Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Комплексно-тематическое планирование (КПТ) применяется в ДОУ  и охватывает все образовательные области. Планирование  осуществляется в соответствии с лексическими темама , усложняются  при переходе  в другии вотзрастные группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

по  теме: «Развитие мелкой моторики».

старшая и подготовительная группа для детей с ЗПР  (5-7 лет).

Составила учитель – дефектолог Фокина М.А.

Задачи:

1. Тренировать кисти, пальцы рук, повышать их подвижность, гибкость, ловкость, точечные умения через игры и упражнения для тренировки пальцев, в том числе с речевой деятельностью.

2. Закреплять представления о предметах, совершенствовать способность к обобщению и классификации.

3. Развивать и совершенствовать активную речь детей, познавательную активность, психические процессы: память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение посредством развития мелкой моторики пальцев и кистей рук.

4. Развивать графические навыки детей посредством специальных игр и упражнений (обводка по точкам, штриховка, дорисовывание  недостающих частей изображений, копирование узора, графические диктанты, выкладывание изображений из палочек).

5. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования (тычок жёсткой кистью, рисование пальчиками, ватными палочками, отпечаток ладошкой, листьями).

6. Обогатить предметно – развивающую среду,  способствующую  развитию мелкой моторики рук и всестороннему развитию речи детей.

Работа по развитию мелкой моторики проводится ежедневно во всех видах организованной деятельности с детьми в течение 7-8 минут. 

    Методы и приёмы работы:

1. Массаж кистей рук с использованием шишек, карандашей, массажер Су-джок.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа с различным материалом ( семена, камушки Марблс, счетные палочки, бумага, прищепки, шнурки и т.д.)

5. Игры на координацию движений («Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», т.д.).

6. Выкладывание ритмических рисунков (семена, палочки, мозаика и т.д.) по образцу, по памяти,  на слух.

7. Рисование с использование нетрадиционных техник – рисование ватными палочками, кончиками пальцев, оттиск ладошкой, тычок жёсткой кистью.

8. Нетрадиционные способы работы с бумагой – оригами, обрывная аппликация, другие.

9. Копирование узоров, рисунков, дорисовка изображений по принципу симметрии.

10. Работа с трафаретами, обводка по точкам.

МЕСЯЦ

ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАЧИ

Сентябрь

 3. Тема «Что нам осень подарила.

 Урожай собирай»

1. Пальчиковая гимнастика «Осень».

2.Обводка по точкам «Овощи, фрукты, грибы, ягоды».

3. Штриховка.

4.Упражнение «Дорисуй картинку».

5. Графический диктант «Гриб».

1.Развивать умения пальцев рук, учить выполнять движения в заданном темпе.

2.Развивать графические умения детей, учить уверенно обводить контуры по точкам.

3. Упражнять детей штриховать изображения фруктов прямыми линиями в разных направлениях.

4.Учить детей симметрично дорисовывать картинку (помидор)

5.Учить детей копировать узоры, развивать зрительное восприятие, учить ориентироваться по клеткам.

4. Тема «Следы осени. Взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы»

1. Пальчиковая гимнастика «Осень».

2.Обводка по точкам «Листья».

3.Рисование в н/т «Осеннее дерево» (печатание листьями).

4.Игра «Выложи лист клёна» (пуговицы).

5.Упражнение «Продолжи узор».

1.Развивать мелкую моторику.

2.Развивать графические умения детей, учить уверенно обводить листьев по точкам.

3. Познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования – оттиск листьями, развивать усидчивость, зрительное восприятие.

4.Учить детей выкладывать изображения листа клёна из пуговиц по контуру.

5.Учить детей копировать узоры, правильно держать ручку.

Октябрь

1. Тема «Животные и птицы наших лесов

1.Пальчиковая гимнастика: «Заяц». Самомассаж массажёром Су-джок.

2.Графический диктант «Заяц».

3.Рисование в н/т «Ёжик» (тычок полусухой кистью)

4.Обводка по точкам «Белочка».

5.Игра с фасолью и горохом «Покормим птиц» (рассортировать зерно и фасоль двумя руками).

 

1.Систематизировать знания детей по теме «Дикие животные», учить правильно называть диких животных и их детёнышей, развивать мелкую моторику.

2.Продолжать учить проводить прямые линии в разных направлениях.

3.Учить детей рисовать способом тычка жёсткой кистью ёжика, развивать тонкие движения пальцев рук.

4.Продолжать учить детей аккуратно обводить изображения белки по точкам.

5.Развивать сложно координированные движения пальцев рук детей.

2. Тема «Животный мир других стран».

1.Пальчиковая гимнастика «Слон»

2.Штриховка «Слон»

3.«Дорисуй картинку про слона»

4.Графический диктант «Кенгуру»

5.Разрезные картинки по теме.

1.Закрепить знания детей по теме, повышать гибкость кистей рук.

2.Учить детей проводить волнистые линии, тренировать мелкую моторику.

3.Развивать творческое воображение, правильно держать карандаш.

4.Тренировать графические навыки детей.

5.Развивать координацию движений рук, целостность зрительного восприятия.

3. Тема «Домашние животные и птицы, труд человека».

1.Пальчиковая гимнастика «Кошка», «Собака».

2.Рисование в н/т «Цыплята» (кончиками пальцев раскрасить цыплят).

3.Обводка по точкам «Петух».

4.Работа с трафаретами «Домашние животные».

5. Графический диктант «Собака», «Лошадь».

1.Активизировать словарь детей по теме «Домашние животные», учить детей выдерживать ритм гимнастики, повышать гибкость пальцев рук.

2.Продолжать учить детей рисовать кончиками пальцев, развивать мелкую моторику.

3.Продолжать учить детей аккуратно обводить изображения по точкам, не выходя за контур.

4.Продолжать учить детей работать с трафаретами, точно обводить по контуру.

