План работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Евгеньевна Сергеева

В процессе музыкальной деятельности решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ТНР сенсорных способностей, чувства ритма, композиции, музыкального слуха; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_detmi_s_ovz_moy.doc217.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко» с. Мишкино

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан






ПЛАН

индивидуальной коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

на 2018-2019 учебный год




Составила:

музыкальный руководитель:

Сергеева О.Е.





2018 г

Функции музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР

В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ТНР сенсорных способностей, чувства ритма, композиции, музыкального слуха; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Музыкальный руководитель:

  1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.
  2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
  3. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей. Определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих задатков.
  4. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, особенностей здоровья, индивидуальных и психофизических возможностей воспитанников.

Основные проблемы:

● Непроизвольность движений;

● Боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

● Речевые нарушения или отсутствие речи;

● Замкнутость, неактивность детей;

Неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Целью музыкального воспитания детей с ТНР является:

Исправление, компенсация недостатков речевого и физического развития детей музыкально-терапевтическими методами в сочетании с методами коррекционной педагогики и педагогики искусства.

Основные коррекционные задачи музыкального воспитания:

  1. Формировать слуховые и зрительные ориентировки, развивать слуховое и зрительное восприятие за счет специфического сенсорного притока.
  2. Стимулировать развитие перцептивных действий, процесс появления мыслительных операций в музыкально-игровой деятельности.
  3. Стимулировать понимание речи и обогащать пассивный словарь словами и выражениями, связанными с музыкой, музыкально -игровым взаимодействием.
  4. Создавать специальные условия, способствующие появлению активной речи, развитию ее коммуникативной функции; развитию слухового восприятия и внимания на неречевые звуки.

Разделы музыкально-коррекционной направленности:

  1. Музыкотерапия
  2. Вокалотерапия
  3. Танцетерапия
  4. Логоритмика

 Содержание работы с детьми 6-7 лет

I раздел «Музыкотерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Народная музыка: р.н.м. «Ах вы, сени»; р.н.п. «Коровушка» 

Классическая музыка: И. Штраус «Вальс»; А. Гречанинов «Колыбельная» 

Детский репертуар: Ан. Александрова «Кошка», «Осенняя песенка»; Е. Тиличеева «Лошадка»; М. Раухвергер «Собачка» 

Элементарное музицирование: р.н.м. «Да и где же это видано» (нетрадиционные инструменты)

Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки
разного характера. Закреплять у детей представление о характере музыки.

Знакомить с разными музыкальными инструментами. Способствовать снятию мышечного напряжения. 

II (декабрь, январь, февраль)

Народная музыка: «Уж ты, котенька – коток»; «Ты, собаченька не лай» 

Классическая музыка: Ф. Шопен «Мазурка»; А. Брамс «Колыбельная»; Д. Кабалевский «Ёжик»

Детский репертуар: М. Красев «Баю – бай»; В. Витлин «Серенькая кошечка»; Т. Попатенко «Зима»

Элементарное музицирование: М. Картушина «Оркестр» (шумовые инструменты)

При анализе музыкальных произведений учить ясно излагать свои мысли, эмоциональное восприятие и ощущения. Знакомить с понятием ритм, продолжать учить различать короткие и долгие звуки.

Формировать слуховое внимание, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

III (март, апрель, май)

Народная музыка:р.н.п. «Как у наших у ворот», «Веснянка» 

Классическая музыка:П. Чайковский «Подснежник»; М. Глинка «Жаворонок»; В. Моцарт «Колыбельная» 

Детский репертуар: М. Картушиной «Ёжик», «Пирожок»; музыкальная сказка «Курочка Ряба»

Элементарное музицирование:р.н.п. «На зелёном лугу» (бубны, погремушки)

Формировать тембровый слух детей, упражнять в различении звучания
нескольких инструментов. Развивать музыкальную память детей.

Совершенствовать умение исполнять муз. произведение сольно и в ансамбле.

II раздел «Вокалотерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения: Фонопедические упражнения В.В.Емельянова; артикуляционная гимнастика; чистоговорки «Н-Н'», «С-С'», «Д-Д'», «Х-Х'»; М. Картушина «Ветер».

Песни: Г. Лобачёв «Зайка»; Е. Тиличеева «Спи, мой мишка»; И. Кишко «Осень»; р.н.п. «Лиска – лиса», М. Картушина «Гуси»

Укреплять гортань, улучшать работу головного мозга и речевые функции. Развивать дыхательные мышцы, укреплять голосовой аппарат.

