Программа дополнительного образования «Ребенок в пространстве»
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зверева Марина Викторовна

Программа дополнительного образования


«Ребенок в пространстве»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_robot_beebot.docx52.18 КБ
Файл prilozhenieuchebno_-_metodicheskiy_material.docx62.33 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I. Целевой раздел.

1.Пояснительная записка………………………………………………………....……2

1.1.Цели и задачи реализации Программы……………………………………….…..2

1.2. Планируемые результаты освоения Программы…………………………….….4

1.3. Диагностика определения уровня сформированности

пространственных представлений у детей……………………………………………5

II. Содержательный раздел

2.1.Учебно тематический план………………………………………………………...7

2.2. Содержание программы…………………………………………………………...8

III. Организационный раздел. 

3.1. Формы организации, методы и приемы обучения……………………………...10

3.2. Материально- технического обеспечения ………………………………………11

3.3. Учебно – методическое обеспечение для педагога………………....................11

IV Приложение № 1 Учебно -методический материал ….………………………... 14

  1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Технические достижения в современном мире проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и, естественно, вызывают интерес детей к современной технике. Уже сейчас в повседневной жизни мы используем различные гаджеты, бытовую технику и автоматические устройства, многие из которых способны работать в режиме «умный дом»; все они могут считаться роботами, поскольку запрограммированы на выполнение определенного круга действий. Для детей сейчас производят много электронных игрушек, можно купить и лего-конструкторы, которые знакомят дошкольников с миром роботов.

Изучение основ робототехники следует начинать уже в детском возрасте, чтобы дошкольники имели возможность не только узнать, что такое робот и принципы его работы, но и познакомиться с технологиями будущего. Образовательная робототехника является эффективным способом подготовки детей к реальной жизни, наполненной высокими технологиями. И чем раньше ребенок начнет приобщаться к техническому творчеству по созданию и управлению подобной техникой, тем лучших результатов он достигнет во взрослой жизни и профессиональной деятельности.

Образовательная робототехника для детей дошкольного возраста также позволяет познакомить детей с различными изобретениями, устройством техники и перспективными технологиями, которые зарождают в детях интерес к техническому творчеству, конструированию и проектированию.

Использование современных технических средств в игровой и образовательной деятельности является эффективным способом развития когнитивных способностей, повышения познавательной мотивации, побуждает интерес детей к поисковой и проектной деятельности, развивает коммуникативные навыки.

В системе дошкольного образования процесс обучения и познавательной деятельности целесообразно осуществлять в игровой форме. В поисках современных игровых методов организации обучения, а также с целью активизации познавательной, коммуникативной и речевой деятельности детей целесообразно использовать и современное игровое оборудование в форме роботов, которые одновременно обучают основам программирования и робототехники, а также способствуют ознакомлению дошкольников с окружающим миром.

Интерес к изучению ребенком такого «взрослого» предмета, как программирование, вызывают различные специальные робототехнические конструкторы. К таким устройствам относятся и роботы «BeeBot» («Умная пчела»), применение которых в учебном процессе не только позволяет научить дошкольников основам программирования, но и знакомит в игровой форме с окружающим миром, способствует успешной социализации детей. Использование роботов на занятиях способствует формированию пространственных представлений, навыки логического мышления. Программа носит коррекционно-развивающий характер, является основой, позволяющей формировать базовую систему ориентации: схема собственного тела – освоение ближайшего внешнего пространства – схематичное пространство.

1.1.Цели и задачи реализации Программы 

Цель:  Обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным основам программирования с использованием роботов BeeBot в процессе дидактических игр, ориентированных на познание окружающего мира.

Задачи обучения:

  1.  Познавательные:

Образовательные:

- создать условия для формирования основ технологической грамотности у дошкольников в процессе интерактивных видов деятельности (проектной, исследовательской, игровой);

- формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки программирования;

- познакомить с основными компонентами управления роботом BeeBot, применяемыми в робототехнике;

- познакомить с комплектацией робота-конструктора BeeBot («Умная пчела») и научить программировать мини-роботов для выполнения познавательных заданий по готовым картам-схемам, а также самостоятельно проектировать и программировать новые маршруты и траектории движения;

- способствовать формированию основ графической грамотности - умения читать простейшую графическую информацию, ориентируясь на условные обозначения (знаки, символы);

- познакомить с правилами безопасной организации труда; закреплять навыки соблюдения правил техники безопасности.

Воспитательные:

- стимулировать детское техническое творчество, воспитывать у дошкольников интерес к моделированию и занятиям образовательной робототехникой;

- воспитывать ответственность и аккуратность в процессе программирования роботов BeeBot;

- содействовать формированию у детей коммуникативных навыков, умению осуществлять речевое взаимодействие, работать в команде;

- способствовать самоорганизации и самодеятельности детей в процессе познавательной деятельности;

- воспитывать толерантное и эмпатийное отношение к окружающему миру-умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, разрешать конфликты.

Развивающие:

- содействовать формированию потребности в самоорганизации познавательной деятельности;

- развивать индивидуальные психофизические качества детей: память, внимание, логическое и образное мышление, восприятие и воображение;

- активизировать познавательную деятельность, развивать когнитивные умения, творческую инициативу и самостоятельность;

- развивать умения работать по алгоритму, заданным критериям, схеме, образцу;

- содействовать развитию интереса к познанию окружающего мира, интереса к изучению природных явлений и закономерностей развития человеческого общества, достижений науки, техники и культуры;

- способствовать формированию адекватной самооценки, умения излагать мысли в четкой логической последовательности, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

- Формировать представления о собственном теле, по вертикальной оси;
- Формировать пространственные представления о взаиморасположении
объектов по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации»
пространства тела;
- Формировать представления о собственном теле по горизонтальной оси. -
Формировать представления об объектах, расположенных по отношению к телу, и
взаимоотношения объектов с точки зрения «горизонтальной организации»
пространства.
- Совершенствовать схемы тела с упором на «право – левую» ориентировку,
относительно вертикальной оси ребенка.
- Формировать ориентацию и анализ взаиморасположения объектов в
пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу

  1. Методические:

- использование на занятиях ИКТ (разработка электронных презентаций и подбор видеоресурсов);

- проведение учебных занятий на основе активных и интерактивных методов и технологий обучения;

- подготовка роботов BeeBot, игровых полей, а также иного учебного оборудования и дидактических раздаточных материалов для проведения практических работ.

  1. Организационные:

- привлечение родителей к проведению совместных мероприятий (чемпионаты и творческие конкурсы, тематические экскурсии, мастер-классы);

- согласование учебного графика с администрацией ДОО и другими педагогами, в том числе и для участия в творческих конкурсах;

- привлечение родителей для оказания практической помощи в изготовлении ковриков для проведения дидактической игры «Умная пчела», а также в поиске тематической информации для составления маршрутов образовательных путешествий с роботами BeeBot;

- сотрудничество с психологом для проведения мониторинга результатов освоения учебной программы.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Обучающиеся знают и имеют представление:

- представление о робототехнике, назначении и сферах применения роботов в современном мире;

- основные приемы управления роботом BeeBot;

- алгоритм программирования робота с помощью карточек-схем;

- последовательность разработки алгоритма программирования робота согласно схеме и по заданной траектории движения;

- правила безопасной организации труда в процессе программирования робота и проведения дидактических игр-путешествий

- представление о собственном теле, по горизонтальной оси и вертикальной оси.

- представление о взаиморасположении объектов по отношению к телу с точки зрения

«вертикальной организации» пространства тела

- представление об объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношения объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства.

- представление о взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.