5.Закрепить знания детей по теме, развивать мелкую моторику.

4. Тема «ОБЖ, Транспорт, ПДД».

1.Упражнение «Узнай на ощупь».

2.Графический диктант «Корабль».

3.Упражнение «Дорисуй знак».

4.Игра «Выложи машину» (фасоль).

5.Упражнение «Продолжи узор».

 1.Систематизировать знания детей по теме «Транспорт», повышать тактильную чувствительность пальцев рук.

2. Совершенствовать графические навыки детей,  развивать мелкую моторику рук.

3.Продолжать тренировать мелкую моторику детей.

4.Учить детей выкладывать транспорт по образцу, развивать зрительное восприятие.

5.Учить детей копировать заданный узор.(закономерности)

Ноябрь

1. Тема « День Народного единства.

Моя страна, символика. Мой город».

1.Упражнение «Ладонь-кулак».

2.Раскрашивание по условию «Красивое здание».

3. Рисование «Мой дом».

4.Коллективная аппликация «Наш город».

1.Учить детей выполнять сложно координированные движения руками.

2.Развивать внимание, мелкую моторику, правильно держать карандаш.

3.Упражнять детей в рисовании красками, используя знакомые методы.

4.Продолжать учить пользоваться ножницами, развивать мелкую моторику кистей рук.

2. Тема «Поздняя осень».

1.Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гулял».

2.Штриховка «Листья».

3. Рисование «Осенний лес»

4.Разрезная картинка «Осенние мотивы»

5.Упражнение «Продолжи узор».

1.Систематизировать знания детей по теме «Транспорт», повышать тактильную чувствительность пальцев рук.

2.Учить детей штриховать прямыми линиями в различных направлениях.

3. Упражнять детей в рисовании красками, используя знакомые методы.

4.Развивать координацию движений рук, целостность зрительного восприятия 5.Учить детей копировать заданный узор.

3. Тема «Транспорт, ПДД».

1.Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

2.Штриховка « Грузовик».

3.Обводка по точкам «Транспорт» (наложение).

4.Конструирование из бумаги «Самолёт».

5.Упражнение «Продолжи узор».

1.Систематизировать знания детей по теме «Транспорт», повышать тактильную чувствительность пальцев рук.

2.Учить детей штриховать прямыми линиями в различных направлениях.

3.Продолжать тренировать мелкую моторику детей.

4. Учить детей выполнять сложно координированные движения руками.

5.Учить детей копировать заданный узор.

4. Тема «Я, моя семья».

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья».

2.Игра «Выложи человечка» (магнитная мозаика).

3.Упражнение «Дорисуй картинку».

4.«Подарок маме- Бусы».

5. Графический диктант «Цветок для мамы».

 

1.Закрепить знания детей о членах семьи, повышать тактильную чувствительность пальцев рук.

2.Учить детей выкладывать фигуру человека из мозаики.

3.Учить детей рисовать лицо куклы (глаза, рот, нос), передавая настроение.

4.Развивать мелкую моторику при работе с природным материалом (крупа, бисер).

5.Развивать графические навыки детей.

4. Тема «Мой дом, мебель».

1.Пальчиковая гимнастика «Мебель».

2.Упражнение «Выложи мебель» (из палочек).

3. Штриховка «Четвёртый лишний».

4.Упражнение «Дорисуй картинку».

5.«Отгадай загадку – обведи отгадку» (наложение).

1.Закрепить знания детей по теме «Мебель», учить сочетать движения пальцев рук с речью.

2.Продолжать учить детей выкладывать изображения предметов мебели по образцу.

3.Учить детей штриховать прямыми линиями по желанию.

4.Учить детей симметрично дорисовывать недостающие части предмета.

5.Развивать мелкую моторику рук детей.  

Декабрь

1-2. Тема "Зимушка – зима".

1.Пальчиковая гимнастика: «Пришла зима».

2.Игра «Красивая  снежинка» (мозаика).

3.Рисование в н/т «Снег идёт» (ватные палочки).

4. «Дорисуй снежинки».

5.Разрезные картинки (по памяти).

1.Учить детей имитировать разнообразные движения в соответствии с текстом.

2.Учить детей выкладывать снежинку из мозаики.

3.Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, развивать мелкую моторику.

4.Продолжать учить детей копировать симметрично изображение.

5.Упражнять в составлении целого из частей.

3. Тема «Одежда, обувь. Головные уборы».

1.Пальчиковая гимнастика «Обувь».

2.«Укрась платье».

3.Штриховка «Варежки и шапочка».

4.Шнуровка «Ботинки».

5.Упражнение «Продолжи узор на шарфике».

1.Активизировать словарь детей по теме «Обувь», учить выполнять движения в определённом темпе.

2.Закреплять навыки рисования концом кисти.

3.Тренировать графические навыки детей.

4.Учить детей шнуровать ботинки, завязывать шнурки на бантик.

5.Учить детей точно копировать заданный узор.

4. Тема « Мастерская Деда Мороза».

1. Пальчиковая гимнастика: «Посчитаем подарки».

2. Игра «Выложи ёлочку» (геометрическая мозаика).

3. «Соедини точки – дорисуй ёлочку».

4. «Украсим ёлку» (аппликация).

5.Упражнение «Продолжи узор».

1.Учить детей выполнять сложно координированные движения пальцами.

2.Учить выкладывать изображение ёлочки из геометрических фигур.

3.Развить графические навыки детей.

4.Продолжать учить пользоваться ножницами, трафаретами. Развивать самостоятельность, творчество.

5.Продолжать тренировать графические навыки детей.

3. Тема «Деревья, кустарники, комнатные растения».

1. Самомассаж  шишками.

2.«Нарисуй деревья по пунктирным линиям».

3.Рисование в н/т «Дерево в снегу» (тычок  кистью).