Повышать общий тонус организма, эмоциональный подъём.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения: «Снегири» Е. Тиличеевой; скороговорки «Три сороки», «Орешки»; дыхательное упражнение «Снегирёк»; чистоговорки «Л-Л'», «Х-К-К'», «Д-Д'».

Песни: М. Красев «Санки»; Т. Попатенко «Ёлка»; А. Филиппенко «Дед Мороз»; М. Красев «Топ – топ»; фин. н. п. «У оленя дом большой»; «Про медведя» Д. Кабалевского.

Развивать дикцию, координировать слух и голос. Улучшать дыхание, стимулировать и гармонизировать работу внутренних органов. Учить детей петь, сохраняя правильное положение корпуса, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание, чисто интонируя мелодию.

III (март, апрель, май)

Упражнения: скороговорка «Серый ворон»; чистоговорки «Весёлые слоги», «Р-Р'», «Т-Т'», «Ж»; фонопедическое упражнение «Наше оружие»; дыхательная и артикуляционная гимнастика

Песни: Г. Фрид «Песенка о весне»; Ю. Слонов «Очень любим маму»; Н. Кукловская «Жучка» Ан. Александрова «Кошка»; Е. Тиличеева «Конь»

Укреплять мышцы органов артикуляционного аппарата.

Формировать правильное дыхание и голосообразование.

Закреплять у детей навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно следить за правильным дыханием.


III раздел «Танцетерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения и игры: М. Рустамов «Мы идём»; А. Филиппенко «Паровоз»; р.н.м. «Игра в прятки», «У медведя во бору»; Я. Степанова «Кукла спит и пляшет»; Г. Хохлова «Аленький платочек»

Танцы, пляски, хороводы: р. н. хоровод «На горе-то калина»; р.н.м. «Малинки», «Подсолнушки»; танец-импровизация «Падают листья» М. Картушиной; В. Шаинский «Вместе весело шагать».

Развивать двигательные функции, общую моторику.


Формировать хорошую осанку, укреплять сердечно – сосудистую систему.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения и игры: Э. Парлов «Марш»; Упражнение с флажками; англ. н. игра «Пусть делают все так, как я»; М. Картушина «Ледяные фигуры»

Танцы, пляски, хороводы: р.н.м. «Танец Петрушек с погремушками»; Л. Бекман «В лесу родилась ёлочка»; р.н.м. «Пружинка»; Е. Тиличеева «Парный танец»; «Танец снежинок»

Улучшать координацию движений, снимать мышечные зажимы и спазмы.

Повышать социальную адаптацию, стимулирование физиологических функций организма.

III (март, апрель, май)

Упражнения и игры: двигательные упражнения «Мы идём по кругу», «Будем космонавтами», упражнение на координацию движений «Цветок», релаксирующие упражнения; Е. Тиличеевой «Тише – громче в бубен бей».

Танцы, пляски, хороводы: фр. н. хор. «Широкий хоровод»; Т. Ломова «Цветные платочки»; коммуникативный танец «Озорная полька» М. Бикбовой; р.н.м. «Танец паучков»; бел.н.м. «Танец кузнечиков»

Способствовать снятию нервного напряжения и утомления, созданию атмосферы покоя. Развивать общую моторику

Побуждать исполнять движения изящно и
красиво. Способствовать развитию согласованности движений. Учить свободно
ориентироваться в игровой ситуации.

IV раздел «Логоритмика»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения и игры: М. Картушина «Дождик бегает по крыше»; Н. Лукина «Очень дружно мы шагали», «По кочкам», «Паровозик наш устал», «Деревья» (по Д. Бину, А. Оуфилд), «Не заблудись» 

Пальчиковая гимнастика: «По грибы»; «Зайкин день; Ж. Металлиди «Под горою вырос гриб»; М. Картушина «Здравствуй, солнце золотое!»

Продолжать учить выполнять массаж различных частей тела, активизировать движения и тактильные ощущения.

Развивать мелкую моторику.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения и игры: упражнения на координацию речи и движения «Отлёт птиц», «Медведь», «Самолёт»; речевая игра «Едем на лошадке», Н. Луконина «Мячик - крошка», «Прыгаем как мячики» Пальчиковая гимнастика: Н. Луконина «Это вся моя семья»; М. Картушина «Варим суп»; Д. Костроба «Киска», С. Кузьмин «Двенадцать месяцев», «Пироги пшеничные»

Способствовать активизации движений в соответствии с текстом. Укреплять мышцы языка.

Продолжать развивать мелкую моторику.

