Организация инновационного обучения детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты «Шаг вперед»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кулигина Анна Леонидовна

Методическое пособие по использованию оборудования сенсорной комнаты и аппарата адаптивного биорегулирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_shag_vpered.docx65.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 5" с. Кневичи Артемовского городского округа

Организация инновационного обучения детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты «Шаг вперед»

         

Методическое пособие по использованию оборудования сенсорной комнаты и аппарата адаптивного биорегулирования

Сенсорная комната является важным инструментом в работе психолога, логопеда, педагогов с детьми, имеющими проблемы в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации, а также с детьми с ОВЗ. Наличие сенсорной комнаты в нашем учреждении является необходимой инновационной моделью для реализации комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольников для оказания им всесторонней помощи.

В данном пособии, мы постарались максимально раскрыть тему использования оборудования в сенсорной комнате и работу с ним. Мы разработали несколько занятий и упражнений с использованием оборудования сенсорной комнаты и аппарата адаптивного биорегулирования.

Содержание

  • Сенсорная комната. О главном
  • Сенсорная комната. Рекомендации по использованию
  • Сенсорная комната. Методики работы
  • Сенсорная комната. Развивающее оборудование
  • Примеры проведения занятий в сенсорной комнате
  • Сборник упражнений

Сенсорная комната. О главном

        В современном мире, сенсорная комната – это интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующие звуки, запахи и т. д. при полном или частичном общем затемнении.

Сенсорная комната – это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с детьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания ― и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения.

В сенсорной комнате, как правило, проводятся специализированные занятия под руководством специалистов (педагогов, логопеда, психолога), но, помимо этого, интерактивная среда может с успехом использоваться и для саморелаксации.

Сенсорная комната. Рекомендации по использованию

Время сеансов в сенсорной комнате 20-30 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психологом индивидуально. 
После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Занятия должны проводиться индивидуально или подгруппами по 2-7 человека. Количество человек на занятиях определяется целями работы и возрастом ребенка.

Занятие в сенсорной комнате проводятся в игровой форме.

       В зависимости от проблематики и возраста ребенка используются разные приёмы и методы работы.

Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. 

Сенсорная комната. Методики работы

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения.
Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
Примеры воздействия на организм некоторых цветов:

КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует; 


ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует; 


ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует; 


ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает; 


СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции. 


ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.
Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма. 
Обоняние у людей развито не так сильно, как другие ощущения, но его значение часто недооценивается. Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, но, оказывается, еще и полезны. В основе
ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен.
Каждому аромату присущи свои достоинства:
* чабрец, ромашка, бергамот, лимон - это ароматы широкого спектра действия;
* лимонник, мелисса, шалфей - являются стимуляторами; 
* ладан, сандал, душица - релаксаторами; 
* роза, сосна, герань, мирра, розовое дерево - обладают восстанавливающими свойствами;
* мускатный орех, шалфей - согревающими и тонизирующими свойствами; 
* ладан, лаванда, мята - охлаждающими.

Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.



Сенсорная комната. Развивающее оборудование

Прежде чем продолжить рассказ о темной сенсорной комнате хотелось бы процитировать слова Альберта Эйнштейна, великого математика, Мыслителя с большой буквы: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…»

Сенсорная комната обладает   выраженной полифункциональностью. В ней при наличии света (поднятые шторы, включенный свет) можно проводить занятия без использования светового интерактивного оборудования.

Взаимодействие с различными световыми панно, такими как Пучок фибероптических волокон «Волшебный фонтан» и фибероптический островок — процесс увлекательный и познавательный. Например, перебирая, собирая в пучки, вытягивая по одной нити разного цвета, ребенок не просто увлеченно взаимодействует с этим интерактивным оборудованием, моделируя различные пространственные формы. В ходе такого взаимодействия стимулируются зрительные и тактильные ощущения. И таких примеров саморазвития, которое осуществляется в процессе взаимодействия с пространственной средой сенсорной комнаты, можно привести много. Этот процесс не менее познавателен, чем дидактические игры с предметами и игрушками, столь активно используемые в образовательном процессе.  