Обучающиеся научатся:

- выполнять программирование робота BeeBot с помощью карточек - схем;

- придумывать сюжет игры, разрабатывать траекторию движения с помощью программирования роботов BeeBot;

- разрабатывать алгоритм действий и самостоятельно выполнять программирование робота BeeBot (от 5 до 10 шагов);

- подбирать эскизы и оформлять игровое поле в соответствии с сюжетом игры-путешествия;

- осуществлять подбор информации по тематике игры-путешествия, излагать сюжет и правила проведения игры в четкой логической последовательности;

- работать в парах и малых группах в процессе разработки сюжета и проведения дидактических игр-путешествий, включая программирование мини-роботов;

- соблюдать правила техники безопасности в процессе программирования робота и при проведении дидактических игр-путешествий.

По итогам реализации  программы предполагается  положительная динамика формирования пространственных и пространственно-временных представлений с учетом актуального развития ребенка и зоны ближайшего развития. Дети смогут:

- без затруднений выполнять определенные движения в соответствии с инструкцией взрослого;

- определять местонахождение предмета в пространстве;

- уметь обозначать на вербальном уровне расположение своего тела и предметов в пространстве;

- понимать и использовать сложные речевые конструкции;

- ориентироваться в пространстве листа, выполняя задания;

- уменьшить число ошибок при письме, чтении, решении математических задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- разрабатывать и проводить дидактические игры-путешествия для детей младшего школьного возраста и для родителей;

- самостоятельно разрабатывать алгоритм и осуществлять программирование робота BeeBot с несколькими вариантами траектории движения.

  1. Диагностика для определения уровня сформированности пространственных представлений у детей.

Диагностика, разработанная И.Н. Чеплашкиной и Л.Ю. Зуевой для определения уровня сформированности пространственных представлений у детей

помогает определить такие умения как:

способность ориентироваться в расположении частей своего тела;

способность различать пространственные направления от себя;

определение местоположения предметов относительно себя;

движение в заданном направлении.  

Задание 1. Ориентировка в расположении частей своего тела.

Цель исследования: Определение у ребенка способности ориентироваться в схеме тела, развитие умения различать правую и левую сторону.

Процедура проведения: воспитатель просит продемонстрировать по очереди левую и правую руки:

1. «Покажи правую руку».

2. «Покажи левую руку».

Задание 2. Способность различать пространственные направления от себя.

Цель исследования: Определение навыка ориентирования в пространстве с учётом направлений и перестраивания восприятия самого пространства.

 Материал: флажок.

Процедура проведения: воспитатель предлагает детям следующее:

3. «Посмотри вверх».

4. «Посмотри вниз».

5. «Взмахни флажком вправо».

6. «Взмахни флажком влево».

Задание 3 Определение местоположения предметов относительно себя.

Цель исследования: Выявить местонахождение различных предметов по отношению к себе.

Материал: кукла, машинка, медвежонок, пирамидка.

Процедура проведения: воспитатель раскладывает вокруг ребёнка игрушки, после чего задаёт следующие вопросы:

7. «Какая игрушка находится перед тобой?».

8. «Какая игрушка находится сзади тебя?».

9. «Какая игрушка находится справа от тебя?».

10. «Какая игрушка находится слева от тебя?».

11. «Где находится кукла/машинка/медвежонок/пирамидка?».

Задание 4. Выявление умений двигаться в указанном направлении. 

Цель исследования: Выявить навык производить движения в указанном направлении.

Процедура проведения: воспитатель предлагает ребёнку следующее:

12. «Сделай 2 шага вперёд».

13. «Сделай 1 шаг влево».

14. «Сделай 3 шага назад».

15. «Сделай 2 шага вправо».

После проведённого исследования производится сопоставление критериев выполнения задания:

3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с поставленной задачей, безошибочно отвечает на задаваемые воспитателем вопросы;

2 балла – ребёнок справляется с поставленной задачей с помощью взрослого либо со 2-ой попытки;

1 балл – ребёнок не справляется с поставленной задачей.

После сопоставления и суммирования баллов, производится определение уровня выполнения задания, а также уровень сформированности пространственных представлений, где: высокий уровень, 80%-100% (36-45 баллов); средний уровень, 65%-79% (30-35 баллов); низкий уровень, 64% и менее (29 баллов и менее).

II. Содержательный раздел

2.1.Учебно тематический план

Учебно-тематический план

Тема

Всего

Теория

Практика

Контроль

1

Выявление

сформированности пространственных представлений

3

1,25

1,75

Первичное диагностическое обследование

2

Этап        1.Овладение

пространством

собственного        тела;

расположения объектов

во        внешнем

пространстве        по

отношению        к        телу        с

точки        зрения

«вертикальной

организации»

пространства тела.

Знакомство с роботами BeeBot Программирование роботов с помощью карточек-схем Составление схем для программирования

13

3,5

9,5

Наблюдение

выполнение

заданий по

инструкции

3

Этап 2. Представления

о собственном теле и

объектах,

расположенных по

отношению к телу с

точки зрения

«горизонтальной

организации» и

взаимоотношении

объектов пространства

по горизонтальной оси.

Выполнение программирования роботов по схемам

7

1,5

5,5

Наблюдение

выполнение

заданий по

инструкции

4

Этап        3        Расположения объектов вокруг собственного тела ребенка        посредством пространственной ориентировки в горизонтальной

плоскости (право-лево). Разработка алгоритма программирования роботов BeeBot

6

1,5

4,5

Наблюдение

выполнение

заданий по

инструкции

5

Итоговые занятия

Разработка и проведение игры-путешествия (для родителей)

2

0,25

1,75

Итоговая

диагностика

Всего

31

8

23

2. Содержание программы

Построение программы учитывает этапы формирования пространственных представлений:

Обучение ориентировке в схеме собственного тела - обогащение практического, чувствительного опыта детей; формирование умения определять пространственные направления правое – левое, направо – налево, справа – слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, обогащение словарного запаса пространственной терминологией.

Обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве – научить ребенка ориентироваться во внешнем пространстве; обучить ориентироваться в пространственных направлениях, как верх – низ, вперед – назад, право – лево, далеко – близко.

Обучение восприятию пространственных отношений между предметами - формирование у детей элементарного понимания пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений.

Обучение ориентировке на плоскости - формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости.

Структура занятия:

1.Ритуал приветствия. Он служит для создания положительного настроя на работу и активизации участников.

2.Упражнения с целью формирования пространственных представлений. Основное содержание занятий представляет собой совокупность упражнений, приемов и теоретического материала, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.

3.Дидактическая игра с помощью роботов BeeBot. Обсуждение темы и разработка маршрута проведения дидактической игры. Сбор информации по теме игры. Оформление игрового поля. Выполнение программирования мини-роботов BeeBot по схеме согласно маршруту проведения игры.

4. Рефлексия. Предполагает формулирование основных результатов достигнутых на занятии, в форме открытого обсуждения. Дети высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.

6. Ритуал прощания. Ритуал придумывается группой на первом занятии. Целью проведения ритуала прощания сплочение группы, создание мотивации на работу на следующем занятии.

Тема 1. Знакомство с роботами BeeBot

Введение в робототехнику. Назначение и сферы применения роботов в современном мире.

Основные понятия и термины, применяемые в программировании. Специфика графического программирования. Функциональные возможности и сферы применения мини-робота. Панель управления роботом BeeBot.

Практическая работа: Просмотр и обсуждение видеофильма о мире роботов. Изучение устройства и панели управления роботом BeeBot.

Контроль: Создание рисунка о возможностях роботов.

Тема 2. Программирование роботов с помощью карточек-схем

Выстраивание маршрута движения робота с помощью карточек-схем. Алгоритм программирования робота BeeBot согласно схеме.

Практическая работа: Разработка и обсуждение маршрута проведения дидактической игры-путешествия (например, «Прогулка по зоопарку»). Оформление игрового поля. Выполнение программирования робота BeeBot по карточкам-схемам.

Контроль: Проверка качества выполнения практической работы.