4.Графический диктант «Дерево».

5.Упражнение «Продолжи узор».

1.Развивать  мелкую моторику пальцев и кистей рук.

2. Продолжать развивать графические навыки детей.

3.Продолжать учить детей рисовать способом тычка жёсткой кистью, развивать усидчивость, зрительное восприятие.

4.Продолжать учить проводить прямые и наклонные линии на бумаге в клетку.

5.Развивать у детей элементарные навыки письма.

Январь

2. Тема « Народная культура и традиции, обычаи, народные промыслы.

1.Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2.Обводка «Игрушки» разным цветом.

3.Упражнение «Дорисуй картинку» (неваляшка).

4.Игра «Чудесный мешочек» (игрушки).

5.Разрезные картинки по теме.

1.Активизировать словарь детей по теме «Игрушки», учить сочетать движения пальцев рук с речью.

2.Развивать гибкость кистей рук, продолжать учить детей выделять контур в условиях наложения.

3.Учить детей симметрично дорисовывать половину изображения.

4. Повышать тактильную чувствительность пальцев рук детей.

5. Упражнять  детей составлять из отдельных частей целое.

3. Тема « Комнатные растения».

1.Пальчиковая гимнастика:  «Ну-ка фикус похвались».

2. Обводка и штриховка «Фиалка».

3.«Цветик – Семицветик » (из камушков).

4.Разрезные картинки по теме.(5-6 элементов)

5.Упражнение «Продолжи  узор».

1.Учить детей выполнять сложно координированные движения пальцами.

2.Учить детей штриховать волнистыми, ломаными  линиями.

3.Развивать графические навыки детей.

4.Развивать координацию движений рук.

5.Продолжать учить детей точно копировать узор, закреплять умение правильно держать ручку.

4. Тема  «Мир технических чудес».

1.Пальчиковая гимнастика: «Телевизор».

2.Графический диктант (утюг).

3.«Обведи электроприборы разным цветом» (наложение).

4.Разрезные картинки по теме.

5.«Телевизор» (из палочек).

1.Развивать  мелкую моторику пальцев и кистей рук.

2.Развить графические навыки детей.

3.Развивать плавные движения кистей рук.

4.Развивать координацию движений рук.

5.Повышать подвижность, гибкость рук.

Февраль

  1. Тема «Профессии. Профессии родителей».

1.Пальчиковая гимнастика «Профессии».

2.Игра «Отгадай загадку – выложи отгадку».

3.«Соедини по точкам» (пожарник, учитель).

4.Упражнение «Дорисуй картинку».

1.Обобщить и систематизировать знания детей о профессиях, повышать гибкость пальцев и кистей рук.

2.Учить детей выкладывать из счётных палочек инструменты по образцу.

3.Развивать тонкие движения пальцев рук, развивать речь детей.

4.Учить детей дорисовывать недостающие части изображения.

2. Тема «Посуда, продукты питания».

1.Пальчиковая гимнастика: «Посуда».

2.«Отгадай загадку – обведи отгадку» (посуда, фрукты).

3.Игра «Выложи посуду» (геометрическая мозаика).

4.«Щнуровка».

5. Упражнение «Продолжи узор».

1.Развивать умение детей выполнять сложно координированные движения, повышать гибкость кистей рук.

2.Продолжать учить детей аккуратно обводить изображение в условиях наложения.

3.Обобщить знания детей по теме «Посуда».

4. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

5.Учить детей точно копировать узор.

3. Тема «Защитники Отечества».

1.Пальчиковая гимнастика «Пограничники».

2.Игра «Выложи танк, самолёт» (палочки).

3.Обрывная аппликация  «Открытка для папы».

4. Штриховка «Танк».

5. Упражнение «Продолжи узор»

1.Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

2.Продложать учить детей выкладывать заданные изображения по образцу.

3.Учить детей создавать композиции в стиле обрывной аппликации, развивать мелкую моторику.

4.Закреплять умение детей штриховать прямыми линиями в разных направлениях.

5.Продолжать учить детей точно копировать узор.

Март

1. Тема «К нам весна шагает. Встречаем птиц».

1.Пальчиковая гимнастика: «Весна».

2.Штриховка «Дождик».

3.Аппликация «Ветка вербы» (вата).

4.Графический диктант «Скворец».

5.Упражнение «Дорисуй по образцу».

1.Активизировать словарь детей по теме «Весна», сопровождать движения речью.

2.Продолжать учить проводить прямые, волнистые, ломаные линии.

3.Развивать  мелкую моторику пальцев  рук.

4.Развивать графические навыки детей.

5.Продолжать учить детей симметрично копировать изображение.

2. Тема «Мамин праздник».

1.Пальчиковая гимнастика: «Мамы всякие нужны».

2.Обводка по точкам «Цветы для мамы».  

3.Упражнение «Раскрась цветы по условию».

4.«Подарок для мамы».

1.Учить детей сопровождать движения пальцев рук речью.

2.Учить детей плавно обводить изображения по точкам, развивать мелкую моторику.

3.Закреплять умение правильно держать карандаш.

4.Продолжать учить детей составлять различные композиции, развивать тонкие координированные движения пальцев рук.

3. Тема «Деревья, кустарники, комнатные растения».

1. Самомассаж  шишками.

2.«Нарисуй деревья по пунктирным линиям».

3.Рисование в н/т «Дерево в снегу» (тычок  кистью).

4.Графический диктант «Дерево».

5.Упражнение «Продолжи узор».

1.Развивать  мелкую моторику пальцев и кистей рук.

2. Продолжать развивать графические навыки детей.

3.Продолжать учить детей рисовать способом тычка жёсткой кистью, развивать усидчивость, зрительное восприятие.

4.Продолжать учить проводить прямые и наклонные линии на бумаге в клетку.

5.Развивать у детей элементарные навыки письма.

4. Тема « Неделя театра».