III (март, апрель, май)

Упражнения и игры: упражнения на коррекцию речи и движения «На коне», «Веник», «Мы шагаем» З. Репиной, В. Буйко; речевая игра «Бегут, бегут со двора» 

Пальчиковая гимнастика: Н. Луконина «Вот в комочке спит наш ёжик», «Пароходик плыл по речке»; «Как петух в печи», «Напёрсток», Д. Костроба «Цветочки»

Развивать слуховое внимание и координацию движений. Формировать мышечные навыки, развивать мышечную систему.

Совершенствовать мелкую моторику.


Содержание работы с детьми 5-6 лет

I раздел «Музыкотерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Народная музыка: р.н.м. «Тук, тук молотком», «Баю-баюшки, баю» 

Классическая музыка: С. Рахманинов «Итальянская полька»; А. Рубинштейн «Мелодия»; Д. Кабалевский «Вальс»

Детский репертуар: Д. Васильева «Осенняя песенка»; Г. Струве «Моя Россия», В. Шаинский «Антошка» 

Элементарное музицирование: Т. Попатенко «Кап, кап, кап» (треугольник, металлофон); игра «Дирижёр»

Учить различать песенный, танцевальный, маршевый характер музыкальных произведений. Расширять представления детей о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке.

Учить детей играть в ансамбле.

II (декабрь, январь, февраль)

Народная музыка: р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я», «Вариации», муз. Р. Сальманова 

Классическая музыка: П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»); А. Гречанинов «Котик заболел», «Котик выздоровел»; П. Чайковский

«Игра в лошадки» 

Детский репертуар: М. Красев «Белочка», «На катке»; Б. Савельев «Если добрый ты»; Ф. Гершова «Родина» 

Элементарное музицирование: р.н.п. «Сорока-сорока» (деревянные ложки); р.н.п. «Лиса по лесу ходила», обр. Попова

Учить детей слушать и обсуждать прослушанную музыку разного характера: печальную, радостную, полетную и др. Развивать динамический слух детей. Развивать музыкальную память детей.

Развивать чувство ритма, воспитывать выдержку.

III (март, апрель, май)

Народная музыка: р.н.п. «Как под наши ворота»; «Солнышко» 

Классическая музыка: П. Чайковский «Мама» (из цикла «Детский альбом»); Р. Шуман «Смелый наездник»; С. Прокофьев «Марш» 

Детский репертуар: И. Каплунова «Жучок»; Г. Струве «Про козлика»; Жученко «Две гусеницы разговаривают». 

Элементарное музицирование: А. Филиппенко «Весёлый музыкант» (шумовой оркестр – традиционные и нетрадиционные инструменты)

Учить различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка).

Учить детей ясно излагать свои мысли и чувства, эмоциональное восприятие и ощущения. Различать регистры, тембр, темп, динамику; характер вступления, куплетов песни.

Совершенствовать умение исполнять музыкальное произведение сольно и в ансамбле.

II раздел «Вокалотерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения: В.В. Емельянов, И. Трифонова Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка»; чистоговорки «Д – Д'», «Л – Л'», «Ц – Ц'»; дыхательные упражнения; Е. Тиличеева «Качели»

Песни: А. Филиппенко «Урожай собирай»; р.н.м. «Мы пришли на огород»; Ф. Гершова «Родина»; З. Левина «Что нам осень принесёт?»; Е. Тиличеева «Кап, кап…»; р.н.п. «Репка – репонька»

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, стимулировать правильное звукопроизношение.

Развивать мышцы брюшного пресса, активизировать работу органов дыхания.

Формировать певческие навыки: петь легким звуком, в диапазоне ре1-до2,брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения: чистоговорки «Холода», «С – С'», «П – П'», «З – З'»; фонопедические упражнения «Метель», «В лесу», «Морозята»; М. Картушина «Смешинка»; Е. Тиличеева «Птица и птенчики»

Песни: Т. Попатенко «Что нам нравится зимой?»; З. Компанейц «Паровоз»; Т. Попатенко «Кончается зима»; пол.н. п. «Пение птиц»; А. Филиппенко «Наша Родина сильна»

Укреплять мышцы органов артикуляционного аппарата.

Формировать правильное дыхание и голосообразование.

Учить петь умеренно громко, тихо. Петь без напряжения, легким, плавным звуком, в сопровождении музыкального инструмента и без сопровождения.

III (март, апрель, май)

Упражнения: чистоговорки «Х – Х'», «К – К'»; фонопедические упражнения «Колокольчики будили», «Полюбуйся – весна», «Ракета»; ритмическое упражнение на дифференциацию звуков [Х - Х']; скороговорки; Е. Тиличеева «Труба».

Песни: нем.н.п. «У матушки четверо было детей»; А. Абеляе «Я умею рисовать»; Т. Попатенко «Кукушка»; Г. Хохлова «Весёлый хоровод»; Л. Гавришева «Дождь».