       Пуфик-кресло «Груша» с гранулами — удобное сидение, выполненное в форме «груши» и наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.

Детская сенсорная дорожка — дорожка различными наполнителями и квадратные ребристые коврики. Съемное крепление позволяет менять последовательность их расположения. Ходьба   ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной дорожке увлекательным и полезным для людей любого возраста. Сенсорная дорожка может использоваться в качестве оборудования и для светлой, и для темной сенсорных комнат. Восприятие сенсорной дорожки меняется, если она расположена в темной сенсорной комнате, когда перемещаться по «кочкам-мешочкам» надо в полутьме, например, при освещении, исходящем от зеркального шара. В этом случае направленный луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное количество «солнечных зайчиков». Они, словно маленькие звездочки, скользят по полу, попадают на «кочки-мешочки», изменяя их цвет. Такой светоэффект требует определенных изменений и в пространственной ориентировке во время ходьбы по сенсорной дорожке. Не меняя тактильных ощущений, он обостряет их. Для более полноценных ощущений рекомендуется ходить по дорожке босиком или в тонких носках.

     Воздушно пузырьковая панель и воздушно-пузырьковая колонна с рыбками. Прозрачная панель высотой 150 см, выполненной из прочного пластика и заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков и происходит смена цвета- активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации. Если в колонне рыбки начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, кружась в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию.

      Световой стол для рисования песком. Используется для развития тактильного восприятия, формирования уверенности в себе, снижения нервно-психического напряжения, обогащения восприятия и воображения. Упражнения развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Комплексное воздействие на психику обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение.

Проектор «Релакс», фотопроекционное колесо «Космос», «Океан», колесо спецэффектов «Жидкое». Помогает расслабиться, оказывает зрительную стимуляцию, развивает фантазию.

Декоративно-развивающая панель «Дерево» предназначены для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, логики и пространственного мышления, а также для изучения времен года.

Ширма с тактильными мешочками развивать мелкую моторику

-учить анализировать тактильные ощущения.

-развивать воображение, эмоциональную сферу.

-расширять словарный запас.

Настенный модуль для развития запястья предназначен для развития запястья, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме.

Главное назначение модуля – подготовка руки и глаз к письму.

Интерактивный стол. Применение интерактивного стола позволяет создать условия для развития важнейших психических процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания), процессов саморегуляции личности, способствует мотивации детей к познавательной деятельности, что обеспечивает хорошую подготовку к обучению в школе. Представленные игры имеют тематическую направленность, что создает удобство для использования в образовательной деятельности в ДОУ.

Интерактивная песочница. Расширяет границы и возможности классического метода. Позволяет создать развивающие увлекательные занятия, а также произвести и решить конфликтные жизненные ситуации. Позволяет полностью моделировать песочное пространство, создавая ту картину, которую хочется. Развивает важнейшие психические процессы: мышление, внимание, память, речь. Релаксация, сопровождение адаптации, снижение уровня тревоги. Развивающие занятия, подготовка к школе, развитие воображения.

Стол для рисования на воде. Технология «Эбру», рисования по воде, помогает ребенку развиваться творчески, эмоционально и интеллектуально. Занятия способствуют развитию детской моторики и психологическому расслаблению. Процесс рисования на воде не только дарит детям много радости, но и важен для развития (мышления, моторики, воображения).

Комплект адаптивного биоуправления. Предназначен для:

  • Детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
  • Детей с задержкой в области психического и речевого развития (ЗПР, ЗРР)
  • Детей с нарушениями в области психоэмоционального развития и коммуникативной сферы (РАС, СДВГ)
  • Детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и сенсомоторного развития

Красочные игровые сюжеты, созданные с использованием современных мультимедийных средств, повышают мотивацию тренирующегося, способствуют более эффективному закреплению навыков саморегуляции.