1.Разыгрывание диалогов с помощью пальчикового театра.

2.«Раскрась по условию» (театр).

3.Изготовление атрибутов, театральных масок.

1.Упражнять детей в выполнении мелких движение пальцами рук.

2.Закреплять умение правильно держать карандаш.

3.Продолжать учить детей пользоваться лекалами, трафаретами, ножницами.

Апрель

  1. Тема « Неделя здоровья. Человек, части тела».

1. Самомассаж пальцев рук карандашами.

2.Графический диктант «Фрукты, овощи».

3.Игра «Узнай товарища на ощупь».

4.Упражнение «Завяжем девочкам бантики».

5.«Найди всех детей. Раскрась» (зашумлённый фон).

1. Учить детей прокатывать карандаш между пальцами правой и левой руки.

2. Совершенствовать графические навыки детей,  развивать мелкую моторику рук.

3. Повышать тактильную чувствительность рук.

4.Продолжать развивать умение детей выполнять сложно координированные движения, повышать гибкость кистей рук.

5.Совершенствовать графические навыки детей.

2. Тема «Тайна третьей планеты (космос)».

1.Пальчиковая гимнастика: «Ракета».

2.Игра «Выложи ракету» (из палочек).

3.Штриховка «Ракета».

4. Обводка по точкам «Звёзды».

5. Упражнение «Продолжи узор».

1.Активизировать словарь детей по теме «Космос», сопровождать движения речью.

2.Закрепить умение детей выкладывать изображения предметов по образцу.

3.Формировать навык штриховки линиями в различных направлениях.

4.Учить детей аккуратно обводить звёзды по точкам.

5.Продолжать совершенствовать элементарные навыки письма.

3-4 Мониторинг

Май

1. Тема «День победы».

1.Пальчиковая гимнастика «Солдатик».

2.Поделка из бумаги «Цветок».

3.Коллективное панно «Поздравляем ветеранов».

4.Упражнение «Нарисуй шары»

1.Учить выполнять согласованные движения руками, сопровождать движения речью.

2.Развивать формообразующие движения рук, самостоятельность.

3.Закреплять умения пользоваться различными изобразительными средствами при выполнении коллективной работы.

4.Развивать согласованность движений при рисовании двумя руками.

2. Тема « Наш друг - Светофор, ПДД».

1.Упражнение «Узнай на ощупь».

2.Графический диктант «Грузовик».

3.Упражнение «Дорисуй знак».

4.Игра «Выложи машину» (палочки).

5.Упражнение «Продолжи узор».

 1.Систематизировать знания детей по теме «Транспорт», повышать тактильную чувствительность пальцев рук.

2. Совершенствовать графические навыки детей,  развивать мелкую моторику рук.

3.Продолжать тренировать мелкую моторику детей.

4.Учить детей выкладывать транспорт по образцу, развивать зрительное восприятие.

5.Учить детей копировать заданный узор.

3. Тема «Насекомые».

1.Упражнение «На полянке я сижу..»

2.Повторение пальчиковых гимнастик.

3. Самостоятельное выполнение графического диктанта по образцу.(Муравей)

4.Иллюстрирование стихов А. Л. Барто «Муха-Цокотуха».

1.Повышать тактильную чувствительность рук.

2.Упражнять детей сочетать движения пальцев рук с речью.

3.Совершенствовать графические навыки.

4.Закреплять умение создавать изображение, используя различные средства, приёмы.

4. Тема « Секреты школьной жизни. Здравствуй, Лето».

1.Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2.Вырезывание силуэта человека из бумаги, сложенной гармошкой. Раскрашивание.

3.Выкладывание из семян  «Солнце».

4.Выкладывание слова «Лето» (палочки, мозаика)

1.Развивать согласованность движений рук.

2.Развивать моторику кистей рук при работе с ножницами.

3.4.Развивать ловкость пальцев рук при работе с мелким материалом.

 



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование.

месяц

неделя

Старшая

группа

Виды деятельности

Подготовительная

группа

Виды

деятельности

сентябрь

1.

День знаний.

Школьные принадлежности

Внесение мнемотаблиц (алгоритмов) в

 развивающую среду.

День знаний.

Школьные принадлежности

Составление рассказов «Как я провёл лето» по опорной схеме.

2.

Мой любимый

 детский сад.

Игрушки.

Составление описательных рассказов (мнемодорожки)

Мой любимый

 детский сад.

Игрушки

Зарисовываем рассказ об

 игрушках.

3.

 Золотая осень.

 Взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.

Работа с

 мнемотаблицей «Осень».

Золотая осень. Взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.

Д/и «Времена

 года» с

 использованием мнемотаблиц.

4.

Что нам осень подарила .

  Урожай

 собирай.

Заучивание стихотворения «подарки осени »

Откуда хлеб

 пришел. Урожай

 собирай

Заучивание стихотворения «Овощи»

5

Царство леса.

 Грибы, ягоды,

 деревья.

Заучивание пальчиковой гимнастики «Ветер по лесу

 гулял».

Царство леса

 Грибы, ягоды,

 деревья

Работа с

 мнемотаблицами «Деревья осенью»

октябрь

1.

Животные и

 птицы наших

 лесов.

Заучивание стихотворения «Есть в лесу под ёлкой хата».

Животные и птицы наших лесов.

 Подготовка к зиме.

Пересказ сказки «Листопадничек».

2

Животные других стран

Пересказ рассказа «В

 песках пустыни»

Животные других стран.

Описательные рассказы по

 опорным схемам.

3

 Домашние животные и птицы, труд человека.

Совместное составление

мнемосхемы

«Расскажи о животном»

Домашние животные и птицы, труд человека.

Составление

Мнемосхемы и

Заучивание стихотворения о домашних животных.

