемов обучения рассказыванию.

   

Рекомендации:

Таким образом, коллективу  рекомендуется

-Проработать методику развития связной речи детей дошкольного возраста.

-Провести консультацию и семинар  по методике связной речи дошкольного возраста

-Провести повторные открытые просмотры по развитию связной речи

                                                         Оценка деятельности детей.

По наблюдениям на занятиях дети не проявляют интерес и познавательную активность, не внимательны и неорганизованны, речь детей находится на уровне диалоговой.

С детьми средней группы «Ромашка», старших групп «Зайчики» и «Почемучки», подготовительной группы «Колокольчики» проведена викторина «Путешествие по сказкам:

Мероприятия  проходили  в музыкальном зале. Музыкальный зал оформлен в соответствии с темой, подобрана музыка, составлены конспекты и подготовлены презентации для среднего и старшего дошкольного возраста.

     Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в зал. Получают СМС сообщение от Белоснежки, которая просит помощи у детей – выполнить задания мачехи и расколдовать её.

Дети отправляются в страну сказок на ковре-самолете и выполняют различные задания:

- Отвечают на вопросы по содержанию сказок..

- Отгадывают загадки и угадывают сказки.

- Отгадывают героев по репликам

- Отгадывают как  называют героев сказке.

-Отгадывают загадки про героев сказок.

- Отгадывают сказку по предметам.

В итоге расколдовывают Белоснежку и танцуют с ней танец, подводят итог и возвращаются в детский сад на ковре-самолете.

Мероприятие показало, что в средней и старших группах большинство детей не знают сказок и их героев.

Рекомендации:

- Систематически проводить работу по ознакомлению детей  с художественной литературой.

Решение

  1. Планировать воспитательно-образовательную работу в соответствии требованиям «Положения о документации педагога» ДОУ «Солнышко»,   эстетическим нормам и ФГОС.

  1. Рационально и равномерно  планировать разнообразные виды деятельности,  в соответствии с общими программными задачами и годовыми задачами ДОУ.

  1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине и пересказу. Большое внимание уделить к подготовке и проведению занятий,  используя новые формы и методы работы.

  1. Продолжать ежедневно планировать словарную работу, работу по звуковой культуре речи, чтение художественной литературы, разные виды гимнастик.

  1. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, тематические занятия, викторины, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам, ).

 

  1. Продолжить работу с родителями через представление наглядной информации, индивидуальные беседы, совместные мероприятия.  Разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

  1. Проработать методику развития речи детей дошкольного возраста.

Старший воспитатель А.Ю.Кожевина ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники

Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1.Развивать связную речь детей.2. Расширять и обогащать ...