Примеры проведения занятий в сенсорной комнате

В МБДОУ №5 -12 групп, 320 воспитанников, из них с ОВЗ – 8 (2015-2016); 16 детей в 2017-2018 учебном году; 19детей в 2018-2019 учебном году; 20 детей в 2019-2020 учебном году.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:        

  1. Ритуал приветствия

2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  

Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 

3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).

5. Ритуал прощания.

Организация работы

          Цель – создать условия для коррекции эмоционально-волевой сферы, компенсации нарушенных функций и развития моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции.

Задачи:

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального состояния;

3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;

6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

ТЕМА «Здоровей-ка»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • Формирование представлений о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
  • Знакомство с элементарными представлениями о том, как нужно заботиться о своем здоровье.
  • Формирование умения группировать и классифицировать предметы.

Оборудование: кукла, сумка, игрушечные продукты (овощи, фрукты, сосиски, тортики и т.д.). Интерактивная песочница (режим интерактивный стол).

Ход Занятия

  1. Приветствие.

Игра ритуал «Скажи, что чувствуешь!»

Ход игры:

Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня радостный потому, что…»

  1. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

«Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

 А потом опять вперед-тут немного отдохнет

Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно-расслабление приятно!

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А теперь посмотрим вниз-мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно-расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

  1. Познавательная деятельность.

- Ребята сегодня мы с вами поговорим о продуктах. Продукты бывают полезными и … (вредными). Какие продукты нужны нам, чтобы мы росли здоровыми и сильными? А какие полезные продукты вы знаете?

- наша кукла Варвара принесла полную сумку продуктов из магазина. Давайте посмотрим, что там (все продукты раскладываются на стол, дети их называют).

- Ребята, а как вы считаете, Варвара принесла только здоровые продукты или нет?

Дети называют каждый продукт и объясняют, если он вредный, то чем. Если продукт полезный, то дети тоже объясняют, чем он полезен для организма.

Игра «Здоровое питание» (интерактивный стол в песочнице)

     Инструкция: угадай, какие продукты полезны для здоровья, а какие вредные! Положи полезные на тарелку, а вредные на тарелку с красным крестиком!

    Цель: игра закрепляет знания детей о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезной для здоровья человека и вредной пище. Развивает мышление, внимание, речь.

    Ход игры: перед ребенком выводится изображение какого-то продукта. Ему нужно назвать этот продукт, и разместить его в сектор полезной еды (на тарелку) или сектор вредной (зачеркнутая тарелка).

Игра «Органы чувств» (интерактивный стол в песочнице)

Цель: формирование начальных представлений о здоровье. Развитие умения различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), формирование представления об их роли в организме и о том, как их беречь.

Краткое содержание: на экран выводится изображения органов чувств. Ребенку задается вопрос или загадка. Затем ему нужно выбрать правильный ответ, удерживая руку на выбранной картинке. После этого ребенок объясняет свой выбор, и отвечает, для чего нужен этот орган чувств.

  1. Релаксация.

"Дружные дети"

Дети лежат на ковре, музыка «Звуки моря».

«Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите».

Старшая группа (5-6 лет)

ТЕМА: «Времена года»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года
  • Развивать мышление, зрительную память, внимание.

Оборудование: Декоративно-развивающая панель «Дерево», Стол для рисования на воде «Эбру».

Ход занятия

  1. Приветствие.

«Доброе утро»

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

Доброе утро, дети!

Мы проснулись! (Поднять руки вверх)

  1. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление 

«Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук)

Стоя, друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

“Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

  1. Познавательная деятельность

Сегодня мы поговорим о сезонных изменениях в природе в разные времена года.

Послушайте загадки:

  1. Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят….

  1. Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

  1. Тает снежок,

Оживает лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

  1.  Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

     Дидактическая игра «Времена года»

Цель: научить детей называть времена года по их признакам, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

Ход игры: на доске выставлены 4 картины с изображением времен года. На столе лежат карточки. П. предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим времени года. Ребенку необходимо назвать свое время года, объяснить, почему он подошел к той или иной картине.