4

ОБЖ

Составление мнемодорожек

«Безопасность на прогулке»

ОБЖ

Составление мнемодорожек

«Безопасность на прогулке, на участке, парке.т.д.»

ноябрь

1.

День народного

единства. Моя

страна, символика

Мой город, адрес.

Совместное составление

мнемосхемы

«моя малая родина»

День народного

единства. Моя

страна, символика.

Мой город, адрес.

Зарисовываем

мнемотаблицы:

«Мой дом»,

 «Моя малая родина».

2.

Поздняя осень

 Заучивание  

стихотворения

 «Ноябрь»

Поздняя сень

Заучивание  

стихотворения

 «Ноябрь»

3

Транспорт. ПДД.

Отгадывание

мнемозагадок.

Транспрт. ПДД.

Заучивание отрывка из

стихотворения

С. Михалкова

«Дядя Стёпа».

4

Я, моя семья, мой

дом, мебель.

Пересказывание сказки «Бабушка

внучка да

 курочка»

Я, моя семья, мой

дом, мебель.

Составление

рассказов из

 личного опыта.

декабрь

1

Зимушка-зима,

Экспериментальная деятельность.

Исследовательская деятельность

«Изучение свойств снега»

с опорой на

 схему.

Зимушка-зима,

Экспериментальная деятельность.

ООД «Путешествие в

 зимний лес».

2

 

Зимние виды

 спорта.

Составление рассказа  «Как я провёл выходные » с опорой на

 мнемотаблицу

Зимние забавы.

Зимние виды

 спорта.

Составление рассказов по

картине «Зимние

забавы» (по

мнемотаблице).

3

 Одежда, обувь, головные уборы.

Рассказывание по мнемотаблице «Олин фартук»

Одежда, обувь.

Пересказ рассказа «Как рубашка в

поле выросла»

3.

Деревья, кустарники, комнатные растения.

Работа  по

мнемодорожкам «Деревья зимой»

Деревья,

кустарники, комнатные растения.

Составление паспорта комнатных растений.

4.

Новый год

Составление схемы  к

 стихотворению

«Ёлка»

Новый год.

Рассказ из

 личного опыта

«Мой новогодний костюм»

январь

2

Народная культура,

традиции,

народные промыслы.

Изготовление дымковской игрушки с

опорой на схему.

Народная культура,

традиции,

народные промыслы.

Проект «Чудо

 валенки».

3.

Комнатные растения

Составление мнемотаблицы «Как ухаживать за растениями»

Комнатные растения

Составление мнемотаблицы «Как ухаживать за растениями»

4.

Наши помощники, приборы, инструменты

Отгадывание загадок по

 мнемотаблицам.

Наши помощники, приборы, инструменты

Д/и «Кому что

 нужно?»

февраль

1.

Наши добрые

 дела.

 Профессии.

ООД «Что такое хорошо и что

 такое плохо».

Наши добрые

 дела.

 Профессии

Заучивание стихотворения Дж. Родари «Чем

 пахнут ремёсла?»

2.

Посуда, продукты

 питания.

Д/и «Готовим из молока»

Посуда, продукты

питания.

.

«Путешествие в прошлое посуды»

3.

Мебель

Рассказывание по мнемотаблице

« Мебель»

Мебель

Рассказывание по мнемотаблице

« Мебель»

4.

 Наша армия.

Составление мнемосхемы «Папин праздник»

 Наша армия.

Упражнение «Шпионы» (кодирование информации).

март

1.

К нам весна

 Шагает Встречаем птиц.

Работа с

 мнемотаблицей «Времена года»

К нам весна

 шагает. Встречаем птиц

Домашнее задание: нарисовать мнемотаблицу к  Стих-ию о

 Весне

 (сродителями)

2.

8 марта.

Заучивание стихов о маме.

8 марта.

Рассказ «Портрет моей мамы»

3.

Деревья, кустарники,  

Работа  по

мнемодорожкам «Деревья и времена года»

Деревья,

кустарники,  

 «Деревья и времена года» Составление мнемотаблицы

 Подводный мир

 Пересказ сказки «Сказка о золотой рыбке» с опорой на схему

 Подводный мир

 Пересказ сказки «Сказка о золотой рыбке» с опорой на схему

4.

Неделя театра.

Драматизация сказки «Теремок».

Неделя театра.

Изготовление театральной маски по схеме.

апрель

1.

Неделя здоровья. Человек, части

 тела.

Рисование по схеме человек.

Неделя здоровья. Человек, части

 тела.

Составление рассказа с опорой

 на схему «Я –

 здоровый».

2.

Космос, планеты, звёзды.

Заучивание стихотворения по мнемотаблице.

Космос, планеты, звёзды.

Самостоятельное составление (с

 родителями) мнемосхем на

 тему «Космос»

3.

монитиронг

1.

День Победы.

Изготовление поздравительной открытки по

 схеме.

День Победы.

Чтение стихотворений ко

 Дню Победы, с

 использованием мнемотаблиц.

май

2.

 Наш друг светофор

 Составление мнемотаблицы

«Поведение возле проезжей части»

 Наш друг светофор

 Составление мнемотаблицы

«Как вести себя в транспорте»

3.

Насекомые.

Разучивание пальчиковой гимнастики с

 опорой на

 схему.

Насекомые.

Д/и «Кто где

живёт?» с

 использованием мнемотаблиц.

 4.

Здравствуй, лето.

«Впереди - лето» составление рассказа по

сюжетной картине с

 опорой на

мнемосхему.

Здравствуй, лето.

Самостоятельное составление мнемотаблиц (мнемосхем) «Мой любимый

 детский сад».



Предварительный просмотр:

 КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ  

Первый год обучения (старший возраст)

1-2 неделя адаптация детей, сбор  анамнеза, мониторинг.

 месяц

Лексическая тема

Формиро-

вание

граммат. строя речи

Развитие связной речи

Ознаком. с худож. .литер.