Развивать дикцию, координировать слух и голос. Улучшать дыхание, стимулировать и гармонизировать работу внутренних органов.

Учить детей петь легко, весело, четко произносить слова, различать музыкальное вступление, запев, припев. Содействовать развитию у детей музыкальной памяти (узнавать песни).

III раздел «Танцетерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения и игры: «Великаны и гномы» Львов-Компанеец, «Попрыгунчики» Сметана, «Марш», муз. М. Робера, «Поскоки», англ. н. м., «Три притопа», башк. н. м., мар. н. м., «Юрта», муз. Ф. Гершовой; М. Картушина «Гриб волнушка», «Кто скорее?», хороводная игра «Здравствуй, осень!».

Танцы, пляски, хороводы: А. Филиппенко «Урожай собирай»; р.н.м. «Хоровод грибов»; «Танец-импровизация с осенними листочками»; З. Левина «Неваляшки»; Г. Хохлова «Весёлый хоровод»

Развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки. Свободно ориентироваться в пространстве. Отмечать в движении сильную долю такта, менять движение в соответствии с формой музыкального произведения. Развивать навыки пружинящего движения.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения и игры: М. Михайлова «Лесная зверобика», «В гости к Винни – Пуху», «Хлопай», «Мельница»; К. Черни «Ходит мишка»; р.н.м. «Пружинка»; Ю. Чичков «Светофор»

Танцы, пляски, хороводы: М. Красев «Праздничная пляска»; чеш.н.м. «Танец снежинок»; Е. Туманян «Спортивный танец»; р.н.м. «Танец птиц»; Т. Назарова «Топ и хлоп»; лат.н.м. «Покажи ладошки»

Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. Побуждать выразительно исполнять танцевальные движения. Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой произведения. Учить различать части, фразы музыкальных произведений, передавать их характерные особенности

 

III (март, апрель, май)

Упражнения и игры: М. Михайлова «Заводные игрушки», «Мы играем», «Расслабление приятно»; М. Картушина «Лиса и зайцы»; М. Красев «Белые гуси»

Танцы, пляски, хороводы: А. Спадавеккиа «Танец с шумелками»; анг.н.м. «Полька»; р.н.м. «Пляска матрёшек»; р.н.м. «Танец с хохломскими ложками».

Учить переходить от энергичных движений к плавным, в зависимости от характера музыки и динамических изменений. Развивать ловкость и быстроту реакции. Свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от темпа умеренного к быстрому.

IV раздел «Логоритмика»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения и игры: стихотворение с движениями «Меж еловых лап», «Калина», ритмическая игра «Лешкин клен», коммуникативная игра «Здравствуй, друг!», «Туча», «Попрыгушки», «Дождик»; упражнение на развитие воображения «Дорожка».

Пальчиковая гимнастика: Т. Сикачева «Здравствуй!», «Осень», «Строим дом»; «Варим суп»,

Продолжать учить выполнять массаж различных частей тела, активизировать движения и тактильные ощущения.

Развивать мелкую моторику.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения и игры: М. Картушина «Потягушки», «Снеговик Егорка»; Н. Лукина «Зимняя прогулка», ритмическое упражнение «Мороз», речевая игра «Гости».

Пальчиковая гимнастика: «Украшаем елочку», «Мастера», С. Железнов «Медвежата», «Зайка»; М. Картушина «Часы», «Передача платочка»; Н. Лукина «Снеговик»

Способствовать активизации движений в соответствии с текстом. Укреплять мышцы языка.

Продолжать развивать мелкую моторику.

III (март, апрель, май)

Упражнения и игры: Е. Макшанцева «Велосипед»; Н. Лукина «Мишки и мышки», упражнения на координацию речи и движения «Самолет», «У моря», «Поедалочка»; ритмическая игра «Молоток», М. Картушина «Мышки»

Пальчиковая гимнастика: «Две мартышки», М. Яснов «Вышла чашка погулять», С. Железнов «Перчатка», «Марш»; М. Картушина «Я спешила, я бежала», «Куколки шагают», Маляр.

Развивать слуховое внимание и координацию движений. Формировать мышечные навыки, развивать мышечную систему.

Совершенствовать мелкую моторику.

Содержание работы с детьми 4-5 лет

I раздел «Музыкотерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Народная музыка: р.н.п. «Ах ты, береза»»; р. н. м. «Полянка»; мар. н. пл. м. «Шыже». 

