Сенсорно-двигательные игры как средство повышения мотивации у дошкольников с ОВЗ к физкультурным занятиям
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Рангаева Александра Анатольевна

Материал полезен для воспитателей, инструкторов по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorno-dvigatelnye_igry.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорно-двигательные игры как средство повышения мотивации у дошкольников с ОВЗ к физкультурным занятиям»

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связано с момента его рождения. Исследования В.П.Зинченко и А.Г.Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать его внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.
 Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль над движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.
Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья.
Для детей с  нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и  ослабленность тонуса различных групп мышц.
 Коррекционно – развивающая среда в нашем детском саду является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с патологией. Для целенаправленного формирования двигательных навыков и активизации самостоятельной двигательной деятельности детей в группах компенсирующей направленности (с нарушением зрения) созданы специальные  условия – уголки «коррекции движений», спортивный инвентарь и другие атрибуты, которые  способствуют не только физическому развитию,  но  имеют  и коррекционную направленность.     
 Многообразие зрительной патологии предопределяет необходимость дифференцированного подхода к выбору учебных и лечебных мероприятий для каждого ребенка. Поэтому, наряду с традиционным оборудованием мы активно используем в своей работе физкультурные пособия и нестандартное оборудование, рекомендованные лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ИКП РАО и опыт других образовательных учреждений компенсирующего вида. Данное оборудование несложное, недорогое, но вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.
Я предлагаю  вашему вниманию игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования.


«Сенсорная ширма»
Тренажер (двусторонний) изготовлен из ткани размером 1.7*5,5м.   По длине ширмы на разной высоте имеются отверстия – мишени различной геометрической формы, обработанные по контуру  лентами разных цветов.  В нижней части имеются продольные разрезы — ворота для подлезания. Тренажер способствует развитию сенсорного восприятия, активизирует зрительные функции, координирует работу глаза и руки,  развивает ловкость и точность движений.
Игровые упражнения:
«Ты мне — я тебе». Перебрасывание мячей  в парах, командах через ширму.
«Меткий стрелок», «Попади в цель». Метание мячей, мешочков (из разных исходных положений)  через отверстия – мишени.
 «Гусеница», «Пролезь в воротца». Подлезание в продольные разрезы – ворота 
 Тренажер  «Сетка» -  развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, тонкую моторику, которая способствует развитию речи, повышению ё работоспособности коры головного мозга. Используется садовая пластмассовая  сетка с крупными ячейками высотой 1.20 м. Данный тренажер используется как на занятиях физической культуры, так и на  общеразвивающих и коррекционных занятиях специалистов.  
Игровые упражнения:
-перебрасывание мяча через сетку;
— подлезание под сетку;
-прикрепление прищепок разных цветов на ячейки сетки;
— прикрепление  тематических карточек и других материалов на ячейки сетки в разных ее частях.
 
 «Тренажер  «Сетка»
 Тренажер  «Сетка» -  развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, тонкую моторику, которая способствует развитию речи, повышению ё работоспособности коры головного мозга. Используется садовая пластмассовая  сетка с крупными ячейками высотой 1.20 м. Данный тренажер используется как на занятиях физической культуры, так и на  общеразвивающих и коррекционных занятиях специалистов.  
Игровые упражнения:
-перебрасывание мяча через сетку;
— подлезание под сетку;
-прикрепление прищепок разных цветов на ячейки сетки;
— прикрепление  тематических карточек и других материалов на ячейки сетки в разных ее частях.
 
«Гимнастический  каток»
Упражнения с гимнастическим катком обеспечивают физическое развитие, способствуют развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки, укреплению мышечного аппарата глаз, активизируют зрение.
 Игровые упражнения:
  — прокатывание гимнастического катка по полу из разных исходных положений: «упор присев», ходьба «гусиным шагом» и т.д.;
— прокатывание гимнастического катка по горизонтальной и вертикальной плоскости по зрительным ориентирам;
  — прокатывание гимнастического катка по поверхности собственного тела. 
 

«Гамачок»
В двухцветном полотнище (одна сторона красная, другая — желтая) вырезаны два круглых отверстия диаметром 25 см, а в середине между ними на веревочке прикреплен пластмассовый шарик. Играют вдвоем;  движением (взмахом) рук  гамачок поднимается, шарик забрасывается в отверстие «противника», попавший получает выигрышное очко. В этой игре происходит сочетание педагогических и коррекционных задач: формирование движений и развитие зрительных функций.


«Подъемный кран»
В игре используется шнур длиной 5 м, продетый через баскетбольное кольцо  или перекладину шведской стенки. К одному концу шнура прикреплен пластмассовый шар, а к другому — палочка для наматывания шнура. Принцип игры заключается в том, что ребенок, стоя неподвижно, перебирает руками палочку — шнур наматывается и за счет этого шарик поднимается вверх. Эта игра хороша для детей со сходящимся косоглазием.


 «Попади в цель»
 В игре используются разноцветные контейнеры  для хранения игрушек разной величины, расположенные на вертикальной и горизонтальной поверхности. Для метания  используются мячи, шары, мешочки с песком.  Игра  развивает  меткость, глазомер, зрительно-моторную координацию, обогащает  зрительно-сенсорный опыт.


«Цветные кольца»
На высоте 1,50м-1,70м на противоположных стенах зала закрепляет шнур с нанизанными на него разноцветными кольцами разной величины. С помощью гимнастической палки дети переводят кольца  на другую сторону зала, согласно полученному игровому заданию. Данная игра способствует активизации зрительных  функций, развитию зрительно-моторной координации, обогащению  зрительно-сенсорного опыта. Рекомендуется для детей со сходящимся косоглазием.
 
«Собери пирамидку»
Детям предлагается собрать пирамидку на вертикально закрепленном шнуре, закрепляя кольца пирамидки прищепками. Данная игра способствует стимуляции изолированных  движений  и укреплению силы пальцев рук,  скоординированности  движений глаза и руки.
 

        Использование нестандартного оборудования и пособий способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы, вызывает интерес и эмоциональный отклик у  детей, что  в свою очередь способствует оздоровлению, реабилитации и социальной  адаптации детей с нарушением зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В статье рассматриваются вопросы использования средств ИКТ в совместной деятельности педагога и ребёнка....

«Игра как средство повышения речевой активности дошкольников»

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повыш...

«Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников...

Использование технологии «игра» как средства повышения мотивации при раннем обучении иностранным языкам (на материале метода TPR)

Использование технологии «игра» как средства повышения мотивации при раннем обучении иностранным языкам (на материале метода TPR)...

Использование технологии "игра" как средства повышения мотивации при раннем обучении иностранным языкам (на материале метода TPR)

Основной функцией педагогического процесса является организация процесса обучения таким образом, чтобы ребенок самостоятельно научился решать поставленные перед ним проблемно-познавательные задачи и у...

«Летом ты не скучай. Прыгай, бегай и играй» - дворовые игры как средство повышения двигательной активности дошкольников.

В современном мире дошкольника все меньше наблюдается веселых подвижных игр, дети стали заложниками компьютерных игр и других гаджетов, а ведь игра является не только способом освоения и присвоения оп...