Упражнение «Времена года»

Оборудование: Декоративно-развивающая панель «Дерево»

Цель: развитие мелкой моторики, учение времен года.

Ход игры: попросите ребенка изобразить дерево зимой (сняв все листья), весной (надев цветы), летом (надев цветы и много листьев) и осенью (оставив листья только желтого и красного цвета).

      Релаксация

«Что я чувствую, когда слушаю музыку»

Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.

Детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

  1. Подведение итогов.

Игра в кругу с мячом (обратная связь):

- Перечислите последовательность времен года.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- В чем возникли трудности?

- Как вы с ними справились?

Подготовительная к школе группа

(6-7 лет)

Занятие «МОРЕ»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • Знакомство с обитателями моря, расширение представлений о морских обитателях.
  • Расширение и активизация словарного запаса

Оборудование: колокольчик, воздушно-пузырьковая колонна с рыбками, проектор «Море», музыка

Ход Занятия

1.        Приветствие.  «Колокольчик»

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.

2.        Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

«Дотянуться до облачка».

Нужно вытянуть ручки вперед, как будто что-то нужно достать. Затем расслабляем их и опускаем на выдохе. После этого ручки поднимаем вверх и пробуем мысленно дотянуться к облачку и вновь опускаем их.

«Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу- перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямится. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону- прижать левую ногу к полу. Выпрямится. Вдох-выдох.

Сало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

3.        Познавательная деятельность

Упражнение «Поймай пальчиком».

Цель: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбку». Каждый ребенок «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок). Дети «ловят» рыбок, то правой, то левой рукой.

«Загадки»

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

        Дети: Кит!

        П: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

        Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

        П: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

        Дети: Это фонтан.

        П: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

        П: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

        П (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит -   самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

        Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

        П: Киты -   не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

        Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

        А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

        Дети: Дельфин!

        П: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

        Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

        П (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

        А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)

Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

        Дети: Акула.

        П: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).

        Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

П (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

        Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

        Дети: Краб.

        П: Верно. (Показывает иллюстрацию).

        Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

        П (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

        Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

        Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

         Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

        Дети: Осьминог.

        П: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).

        П: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога -  присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

         А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

         По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

        Дети: Черепаха.

        П показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

        П: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно.  Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

        Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

        Дети: Конек.

        П показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

        П: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

        А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

        Дети: Медуза.

        П: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

        П: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

        Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.

        Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).

       

  1. Релаксация (под музыку смотрим проектор «море»)

  1. Прощание

        Психолог: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?

        С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

         - Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

         - Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).

Сборник упражнений.

Вводное. «Секреты волшебной комнаты»

Познакомить обучающихся с оборудованием сенсорной комнаты, ознакомить с правилами использования данного оборудования. Продемонстрировать приёмы работы с данным оборудованием.

Релаксация «Шум воды» (с использованием пузырьковой колонны, музыкальное сопровождение)

Игровые задания «Звездный дождь».

Цель: развитие Прослушивание музыки. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, оказывают положительное влияние на центральную нервную систему. Спокойная музыка стимулирует интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма.

Релаксация «Теплый дождь» (с использованием пучка фибероптических волокон «Звездный дождь»)

Игровые задания с тактильно-развивающей панелью «Лабиринт»

Предназначена для развития мелкой моторики, тактильной и зрительной стимуляции. Идеально подходит для подготовки руки к письму.

Упражнение «Мысленная картина» выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны.

Цель: Создание хорошего настроения, тренировка зрительной памяти. Детям нужно посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну, закрыть глаза и попытаться удержать увиденное в памяти.

Обсуждение: удалось ли удержать увиденное в памяти, ощущения.

Упражнение «Золотая рыбка» выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны с рыбами.

Цель: сплочение коллектива, зарядка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие цветового восприятия, релаксационный эффект.

 Дети стоят около колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и опусканием рыбок под воздействием воздуха.    Создается соревновательная обстановка.

Упражнение «Кошка» выполняется на цветовых панелях.

Вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на панель, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии.

Игровые задания «Отгадай настроение».