Тема 3. Составление схем для программирования

Выстраивание маршрута дидактической игры. Выбор алгоритма программирования на основе карточек-схем. Разработка карт-схем по заданной траектории движения.

Практическая работа (по группам): Обсуждение темы и разработка маршрута проведения дидактической игры-путешествия. Сбор информации по теме игры. Оформление игрового поля. Выполнение программирования робота BeeBot по схеме согласно маршруту проведения игры.

Контроль: Презентация итогов работы в группах. Проведение игр-путешествий. Оценка и коллективное обсуждение итогов игры.

Тема 4. Выполнение программирования роботов по схемам

       Разработка маршрута дидактической игры. Выбор алгоритма программирования на основе карточек-схем. Разработка карт-схем по заданной траектории движения.

Практическая работа (в парах): Обсуждение темы и разработка маршрута проведения дидактической игры-путешествия «В мире сказок». Сбор информации по теме игры. Оформление игрового поля. Выполнение программирования мини-роботов BeeBot по схеме согласно маршруту проведения игры.

Контроль: Презентация творческой работы в парах. Проведение игр-путешествий для детей младшего дошкольного возраста «В мире сказок». Оценка и коллективное обсуждение итогов проведения дидактических игр.

Тема 5. Разработка алгоритма программирования роботов BeeBot

Алгоритм программирования роботов BeeBot: разработка карт-схем (от 5 до 10 шагов). Разработка карт-схем по заданной траектории движения.

Практическая работа: Презентация маршрута проведения дидактической игры-путешествия «Остров сокровищ». Сбор информации по теме игры. Оформление игрового поля. Выполнение программирования роботов BeeBot по схеме согласно маршруту проведения игры.

Контроль: Презентация правил и проведение игры-путешествий для детей младшего дошкольного возраста «Остров сокровищ». Рейтинговая оценка и коллективное обсуждение итогов проведения дидактических игр.

Тема 6. Разработка и проведение игры - путешествия (для родителей)

Разработка маршрута дидактической игры с многовариантной траекторией движения. Алгоритм программирования роботов BeeBot: разработка карт-схем (до 10 шагов). Разработка карт-схем по заданным алгоритмам вариантов траектории движения.

Практическая работа (по группам): Разработка маршрута проведения дидактической игры- путешествия («Пчелка в гостях у Фиксиков», «Пчелка-грамотный пешеход»,«Пчелка-строитель»), Сбор информации по теме игры. Выполнение программирования роботов BeeBot согласно нескольким вариантам маршрута проведения игры. Оформление игрового поля.

Контроль: Презентация правил и проведение игры-путешествия для родителей (в рамках заседания «Семейного клуба»). Оценка и коллективное обсуждение итогов проведения дидактических игр.

III. Организационный раздел. 

3.1. Формы организации, методы и приемы обучения

Учебная программа ориентирована на проведение занятий с воспитанниками старшей группы (возраст 5-6 лет). Программа рассчитана на 1 год, 30 учебных часов; занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительность - 30 мин. (согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13).  Количество детей в группе – 8 человек.

Формы организации учебных занятий:

- коллективная (фронтальная): используется при объяснении теоретического материала, проведения дискуссий;

- групповая: используется при выполнении практических заданий, проектных и исследовательских работ;

- индивидуальная: используется при выполнении самостоятельных работ, проведении диагностики.

Методы, используемые при реализации программы:

  • метод подвижных игр. Упражнения, требующие дифференцировки основных пространственных направлений через  процесс активного передвижения. Различные варианты таких игр-упражнений предусматривают постепенное усложнение ориентировок: увеличение количества предметов, которые надо отыскать, выбор одного направления из нескольких, подсчет шагов, сложный маршрут движения к цели, состоящий из ряда направлений и ориентиров, и т.д. Выполнения движений по речевой инструкции обращены к сознанию детей, помогают осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;
  • метод предметных действий направлен на формирования навыка понимания взаимодействия предметов в пространстве. Через манипуляцию с различными предметами дети имеют возможность анализировать взаиморасположения объектов во внешнем пространстве, осознается относительность пространственных отношений;
  • конструктивно-рисуночный метод формирует устойчивые координаты ("лево-право", "верх-низ"), зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации за счет использование материалов для конструирования и рисования;
  • кинезиологические упражнения используются для организации деятельности мозга и тела, обеспечивающие скорость и интенсивность протекания нервных процессов; движения, пересекающие среднюю линию тела, способствующие интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, что важно для полноценного функционирования теменно-височно-затылочных зон мозга, отвечающих за осуществление зрительно-пространственного гнозиса. Их наиболее целесообразно проводить в начале занятия.

Приемы обучения:

- словесный: применяется при объяснении нового материала, обсуждении вариантов выполнения практических заданий, проведении бесед и дискуссий;

- наглядный: используется педагогом при показе наглядных пособий, анимации и видеоресурсов; при объяснении на визуально-графических образцах готовых схем, шаблонов;

- практический: используется при выполнении практических заданий обучающимися, проведении контрольных (диагностических) работ;

- инструктаж: используется перед выполнением практических заданий с целью безопасной организации труда.

3.2. Материально- технического обеспечения

Учебные занятия желательно проводить в специально оборудованном помещении (кабинете робототехники). Необходимо наличие интерактивной доски или проекционного оборудования, компьютерных устройств (мобильных ноутбуков или планшетов) с доступом в интернет. Для работы на компьютере должно быть установлено соответствующее программное обеспечение.

Также в помещении должны быть столы, выполняющие функции игрового поля. При организации учебных занятий в небольших группах (до 5 человек) можно использовать базу на 2 мини-робота.

Наглядные средства обучения:

-электронные презентации, видеосюжеты и мультфильмы по различным познавательным сериям;

макеты и муляжи учебных объектов;

тематические плакаты и иллюстрации.

Раздаточные материалы: набор роботов с игровыми полями; карты-схемы для программирования; набор «Русские народные сказки» и тематические наборы детских игрушек («Дикие и домашние животные», «Морские обитатели», «Дорожные знаки», «Растения, фрукты и овощи», «Строители»); коврики - трансформеры из мягкого пластика (2-3 шт. на группу)

Материалы и инструменты, необходимые на двух обучающегося:

робот BeeBot («Умная пчела») - 1 шт.;

игровое поле-1 шт.;

набор кубиков-схем;

бумага для записей (А4) - 3-5 листов;

набор цветных карандашей (б цветов) -1 уп.

3.3. Учебно – методическое обеспечение для педагога

  1. Блейкгайл Дж. Конструируем роботов от А до Я. Полное руководство для начинающих. - Москва : Лаборатория знаний, 2018. - 394 с.
  2. Волкова С. И. Конструирование : методическое пособие. - Москва : Просвещение, 2009.-144 с.
  3. Лиштван 3. В. Конструирование. - Москва : Просвещение, 2010. -160 с.
  4. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. - Москва : Издательский дом «Карапуз», 2012.
  5. Филиппов С. А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. - Москва: Лаборатория знаний, 2018. -190 с.
  6. Журнал LEGO-урок: Миры Л ЕГО- конструкторы, схемы,уроки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://legourok.ru, свободный. - Загл. с экрана.
  7. Орехова О. И. Техническое творчество - робототехника [Электронный ресурс] / Мир учителя. Международный образовательный портал. - Режим доступа: https://worldofteacher.com/ 7598-tehnicheskoe-tvorchestvo-robototehnika.html, свободный. - Загл. с экрана.
  8. Тарапата В. В. Уроки робототехники [Электронный ресурс]. - М. : Лаборатория знаний, [2014?] - Режим доступа: httр://рilotlz.ru/oг/authоrs/2/, свободный.
  9. RoboCraft. Роботы? Это просто! Открытая аппаратная платформа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://robocraft.ru, свободный. - Загл. с экрана.



