Типы психологических состояний
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Типы психологических состояний
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы негативных психических состояний и их характеристики у детей дошкольного возраста
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.
Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).
Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др.
К специфическим состояниям относятся состояния сна – бодрствования, измененные состояния сознания и др.
К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (страх, тревога, гнев, волнение, стыд), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности[2].
1. Отрицательные состояния, полярные типично положительным
Страх - эмоциональная реакция человека на действительную или воображаемую опасность. Страх у человека характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокоит, нервотрепкой, стремлением выйти из неприятной ситуации. Психическое состояние страха характеризуется широким диапазоном эмоций - от легкого испуга до ужаса. Человек в таком состоянии действует неразумно, допускает ошибки. Страх часто бывает непреодолимым препятствием для деятельности человека, а также негативно влияет на восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы
Тревога - эмоциональное состояние человека, возникающее при вероятных неожиданностей как при задержке приятных ситуаций, так и при ожидании неприятностей. Тревожное состояние человека характеризуется опасением, в турбованистю, тоской. Это состояние связывают с эмоцией страха. Если это так, то тревогу можно объяснить как тормозное состояние. Причины возникновения тревоги различные. Тревога может проявляться и в результате подражания поведения других людей. Тогда в ней нет страха. Состояние тревоги свидетельствует о недостаточной приспособленности к окружающему, неспособность быстро и адекватно реагировать на его изменения.
Гнев. В состоянии гнева, обусловленного действием негативных раздражителей (оскорбление, удар), у человека ослабляется волевой и умственный контроль над своим сознанием и поведением. Гнев имеет специфические внешние проявления в различных жестах, движениях, мимике, словах. В состоянии гнева не следует принимать никаких решений.
Волнение - психическое состояние человека, характеризующееся синдромом повышенного возбуждения, напряжения и страха, который связан с негативными предчувствиями человека. Потеря или притупление способности к волнению делает человека черствым, неспособным сопереживать. Чрезмерная же возбудимость и волнения могут привести к таким негативным явлениям, как неуравновешенность, подозрительность, не владение собой. Состояние волнения особенно отчетливо проявляется в детском и юношеском возрасте.
Волнение, а вместе с ним и страх возникают тогда, когда мозговые центры не могут дать адекватную (т.е. соответствующую реальному факту) реакцию на ситуацию или когда есть сомнение относительно успешного завершения дела.
Стыд - состояние, возникающее в результате осознания человеком несоответствия своих действий и поступков тем нормам, которые нужно соблюдать в своей жизни. Стыд - один из аспектов функционирования такого регулятора, как совесть[1].
2. Особые формы негативных состояний
Стресс – состояние напряжения – совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы – импульсивная, тормозная, генерализованная – приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Однако в современной психологической литературе термин "стресс" без уточнения его модальности употребляется для обозначения отрицательного стресса.
Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации "обманутых ожиданий" (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояние фрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, депрессия и др.
Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов: человек не обладает достаточным количеством информации, чтобы выработать оптимальную модель поведения, принять решение; человек выполняет сложную деятельность на пределе концентрации и максимально актуализируя свои способности; человек находится в ситуации, вызывающей противоречивые эмоции.
Персеверация и ригидность – два сходных отрицательных психических состояния. Сущность обоих состояний – склонность к стереотипному поведению, пониженная адаптация к изменениям ситуации. Отличия заключаются в том, что персеверация – пассивное состояние, близкое к привычке, податливое, стереотипное, а ригидность – более активное состояние, близкое к упрямству, неуступчивое, сопротивляющееся. Ригидность в большей степени характеризует личностную позицию, чем персеверация, она показывает непродуктивное отношение человека к любым изменениям [2].
Негативные психические состояния резко снижают уровень жизнедеятельности индивида. Они могут вызывать неадекватные реакции, дезадаптивные поведенческие проявления. В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром [3,c.182].
Список использованной литературы:
1. Витенко И.С. Основы психологии.- М., 2010. (4 из 2)
2. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. –М.: Эксмо, 2012. – 128 с.(4) (8 из 2)
3. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Авт.-сост. А.О. Прохоров. -М.: ПЕРСЭ, 2011. – 212 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА ПО ЦВЕТАМ.
Влияние цвета на человека имеет древние корни, то есть у человека в процессе развития сложились определенные цветовые ассоциации с теми или иными явлениями....

Консультация для родителей: "Определение психологического состояния ребенка по цветам"
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. Он поможет по цвету определить эмоциональное состояние детей на данный период и скорректировать свое поведение с ним....

Консультация для родителей на тему: "Определяем психологическое состояние ребёнка по цветам".
Консультация для родителей на тему: "Определяем психологическое состояние ребёнка по цветам"....

Знаете ли вы, что поза ребенка во время сна может рассказать о его психологическом состоянии?
Поза ребенка во время сна может рассказать о его психологическом состоянии....
"Четыре типа психологических травм"
quot;Четыре типа психологических травм"...

Психологическая сказка про белочку, которой было очень одиноко Поддержание психологического состояния человека, который чувствует себя одиноким, стремление дать надежду на разрешение его проблемы.
Психологическая сказка про белочку, которой было очень одиноко...