Упражнение с цветовыми панелями «Цветовые пятна». Восприятие цветоэффектов, производимых данными панелями, развивает зрительное восприятие; воображение; снижает уровень тревожности; способствует психо - эмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.

Игры на интерактивном столе «Где живут животные?»

Игра «Где живут животные?» -детям предлагается расселить животных по «домам», т.е. по соответствующим картинкам.  

Игра на интерактивном столе «Рисование»

Игра «Рисование» - детям открывается панель рисования, на которой можно рисовать:

-  все, что им хочется, т.е. свободное рисование (3 мин.);

- детям предлагается поработать в парах, и нарисовать один общий рисунок на двоих, и составить рассказ по рисунку (5 мин.);

- через некоторое время предложить нарисовать один общий рисунок – игра «продолжи рисунок» - один ребенок начинает рисовать, а другие дети должны понять, что он задумал и закончить рисунок (5 мин.);

 

Игра на интерактивном столе «Время суток»

Игра «Время суток» - вспомнить с детьми, что такое часы и для чего они нужны. Объяснить ребятам, что маленькая стрелочка показывает часы, а длинная – минуты. Включить игру, показать, как можно увеличить и уменьшить часы на интерактивном столе. Объяснить правила игры: к соответствующим картинкам подобрать время на часах рассказать, что они видят (например, малыш обедает, обед начинается в 12.00, значит, часы необходимо подобрать такие, на которых время будет стоять 12.00 часов). Попробовать несколько картинок всем вместе, затем поделиться на пары (12 мин.);

Упражнения в программе «Игры со словами»

Экран 1. Названия эмоций

Основные цели: ознакомление ребёнка с различными эмоциональными состояниями, словами, обозначающими эти состояния, и способами выражения эмоций.

Интерактивные элементы:  голубой громкоговоритель — прослушивание инструкции; кнопки со словами «радость», «скука» и др. — аудиозаписи, анимация; смайлик — маркер, отмечающий выполненные задания; лист и карандаш — дополнительные материалы:  карандаш — рабочий лист (для распечатывания);  вопрос — методические рекомендации;  листок — транскрипция экрана.

 

Авторы программы используют термин «эмоции» для обозначения настроения, чувств и переживаний человека. Для ознакомления ребёнка со способами выражения эмоций выбраны следующие состояния: радость, испуг, скука, удивление, грусть и злость.   Кликнув на кнопки со словами в середине экрана, ребёнок может понаблюдать за изменениями выражений лиц мальчика и девочки и попробовать изобразить похожее выражение лица, соответствующее тому или иному эмоциональному состоянию. Упражнение развивает способности к невербальной коммуникации, которая играет роль «вспомогательного языка» при общении. Если ребёнок не умеет читать, то педагог может предложить догадаться по выражению лиц мальчика и девочки, что они чувствуют. Можно задать вопросы: «А у тебя бывает такое настроение?», «Когда, в каких случаях?» При выполнении данного упражнения необходимо обратить внимание ребёнка на лексику (прилагательные мужского и женского рода). Задайте вопросы ребёнку: «Какая девочка?» (ответ: весёлая), «Какой мальчик?» (ответ: весёлый) и т.д.   Дополнительно. Рабочие листы можно распечатать и использовать во время занятия с ребёнком или после как в обычных дидактических целях, так и для коррекционных занятий.  

 

Рабочий лист.

Настольная игра.

В игровых полях изображены лица с разным настроением. Игроки бросают кубик и продвигаются к финишу, изображая (или называя) те выражения лиц, через которые они проходят. Победившим считается игрок, первым добравшийся до финиша. Правила игры не являются строгими, и могут быть изменены в зависимости от желания игроков. Мимические упражнения тренируют подвижность мышц лица и способствуют улучшению артикуляции, что крайне важно для детей с логопедическими проблемами. 

Транскрипция экрана.

Лист с текстом аудиозаписей можно использовать при обучении детей глобальному чтению (чтению целыми словами).

Экран 1. 