Классическая музыка: «Осень», муз. Р. Касимова; «Первый вальс», муз. Д. Кабалевского; «Плач куклы», муз. Т. Попатенко

Детский репертуар: «Настала осень», муз. А. Каримова; «Паровоз», муз. Г. Эрнесакса

Элементарное музицирование: «Полька», муз. М. Глинки (бубен)

Успокаивающее воздействие, уменьшение проявлений гиперактивности.

Воспитание эмоциональной отзывчивости, появление чувства внутреннего умиротворения и покоя.

Развитие кистей рук и плечевого пояса.

II (декабрь, январь, февраль)

Народная музыка: «Ах ты, береза», р. н. пл. м.; баш. н. пл. м. «Перовский».

Классическая музыка: «Петрушка», муз. И. Брамса; «Смелый наездник», муз. Р. Шумана; «Вальс снежных хлопьев», муз. П. Чайковского.

Детский репертуар: «В лесу родилась ёлочка», муз. Л. Бекман; «Саночки», муз. А. Филиппенко; «Будем солдатами», муз. Ю. Чичкова. 

Элементарное музицирование: «Маленькая полька», муз. Д. Кабалевского (деревянные палочки), «Летчик», муз. Е. Тиличеевой (барабан)

Снятие эмоционального напряжения.

Формирование слухового внимания, воспитание эмоциональной сферы.

Развитие чувства ритма, воспитание выдержки.

III (март, апрель, май)

Народная музыка: «Андрей-воробей», р. н. п., обр. Ю. Слонова; «На зеленом лугу», р. н. п., обр. Н. Метлова.

Классическая музыка: «Колокольчики звенят», муз. В. Моцарта; «Музыкальный ящик», муз. Г. Свиридова.

Детский репертуар: «Паровоз», муз. В. Карасевой; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского

Элементарное музицирование: «Петушок», р. н. п. (бубны, деревянные ложки)

Улучшение самочувствия, активности, настроения.

Обогащение новыми музыкальными впечатлениями, наполнение внутреннего «я» чувством радости и защищённости.

II раздел «Вокалотерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения: «Зайка», муз. В. Карасевой; чистоговорки.

Песни: «Паровоз», муз. Г. Эрнесакса; «Желтенькие листики», муз. О. Девочкиной; «Барабанщик», муз. В. Карасевой; «Капельки», муз. В. Павленко; «Мы – солдаты», муз. Ю. Слонова

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, стимулировать правильное звукопроизношение.

Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчая концы фраз.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения: пропевание гласных звуков «И», «О»; «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой; «Спите, куклы», муз. Е. Тиличеевой; «Цветики», муз. В. Карасевой.

Песни: «Санки», муз. М. Красева; «Заинька», муз. М. Красева; «Мы – солдаты», муз. Ю. Слонова; «Самолет», муз. Е. Тиличеевой; «Воробей», муз. В. Герчик.

Укреплять мышцы органов артикуляционного аппарата. Формировать правильное дыхание и голосообразование.

Формировать умение детей петь протяжно, четко произнося слова, вместе начиная и заканчивая пение.

Развивать у детей умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

III (март, апрель, май)

Упражнения: звукоподражания домашним животным и птицам; произнесение согласных – «С», «Х»; «Андрей-воробей», р. н. п.; «Мы идем с флажками», муз. Е. Тиличеевой.

Песни: «Тает снег», муз. А. Филиппенко; «Зима прошла», муз. Н. Метлова; «Дождик», муз. М. Красева; «Наша песенка простая», муз. Ан. Александрова; «Зайчик», муз. М. Старокадомского; «Хохлатка», муз. М. Красева.

Развивать дикцию, координировать слух и голос. Улучшать дыхание, стимулировать и гармонизировать работу внутренних органов.

Петь легко непринужденно, в умеренном темпе, точно соблюдая ритмический рисунок, четко проговаривая слова. Приучать к сольному и подгрупповому пению.


III раздел «Танцетерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения и игры: «Марш», муз. С. Макова; «Птички», муз. А. Серова; «Пружинка»: р. н. м. «Ах вы, сени»; «Кот Васька»: р. н. п.; «Ловишки»: муз. Й. Гайдна

Танцы, пляски, хороводы: «Нам весело»: укр. н. м. «Ой, лопнул обруч»; «Огородная – хороводная», муз. Б. Можжевелова; «Ах вы, сени», р. н. м.

Формировать у детей навык ритмичного движения. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки. Продолжать учить детей свободно ориентироваться в пространстве зала.

