Мастер-класс по проекту "Сказочная Азбука"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Домнина Екатерина Сергеевна

«Роль проектного метода в формировании грамматической компетенции детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_domnina.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса «Роль проектного метода в формировании грамматической компетенции детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».

         Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, а это не возможно без владения грамотной речью.

О значимости формирования грамотности говорили многие ученые, такие как Б.Д. Эльконин, С.Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин, М.И. Попов и другие.[3] Они предлагали организовать практическую и игровую деятельность так, чтобы успех этой деятельности зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова.  По моему мнению более глубоко, эти аспекты раскрываются в работе А. Н. Гвоздева. [4]

Для того, чтобы иметь представления о грамматической компетенции, необходимо рассмотреть понятие Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. «Грамматическая компетенция» - это знание грамматических элементов языка и умение ими пользоваться в процессе общения. [2]

Уважаемые коллеги, что по вашему мнению можно отнести к грамматическим элементам языка?

В теории А. Н. Гвоздева грамматика рассматривается как наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем» и держится на трех китах: словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, лицам, временам); синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов (соединение слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные); словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Уважаемые участницы, через какую деятельность и формы работы можно формировать грамматическую компетенцию?

А я ее формирую через сказку и поэтому в рамках этой проблемы в 2012 году разработан и апробирован проект «Сказочная азбука», который направлен на формирование каждого элемента, составляющего грамматическую компетенцию. Данный проект реализуется в образовательной деятельности путем составления с детьми книги сказок о букве.

Для реализации мною разработан четкий алгоритм сочинения сказок.

Первый шаг: дети рассматривают букву и определяют из каких элементов она состоит.

Шаг второй: составление ассоциативного ряда

- подбор ассоциаций к данной букве (труба, ворота, антенна);

- наделение буквы одушевленными качествами (красивая, добрая, вредная, злая).

Третий шаг: Сочинение сказки, опираясь на ассоциативный ряд.

- с помощью педагога (педагог начинает, дети придумывают конец).

- с помощью педагога (по наводящим вопросам).

- самостоятельно (коллективная сказка).

Процесс формирования умения составлять сказки, тоже носит поэтапный характер. На первом этапе с непосредственным участием педагога, на втором, с помощью педагога, на третьем самостоятельно, опираясь на собственный опыт. Эта сказка придумана самостоятельно, но существует проблема, однотипности сказок, которая решается за счет усложнения ассоциативного ряда, либо картинок.

Четвертый шаг: Зарисовывание сказки (иллюстраций)

 Эффективность внедрения проектного метода, для формирования грамматической компетенции отслеживаю по мониторингу усвоения знаний образовательной области: «Речевое развитие». Данные контрольного обследования позволили нам выявить, что показатели «высокого» уровня развития речи увеличились на 18%, а с «низким» уменьшилось на 8%.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен алгоритм сочинения сказки.

Я вам предлагаю сочинить одну из таких сказок. Сказку о букве «Т».

-Давайте рассмотрим эту букву. Из каких элементов она состоит?

- На что она похоже?

- Какая она? (подбор одушевленных качеств).

ИНСТРУКЦИЯ. Теперь я вам предлагаю разделиться на две подгруппы. Начинать сказку буду я, вторая подгруппа будет составлять середину, а третья – конец, но не забывайте, что Т пройдет через всю сказку. Перед вами лежат опорные картинки, выберите одну из них, это поможет вам в составлении сказки. Составляют сказку.

Зарисуем иллюстрации к этой сказки, но условие, в рисунке должен четко просматриваться контур буквы и рисунок должен отражать любую сюжетную линию. Так как время у нас ограничено, попрошу, чтобы рисунок носил схематический характер.

А теперь я буду зачитывать сказку, а вы демонстрировать свои иллюстрации именно в тот момент, когда будет зачитываться фрагмент, который относиться именно к вашей иллюстрации.

У нас с вами получилась интересная сказка и подробные иллюстрации. Спасибо вам коллеги, а теперь мне хотелось бы продемонстрировать, ту книгу сказок, которую мы составили вместе с детьми.

Уважаемые участницы, мы с вами очень плодотворно поработали. А теперь попрошу ваше эмоциональное состояние и отношение к сегодняшней деятельности, отразить в смайликах и поместить нужный смайлик на магнитную доску, вокруг буквы Т, которая на нашем мастер-классе была главным героем.

Благодарю всех участников мастер-класса. Большое спасибо всем!

 

Список литературы

  1. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2000.
  2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа).
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
  4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение C:\Users\Жемчуженка\Desktop\Логотип МБДОУ ЦРР.jpg

детский сад №28 «Жемчужинка»

муниципального образования г. Саяногорск

                           655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный  мкр., дом 11, тел. 2-91-92, 2-37-11

Городские педагогические чтения

«ФГОС: от теории к практике с помощью комплекса

современных технологий системно - деятельностного подхода»

Мастер – класс

«Роль проектного метода в формировании грамматической компетенции детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».

(с мультимедийным сопровождением)

Автор:

Домнина Екатерина Сергеевна

 Учитель-логопед

г. Саяногорск, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Дорожная азбука"

Цель  данного занятия  : знакомство с дорожными знакамиЗадачи: - познакомить детей с понятием Правила дорожного движения;- закрепить понятие «Пешеходный переход» и его обозначение;- формиров...

Мастер-класс на тему: "Дорожная азбука"

Мастер-класс на тему: "Дорожная азбука"...

Мастер-класс для воспитателей "Веселая азбука"

Мастер-класс «Веселая азбука» для воспитателей подготовительной группы...

Мастер-класс для педагогов "Весёлая азбука"

Практический материал на закрепление образа буквы....

Мастер-класс для родителей «Веселая азбука» для детей с ОВЗ

Мастер-класс для родителей«Веселая азбука» для детей с ОВЗ...

Мастер-класс для родителей «Веселая азбука»

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Веселая азбука»Цели: расширение контакта между педагогом и родителями; повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- сф...

Мастер-класс для педагогов "дорожная азбука"

Способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов....