Картотека дидактических игр по формированию эталона цвета у дошкольников с косоглазием и амблиопией
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Фердерер Ирина Александровна

«Что сначала, что потом»

Цель: узнавание цвета реальных предметов растительного мира.

Ход: выложить картинки в последовательности созревания фруктов.

Правильность выполнения дети сверяют с образцом на демонстрационном фланелеграфе.

Работа с карточкой «Фрукты».

- Красной линией соедините силуэт яблока с цветными кружками, того цвета, каким может быть зрелое яблоко.

-Зелёной линией соедини контур груши с цветными кружками того цвета, какой может быть зрелая груша.

- Объясни, как соединил и почему.

«Подбери цветное изображение к силуэту»

Цель: закрепление умения подбирать цвет овощей по силуэтному изображению.

Ход: педагог предлагает детям послушать сказку об овощах.

Жили–были овощи в огороде. Поскольку росли они на грядке, то и были по цвету, как земля – черные и серые. Настроение было у них грустно-печальное. Характер сердитый. Поэтому они постоянно ссорились друг с другом.

Как-то раз, прошел дождь, а потом выглянуло солнышко. От этого на небе появилась разноцветная радуга. Посмотрела она вниз, увидела грустные, черно-серые овощи и решила их раскрасить. Взмахнула радуга волшебной палочкой и подарила каждому овощу свой цвет. Засиял огород, заискрился разноцветными овощами. Сразу овощи повеселели. Стали друг с другом дружить и окружающихрадовать. Их все сразу заметили: и люди, и звери, и птицы. Люди стали ухаживать за овощами, а овощи, отдавать им самые полезные витамины. Предложить детям соотнести силуэт с изображением овоща.

1 вариант. Разложить карточки.

2 вариант. Соединить силуэт с овощем фломастером.

«Спрячь мышку»

Цель: закрепление последовательности цветов спектра.

Материал: демонстрационный - 7 карточек по цветам спектра красного, оранжевого, жёлтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов, размером 22,5*28 см. Посередине белый квадрат 12*12см., на котором нарисована мышка (мышиный домик, квадраты тех же семи цветов 13*13 см. (дверцы) мягкая игрушка, кошка.

Ход:сегодня мы будем прятать мышку от кошки. Перед вамимышиные домики, рядом семь дверей 7 цветов спектра. Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, нужно закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко открыто, и съест мышку. Дети по очереди “закрывают” окошки - правильно называя цвета спектра. Показать кошку, которая идёт ловить мышей: "Пойду, поищу мышку". Кошка уходит, не найдя мышку.

«Подбери к силуэтному изображению цветное»

Цель: закрепление умения подбирать цветное изображение к силуэтному.

Ход: каждому ребенку дается полоска радуги. Он подбирает цветное изображение овощей в соответствии с цветом полоски и своим силуэтным изображением овоща.

- К какому цвету, радуги мы не смогли подобрать овощи (голубому, синему).

- Для каких овощей не нашлось цвета радуги? (для бордовой свеклы, для малиновой редиски, для коричневой картошки).

«Найди, что назову»

Цель: закрепление умения отличать основные цвета, оттенки.

Ход: перед детьми лежат карточки с силуэтными изображениями деревьев с разными по конфигурации кронами.

Задания детям:

- Закрой синими фишками все деревья с круглой формой кроны, красными фишками с овальной формы кроны.

- Закрой треугольниками все лиственные деревья, а квадратами все хвойные.

- Закрой фишками все зелёные деревья и назови оттенки зелёного цвета.

«Подбери к контурам цветные изображения»

Цель: закрепление умения отличать основные оттенки.

Ход: на карточке в центре контурное изображение дерева.

Задание.

- Найдите и выложите слева от дерева картинку с изображением листочка, подходящего по форме и цвету. Справа - картинку с цветным изображением коры дерева. Назови дерево.

«Совмести изображения»

Цель: узнавание реального цвета животных.

Ход: детям выдают картинки с черными силуэтными изображениями домашних животных. У каждого животного не хватает какой-либо части. И прозрачные пластинки, на которых наклеены недостающие части животных. Дети должны найти свою пластинку и совместить изображения, сказать какой цвет у животного.

«Угадай, кто спрятался»

Цель: узнавание птиц по окраске.

Ход: перед детьми картинка с пересечением контурных изображений птиц и их цветные изображения.

Задание детям.

- Выложить на фланелеграфе всех птиц, которых узнали на картинке.

- Рассмотреть цветные изображения птиц через лупы.

- Называть характерные особенности каждой птицы.