Совершенствовать танцевальные движения, менять их в соответствии с изменением характера.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения и игры: Упражнение с погремушками: «Экосез», муз. А. Жилина; «Мячики прыгают, мячики покатились», муз. М. Сатуллиной; «Марш Салавата», муз. З. Исмагилова; «Прогулка», муз. М. Раухвергера; «Летчики, на аэродром!», муз. М. Раухвергера

Танцы, пляски, хороводы: Танец Петрушек: «Полька», муз. М. Бикбовой; Пляска «Покажи ладошки», латв. н. м.; Танец с ложками: «Ах ты, береза», р. н. м.

Учить двигаться легко непринужденно, передавая в движении характер музыки. Развивать у детей быстроту реакции. Продолжать формировать у детей навык ритмичного выполнения танцевальных движений, учить детей самостоятельно менять движения в соответствии со сменой двух частей произведения.

 

III (март, апрель, май)

Упражнения и игры: «Дудочка», муз. Т. Ломовой; «Жучки»: венг. н. м., обр. Л. Вишкарева; «Сбор ягод»: «Ах ты, береза», р. н. м.; «Займи домик», муз. М. Магиденко

Танцы, пляски, хороводы: «Пляска с платочками», муз. Т. Ломовой; Хоровод «Кто у нас хороший?», р. н. п.; «Танец с ложками», р. н. м.; «Хлоп-хлоп-хлоп», эст. н. м., обр. А. Роомере.

Совершенствовать умение детей выполнять движения с предметами легко, ритмично. Самостоятельно начинать и заканчивать танец. Побуждать детей выразительно передавать игровые образы,


IV раздел «Логоритмика»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения и игры: двигательное упражнение «Мчится поезд», «Мы – птички», «Козочка», стихотворение с движениями «Петушок», ритмическая игра «Барашек».

Пальчиковая гимнастика: «Курица» Н. Стожковой, «Улитка», «Сосна» В. Степанова, «Листопад»

Продолжать учить выполнять массаж различных частей тела, активизировать движения и тактильные ощущения.

Развивать мелкую моторику.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения и игры: стихотворение с движениями «Мурочка-Снегурочка», «Как на горке снег», двигательное упражнение «Дорожка», игра «Догонялки с мишкой».

Пальчиковая гимнастика: «Елочка», «Маленькие снежинки», массаж рук «Умывалочка».

Способствовать активизации движений в соответствии с текстом. Укреплять мышцы языка.

Продолжать развивать мелкую моторику.

III (март, апрель, май)

Упражнения и игры: ритмическая игра «Сапожник», «Молотки», стихотворение с движениями «Тик-так», «Фиалка», двигательное упражнение «Побежали», игра «А мы по лесу гуляли».

Пальчиковая гимнастика: «Иголка», «Десять мышат», «Цветок», «Замок».

Развивать слуховое внимание и координацию движений. Формировать мышечные навыки, развивать мышечную систему.

Совершенствовать мелкую моторику.


Содержание работы с детьми 3-4 лет

I раздел «Музыкотерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Народная музыка: «Перовский», баш. н. пл. м.; «Барыня», р. н. пл. м.

Классическая музыка: «Вальс», муз. А. Гречанинова; «Грустный дождик», муз. Д. Кабалевского

Детский репертуар: «Прогулка», муз. В. Волкова  

Элементарное музицирование: «Веселые ладошки»: русские, башкирские, марийские народные плясовые мелодии

Учить детей слушать музыкальное произведение от начала до конца, понимать, о чем поется в песне. Различать
динамические оттенки: громко-тихо.

Развивать координацию движений, чувство ритма, воспитывать чувство сопереживания, поддержки, доброе отношение.

II (декабрь, январь, февраль)

Народная музыка: Русские, башкирские, марийские, татарские плясовые мелодии

Классическая музыка: «Вальс», муз. Ж. Колодуба; «Полька», муз. З. Бетман; «Марш», муз. Э. Парлова; «Лошадка», муз. М. Симанского.

Детский репертуар: «Медведь», муз. В. Ребикова 

Элементарное музицирование: «Игра с бубном»: веселые народные мелодии

Развивать умение слушать и различать два контрастных произведения изобразительного характера. Различать
темповые изменения (быстрое и медленное звучание музыки).

Развивать умение ритмично играть на бубне под музыку, развивать интерес к музицированию.

III (март, апрель, май)

Народная музыка: «Колыбельная», р. н. м.

Классическая музыка: «Марш», муз. Е. Тиличеевой

«Колыбельная», муз. С. Разоренова

Детский репертуар: «Воробей», муз. А. Руббаха; «Резвушка», муз. В. Волкова.

Элементарное музицирование: «Учим куклу (зайку, мишку) танцевать»: «Полянка», р. н. м.

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, рассказывать, о чем в нем поется. Понимать характер музыки, эмоционально на нее реагировать.

Развивать умение ритмично играть на знакомых музыкальных инструментах, различать двухчастную форму, менять инструмент в соответствии с музыкой.

II раздел «Вокалотерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения: артикуляционная гимнастика «Дудочка», «Лошадка», упражнение на звукоподражание «Дудочка», упражнение на произнесение звука [с] «Водичка».

Песни: «Кошка» Ан. Александрова, «Жучка» Н. Кукловской, «В огороде заинька» В. Карасевой, «Осень» И. Кишко, «Ладушки», р. н. п., «Птичка», муз. М. Раухвергера.

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, стимулировать правильное звукопроизношение.

Учить «подстраиваться» к интонации взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий. Добиваться ровного звучания голоса, не допуская крикливого пения.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения: артикуляционная гимнастика «Лошадка и кучер», «Зайка», р. н. п.

Песни: р. н. п. «Лиса по лесу ходила», «Елочка», муз. М. Красева, «Дед Мороз», муз. А. Филиппенко «Барабан» В. Герчик, «Самолет» Е. Тиличеевой, «Паровоз» З. Компанейца, «Молодой солдат», В. Карасевой, «На парад идем» Ю. Слонова.

Способствовать развитию певческих навыков.

Учить начинать пение после вступления, вместе с педагогом. Способствовать правильному произношению гласных в словах, согласных в конце слов.

III (март, апрель, май)

Упражнения: артикуляционная гимнастика «Ветерок», «Индюк», «Хобот», «Я иду с цветами», муз. Е. Тиличеевой, фонопедическое упражнение «Весенняя песенка»,

Песни: «Ах, какая мама!», муз. И. Пономаревой, «Буль-буль» Т. Попатенко, «Поезд» Н. Метлова, «Белые гуси» М. Красева, «Курица» Е. Тиличеевой, «Цыплята» А. Филиппенко, «Петушок» М. Картушиной, «Солнышко» Т. Попатенко»Синичка» М. Красева.

Развивать дикцию, координировать слух и голос. Улучшать дыхание, стимулировать и гармонизировать работу внутренних органов.

Учить детей петь, не отставая и не опережая друг друга, правильно передавая мелодию, отчетливо передавая слова.

III раздел «Танцетерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения и игры: «Ай-да!», муз. Г. Ильиной, двигательное упражнение «Ножки» А. Рождественской, «Кот и мыши», «Яблочко» М. Картушиной, «Прятки с платком» А. Филиппенко.

Танцы, пляски, хороводы: «Весело идём», «Веселая пляска» М. Картушиной, «Пляска с листочками», муз. А. Филиппенко, «Пальчики – ручки», р. н. м.

Учить слышать двухчастную форму произведения, приучать двигаться в соответствии с маршевым, спокойным и плясовым характером музыки, реагировать сменой движений на изменение силы звучания (громко-тихо)..

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения и игры: «Большие и маленькие ноги», муз. В. Агафонникова, «Фонарики и хлопки в ладоши»: башк. н. м., «Снежки» М. Картушиной, «Ловишка», муз. Й. Гайдна.

Танцы, пляски, хороводы: хоровод «Елочка», муз. М. Красева «Танец с флажками» М. Картушиной, «Пляска с султанчиками»: хорв. н. м., «Пляска зайчиков», муз. А. Филиппенко, Пляска «Поссорились – помирились», муз. Т. Вилькорейской

Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Совершенствовать
качество исполнения танцевальных движений. Учить детей реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

III (март, апрель, май)

Упражнения и игры: «Пружинка»: р. н. м. «Ах ты, береза», Кружение на топающем шаге: башк., мар. н. м., «Перекатывание мяча»: «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича, «Жуки» М. Картушиной, «Мишка, попляши» М. Картушиной

Танцы, пляски, хороводы: «Полька», муз. И. Кишко, «Веселый хоровод»: Карель. н. м., обр. М. Иорданского, «Пляска с платочками»: р. н. м., Хоровод «Березка», муз. Р. Рустамова

Продолжать учить детей двигаться легко, непринужденно, ритмично; легко ориентироваться в пространстве. Побуждать повторять танцевальные движения за воспитателем или солистом.

IV раздел «Логоритмика»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

I (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Упражнения и игры: стихотворение с движениями «Ветер», «Гриб» Ю. Соколовой, «Дедушка Егор», «Филин», «Овощи» Л. Воронковой, стихотворение с массажем «Дождик», речевая игра «Кто как поет», «Кто как кричит».

Пальчиковая гимнастика: «Лапушки-ладушки» Л. Яхнина, «Зайчик», «Царапки», «Осенние листья», «Ватрушки» М. Картушиной.

Продолжать учить выполнять массаж различных частей тела, активизировать движения и тактильные ощущения.

Развивать мелкую моторику.

II (декабрь, январь, февраль)

Упражнения и игры: стихотворение с движениями «Снежинки» Л. Кондрашенко, «Дуйте, ветры», «Елка» М. Дружининой, «Снеговик Н. Пикулевой, «Лесные гости» М. Клоковой, ритмическая игра «Снегирь»

Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем елку» М. Картушиной, стихотворение с массажем пальцев «Шел медведь» О. Крупенчук, «Хлебушек», «Семья», «Помощники» Ю.Слонова.

Способствовать активизации движений в соответствии с текстом. Укреплять мышцы языка.

Продолжать развивать мелкую моторику.

III (март, апрель, май)

Упражнения и игры: упражнение на развитие слухового внимания «Перепрыгни через лужи», стихотворение с движениями «Козлята» М. Картушиной, «Барашеньки», «Козленок», песня с массажем «Из открытого окошка» М. Лазарева, стихотворение под музыку «Курочка» Н. Любарского, речевая игра «Пение птиц» С. Маршака.

Пальчиковая гимнастика: «Хозяка» Ю. Соколовой, «Подснежник» А. Берловой. «Хрюшка», «Маленький зайчишка»

Развивать слуховое внимание и координацию движений. Формировать мышечные навыки, развивать мышечную систему.

Совершенствовать мелкую моторику.

Содержание работы с детьми 2-3 лет

I раздел «Музыкотерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

III (март, апрель, май)

Народная музыка: «Андрей-воробей», р. н. п., обр. Ю. Слонова; «На зеленом лугу», р. н. п., обр. Н. Метлова.

Классическая музыка: «Колокольчики звенят», муз. В. Моцарта; «Музыкальный ящик», муз. Г. Свиридова.

Детский репертуар: «Паровоз», муз. В. Карасевой; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского

Элементарное музицирование: «Петушок», р. н. п. (бубны, деревянные ложки)

Улучшение самочувствия, активности, настроения.

Обогащение новыми музыкальными впечатлениями, наполнение внутреннего «я» чувством радости и защищённости.

II раздел «Вокалотерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

III (март, апрель, май)

Упражнения: звукоподражания домашним животным и птицам; произнесение согласных – «С», «Х»; «Андрей-воробей», р. н. п.; «Мы идем с флажками», муз. Е. Тиличеевой.

Песни: «Тает снег», муз. А. Филиппенко; «Зима прошла», муз. Н. Метлова; «Дождик», муз. М. Красева; «Наша песенка простая», муз. Ан. Александрова; «Зайчик», муз. М. Старокадомского; «Хохлатка», муз. М. Красева.

Освобождение организма от отработанных веществ и негативной энергии, улучшение дыхания.

Активизация речи. Автоматизация звука «ж». Пение – как средство самовыражения и снятия внутреннего напряжения.

III раздел «Танцетерапия»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

III (март, апрель, май)

Упражнения и игры: М. Михайлова «Заводные игрушки», «Мы играем», «Расслабление приятно»; М. Картушина «Лиса и зайцы»; М. Красев «Белые гуси»

Танцы, пляски, хороводы: А. Спадавеккиа «Танец с шумелками»; анг.н.м. «Полька»; р.н.м. «Пляска матрёшек»; р.н.м. «Танец с хохломскими ложками»; бел.н.м. «Танец шмелей и ос»

Напряжение и расслабление мышц, улучшение кровообращения.

Благоприятное воздействие на состояние организма в целом.


IV раздел «Логоритмика»

Квартал

Репертуар

Коррекционные задачи

III (март, апрель, май)

Упражнения и игры: Е. Макшанцева «Велосипед»; Н. Лукина «Мишки и мышки», «Комарик и жучок», «Цветочки и мотылёчки»; М. Картушина «Мышки»

Пальчиковая гимнастика: С. Железнов «Перчатка», «Марш»; М. Картушина «Я спешила, я бежала», «Куколки шагают»

Укрепление мышц брюшного пресса и сохранение гибкости позвоночника.

Развитие мышечной системы.

Совершенствование мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

Годовой план работы музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальное воспитание» на 2016-2017 учебный год

Цель: Приобщение детей к музыкальному искусству посредством музыкально-художественной деятельности.Задачи:• формирование основ музыкальной культуры дошкольников;• развитие способностей слышать, л...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...

Методическая разработка: Музыкальная терапия как основное направление работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Методическая разработка затрагивает важную роль музыки в работе с детьми с ОВЗ. Она основана на теоретических и практических ислледованиях в этой области (из опыта других педагогов и теоретиков), а та...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...