Предварительный просмотр:

Тема 1. Введение в робототехнику

Цель: Познакомить детей с многообразием роботов в современной жизни, использованием их в разных сферах жизни, значением для человека и масштабностью применения.

Материалы и оборудование:

робот BeeBot («Умная пчела»), игровое поле, видеофильм про роботов.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение.
                                                 Нет руля и нету шин,

Но я - родственник машин.

Хоть и с круглой головой,

Я почти как вы, живой:

Я стою, и я хожу,

Кто захочет, с тем дружу.

Просмотр видеофильма.

Воспитатель. Итак, первый вопрос: что же такое робот?

Робот - это машина с человекоподобным поведением, которая выполняет функции человека при взаимодействии с окружающим миром.

- Каких роботов вы знаете?

Есть роботы, которые помогают по хозяйству: готовят, убирают; а есть роботы, которые спасают людей в чрезвычайных ситуациях.

- Для чего нужны роботы? Зачем человек их изобретает?

Роботы нужны для того, чтобы помогать людям, они могут выполнять работу, которую человек не может или не в силах сделать.

- Правильно, ребята, молодцы!

Роботы очень актуальны в наше время. А на вопрос, способны ли роботы заменить людей, со временем ответит каждый человек сам для себя.

- Ребята, а как называются люди (специалисты), создающие роботов? (Инженер-робототехник.)

- А вы хотели бы стать инженерами?

- Я хочу представить вашему вниманию программируемого робота «Умная пчела». На спинке пчелы находится панель управления. С ее помощью мы задаем программу, которую она выполняет. «Умная пчела» умеет выполнять несколько команд: вперед, повороты вправо-влево, имеется кнопка «Пауза» - для того чтобы подумать, а также кнопка «Удаление предыдущей программы» и в середине зеленая кнопка «Пуск». Выполнив программу, «Пчела» подает звук и мигает глазками. Один шаг пчелы равен 15 сантиметрам.

Дети проходят к игровому полю и пробуют выполнять шаги и повороты.

Тема 2.  Прогулка по зоопарку

Цель: Познакомить с программируемым роботом «Умная пчела». Создать условия для познавательного развития детей, развития логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации

Материалы и оборудование: робот BeeBot, тематический коврик «Зоопарк», муляжи диких животных.

Ход игры:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели"?

Сегодня наша «Умная пчела» решила посетить зоопарк, но, к сожалению, она ничего не знает про животных. Я предлагаю выступить вам в роли экскурсоводов. Для этого вам необходимо выбрать один муляж дикого животного, поставить на игровое поле, запланировать маршрут, запрограммировать робота, дойти до нужной клетки, где стоит животное, и рассказать о нем.

Например, чтобы дойти до медведя, нужно сделать два шага вперед, поворот направо, один шаг вперед, и мы на месте.

Дети с помощью стрелочек выстраивают путь к данному животному, затем программируют «Умную пчелу».

Тема 3.  С какого дерева лист?

Цель: Продолжать знакомить с роботом BeeBot, способами его управления

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», тематический коврик «Осень», карточки с изображением деревьев и карточки с изображением листьев деревьев, картинки с изображением листьев для робота.

Ход игры:

Воспитатель. Добрый день, ребята! Я предлагаю вам послушать стихотворение.

Листочки танцуют, листочки кружатся

И ярким ковром мне под ноги ложатся.

Как будто ужасно они занятые,

Зеленые, красные и золотые...

Листья кленовые, листья дубовые,

Пурпурные, алые, даже бордовые...

Бросаюсь я листьями вверх наугад –

 Я тоже устроить могу листопад!

- Ребята, о чем стихотворение? Какого цвета листья осенью?

Посмотрите, какой красивый листочек принес нам осенний ветер! (Показывает детям лист клена.)

- Какой он? Как вы думаете, с какого дерева этот листочек?

Сегодня мы отправимся в осенний лес вместе с нашей «Умной пчелой».

Дети идут на ковер к игровому полю.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько здесь осенних деревьев! Но из-за сильного ветра они остались без листочков. Нужно их вернуть на свои веточки. Для этого вам нужно взять картинку с изображением листьев деревьев и с помощью нашего робота донести до нужного дерева.

Например, чтобы нам лист клена доставить до дерева, нужно сделать один шаг вперед, поворот направо, два шага вперед и нажать кнопку «Пуск».

Дети с помощью стрелочек-схем выкладывают путь к дереву, затем программируют робота.

Тема 4.  Экскурсия на ферму

Цель: Учить программировать робота согласно схеме

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», тематический коврик «Ферма», фигурки домашних животных 

Ход игры: 

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости. А вот к кому, узнаете, отгадав загадку.

С человеком живут, помощи от него ждут,

Шерсть, мясо, молоко дают,

          Охраняют его, берегут. (Домашние животные.)

- Каких домашних животных вы знаете?

Дети проходят на ковер и рассматривают игровое поле «Ферма». 

Ведущий обращает внимание детей на фигурки домашних животных, говорит, что они все перепутались, и предлагает детям расселить их на ферме.

Воспитатель. А поможет в этом Пчелка, которая живет здесь уже очень давно и хорошо знает всех обитателей фермы,

- Например, чтобы нам вернуть лошадку в конюшню, необходимо сделать поворот налево, четыре шага вперед, поворот налево и один шаг вперед.

Дети планируют маршрут, программируют робота и доходят до нужного места.

Тема 5.  Овощи и фрукты

Цель: Продолжать учить программировать робота согласно схеме.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», тематический коврик «Осень», карточки с изображением фруктов и овощей.

Ход игры: 

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

Я предлагаю каждому из вас взять на столе фишку красного или зеленого цвета и подойти к нашему игровому полю, где изображены фрукты и овощи.

-Назовите, какие вы здесь видите фрукты?

- Овощи?

Сегодня мы с вами будем собирать урожай и в этом нам будет помогать «Умная пчела».

- Ребята, кто взял красную фишку, вы должны собрать овощи, а кто зеленую - фрукты.

Дети объединяются в микрогруппы по цвету фишек.

Воспитатель. Для того чтобы нам доехать с помощью робота до апельсина, нужно сделать два шага вперед, поворот налево, один шаг вперед, поворот направо и нажать кнопку «Пуск».

Дети выкладывают маршрут с помощью стрелочек-схем, программируют робота.

Тема 6.  Пчелка и знаки дорожного движения

Цель: Учить структурировать свою деятельность при управлении  роботом.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», тематический коврик «Город», два комплекта с изображением знаков дорожного движения.

Ход игры:

Дети заходят в группу, им показывают макет улицы города; дорожные знаки лежат разбросанные на макете.

Воспитатель. Добрый день! Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая произошла в одной далекой сказочной стране, где есть маленький город.

 -Жили не тужили жители этого городка, уважали и слушали главный светофор, выполняли все правила дорожного движения. Но однажды на город налетел злой и могучий ураган и снес все дорожные знаки. Теперь в городе непорядок. Знаки надо выручать и на место возвращать. Вот только как это сделать? Кто же нам в этом поможет? Конечно же, наша «Умная пчела». Она поможет нам найти и показать:

- разрешающие знаки;

- знаки сервиса;

- запрещающие знаки.

Дети оговаривают маршруты с помощью стрелок – схем выкладывают путь к дорожным знакам и программируют робота.

Тема 7.  Пчелка - строитель

Цель: Учить ставить перед собой программную задачу..

Материалы и оборудование: робот BeeBot, тематический коврик «Цвета и формы», карточки с заданиями, картинки с изображением геометрических фигур.

Ход игры:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

- Какое сейчас время года? Правильно, поздняя осень.

 В это время на улице уже холодно, и наша «Пчелка» решила построить себе теплый улей.

Но для того чтобы его построить, нужно собрать необходимые фигуры и выстроить улей по образцу.

Показ схемы построения улья.

Воспитатель. Какие вы видите фигуры? (Квадрат, круг, прямоугольники, треугольник.)