«Подбери по цвету и оттенкам продукты».

Цель: нахождение предметов заданного цвета и оттенка в окружающем.

Ход: ребята, вам необходимо распределить продукты, изображенные на карточках, по цветам и оттенкам для отделов магазина. Например: оранжево-желтый отдел - в нем будут продаваться оранжевые и желтые продукты. В красном отделе – красные продукты, в бордово-фиолетовом отделе – бордовые и фиолетовые продукты, в коричневом отделе – коричневые продукты. В белом отделе – белые продукты.

Педагог предлагает выбрать детям себе отдел и собрать в нем продукты соответствующего цвета. После выполнения задания дети рассказывают о собранных продуктах с точным называнием их цветов и оттенков, доказывают и объясняют свой выбор.

«Разложи по порядку»

Цель: закрепление умения узнавать и называть цвет овощей.

Ход: ребята, вам необходимо разложить овощи по степени зрелости.

Помидор – маленький темно-зеленый – средний светло зеленый – большой красный.

Перец – маленький зеленый – средний светло зеленый – большой желтый.

Капуста – маленькая темно зеленая – большая светло зеленая.

«Подбери по цвету и оттенкам»

Цель: развитие цветовосприятия, умения классифицировать предметы одежды по оттенкам.

Ход: когда мамы покупают вам шубу или куртку, то они подбирают к ним шапочку, шарфик, сапоги, подходящие по цвету. Сейчас вы должны подобрать к тем вещам, которые у вас нарисованы на карточках, подходящие по цвету и оттенкам, чтобы получился комплект одежды. После выполнения задания надо подробно рассказать об этих вещах. Например, у меня на карточке красное платье. Я подобрала к нему темно красную шляпку и бордовые туфли.

«Найди свой цвет»

Цель: закрепление умения зрительно различать и называть группы предметов с одинаковым цветом.

Ход: каждому ребёнку раздаётся карточка с изображениями комнат разного цвета. Ребёнок должен подобрать мебель такого же цвета, как цвет комнаты.

«Подбери по цвету и оттенкам»

Цель: формирование умения раскладывать основные цвета по насыщенности.

Ход: ребята, соберите все желтые (красные, оранжевые, синие, голубые и т. д.). Разложите все красные (другой цвет) от самого темного до самого светлого, каждый раз выбирая самый темный из оставшихся.

«Выбери овощи, фрукты одинаковые по цвету»

Цель: узнавание цвета овощей и фруктов.

Ход: ребята, рассмотрите овощи и фрукты через лупу, определите название и цвет овощей и фруктов. Подберите к ним картинку. Разделите овощи и фрукты по цвету.

«Ищем оттенки»

Цель: развитие умения отличать основные оттенки.

Ход: перед детьми карточки и фишки для поиска оттенков (до 8 оттенков); кубики с 5 оттенками.

Задание 1. Найти и разложить оттенки красного, синего и т. д от темного до светлого. Назвать основной цвет.

Задание 2. Найти и разложить оттенки (до 8) от светлого до темного. Назвать основной цвет.

Задание 3. Найти на кубике такой же оттенок, как на карточке: оранжевый, фиолетовый и т. д.

«Заштрихуй птичку»

Цель: развитие умения использовать детали разных цветов и оттенков для создания целого изображения.

Ход: заштрихуйте контурное изображение птицы фломастерами: клюв красным цветом голова светло-коричневым, туловище черным, крылья темно-коричневым, хвост серым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по сенсорному развитию детей (формирование эталонов цвета) в первой младшей группе.

работа по сенсорному развитию детей, примерное планирование....

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Представленная  картотека представляет собой подборку дидактических игр по ФЭМП для детей разных возрастных групп. Будет полезна воспитателям ДОУ при проведении ООД, режимных моментов....

Работа по сенсорному развитию детей (формирование эталонов цвета) в первой младшей группе.

Ранний возраст - чрезвычайно ответственный период в жизни ребёнка. Он считается самым важным в становлении ребёнка как личности. С развитием сенсорных восприятий, у ребёнка формируется познавате...

Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы

Статья о технике работы с детьми с нарушениями зрения. в которой используются элементы игры в шахматы....

Картотека дидактических игр по формированию финансовой грамотности старших дошкольников

Комплекс дидактических игр по формированию финансовой грамотности старших дошкольников...

Классификация пространственной терминологии, обозначение в речи предлогов и наречий у дошкольников с косоглазием и амблиопией

В статье озвучена проблема в усвоении пространственной терминологии у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Предложена подробная классификация предлогов и наречий, использова...