Подготовка к обучению грамоте

Формирование математических представлений

Сенсомо-

торика

Развитие

ВПФ

Сюжетно-ролевая игра

 

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

3

НАША ГРУППА

Знать название и назначение комнат в группе: раздевалка, игровая, спальня,

кабинет логопеда и дефектолога, туалетная  комната.

Знать И. О. педагогов

группы, фамилии имена детей.

Уменьши-

тельно-лас

кательные

суффиксы

Формирование понятий    о

Предмете.

 Обучение вопросно-от-

ветной форме

Потешка

«ПЕТУ-

ШОК-

ПЕТУ-

ШОК»

Звук «а»

Звучание, артикуля-

ция, выде-

ление голо-сом из сло-

ва.

Условно-

графичес-

кое обозна-

чение-крас-

ный круг

  Признаки предметов

 цвет Ц, форма Ф, размер   Р.

 

Понятие: одинаковые-разные

 Сравнение предметов по одному или двум признакам

Пальчико

вая гим-

настика

Цвет пре

дметов:

красный,

жёлтый,

синий

 Воспия-

тие цвета

Д/игры

«Составь

группу»,

«Подбери

По цве-

ту»

Собира-

ние паз-

лов раз-

ных цве-

тов

Формиро-

вание игровых навыков в совместной с воспита-

телем дея-

тельности

 

С
Е
Н

Т
Я
Б
Р
Ь

4

ОСЕНЬ

Взаимосвязь живой и неживой природы.

Изменение погоды по сравнению с летом (изменение продолжительности дня, похолодание, частые дожди).

Отличительные признаки первого осеннего месяца СЕНТЯБРЯ: желтые листья на берёзках, кучевые облака, увядание трав.

Винитель-

ный падеж существи-

тельных

единств.

Числа

Формирование понятий о действиях

Составление предложений

Потешка

 «СОЛНЫ

ШКО-

ВЕДЁРЫ

ШКО»

Звук «а»

Буква А

Термин гласный звук

Выделение из слова

Буква

Понятия один, много, два, несколько

Больше - меньше (количества)

Цвет пре

дметов:

красный,

оран-

жевый

Пальчико

вая гим-

настика

Коррек-

ция зритель-

ного вос-

приятия

Д/игры

«Букет

из осен-

них листьев»

«Больше-

меньше»

«Угадай

какой

цветок»

Формиров-

Вание игровых навыков в упражне-

Ниях

 

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

1

Что нам осень подарила. Урожай собирай.

Уточнить знания об овощах  представления о них.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Закрепить цвет предметов: красный, жёлтый, зелёный, синий.

Предлог

НА,

Составле-

ние пред-

ложений

с ним.

Формиро-

вание по-

нятий о

признаках

Составление

простых

предложений

по картинкам

К.Чуков-

ский

«ЦЫП-

ЛЁНОК»

Звук «о»

Звучание,

артикуля-

ция, выде-

ление    из

слова.

Условно- графическое

обозначение

(УГО).

Термин «гласный звук».

Понятие столько же, одинаково, поровну

Сравнение предметов по размеру: большой-маленький, больше-меньше, одинаковые

 по размеру.

Цвет пре

дметов

Полу

чение

зелёного

цвета

Пальчико

вая гим

настика

Восприятие

тактиль-

ных и вкусовых

ощущений

Д/игры

«Угадай на ощупь»,

«Угадай на вкус».

Формиров-

Вание игровых навыков

«Как

убирают овощи»

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

2

ФРУКТЫ

Уточнить и расширить знания о фруктах. Учить составлять описание по схеме:

Форма, цвет, размер, вкус. Узнавать фрукты по вкусу и запаху.

Согласо-

вание

существи-

тельнх с

словами

ОДИН -
МНОГО

Составление простых предложений с опорой на схему и объединение их в рассказ

Потешка

«БОЛЬ-
ШИЕ
НОГИ»

Звук «о»

Буква О

Составление

предложе-

ний с обоб-

щающими

словами

Условно-графическая схема (УГС) предложения

Уравнивание групп предметов (разница равна единице)

Соотнесение числа и количества

Восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов

Цифра 1.Обводка цифры по контуру

Геометрические

фигуры:

круг

квадрат

треуголь

ник

овал

Соотнесение круга и овала

Понятие спереди-

Сзади

Восприятие

цвета и формы

Классификации по указан.

Признакам

Организа-

ция игры

«Фрукто-

вый мага-

зин»

участие в игре на роли продавца

 

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

3

СЕРЕДИНА ОСЕНИ
ДЕРЕВЬЯ И
КУСТАРНИКИ
Экскурсия

Уточнить и расширить представления об осени, её признаках: уменьше-

ние продолжительности

дня, холодные дожди, листопад

Понятия о растениях осенью: созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение

окраски листьев

Имени-

тельный

падеж

единств.

и

множест.

числа

сущест-

вительных

Пересказ короткого рассказа с использова-

нием флане-

леграфа

Е. Трут-

нева

«УЛЕ-
ТАЕТ
ЛЕТО»

Различение

зв. «а» и «у»

Обозначение гласных зву-ков

Припомина-

ние слов с заданным звуком

Буквы А и О

Выделение слов из предложения

Уравнивание групп предметов

Понятие ПАРА

Знакомство с образо-ванием числа 2 и его составом;установле-ние независимости количества от цвета, формы, размера пред-метов; выделение из множества по образцу и слову, восприятие с помощью различных анализаторов

Цифра 2

Цвет пре

дметов

фиолето-вый

понятия

внутри-снаружи и около

Пальчико

вая гим

настика

Коррекция зритель-ного вос-приятия

Разрезные картинки (листья и деревья)

Д/игры «Угадай по кроне» (ель, сос-на, берёза, клён)

«Уборка участка от листьев»