«Умная пчела» просит детей стать ее помощниками.

-  Согласны?

Если нам нужно дойти до треугольника, мы должны сделать три шага вперед, поворот направо и один шаг вперед.

Дети проходят к игровому полю, выбирают фигуру, выстраивают маршрут с помощью стрелочек-схем и программируют робота.

Тема 8.  Спасение котенка

Цель: Развивать умение у детей ориентироваться на плоскости, умение запомнить правильный маршрут.

Материалы и оборудование: робот BeeBot, тематический коврик.

Ход игры:

Воспитатель. 

- Ребята, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки. (Показывает запутанные клубочки.)

- Кажется, я знаю, кто это сделал! А вы?

- Ребята, вы ничего не слышали? Я слышу, где-то мяукает котенок.

Дети идут за ведущим по комнате, на ковре лежит изображение котенка, висящего на ветке дерева.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что случилось с котенком?

- Нужно срочно спасти его!

- Кто же нам в этом поможет? Конечно же, наша «Умная пчела».

Для того чтобы дойти и спасти котенка, нужно правильно построить маршрут. Например, два шага вперед, поворот направо, три шага вперед, поворот направо, один шаг вперед, и мы на месте.

-  Готовы?

Дети выстраивают маршрут и программируют робота.

Тема 9.  В гостях у сказки

Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Материалы и оборудование: робот BeeBot, тематический коврик.

Ход игры: 

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

-  А вы любите сказки?

Я со своей «Умной пчелой» приглашаю вас отправиться в одну удивительную страну, в Страну сказок.

- Один, и два, и пять, и восемь - в сказку всех мы переносим!

Дети закрывают глаза и кружатся на месте.

Воспитатель. Вот мы и попали в волшебную Страну сказок!

Дети открывают глаза: перед ними на столе лежит игровое поле с изображением сказочных героев.

Воспитатель. Ребята, кого вы узнали из сказочных героев?

-Как называется сказка?

Я предлагаю сначала отправиться в гости к сказке «Колобок».

-Какой нам маршрут нужен? (Два шага вперед, поворот налево, три шага вперед, поворот налево, и нажимаем кнопку «Пуск».)

- А чтобы нам попасть в гости к «Царевне-лягушке», нужно сделать шаг назад, поворот налево, три шага вперед и нажать кнопку «Пуск». И т. д.

Дети выстраивают маршрут к героям сказок и программируют робота.

Тема 10.  Цветочная поляна

Цель: Закрепить у детей имеющиеся знания о цветах.

Материалы и оборудование: робот BeeBot, тематический коврик «Подсолнуховое поле» (из подручного материала или термоскатерть), иллюстрации с изображением различных цветов.

Ход игры: 

Воспитатель. 

- Ребята, предлагаю вам собрать пазлы!

Дети собирают пазл, на котором изображена пчела.

Проводится беседа с детьми о пчелах, о том, что они собирают пыльцу и нектар, перелетая с цветка на цветок. Повторяют названия цветов, рассматривают тематический коврик «Подсолнуховое поле».

Воспитатель. Ребята, я думаю, что наша «Умная пчелка» тоже была бы рада отправиться на цветочную поляну.

- А мы с вами сможем ей в этом помочь?

Тогда в путь!

Дети выбирают картинку с изображением цветка, называют его, выбирают маршрут, программируют робота и доводят до нужной клетки.

Воспитатель  благодарит детей за то, что помогли Пчелке собрать нектар и пыльцу. Дети высказывают свое мнение о том, где им было трудно или легко играть.

Тема 11.  Остров сокровищ

Цель: Развивать у детей умение ориентироваться на плоскости.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», тематический коврик «Море», различные предметы, связанные с морской тематикой (камешки, ракушки и т. п.)

Ход игры: 

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

-Сегодня наша «Умная пчелка» предлагает вам отправиться в морское путешествие на остров сокровищ. Только для начала хорошенько подумайте: ведь будет сложно, нас ждет много препятствий на пути!

-  Согласны? Тогда в путь!

Идем по морскому берегу, здесь горячий песок (три шага вперед), делаем поворот налево и один шаг вперед.

Осторожно: острые камни! (Вперед два шага.)

А здесь ветер повалил деревья - их нужно обойти. (Один шаг назад, поворот направо и один шаг вперед.)

Посмотрите, ракушка лежит. (Поворот направо, один шаг вперед.)

- Ребята, что-то там сверкает!

- Подойдем поближе? (Делаем два шага вперед).

Мы нашли остров сокровищ.

Дети выбирают по желанию путь к острову сокровищ, согласовывают в парах и программируют робота.

Тема 12.  Пчела и семеро козлят

Цель: Продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве, строя самый короткий путь, самый безопасный путь.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», тематический коврик «Лесная полянка», муляж волка, картинки с изображением козлят, козы и козленка, избушка, изготовленная из подручного материала, следы волка

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, нам сегодня пришло письмо.

-Интересно, от кого оно?

Странно, письмо не открывается, надо посчитать до десяти и обратно.

Дети считают.

Воспитатель. Молодцы, вот и письмо открылось, а в нем написано: «Дорогие ребята, помогите, мне, пожалуйста, злой волк украл моих детишек, моих ребятушек!»

-Как вы думаете, кому нужна наша помощь? (Козе.)

-Поможем мы козе?

-Ребята, так как волк - опасный хищник, я предлагаю взять нашего робота «Пчелу», с ней мы быстрее отыщем козлят. Согласны?

-Наше путешествие начинается на лесной полянке. Избушка стоит, а возле нее коза плачет.

На полу макет козы с козленком.

Воспитатель. Ребята, сколько козлятушек было у козы в сказке? (Семь.)

- А сколько сейчас? (Один.)

-Сколько козлят украл волк? (Шесть.) Правильно. Ребята, посмотрите, волк оставил нам следы, где их искать.

- Для начала нам нужно сделать поворот направо, один шаг вперед, поворот налево, один шаг вперед, поворот налево, один шаг вперед.

- Ребята, следы волка пропали! Что мы будем делать дальше?

Один шаг назад, поворот направо, один шаг вперед, поворот направо, один шаг вперед.

- Ура!!! И спасаем наших козлят!

Обратный путь дети самостоятельно выстраивают сообща и программируют робота.

Тема 13.  Зимний лес

Цель: Дополнить знания о жизни лесных зверей в зимний период..

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», тематический коврик «Зимний лес», муляжи лесных зверей, карточки с изображением шишек, сена, желудей.

Ход игры: 

Воспитатель. Ребята, а вы любите зиму?

Зимой на улице холодно, но самая большая радость для детей - это снег.

- Ребята, кто-нибудь из вас был в зимнем лесу?

- Предлагаю пройти к игровому полю и посмотреть на зимний лес.

- Кого вы видите?

- А еще что? (Пищу для лесных животных.)

- Да. В зимнем лесу живут звери. В эту пору им совсем не легко отыскать себе пищу и передвигаться по глубоким сугробам.

Может, мы поможем лесным зверям с помощью нашей «Пчелы» пройти по глубоким сугробам и принесем им пищу?

Чтобы отнести белке шишки, нужно построить маршрут: один шаг вперед, поворот налево, два шага вперед.

А вот чтобы отнести сено бедняге лосю, надо сделать шаг назад, поворот налево и один шаг вперед.

И остались наши птицы - для них мы приготовили зернышки.

Делаем поворот направо, один шаг вперед, поворот направо, два шага вперед.

Молодцы!

Тема 14.  Потерянная рукавичка

Цель: Расширить знания о народных зимних играх.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», тематический коврик «Зима», рукавичка, картинки с изображением зимних забав.

Ход игры:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Послушайте загадки про зимние забавы и отгадайте их.

Две в руках, две на ногах - Не провалишься в снегах,

А проедешь без труда,

Только лягут два следа.

