«Игра как средство повышения речевой активности дошкольников»
презентация по развитию речи на тему

Каторгина Елена Митрофановна

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы? Опыт моей работы посвящен тому, как через игру – ведущую деятельность дошкольника, ввести ребенка в удивительный мир родного слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_prezentatsii.docx8.53 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы? Опыт моей работы посвящен тому, как через игру – ведущую деятельность дошкольника, ввести ребенка в удивительный мир родного слова. Классификация детских игр очень разнообразна. Я хочу остановиться на некоторых из них. 

2 слайд  Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со способностью облекать в слова свои замыслы.Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Мы должны детям помочь овладеть речевыми формами, обогатить их словарный запас. Поэтому совместно с логопедом мы разработали речевой материал для сюжетно-ролевых игр, где отражена как словарная работа, так и употребление ролевых высказываний.

3 слайд В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает игрушки, говорит о них. Главным условием для данных игр стало макетирование среды.

4 слайд  На родительском собрании было решено, что будем проводить творческие выставки совместных работ родителей и детей с целью обогащения предметно-развивающей среды, а именно, создание игровых макетов. Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду (было создано большое разнообразие макетов). Так же данная работа  объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании  и развития детей. Были даны рекомендации по обыгрыванию макетов и родители совместно с детьми придумывали сюжет.

5 слайд  С целью развития доказательной речи, умения рассуждать, делать выводы,  был изготовлен макет избы и двора с мобильными предметами быта, персонажами. Сделана подборка пословиц и поговорок на разные темы. Педагог сам создает сюжет по тексту пословицы и спрашивает детей, как они понимают данное выражение, побуждая их к рассуждению. А затем предлагает обыграть.

6 слайд  Большое влияние на развитие речи дошкольника имеет и театрализованная игра.

Театрализация – действенный метод развития речи и обучения языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы: ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. При традиционном обучении цель метода – освоение лексического и грамматического материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе. Сопутствующим методом является контроль, включающий коррекцию, опять же с позиции “режиссера” пьесы, а не педагога. Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются. В результате ребёнок познаёт радость, связанную с  преодоление трудностей общения, неуверенности в себе.

7 слайд  Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию речи: систематическое выполнение  игровых упражнений, направленных на развитие  мимики и пантомимики, благодаря чему  дети  приобретают большую уверенность.   Введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации. Драматизации стихов, прибауток, потешек предполагает заучивание текстов и т.д.

8 слайд Привлекаем родителей к совместным постановкам, что тоже дает положительный результат.

9 слайд   Так же в свой работе мы используем игры-беседы. В основном данный вид игры я использую на прогулках и экскурсиях. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. 

10 слайд Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. В ней используются такие методы, как познавательные вопросы, метод предположений («что было бы, если…»), метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, проблемные ситуации и т.д.

11 слайд  Например, в ходе экскурсии на ипподром, игра- беседа была составлена следующим образом: определи по предметам, куда мы сегодня поедем (были подобраны предметы и картинки: подкова, игрушечная лошадь с седлом, изображение скачек и т.д.); загадки о лошади, о пони, о сене, о подкове; после рассказа экскурсовода детям были предложены вопросы: «Что было бы, если вы подошли к лошади  сзади. Что было бы, если закончилось сено? Что было бы, если после скачек лошадь напоить холодной водой? И т.д.» ; обыгрывали в конюшне действия с предметами «Как определить для кого седло, для пони или для лошади? Из множества щеток выберите щетки для хвоста, для гривы, по уходу за туловищем ( в зависимости от длины ворса и мягкости-жесткости) и т.д. Обязательно после экскурсий дети отражают свои впечатления в продуктивной деятельности и делятся своими впечатлениями. Аналогично работа строится и по другим экскурсиям.

12 слайд  Конечно, не оспорима роль для активизации речи дидактических игр, игр на развитие мелкой моторики. Я просто хочу привести пример использования такой игры, как игра в цветные загадки, она очень нравится детям и развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Педагог готовит цветные листы: это могут быть однотонные, двухцветные, или какие-то элементы на фоне и т.д. Заранее педагог подбирает картинку-отгадку, но детям ее не показывает. А предлагает, глядя на цветной лист, угадать, что он загадал. Далее ребенок может выступать в роли ведущего, подбирать цветной фон и картинку –отгадку.

13 слайд Еще один пример игры, в которой я соединила загадки, развитие мелкой моторики и пальчиковые игры с речевым содержанием. У каждого ребенка есть набор цветных прищепок, стаканчик-подставка и набор силуэтов, геометрических фигур. Педагог загадывает загадку, дети делают отгадку из прищепок, затем мы свои поделки обыгрываем используя пальчиковую игру. Т.е. этот процесс более интересен детям, чем простое отгадывание загадок.

14 слайд Дети с удовольствием принимают участие во всех вышеперечисленных играх, а для меня как педагога данная игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры для развития творческой активности дошкольников в детском саду

Обзор программ по организации театрализованной деятельности в детском саду1  Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском садуII. Театрализованная д...

Развитие познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты.

Работа о развитии познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты....

Развитие познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности и играх - экспериментах

Представлены педагогические советы по развитию познавательной активности детей....

"Интеграция математического развития и двигательной активности дошкольников через игру"

Дорогие коллеги! Работая с детишками более 20 лет, разработала   немало развивающих игр, пособий.Очень мне близка тема «Интеграция математического развития и двигательной активности». Хочу с...

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

Подвижные игры в познавательной активности дошкольников

Подвижные игры формируют у детей положительные эмоции, активность и самостоятельность двигательной деятельности. Они являются не только средством  укрепления здоровья, но и средством познавательн...

Тема «Игра» Совершенствование двигательной активности дошкольников средствами игры.

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в х...