прямое ру-ководство

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

4

ПРОФЕССИИ
РАБОТНИКОВ Д/С

Наблюдения

Расширить сведения о профессиях заведующей, педагога-дефектолога,

логопеда, воспитателя, пом. воспитателя, врача, медсестры, повара, муз. руководителя, рук. изо-

студии, инструкторов по физкультуре и плаванию, сторожа, дворника

Принадлежности для работы

Приста-вочные глаголы с пристав-ками

в-,

на-,

по-

Составление простых предложений по демон-стрируемому действию с объедине-нием в рассказ

Песенка

«ДОЖ-ДИК-ДОЖ-ДИК»

Звук «ы»

Звучание, ар-тикуляция, отнесение к гласным, вы-деление из слова

Сравнение множеств путем приложения на иллюстративном мате-тиале (1,2); уравнивание множеств путём добавления и убавления предмета

Закрепление понятий больше-меньше

Сравнение количеств  (1 и 2) зрительно, на слух

Решение практических задач

Цифры 1 и 2

Геометри-ческие фигуры

прямоу-гольник

конструи-рование из палочек

понятия

внутри - снаружи слева-справа

Коррекция внимания

Д/игры

«Найди пару»

«Кто что делает» (действия)

«Не оши-бись!»

(выливает,

наливает, поливает)

«Детский сад»

прямое ру-ководство

Н
О
Я
Б
Р
Ь

1

ГРИБЫ

Познакомить детей с грибами. Дать понятия: съедобный.

Уточнить представления детей о значении леса в жизни человека.

Воспитывать бережное отношение к природе

Преобра-зование формы единств. числа су-ществите-тельных в множеств. число и формы множеств. числа в единств. число

Составление

простых

предложений

по картинке с объедине-нием их в рассказ

Слушание сказки

«РЕПКА»

Звук «ы»

Буква Ы

Выделение слов из пред-ложений (из 2 слов)

Умение слышать звук «ы» и выдел-лять его из слова (в сере-дине и в конце)

Видеть и устанавли-вать равенство и не-равенство (+1,-1), сравнивать количест-ва, давая определения больше (меньше) на 1

Дорисовывать до за-данного количества

Понятия сверху- сни-зу, ориентирование в окружающем прост-ранстве

Верх- низ на плоскос-ти листа

Цвет предметов

Изучение цвета

Форма гео-метричес-ких фигур треуголь-ник, квад-рат, прямо-угольник, их сравне-ние

Пальчико

вая гим

настика

Классифи-кация Д/игры

«Что лиш-нее?»

«Назови третье» (яблоко, груша, -..)

«Собери овощи»

«Собери фрукты»

«Собери грибы»

«Автобус»

прямое ру-ководство

 

Н
О
Я
Б
Р
Ь

2

ЯГОДЫ

Сформировать понятие ягоды, учить называть, узнавать конкретные предметы, относящиеся к этому понятию.

Образование формы именительного и ро-дительного падежей множественного числа существительных

Родитель-ный падеж сущест-

вительных

единств.

числа с предлогом

У

и без предлога

Составление простых распростра-нённых предложений по вопросам, по схемам с объедине-нием в рассказ

Инсце-нировка сказки

«РЕПКА»

Звуки

«ы» «а» «о»

Буквы

Ы   А   О

Составление предложений по картинкам

Распростра-нение пред-ложений до 4-х слов

Сравнение первого и второго предложения

Сравнение множеств больше - меньше на 1,2.

Уравнивание групп предметов.

Понятия высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые по высоте.

Форма гео-метричес-ких фигур круг и овал

Форма плодов и семян

Коррекция мыслите-тельных процессов Д/игры «Части - целое» «Угадай!» (по части целое)

Классифи-кации.

Лото

Домино

«Мы варим варенье»

Формирова-ние игровых навыков

 

Н
О
Я
Б
Р
Ь

3

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

Закрепить знания де-тей об осени, её приметах (дальнейшее уменьшение продол-жительности дня, хо-лодные дожди перехо-дящие в снег).

Охрана растений осенью.

Предлоги

ЗА

ПЕРЕД

Составление

предложений

по картине с объединением их в рассказ

Потешка

«ПАЛЬ-ЧИК-МАЛЬ-ЧИК»

Звук «у»

Особенности

Звучания и артикуляции, отнесение к гласным.

Умение слы-шать звук и  выделять его из слова.

Звуковой анализ «уао», «аоу», «оуы».

Образование числа 3, выделение трёх предметов из множест-ва по слову, закрепле-ние навыка пересчёта предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве.

Восприятие с помощью различных анализаторов. Цифра 3.

Сравнение предметов по высоте. Закрепить понятия высокий. Низкий, выше - ниже.

Величина предметов

НАД,
РЯДОМ,
НАВСТРЕ-ЧУ ДРУГ ДРУГУ

Коррекция зритель-ного вос-приятия

Разрезные картинки

Д/игры

«Пута-ница»

«Когда это бы-вает?»

«Экологи»

Использо-вание усво-енных на-выков наб-людений в природе, за растениями. Развивать сюжет игры

 

Н
О
Я
Б
Р
Я

 4

ЧАСТИ ЧЕЛОВЕ-ЧЕСКОГО ТЕЛА

Название и местополо-жение частей человечес-кого тела (брови, рес-ницы, веки, ноздри, губы, рот, щёки, подбородок, шея, горло, макушка, затылок, висок, тулови-ще, грудь, живот, бок, руки, подмышки, локти, запястье, ладони, плечи, лопатки, бедро, голень, ступня, пятка, пупок и т. д.).

Ориентировка в собст-венном теле.

Одноко-ренные слова.

Притяжа-тельные местои-мения МОЙ, МОЯ, МОЁ.

