Мастер-класс для педагогов "Весёлая азбука"
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ковалева Наталья Владимировна

Практический материал на закрепление образа буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_vesyolaya_azbuka.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

                 Мастер-класс  «Веселая азбука»

для воспитателей подготовительной группы

подготовила: учитель – логопед  Ковалева Наталья Владимировна

Задачи:

- сформировать у воспитателей представление о методах и приёмах работы с детьми по обучению грамоте;

-научить воспитателей применять данные методы и приёмы в работе с ребенком с ОВЗ для закрепления полученных знаний и умений;

- расширить представление воспитателей об играх, которые существуют с буквами.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Начать свой мастер-класс на тему: «Веселая азбука» хочу словами русской пословицы «АЗБУКА – К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА» .Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно организовать с детьми соответствующие игры и упражнения.

Сейчас давайте  поиграем в  разнообразные игры и упражнения на запоминания букв.

1. ИГРА «ВЫЛОЖИ БУКВУ»
Цель: развивать пространственные представления, воображение, зрительную память, внимание, совершенствовать мелкую моторику
Оборудование: счетные палочки, проволока, пуговицы, шнуровка, камешки-марблс
Ход игры если мы знакомим детей с буквой- необходимо сначала  внимательно ее  рассмотреть, затем педагог просит выложить увиденную букву из предложенного материала, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. На втором этапе дети выкладывают букву самостоятельно по памяти.

2.ИГРА «УГАДАЙ НА ОЩУПЬ»

Цель: учить тактильно узнавать буквы, развитие мелкой моторики рук

Оборудование: деревянные буквы, коробка с отверстиями, мешочки

Ход игры: дети, не глядя в мешочек (коробку) засовывают руку и на ощупь определяют букву, спрятанную в мешочке (коробке), тем самым развивая мелкую моторику рук, тактильное ощущение и воображение

3.ИГРА «ДОРИСУЙ БУКВУ»

 Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать? Предложите дописать недостающие элементы, чтобы получилась буква. Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв

Спасибо, коллеги, присаживайтесь!

4.ИГРА « ЗАШТРИХОВАТЬ БУКВУ»

Развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: следует заштриховывать букву по образцу, не выходя за контуры. 

(когда знакомим детей с штриховкой-показываем стрелочкой направление штриховки. На втором этапе взрослый задаёт направление штриховки. Например, с левого нижнего края к правому верхнему. Тем самым развиваем ориентировку в пространстве.)

5.ИГРА «НАЙДИ И ПОДЧЕРКНИ»

Для этой игры потребуется любые буквы с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая буквы, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность)

6.ИГРА «ВЫЛЕПИ БУКВУ»

Использование техники лепки из пластилина позволяет создать яркий образ буквы, стимулировать работу зрительного анализатора. Проводя пальцами ведущей руки по вылепленной букве, мы развиваем тактильные ощущения и мелкую моторику рук. Совместная и поочередная работа рук, обводящих контур вылепленной буквы, способствует развитию межполушарных связей. Мягкая структура пластилина оказывает расслабляющий эффект, что создает позитивный фон для коррекционной работы. Умение конструировать и реконструировать букву из пластилина, определять сходство и различие между графически сходными буквами развивает у детей мыслительные процессы, внимание и пространственные представления

 

7.ИГРА «СОБЕРИ БУКВУ»

Игра по принципу разрезных картинок. Игра способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание «вверх ногами» и др.)

 Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две, на четыре, на шесть, на восемь частей. Разрезка должна быть от самой простой до самой сложной. Чтобы детали букв не путать, лучше их изготовить разного цвета. Не забывайте спрашивать и называть, какая получилась буква!

8.ИГРА «КАКИЕ БУКВЫ СПРЯТАЛИСЬ?

Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Задания лучше нарисовать на отдельных листах. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.

Задание развивает зрительное восприятие

10.ИГРА «ТЕЛО-БУКВА»

оригинальный способ запоминания букв. Ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие “Тело-загадки”, а дети отгадывают, какая это буква. Затем можно поменяться ролями, ребенок будет загадывать. а вы отгадывать.

Подобные упражнения можно выполнять при помощи рук и пальцев

Заключение

Теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Если информация была для вас полезна, то, пожалуйста, похлопайте в ладоши, а если нет, то потопайте ногами. Хочу раздать вам памятки « Как помочь ребёнку запомнить буквы». Надеюсь информация будет для вас интересна.

Воспитателям раздаются памятки по теме.

Памятка!

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ

Со старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) на специальных занятиях мы начинаем обучать детей звуковому анализу слов, формируем у детей фонематические процессы. Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.

Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения.

Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаем воспитателям использовать разнообразные игровые упражнения:

1. Обвести букву пальчиком. Буква должна быть довольно крупного размера. Обязательно спросить: какую букву обвели пальчиком?

2. Вырезать букву по контуру. Спросить: какую букву вырезали по контуру?

3. Обвести карандашом букву по точкам. Спросить: какую букву обвели по точкам?

4. Заштриховать букву.

5. Дорисовать элементы буквы так, чтобы получилась целая буква.

6. Написать букву в большой и маленькой клеточках.

7. Выложить букву из палочек, полосок бумаги, верёвочек, проволоки и других материалов.

8. Вылепить букву из пластилина, глины, теста.

9. Найти букву в текстах, назвать и подчеркнуть её.

10. Найти заданную букву среди других букв, обвести её в кружок.

11. Найти и обвести только правильно написанные буквы. Это упражнение хорошо проводить для запоминания начертания несимметричных букв, которые дети часто пишут зеркально: З, С, Г, Я, У, Р и др.

12. Выучить стихотворение про букву, выучить стихотворение, насыщенное словами с изучаемыми звуком и буквой.

После запоминания нескольких букв полезно провести игровые упражнения для различения букв и для закрепления связи звука с буквой.

Надеемся, что эти, а может быть, и придуманные вами игровые упражнения помогут вашим детям лучше запомнить буквы, легко и весело научиться читать. Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Дорожная азбука"

Цель  данного занятия  : знакомство с дорожными знакамиЗадачи: - познакомить детей с понятием Правила дорожного движения;- закрепить понятие «Пешеходный переход» и его обозначение;- формиров...

Мастер-класс на тему: "Дорожная азбука"

Мастер-класс на тему: "Дорожная азбука"...

Мастер-класс для воспитателей "Веселая азбука"

Мастер-класс «Веселая азбука» для воспитателей подготовительной группы...

Мастер-класс для родителей «Веселая азбука» для детей с ОВЗ

Мастер-класс для родителей«Веселая азбука» для детей с ОВЗ...

Мастер-класс по проекту "Сказочная Азбука"

laquo;Роль проектного метода в формировании грамматической компетенции детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»....

Мастер-класс для родителей «Веселая азбука»

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Веселая азбука»Цели: расширение контакта между педагогом и родителями; повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- сф...

Мастер-класс для педагогов "дорожная азбука"

Способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов....