Арт-коррекция детских страхов
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Лаврова Елена Игоревна

Способы работы с детскими страхами методами Арт-терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_-_korrektsiya_detskih_strahov.pptx395.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт – коррекция детских страхов

Слайд 2

Страх - это естественная реакция человека в ситуации угрозы, очень важный психологический механизм, оберегающий нас от опасности. Человек без страха долго не проживет! В дошкольном возрасте каждый второй ребёнок испытывает страхи. Чувство страха это не аномалия, а скорее норма

Слайд 3

Детские страхи глупыми не бывают. Иногда взрослым они кажутся несущественными, но только потому, что взрослые уже пережили их когда-то. Детские страхи не возникают на пустом месте, у них всегда есть причина. К сожалению, широко распространено мнение, что детские страхи уйдут, если не обращать на них внимания. Эта точка зрения ошибочна. Страхи являются глубочайшими детскими переживаниями и очень часто оставляют своеобразные «метки», проявляющиеся в более старшем возрасте. Иногда эти проявления могут носить даже невротический характер (всевозможные тики, навязчивые движения, энурез , заикание, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими).

Слайд 4

Страхи соответствуют возрастным этапам развития ребенка. Каждый этап сопровождается возникновением нового страха, на который ребенок должен научиться адекватно реагировать и, как следствие, успешно и эффективно его разрешать. Возрастные страхи вполне естественны и объясняются тем, что в детстве фантазия, воображение и образное мышление развиваются очень быстро, бурными темпами и при этом намного опережают получение реальных знаний о мире. К тому же большая часть полученной извне информации сознанием ребенка не воспринимается, зато остается на бессознательном уровне . Но кроме естественных «врожденных» страхов, детские страхи бывают также и приобретенные. Нередко они вызываются психическими потрясениями или психологической травмой, например, сильным испугом, обусловленным неким вполне конкретным событием, реально произошедшим с ребенком. Но нередко бывает, что источником приобретенных страхов чаще всего становимся мы, взрослые , неосознанно передавая наши собственные страхи детям, которые обладают способностью чутко улавливать любую тревожность или напряжение.

Слайд 5

Прекрасным способом избавить ребенка от страхов являются арт-терапевтические методики. Арт-терапия – это лечение искусством . Суть арт-терапии заключается в том, что накопленные эмоциональные переживания, страхи и психическое напряжение ребенок может выразить через творчество (рисунок или поделку, стихотворение, сказку) и почувствовать облегчение. Визуализировать страхи можно не только при помощи карандаша и бумаги, но и создавая их из пластилина или глины.

Слайд 6

В ходе арт-терапевтического занятия ребенок может нарисовать то, что его волнует и прямо на рисунке изменить ситуацию (преобразовать прямо на бумаге во что-то новое и нестрашное, например, доброе или веселое). Меняя рисунок, ребенок одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из самой безвыходной ситуации! Рисование — это занятие, которое позволяет детям ощутить чувство созидания, свободно выражая свои чувства и переживания, мечты и надежды. Оно позволяет детям быть собой. Рисование является не только отражением окружающей действительности детским сознанием, а в какой-то мере является моделированием окружающей ребенка действительности. Для излечения от страхов детям предлагается зарисовать предмет своих страхов карандашом на бумаге. Если, скажем, ему во снах по ночам является какая-то чудовищная птица, то пусть нарисует её, если привидение — пусть изобразит привидение. После того, как страх будет нарисован, его нужно вырезать (или вырвать из листа) и уничтожить.

Слайд 7

Эффективность такого терапевтического рисования заключается в следующем: страхи — невидимы. Детские страхи обычно беспредметны, и этой беспредметностью особенно пугающие: ребенок боится, сам толком не понимая, чего же он боится. Страх же, который ребенок сумел нарисовать, приобретает реальную форму, визуализируясь , материализуясь, сразу же теряет свою таинственность, неизвестность и неизведанность. Вместе с ними в небытие уходит и «ужасность» страха: его эмоциональная значимость для психики ребенка снижается и постепенно становится абсолютно незначительной. Происходит конкретизация страхов. Мало того, что страх рисуется на бумаге, так затем он еще и вырезается из нее. И ребенок может делать с ним все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. Вместе с процессом рисования можно предложить ребенку придумать какую-нибудь историю с участием предмета его страхов. Естественно, со счастливым концом, то есть такую, из которой бы ребенок сумел выйти победителем. Если же добавить в историю толику юмора, то образ, который ранее вызывал у ребенка страх, из страшного превратится в смешной и даже нелепый. Невозможно бояться того, что вызывает смех!

Слайд 8

Очень важно, чтобы ребенок сам нарисовал свою проблему и сам придумал, как переделать рисунок, потому что это его собственное внутреннее представление, и варианты взрослого решения ему вряд ли подойдут. Арт-терапевтические методики на некоторое время «оживляют» страхи, чего бояться не нужно, так как это является одним из условий их устранения. Нужно время, чтобы ребёнок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдёт постепенное угасание страха в его сознании и разовьётся вера в свои силы, возможности, способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция детских страхов

В материале изложены теоретические основы возникновения и диагностики детских страхов, а так же коррекционные игры, используемые для преодолнения страхов у детей дошкольного возраста....

Коррекция детских страхов (дошкольный возраст)

По мнению специалистов-психологов, занимающихся проблемой детских страхов (Захаров А.И., Ковалёв В.В.) для большенства детей дошкольного возраста характерно наличие тех или иных страхов.Часто у малень...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Коррекция детских страхов».

Повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии ....

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста Коррекция детских страхов

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведение...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...