Составление

рассказа

по демон-стрируемому действию с объедине-нием в рассказ

Потешка

«ВО-ДИЧКА- ВО-ДИЧКА»

Звук «у»

Буква У

Выделение слов из пред-ложения (2-4 слова).

Составление предложений из 3-х слов по картинке.

Составление УГС предло-жения.

Сравнение схем.

Закрепить образова-ние числа 3. Практи-ческое знакомство с составом числа 3. Формирование поня-тия числового ряда. Различение количеств (1-2-3) с помощью различных анализаторов. Счёт прямой и обратный (1-3; 3-1)

Геометрическая фи-гура круг. Составле-ние круга из частей.

Цвет, форма, величина предметов.

Коррекция восприя-тия прост-ранства относи-тельно себя

Д/игры

«Лево-право»

«Верх-низ»

«Водяной»

«Жмурки»

«Семья»

Распреде-ление ролей


Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

1

ОДЕЖДА И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Учить правильно назы-вать предметы верхней одежды, сформировать представления о видах одежды в соответствии с

временами года (зимняя, осенняя, летняя).

Уметь правильно назы-вать 4-5 конкретных предметов и отнести к обобщающему понятию: одежда, головные уборы

Понятие «признак»

подбор к

существи-тельным

Составление

рассказа описания с опорой на картинный план

Слушание сказки

«МАША И МЕД-ВЕДЬ»

Различение

зв. «о» и «у» и букв О и У

дифферен-циация звуков и букв

Счёт в прямом и обрат-ном порядке; отсчиты-вание заданного коли-чества в пределах трёх. Видеть и устанавливать равенство и неравенст-во; сравнивать числа и количества, давая опре-деления больше (мень-ше) на 1, дорисовывать до заданного кол-ва.

Понятия длинный-короткий, длиннее-ко-роче, одинаков. по дл.

Геометри-ческие фигуры.

Анализ пространст-венного рас-положения

Цвет, форма, величина.

Коррекция памяти

Д/игры

«Разложи по порядку»,

«Что снача-ла, что по-том»,

«Назови, как лежало»

«Ателье»

Деление

на неболь-

шие груп-пы

Д
Е

К
А
Б
Р
Ь

 2

ОБУВЬ

Уточнить и расширить представления детей об обуви. Формировать понятие ОБУВЬ. Познакомить с отдельными деталями обуви: по-дошва, носок, пятка, каблук, голяшка.

Формировать правила ухода за обувью.

Признаки предметов выражен-ные при-лагатель-ными.

Пересказ сказки

«РЕПКА»

А. Барто

 «ИГРУ
ШКИ»

Звук «м»

Звучание, ар-тикуляция.

Отличитель-ные особен-ности соглас-ных и глас-ных звуков.

Понятие сло-во - предло-жение

Образование числа 4 путём сравнения групп предметов, выделение из множества по образцу и слову, соотнесение с количеством пальцев, пе-ресчитывание с называ-

нием итогового числа; нахождение в окружаю-

щей обстановке; счёт с помощью различных ана-лизаторов; знакомство с цифрой 4

Сравнение предметов по длине. Закрепить понятия длинный-короткий, длин-нее-короче.

Цвет предметов

Распреде-ление на группы по цвету и форме

Коррек-ция мыш-ления. Операция сравнения

Недори-сованные рисунки

Д/игры

«Найди пару»

«Найди пять от-личий»

«Магазин обуви»

Составлять сюжет иг-ры, исполь-зуя усвоен-ные знания.

Органи-зация.

 

Д
Е

К
А
Б
Р
Ь

 3

ЗИМА

Декабрь- первый месяц зимы. Расширить пред-ставления детей о зи-ме, учить сравнивать осень и зиму (дальней-шее сокращение дня, зимний лес, морозы, снегопады, промерза-ние рек).

Знакомство с зимними месяцами

Практи-ческое употреб-ление предлогов

ЗА

ПЕРЕД

Составление

рассказа по картине

«ЗИМА»

И. Сури-ков

«ЗИМА»

Звук «мь»

Звучание, артикуляция, выделение из слов. Сопос-тавление с со-гласными.

Термин гласный звук.

Условно-гра-фическое обоз

начение (УГО) круж-

ком зеленого цвета.

Составление числа 4 разными способами; закрепление числового ряда в пределах 4х; закрепление навыков пересчёта предметов независимо от переме-щения и расположения в пространстве, направ-ления счёта; согласова-ние числительных с существительными..

Части суток, их после-довательность. Соотнесе-ние с действиями ребёнка

Сравнение предметов по высоте

Установ-ление причинно - следствен-ных связей

Серия картинок.

Разложи по порядку.

Д/игра «Что лишнее?»

«В гостях у Снежной королевы»

По мотивам сказки.

Участие в роли Снеж-ной короле-вы.

 

Д
Е

К
А
Б
Р
Ь

 4

НОВЫЙ ГОД В СЕМЬЕ

Отличительные приз-наки 2-3 ёлочных игрушек (шарик, шиш-ка, сосулька, фонарик). Их цвет, форма, величина, материал изготовления.

Заучивание новогод-них стихов, песен, хороводов.

Согласо-вание слов в предло-жении.

Заучивание стихов.

А. Барто

 «ИГРУ
ШКИ»

Звуки

«м» и «мь»

Обозначение твёрдых и мягких сог-ласных.

Различение на слух слов близких по звуковому составу.

Закрепление понятий больше-меньше. Сравнение количеств.

Цифры 1, 2, 3, 4. Закре-пить последователь-ность чисел (цифр) в числовом (цифровом) ряду.

Понятие широкий-узкий, шире-уже, оди-наковые по ширине.

Развитие графичес-ких навыков

Развитие воображения

Наделение объектов признаками (или функциями) другого.

Д/игра «Хорошо - плохо»

«Семья го-товится к празднику»

Поэтапное распреде-ление ролей.

С 1  по 10 января каникулярные дни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.

Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...