(Лыжи и палки.)

Неразлучные два братца До зимы в углу хранятся,

А зимой бегут по льду И рисуют на ходу.

(Коньки.)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры - Помчались с горы.

(Санки.)

Меня не растили - из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку, Глаза - угольки, губы - сучки,

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик.)

Молодцы!

Показываем игровое поле с изображенными картинками зимних забав и того, как дети в них играют. Ребята находят рукавичку, которая лежит рядом с игровым полем.

Воспитатель. Я считаю, что эту рукавичку потеряли дети, которые лепили снеговика. Предлагаю отвезти рукавичку ребятам. И в этом нам поможет наш робот  «Пчела».

Чтобы доехать до ребят, которые лепят снеговика нам нужно сделать два шага вперед, поворот направо и один шаг вперед. И мы на месте.

Обратный маршрут дети продумывают сами программируют робота.

Тема 15.  Снежные лабиринты

Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости, в пространстве..

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», тематический коврик «Зима»

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой необычный конверт я сегодня получила от почтальона.

- От кого же пришло письмо?

Достаем из конверта картинку с изображением Снежной королевы, лабиринт - на нем изображены котенок, зайчик и медвежонок, которые зачеркнуты красной линией.

Воспитатель Что же с ними случилось?

- Ребята, Снежная королева спрятала животных в снежном лабиринте, надо их спасти. На помощь к нам придет наш быстрый и умный робот BeeBot.

-  Кого мы будем первого спасать?

Тогда в путь!

Чтобы спасти зайчонка, надо сделать поворот направо и два шага вперед.

Потом котенка - поворот налево, один шаг вперед, поворот налево, один шаг вперед.

До медвежонка надо сделать шаг вперед, поворот направо, шаг вперед, поворот направо.

Мы спасли животных из снежного лабиринта. Молодцы!

Обратный маршрут дети разрабатывают сообща с помощью карточек и программируют робота.

Тема 16.  Новый год у Пчелки

Цель: Обобщить имеющиеся знания о традициях празднования новогоднего праздника.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», игровое поле, искусственная маленькая елочка, пластмассовые игрушки.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, какой праздник скоро приближается? (Новый год.)

 - Какая традиция празднования Нового года?

- Что мы наряжаем? (Елку.)

Сегодня наша «Умная пчела» решила украсить елочку новогодними игрушками, чтобы она была нарядная и красивая.

Давайте поможем нашему роботу.

Проходим с детьми на ковер, показываем елочку и новогодние игрушки, разбросанные на игровом поле.

Воспитатель. Ребята, какого цвета новогодние игрушки?

- С какой игрушки начнем? (С красной - желтой - зеленой - белой.)

Нам нужно сделать поворот направо, два шага вперед, поворот налево, два шага вперед, поворот налево, два шага вперед, поворот направо, один шаг вперед.

Молодцы!

Дети наряжают елку.

Тема 17.  Морские обитатели

Цель: Закрепить знания об обитателях морей.

Материалы и оборудование: робот BeeBot в тельняшке, тематический коврик «Море», муляжи обитателей морей: морской конек, осьминог, краб.

Ход игры: Воспитатель. Добрый день!

- Ребята, сегодня нас в гости приглашает морской робот BeeBot. Он хочет познакомить вас с жителями своего царства и приглашает в подводное царство.

- Вы готовы отправиться в путешествие?

Детям показывают игровое поле «Море», муляжи морских обитателей: морского конька, осьминога, краба.

Воспитатель. Ребята, каких морских обитателей вы видите?

- Что вы знаете о них?

А вот к кому мы пойдем сначала? Нужно отгадать загадку, которую для вас приготовил морской робот. Готовы?

Он клешнями щиплет больно И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей... (краб).

Выстраиваем маршрут к крабу: один шаг вперед, поворот направо, один шаг вперед.

Дети программируют робота и доходят до нужной клетки морского обитателя.

Воспитатель. На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка!

Скок да скок-

 Прыгает морской... (конек).

Выстраиваем маршрут: поворот налево, один шаг вперед, поворот налево, один шаг вперед. Программируем.

На дне морском

 Лежит мешок:

Глаза, и клюв,

И восемь ног.

(Осьминог.)

Выстраиваем маршрут: один шаг вперед, поворот направо, один шаг вперед. Программируем робота.

Тема 18.  Пчелка следопыт

Цель: Развивать у детей умение ориентироваться на плоскости и ассоциативное мышление.

Материалы и оборудование: робот BeeBot – следопыт, игровое поле, муляжи; пенек, елочка, цветочек, муляжи животных: заяц, волк, божья коровка.

Ход игры:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы с вами будем сами создавать игровое поле, а наша«Умная пчела» будет следопытом.

- Посмотрите, у меня есть муляжи пенечка, елочки и цветочка.

- А еще какие на столе стоят муляжи? (Зайца, волка и божьей коровки.)

Предлагаю вам расставить пенечек, елочку и цветочек в любом месте игрового поля.

Дети расставляют муляжи.

Воспитатель. Теперь нужно зайца положить под пенечком.

- Волк прячется за елкой.

- А божья коровка сидит на цветочке.

Отправляем нашу «Пчелу» - следопыта найти божью коровку на цветочке. Выстраиваем маршрут: один шаг вперед, поворот налево, один шаг вперед. Программируем «Пчелу».

Потом идем искать зайца, который лежит под пенечком. Маршрут: поворот направо, один шаг вперед, поворот направо, один шаг вперед. Осталось найти волка. Где он прячется? (За елкой.) Маршрут: один шаг вперед, поворот налево, два шага вперед. Программируем робота.

Молодцы!

Тема 19.  Строим дом вместе

Цель: Проверить знания детей о геометрических формах, размерах.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», игровое поле, геометрические фигуры, иллюстрации с изображением трех поросят и волка.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, вы помните сказку «Три поросенка»? А что случилось с домиками поросят, которые они построили?

Да, к ним пришел волк и сдул домики Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа.

Мы можем помочь поросятам?

 

Сегодня мы с вами будем строителями и построим домики для двух поросят. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Одна команда будет строить домик для Нуф-Нуфа, другая команда - для Ниф-Нифа. Домики мы будем строить по чертежам (показ), которые нам привез наш робот BeeBot. Он согласился нам помогать-привозить строительные материалы.

Что есть у домика? (Стены, крыша, окно, дверь.) На какие геометрические фигуры они похожи? (Квадрат, прямоугольник, треугольник.)

Проводим детей к игровому полю, на нем лежат геометрические фигуры в разных местах. В верхнем правом углу квадрат, в левом нижнем углу прямоугольник, в середине треугольник.

Воспитатель. Ребята, где лежит прямоугольник? Треугольник? Квадрат? Чтобы нам доехать до треугольника, какой маршрут нужно выстроить? До прямоугольника? До квадрата?

Дети выстраивают маршруты, программируют робота, доезжают до нужной клетки, строят домики по чертежу.

Тема 20.  Дикие, домашние животные и птицы

Цель: Проверить знания детей о диких и домашних животных и птицах.

Материалы и оборудование:

робот «Умная пчела» - следопыт, игровое поле, муляжи диких, домашних животных и птиц.

Ход игры:

Дети проходят к игровому полю, возле которого стоят муляжи (картинки) диких, домашних животных и птиц.

Воспитатель. Ребята, сегодня «Умная пчела» хочет проверить ваши знания о диких, домашних животных и птицах. Она придумала для вас игру «Какое это животное? Какая птица?».

Вы должны прослушать загадку. Отгадав ее, берем муляж (картинку), с помощью «Умной пчелы» выстраиваем маршрут и программируем робота. Если это будет дикое животное, нужно поставить его в верхний ряд игрового поля, домашнее животное - в середину, а птиц - в нижний ряд.

Умная, сторожевая, злая, лает, живет в конуре. (Собака.)

