Классификация пространственной терминологии, обозначение в речи предлогов и наречий у дошкольников с косоглазием и амблиопией
статья

Зазуля Наталья Андреевна

В статье озвучена проблема в усвоении пространственной терминологии у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Предложена подробная классификация предлогов и наречий, использование которых служит формированию словарного запаса в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классификация пространственной терминологии, обозначение в речи предлогов и наречий у дошкольников с косоглазием и амблиопией.

Аннотация

В статье озвучена проблема в усвоении пространственной терминологии у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Предложена подробная классификация предлогов и наречий, использование которых служит формированию словарного запаса в данном направлении.

Ключевые слова: пространственные представления, терминология; ориентировка в пространстве, предлоги и наречия, дошкольники с косоглазием и амблиопией.

У дошкольников с косоглазием и амблиопией возникают значительные затруднения в предметно - практической и словесной ориентировки в пространстве.

Е.Н. Подколзина отмечает: «неумение определять в речи, воспринимаемые пространственные признаки и направления, вызывают трудности ориентировки в пространстве. Все действия детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями»

Л.А. Дружинина выявила, «что у детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле, а это делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно - пространственные ситуации».

Следовательно, формирование словаря пространственных терминов у  дошкольников с косоглазием и амблиопией является первостепенным в коррекционной работе по развитию ориентировке в пространстве.

В освоении пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет накопление жизненного опыта, и используется анализ сформированности пространственных представлений и понятий на уровне понимания и показа (импрессивный уровень) и возможность самостоятельного употребления предлогов и наречий, составления пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень). В процессе обучения дети осваивают значения предлогов и наречий, которые в свою очередь отражают пространственные представления. Мы рассмотрим их в определенной классификации следующим образом:

первая группа предлогов – отражает пространственные отношения между предметами, человеком и предметами; определяет  положение  предмета в  пространстве среди других;

вторая группа предлогов – дает указание на расположение предмета в процессе движения и передает направления движения к предмету.

К первой группе относятся предлоги:  «перед», «сзади», «впереди», «за», «в», «на», «против», «напротив»,  «у», «под»,  «над», «среди», «посреди», «вне», «между», «вокруг» и др.  

  • В  этой группе имеются свои отличия, которые передают смысл пространственных отношений между предметами. Особенно часто используются в речи предлоги «в» и «на»: 
  • предлог «в» - указывает со значением направления внутрь чего-либо (при вопросе куда?), нахождение внутри чего-либо (при вопросе где?); предлог «на» отражает положение предмета на поверхности другого: Вова убрал одежду (куда?) в шкаф. У Вовы одежда находится (где?) в шкафу. Книгу положили (куда?) на стол. Книга лежит (где?) на столе; 
  • эти же предлоги указывают место нахождения кого-либо или чего-либо в пространстве: Маша стоит в кругу друзей. Груши растут в саду. Маша катается на велосипеде. Дом стоит на берегу моря;
  • так же передают передвижение на некоторых видах транспорта: Мама прилетела на самолете, а папа приехал на машине.
  • Пространственные отношения отражаются между предметами с помощью предлогов: «под», «над», «впереди», «сзади», «перед», «за»:
  • показывают положение направление движения по отношению к другому предмету с одной стороны, а с другой положение одного предмета по отношению к другому: Кот спрятался под диван. Картина висит над кроватью;
  • передают динамику движения, его направления к другому предмету: Задвинь за собой стульчик под стол после занятий. Полку для книг повесили над письменным столом;
  • предлоги «перед», «сзади», указывают противоположные пространственные отношения между предметами и на близость одного предмета к другому: перед детьми висит картина с изображением домашних животных. Замок на платье застегивается сзади; 
  • в другой паре предлогов, «впереди» и «за», также отражаются противоположные отношения между предметами, разница состоит в том, что в них подчеркивается некоторая отдаленность и непосредственная близость в расположении предметов: впереди показалась дорога. Яблони росли за забором.
  • Пространственное расположение предмета или человека лицевой стороной (фасадом) к другому предмету или человеку обозначается предлогом «против» «напротив»: 
  • указывается на близость расстояния между ними: напротив нашего дома, построили детскую площадку;
  • используется в паре с существительным: новое здание школы расположилось против городского парка;
  • предлог «против» может быть предикативом и обозначать состояние человека и характеристику действия: мама была против того, чтобы Миша пошел на улицу без шапки.  
  • Местонахождение предмета, человека, в окружении других предметов или лиц указывается с помощью предлогов «среди», «посреди», «вне»: среди деревьев стоял высокий дуб. Дети играли посреди площадки. Я сегодня находился вне дома большую часть времени.
  •  На расположение чего-либо или кого-либо в центре указывают предлоги «между», «вокруг»: Маша сидела  между Мариной и Сережей. Дети встали вокруг елки.

Ко второй группе относятся предлоги:  «к», «из-за», «из», «за», «по», «через», «от», «за» и др.

  • В предлогах «к», «из», «за», «из-за» отражается направление движения к тому или иному предмету, человеку или наоборот, движение изнутри предмета:  мальчик идет к маме. Дети идут друг за другом.  Доктор вышла из кабинета. Дима достал игру из шкафа. Молоко перелили из бутылки в стакан. Из-за дерева послышался чей-то голос.
  • Предлоги «по», «через» передают движение по поверхности с некоторым отличием между ними. Предлог «по» не указывает определенного направления, в то время как предлог «через» передает путь движения по какой - либо обозначенной территории»: Дети гуляли по лесу. Мальчики прыгали через ручей. Дети сначала шли по парку, затем перешли через улицу, и пошли прямо по тротуару.
  • Предлоги «вдоль» и «поперек» указывают на расположение предметов в процессе движения или какого-либо действия: Таня и Аня шли вдоль реки. Деревья посадили вдоль дороги. Поперёк дороги лежала собака.

В освоении пространственных представлений значительное место принадлежит усвоению и использованию в речи детей наречий, с их помощью  пространственные отношения. Наречия можно классифицировать в таком порядке:

Первая группа  показывает направление движения, которые отвечают на вопрос: «КУДА?» «направо», «налево», «вправо», «влево», «вверх», «наверх», «вниз», «наружу», «внутрь», «туда», «сюда», «вперед», «назад» и т.д.

Вторая группа указывает направление движения, но обратного характера и отвечают на вопрос: «ОТКУДА?»  «Отсюда», «оттуда», «слева», «справа», «спереди», «сзади», «сверху», «снизу», «изнутри», «снаружи», «извне», «издалека», «отовсюду» и т.д.

Третья группа обозначает определенное место действия и отвечает на вопрос: «ГДЕ?» «тут», «там», «здесь», «слева», «справа», «впереди», «сзади», «позади», «сверху», «снизу», «наверху», «вверху», «внизу», «внутри», «вне», «снаружи», «везде», «всюду», «повсюду» и т.д.

В окружающем нас мире освоение дошкольниками пространственной терминологии происходит повсюду и выстроенный педагогами методически грамотно процесс ее формирования на занятиях и в играх с детьми даст незамедлительный результат, который послужит умению свободно ориентироваться как в двумерном, так и трехмерном пространстве.

Важно не прекращать учить детей использовать предлоги и наречия в речи до тех пор, пока они не станут применять их в спонтанной речи.

Список литературы

  1. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями  зрения в условиях инклюзивного образования : учебно-метод. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск : Юж.-Урал, 2017. – 254 с.
  2.  Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения : методическое пособие / Е. Н. Подколзина. – Москва. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлоги и наречия в речи дошкольников

Предлоги и наречия в речи дошкольников...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В статье рассматривается проблема формирования у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией пространственных представлений, возможности использования дидакти-ческих игр как средства осознания &la...

Картотека дидактических игр по формированию эталона цвета у дошкольников с косоглазием и амблиопией

laquo;Что сначала, что потом»Цель: узнавание цвета реальных предметов растительного мира.Ход: выложить картинки в последовательности созревания фруктов.Правильность выполнения дети сверяют с об...

Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы

Статья о технике работы с детьми с нарушениями зрения. в которой используются элементы игры в шахматы....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО формированию элементарных математических представлений на тему: «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДЛОГИ И НАРЕЧИЯ (В, НА, ПОД, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ)"» 2-3 лет

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО формированию элементарных математических представленийна тему: «Пространственные предлоги и наречия (в, на, под, здесь, там, тут)"»группа общеразвивающей напр...

Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы

Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы...