Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с синдромом Дауна (старшая группа)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Индивидуальный образовательный маршрут, разработан для ребенка с ОВЗ. Включает в себя описание основных направлений работы. Для ребенка также разработана тетрадь для индивидуальной работы, где указаны конкретные используемые методики и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут работы на 2021-2022 уч.год.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

У ребенка отмечается нарушение координации движений, неловкость, снижение мышечного тонуса. Процессы восприятия замедленны, при этом отмечаются выраженные трудности интеграции своих ощущений. Так, например, ребенок не может одновременно слушать, смотреть, реагировать и концентрировать внимание. Ему свойственно поверхностное и глобальное восприятие предмета.

Несмотря на то, что у ребенка зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое, он предпочитает простые зрительные стимулы и избегает сложных изображений.

Обращают на себя трудности концентрации внимания, его низкий объем, нестойкость и рассеянность. Для запоминания ребенку требуется большое количество повторений, есть нарушения механической кратковременной памяти.

Наблюдаются  нарушение планирования, медленное формирование понятий и развития навыков, трудности оперирования одновременно несколькими понятиями, сложности перенесения усвоенных навыков в новую ситуацию.

При этом  отмечаются неплохие подражательные способности, которые могут быть использованы при формировании навыков самообслуживания и трудовых навыков.

Ребенок очень общителен, отличается эмоциональной живостью, свои эмоции выражает непосредственно и легко. В комфортной обстановке миролюбив и дружелюбен, ласков и приветлив с окружающими.

Однако если ему  что-то не нравится или если его кто-то обижает - может стать недоброжелательным. Наблюдается педантизм, инертность, вязкость.

Играя, ребенок  проявляет низкую активность при манипулировании предметами, освоении различных способов использования игрушек; игры с правилами не вызывают интереса. Сюжетно-ролевая игра не сформирована.

Речь не сформирована. Использует имитации звуков и подкрепляют их жестами. Говорит несколько простых слов (мама, папа, баба), использует звукоподражания. Обращенную речь понимает хорошо.

Нами был составлен индивидуальный образовательный маршрут для развития ребенка с ООП (с синдромом Дауна).

Цель: создать условия для развития ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

1. Формирование произвольной деятельности, функций программирования и контроля;

2. Формирование коммуникативной и игровой деятельности;

3. Формирование продуктивного взаимодействия, элементарной саморегуляции;

4. Формирование пространственных представлений;

5. Создание условий для овладения сенсорными эталонами, ориентации во внешнем мире, развития внимания, памяти, мышления;

6.Развитие предметно-практической, конструктивной деятельности.

Рекомендовано обучение по основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с включением индивидуальных занятий, разработанных для данного ребенка. Основная форма занятий – индивидуальные. Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут, в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес. Так же, рекомендовано психолого-педагогическое сопровождение ребенка в группе и работа с логопедом. Для ребенка разработана индивидуальная тетрадь, где педагог-психолог отмечает ход занятия, особенности выполнения заданий.

Принципы обучения:

-Индивидуальный подход;

-непрерывность;

-регулярность;

-планомерность;

-многократные повторения;

-постепенное повышение требований;

-учет возраста;

-оптимистический подход- «атмосфера успеха»;

-задействование разных каналов восприятия: наглядность, подключить осязание, слух, ощущение.
     

Занятия включают в себя комплекс игр и заданий направленных на

- развитие общей и мелкой моторики (игры на речедвигательное подражание, пальчиковые игры, массаж пальцев и ладоней);  

- развитие речи  и самопознания (пополнение словарного запаса), развития знаний о частях тела, умения их показать и назвать);

- умение  различать простейшие эмоции (радость, грусть, злость), изображать их, отличать их на картинке;

- развитие умения действовать по образцу (различные мозаики, лото, кубики, палочки Кьизенера);

- обучение основам рисования, умения держать карандаш и ручку, получение ребенком положительных  эмоций от процесса рисования;

- обучение основам лепки из пластилина, и аппликации;

- на развитие мышления, внимания и памяти  (найди различия между картинками, «4й лишний», «кто исчез», лото);

-развитие произвольной регуляции, умения действовать по правилам («Городок», «Гусеничка», «Рыбалка»);

-  устранение поведенческих проблем ребенка, обучение методам релаксации и контроля (игры с песком и кинетическим песком, игры с тестом для лепки).

- формирование навыков реагирования на обращенную речь и выполнение просьб.

Используемые методики:

  1. Стребелева  Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей  в процессе дидактических игр.
  2. Бражникова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
  3. Стребелева  Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями  в развитии.
  4. Белова А.С. Программа работы педагога-психолога с ребенком с синдромом Дауна.
  5. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников.
  6. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей с синдромом Дауна.
  7. Лисовская Т.В. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
  8. Пишчек М. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью.
  9. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического  обследования детей.
  10. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей.
  11. Различный стимульный материал  (игрушки,  разрезные картинки, дидактические игры, воздушные шарики, мыльные пузыри и т.д.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа

Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан  по программе "Ладушки"  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка старшей группы и средней.

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка старшей группы  и средней группы....

План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 2 уровень речевого развития) старшая группа Октябрь

Материал соответствует лексическим темам ДОУ , направлен на развитие речи и мышления ребенка  с ЗПР ( 2 уровня реч. развития)...