Рыжая, пушистая, прыгает,

грызет орешки, живет в дупле. (Белка.)

Кто так заливисто поет О том, что солнышко встает? (Петушок.)

Белая, пугливая, блеет,

живет в сарае, дает шерсть. (Овца.)

Злой, зубастый, воет, рычит, он всегда голодный, хищник. (Волк.)

Большая, пестрая, мычит,

живет в хлеву, дает молоко. (Корова.)

Хитрая, нарядная, бегает, ищет, хитрит, тявкает, живет в норе. (Лиса.)

Большая, быстрая, ржет, живет в сарае. (Лошадь.)

Косолапый, лохматый, спит, зевает, рычит, сосет лапу, спит в берлоге. Он хозяин леса. (Медведь.)

Пушистая, ласковая, играет, бегает, мурлычет. (Кошка.)

Длинноухий, белый, дрожит, скачет, прячется. Он живет под кустом. (Заяц.)

Что за птица людей не боится,

Не летает высоко,

А поет «Ко-ко-ко»? (Курица.)

Тема 21. Пчелка приглашает гостей

Цель: Создавать условия для познавательного развития детей.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», игровое поле, улей пчелы, конвертики, иллюстрации с изображением белочки, медведя и ежика.

Ход игры:

Дети проходят к игровому полю, в начале его стоит улей пчелы и три конвертика, на которых изображены звери. На игровом поле лежат картинки с изображением ежика, медведя и белочки.

Воспитатель. Добрый день, ребята! Наша «Пчела» решила пригласить в гости своих друзей, а для этого ей нужно отвезти приглашение. Белочка, ежик и медведь живут в лесу.

Возле игрового поля лежат конверты с приглашением какому-либо животному. Одни ребята развозят приглашение с помощью робота, а другие забирают животных с собой и привозят к улью «Пчелы». Например, выбираем конверт. Кто на нем изображен? (Ежик.) Чтобы отвезти пригласительное ежику, сколько шагов и поворотов нужно сделать?

Выстраиваем путь с помощью карточек и программируем робота.

Воспитатель. А теперь нужно ежика привезти к улью «Пчелы». Какой нам нужен путь?

Выстраиваем маршрут с помощью карточек и программируем робота.

Тема 22. Пчела - разведчик

Цель: Продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве и на игровом поле.

Материалы и оборудование:

робот «Умная пчела»-три штуки, игровое поле, три флажка (красный, зеленый, синий), три конвертика.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение и ответьте мне, какой праздник скоро будет отмечать вся страна.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья.

Это празднует февраль Армии рожденье.

Что это за праздник? Почему он так называется?

Дети. 23 февраля наш народ будет отмечать День защитника Отчества.

Воспитатель. Что значит защитник? Что значит Отечество?

Дети. Защитники Отечества - это солдаты, которые защищают свой народ.

Воспитатель. Правильно, защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Поэтому Днем защитника Отечества называется праздник всех военных. Давайте представим, что наши «Пчелы» - солдаты, которым срочно нужно доставить донесение и оставить возле флажков красного, синего и зеленого цвета.

Чтобы нам доехать с донесением до красного флажка, нужно сделать четыре шага вперед, поворот налево, два шага вперед. Оставить конверт и вернуться назад. Готовы? Тогда в путь!

Дети выстраивают маршрут и программируют робота.

Тема 23. Пчелка» - пешеход

Цель: Продолжать формировать навык программирования робота согласно схеме.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», игровое поле, на котором расположены дома, машины, светофор, зебра.

Ход игры:

Дети проходят к игровому полю.

Воспитатель. Что мы видим на игровом поле? Дома, машины, светофор, зебру.) Все это - улица. Чтобы с нами не случилось беды, мы должны знать, как вести себя на улице.

Сегодня мы с нашей «Умной пчелой» отправимся на улицу, теперь мы пешеходы, участники движения, и должны соблюдать правила.

Кто такой пешеход? (Тот, кто ходит пешком.)

Как вы думаете, пешеходы могут ходить везде где хотят?

Для пешеходов есть специальная дорожка - тротуар, но и по тротуару надо ходить с правой стороны, чтобы не мешать тем, кто идет навстречу, не толкать других людей, нельзя бегать по тротуару. Как называется дорожка для пешеходов? (Тротуар.) Можно ли бегать по тротуару?

Программируем «Пчелу» на пять шагов вперед.

А если надо перейти улицу, как нам это сделать? Через дорогу нельзя перебегать просто так, переходить улицу можно по вот такой полосатой дорожке - она называется «пешеходный переход», или «зебра». Но прежде чем перейти улицу, надо остановиться и посмотреть, нет ли машин. Вначале смотрим налево, доходим до середины дороги - смотрим направо, и если нет машин, продолжаем переходить дорогу.

Давайте потренируемся переходить дорогу вместе с нашей «Пчелой».

Дети программируют «Пчелу»: поворот налево, один шаг вперед, поворот налево, поворот направо, три шага вперед.

Воспитатель. А еще помогает перейти через улицу светофор. (Объясняет значение сигналов.) На какой сигнал светофора надо переходить улицу? (На зеленый.) Можно ли переходить улицу на красный сигнал светофора? А на желтый? Программируем робота. И в обратный путь.

Тема 24. День рождения у Пчелки

Цель: Развивать умение детей ориентироваться на плоскости, повторить и закрепить правила этикета.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела»- две штуки, игровое поле, муляжи (картинки) зайца, белки, галчонка, три домика (магазина), три коробочки подарков.

Ход игры:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нашей пчелы BeeBot день рождения! И ее друзья: бельчонок, галчонок и зайчонок - сидели на полянке и думали, что же ей подарить.

Первым принял решение зайчонок. Он вспомнил, что «Пчела» любит конфеты, и отправился в продуктовый магазин за конфетами. Купив самые вкусные конфеты, он вернулся на поляну.

Выстраиваем маршрут и программируем робота.

Воспитатель. Потом галчонку пришла идея, что «Пчеле» нравятся цветы, и он отправился в цветочный магазин. Выбрал самый красивый букет и вернулся к друзьям.

Выстраиваем маршрут и программируем робота.

Воспитатель. А бельчонок решил подарить «Пчеле» вазочку для ее вкусного меда. Отправился в магазин посуды, купил и вернулся на полянку.

Выстраиваем путь и программируем робота.

Воспитатель. Они взяли свои подарки и отправились поздравлять «Пчелу».

Выстраиваем маршрут и программируем.

Тема 25. Победить индейцев

Цель:        Закреплять навыки ориентирования

в пространстве.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», игровое поле, тотем.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, наша «Умная пчела» собралась поехать в гости к племени джу-жу, где будет проходить посвящение в воины. Для этого нужно выполнить несколько заданий. Чтобы найти тотем и принести в племя, «Пчеле» нужно пройти через густой лес, переплыть речку, пройти мимо извергающегося вулкана, преодолеть высокие горы, проехать через мостик. В конце мостика стоит тотем, его нужно взять и привезти в племя джу-жу. Готовы? Тогда в путь.

Например: поворот направо, два шага вперед, поворот налево, шаг вперед, поворот налево, два шага вперед, поворот направо, два шага вперед, поворот направо, один шаг вперед, поворот налево, один шаг вперед, поворот направо, два шага вперед.

И обратно.

Выстраиваем маршрут и программируем робота.

Тема 26. Пчелка дарит подарок

Цель: Сформировать знания о цветах, растущих в регионе.

Материалы и оборудование:

робот «Умная пчела» - две штуки, игровое поле, картинки с изображением цветов.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (Весна.)

На улице прекрасная погода. «Умная пчела» предлагает вам отправиться в мир цветов. А каких - вы узнаете, отгадав загадки.

Кто первым даст правильный ответ, выстраивает маршрут, программирует «Умную пчелу», забирает цветок и возвращается обратно.

На лугу растет кудряшка - Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка.)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак.)

Неказистый, неприметный,

Он качает головой,

Не серебряный, не медный,

А голубенький иль белый Этот маленький цветок.

Перезвоны, переливы Не разносит ветерок.

(Колокольчик.)

Очень яркий, синеглазый,

Любит прятаться во ржи.

(Василек.)

Тема 27. Пчелка - путешественник

Цель: Дополнить знания детей о крае, в котором живем.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», игровое поле, картинки с изображением зверей, деревьев, цветов.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение.

Не заменят край родимый Никакие чудеса!

Только здесь всё так любимо - Реки, горы и леса.

Здесь от милого порога Начинается страна.

Стран других на карте много,

Только Родина одна!

У каждого жителя земли есть Родина. Что такое Родина? (Это место, где мы родились и живем.) В какой стране мы живем? (Россия.) Что вы знаете о природе родного края? (Много деревьев, зверей, птиц.)

«Умная пчела» хочет проверить ваши знания о родном крае, поиграть с вами в игру. На игровом поле лежат картинки с изображением зверей, деревьев, цветов. Нужно выбрать, что (кто) есть в нашем краю, и привезти на нижний ряд игрового поля. Например: береза - пальма, заяц - белый медведь, ромашка - лотос.

Выстраивают маршрут и запрограммируют робота.

Тема 28. Пчелка в гостях у Фиксиков

Цель: Уточнить знания детей о правилах безопасности дома.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела», игровое поле, картинки с изображением включенного в розетну утюга, бегущей из крана воды, музыка из мультфильма «Фиксики».

Ход игры:

Звучит музыка из мультфильма «Фиксики».

Воспитатель. Ребята, из какого мультфильма эта музыка?

Кто мне сможет рассказать, как их звали?

А с кем они дружили? Как звали мальчика?

Дим Димыч не всегда соблюдал правила безопасности дома, и на помощь к нему приходили Фиксики.

А какие вы знаете правила безопасности использования электроприборов, действий с огнем, водой?

Вот и сегодня Дим Димыч ушел в школу и забыл выключить из розетки утюг и закрыть в ванной воду. Что может произойти?

«Умная пчела» решила помочь Фиксикам и идет к ним на помощь.

Чтобы выключить утюг из розетки, нужно пройти три шага вперед, поворот налево, один шаг вперед, поворот направо, один шаг вперед, поворот направо, два шага вперед. Молодцы!

Осталось выключить воду в ванной комнате: поворот направо, один шаг вперед, поворот направо, один шаг вперед.

Выстраиваем маршрут и программируем робота

Тема 29. Вместе весело шагать

Цель: Формировать умение ориентироваться
на поле, синхронизировать свой путь с напарником.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела»- три штуки, игровое поле, картинки с изображением мяча, цветок, игрушки.

Ход игры:

Воспитатель. Я рада видеть ваши лица, ваши глазки. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом.

Ребята, кто мне скажет, что такое дружба?

Дружба - это отношения между людьми на основе доверия, уважения и общих интересов. Дружба приносит радость и удовлетворение от общения. При слове «дружба» вспоминаешь своих друзей, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать.

У нашей «Пчелы» есть друзья. Их девиз: «Вместе весело шагать». Вот и сегодня они решили собраться все вместе и весело провести время.

Дети проходят к игровому полю, рядом с ним стоят три пчелы, в разных местах поля лежат картинки.

Воспитатель. Полетели пчелы на лесную полянку (делаем два шага вперед и запускаем шесть роботов). Взяли свои любимые игрушки и сели на полянку поиграть (поворот налево, один шаг вперед). Увидев мяч, полетели играть в футбол (поворот направо, один шаг вперед).

Одна из пчел заметила на полянке красивый цветок, и все вместе они отправились к нему (поворот направо, два шага вперед).

Пчелы так весело проводили время, что не заметили, как наступил вечер.

Тема 30. В гости к Винни-Пуху

Цель: развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров.  

Оборудование: развивающий коврик «Лес», план схема, карандаши, десять стрелок из бумаги,

 Ход игры: Звучит музыка «День рождение» исполнитель «Барбарики»

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять, Мы встречаемся опять!

За руки сейчас возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся! (Берутся за руки, дарят друг другу улыбку)

 Воспитатель предлагает детям посмотреть видео открытку от Винни-Пуха. (приглашение на День рождения)

Ответы детей, согласие отправиться на праздник.

Воспитатель: Подарок нужно ему приготовить.  Что же нам ему подарить? (ответы детей) 

Ну, конечно, подарим воздушные шарики!  Только их нужно надуть.

 Упражнение «Воздушный шар») 

Воспитатель Мы надули  шар воздушный,  

Вот такой  большой-большой,

(Прижимают ладони друг к другу  и  медленно  разводят  руки  в  стороны) 

Отпустили  его  в  небо,           (поднимают руку  вверх) 

Помахали вслед рукой.            (прощально машут рукой) 

Полетел воздушный шарик

Прямо  в  небо, к облакам,        (качают руками над головой) 

Но  за  сук  он  зацепился,

Лопнул, хлопнул – БАМ!         (3раза хлопают  в  ладоши) 

Ш-ш- ш….      (произносят с усилием звук «ш-ш-ш..», садятся   на  стульчики) 

Воспитатель:  Ну что ж, лопнули наши шарики? Кажется не  все, у Маши вот какой шар большой остался, его Винни и подарим!

Ну, тогда отправляемся в путь! (звучит музыка)

 Воспитатель:  Посмотрите на  экран, кажется  Винни - Пух прислал нам карту, как добраться до его домика, но каждой пчелки своя дорога, зашифрованная на карте.  

Воспитатель предлагает детям выбрать план-карту для своей пчелки.

Дети объединяются в микро-группы и выбирают план - карту. Педагог предлагает детям маршрутный лист.

Дети, ориентируясь по плану, дети прокладывают путь на маршрутном листе. Воспитатель  наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников. Дети программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его. Воспитатель совместно с детьми подводит итоги.

Просматриваем видео от Винни – Пуха «Как здорово, что вы пришли, я давно вас жду, ребята!

Дети:  Мы тебя поздравляем с днем рождения! Шарик тебе большой дарим!  Воспитатель: Посмотрите, а Винни - Пух передал вам угощение (раздает детям). А теперь ребята давай те встанем в круг и попрощаемся

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы прощаемся опять, За руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся!

И дружно вместе скажем: «До свидания!»

Тема 31. Пчелка танцует с друзьями

Цель: Закреплять умение ориентироваться на игровом поле.

Материалы и оборудование: робот «Умная пчела»- четыре штуки, игровое поле, планы-схемы.

Ход игры:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем наше занятие с разминки.

Руки вверх поднимем раз!- Выше носа, выше глаз.

Прямо руки вверх держать,

Не качаться, не дрожать.

Три-опустили руки вниз,

Стой на месте, не вертись.

Вверх, раз, два, три, четыре, вниз! Повторяем, не ленись!

Будем делать повороты,

Выполняйте все с охотой.

Раз - налево поворот,

Два - теперь наоборот.

Так, ничуть не торопясь,

Повторяем восемь раз.

Молодцы!

Дети проходят к игровому полю и «Умным пчелам».

Воспитатель. Ребята, вам нравится танцевать? «Умные пчелы» тоже любят танцевать. Они всегда летают роем, собирают нектар с цветов и танцуют. Наши пчелы хоть и роботы, но мы с ними можем потанцевать. Согласны?

Каждый получает план-схему, выстраивает маршрут, программирует робота и запускает. Как только все запрограммируют «Пчел», выставляем их на игровое поле в один ряд и запускаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ТНР

Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка 5-ти лет и до школы. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного об...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ТНР

Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка 5-ти лет и до школы. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образова...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, инди...