Люди 

Основные цели: работа со словарным запасом, улучшение произношения. Интерактивные элементы:  голубой громкоговоритель — прослушивание инструкции; кнопки с цифрами — переключение между окнами; жёлтый треугольник или жёлтый громкоговоритель — прослушивание слова (названия предмета); микрофон — запись голоса ребёнка;  громкоговоритель с детской рожицей — воспроизведение голоса ребёнка;  кубик — выбор картинки;  круглые кнопки — соединение картинки с соответствующей аудиозаписью; лист и карандаш — дополнительные материалы: карандаш — рабочий лист (для распечатывания);  вопрос — методические рекомендации;  листок — транскрипция экрана; круговая стрелка — возвращение экрана в первоначальное состояние;  галочка — демонстрация выполненного задания.

 

В первом окне нужно подобрать картинки к словам. Сначала прослушайте инструкцию. Затем кликните по первому жёлтому треугольнику и предложите ребёнку повторить слово. Для отработки правильного произношения полезно записать голос ребёнка и дать ему прослушать. Чтобы выбрать картинку с нужным изображением, нужно кликнуть по игральному кубику. Поместите выбранную картинку в соответствующее поле. Затем переходите к следующей записи. В следующем окне даётся другой вариант задания: нужно подобрать слова к изображениям людей. Предложите ребёнку прослушать слово (кликните по жёлтому динамику) и соедините кнопку рядом с динамиком с кнопкой, которая относится к подходящей картинке. Дополнительно. Рабочие листы можно распечатать и использовать во время занятия с ребёнком или после как в обычных дидактических целях, так и для коррекционных занятий.  

Рабочие листы 1 и 2. 

Семейный портрет Рабочий лист можно использовать для тренировки умений сравнивать и группировать. 1) Например: — Покажи всех девочек. — Покажи всех мальчиков. — Найди всех мужчин. — Покажи всех женщин и девочек. — Покажи всех взрослых. — Кто младше всех? — Кто старше всех? 2) Педагог, показывая на иллюстрации двух персонажей, может задать вопросы: -Кто из них старше? Кто младше? — На иллюстрации большая семья. Кто здесь родители, а кто их дети? (Ответ в самом общем виде — деление на три поколения.) — Как ты думаешь, а у бабушки с дедушкой есть дети?  3) Рабочий лист может послужить поводом для привлечения личного опыта ребёнка. Например, педагог может спросить: — В моей семье две девочки. Их зовут… А в твоей семье есть девочки? Как их зовут? И т.п. Транскрипция экрана. Лист с текстом аудиозаписей можно использовать при обучении детей глобальному чтению (чтению целыми словами).

Экран 3.

Части лица 

Основные цели: работа со словарным запасом, связанным с ближайшим окружением ребёнка дома или на улице, развитие слухового восприятия, улучшение артикуляции.

Интерактивные элементы: голубой громкоговоритель — прослушивание инструкции; кнопки с цифрами — переключение между окнами; части изображения; смайлик — маркер, отмечающий выполненные задания; лист и карандаш — дополнительные материалы: карандаш — рабочий лист (для распечатывания); вопрос — методические рекомендации; листок — транскрипция экрана.

 

На экране можно активизировать интерактивные части изображения (глаз, нос, ухо, рот, волосы, шея). Если кликнуть по одному из элементов, прозвучит дикторский текст (название).  Задача ребёнка — найти все интерактивные элементы, послушать слова и повторить их. Чтобы облегчить ребёнку соотнесение себя с иллюстрацией, даются два изображения — девочки (экран 2-1) и мальчика (экран 2-2). Выберите одно из изображений в зависимости от пола ребёнка, с которым вы работаете.  Дополнительно. Рабочие листы можно распечатать и использовать во время занятия с ребёнком или после как в обычных дидактических целях, так и для коррекционных занятий.  

 

Рабочий лист 1.

 Дорисовывание лица Используя заготовку, ребёнок рисует части лица. Даётся два шаблона — лицо девочки и лицо мальчика, ребёнок может выбрать тот или другой шаблон. Рабочий лист служит поводом для беседы о настроении и эмоциях ребёнка в разных ситуациях. Например, педагог может спросить, какое настроение у ребёнка сегодня, почему, какое настроение было вчера и т.п.  

Рабочий лист 2.

 Распознавание частей лица Ребёнок подбирает подписи для рисунков. Задание сложно тем, что на каждой картинке есть неполные изображения (например, волосы, ухо, часть глаза). Ребёнок может ошибиться или затрудниться с выбором подписи или просто перечислить всё, что видит. В этом случае педагог может помочь, задав вопрос: «Что изображено в центре рисунка?»  Читающие дети могут работать с подписями самостоятельно. Если ребёнок не умеет читать, текст надписей читает взрослый, а ребёнок показывает соответствующие рисунки.  

Транскрипция экрана.

Лист с текстом аудиозаписей можно использовать при обучении детей глобальному чтению (чтению целыми словами).

Коса» (Это упражнение выполняется с помощью изделия на базе пучка фибероптических волокон)

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Дети устраиваются рядом с этими изделиями и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

«Веселый фонтан»

Прибор предназначен для создания релаксационного

светового эффекта в сенсорных комнатах, уголках релаксации, игровых комнатах, в детских учреждениях, а также для декоративного светового оформления интерьеров. Рядом спокойно посидеть, близко придвинувшись на мягком пуфе или островке, перебирать мягкие светящиеся волокна, заплетать из волокна косы, гладить, следить за изменением цветов и т.д. С помощью пульта задайте необходимый режим светоэффектов и цвет. Придумайте сюжет, к примеру: садимся полукругом возле фонтана. Все подопечные закрывают глаза. Включаем композицию с шумом водопада. Просим подопечных мысленно перенестись на другой уголок земли, где будут горы, водопады, лес и прекрасная природа. Водопад ниспадает в чистое озеро, из которого бьет ключом вода, превращаясь в завораживающий Фонтан.

«Что я чувствую, когда слушаю музыку»

Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства, эмоциональное расслабление.

Ход упражнения: взрослым или детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и мате, послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

Шнуровка

– один из видов развивающих игр для детей. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори.

 Игра «Открой замочки»

Все дети любят возиться с разными замочками и ключиками: открывают и закрывают их. Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление.

«Открой и закрой окошечки»

Описание: необходимо открыть дверку, чтобы увидеть, кто там живёт, какой предмет лишний, что бывает такого цвета и т.д.

«Расскажи сказку»

Описание: необходимо подобрать картинки к сказке, разложить их в кармашки в разной последовательности. Ребенок в отверстие, где начинается сказка завязывает шнурок и проговаривая всю сказку по картинкам, ведет шнурок из отверстия в отверстие.

«Определи на ощупь»

Описание: нужно определить на ощупь находящийся предмет в мешочке.

«Домики Геометрических фигур»

Описание: найти домик каждой геометрической фигуре

Упражнение «Лесная дорожка»

Упражнение выполняется на напольной сенсорной дорожке, состоящей из разных модулей.

Педагог. Представьте себе, что мы находимся в волшебном лесу и идем по лесной дорожке. Идти нужно не спеша, друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Слушаем пение птиц в лесу и журчание ручейка. На нашей дорожке встречаются разные камешки. Вы чувствуете их? Эта разноцветная волшебная дорожка дает нам силы. назовите ее цвета. А какие растения растут около нашей дорожки? По лесной тропинке мы с вами пришли на опушку леса.

Игра «Воздушный шар»

Дети стоят на мягком напольном покрытии по кругу, взявшись за руки.

Воспитатель. Представьте ребята, что мы с вами огромный воздушный шар, который, находясь в небе, то поднимается высоко (мы делаем вдох), то опускается вниз (мы делаем выдох). Когда делаем вдох, поднимаем руки вверх, представляя, что наш шар поднимается вверх, когда делаем выдох, опускаем руки, представляя, что наш шар опускается вниз, на землю.

Движения повторяются несколько раз.

Упражнение «Лев спит»

Дети садятся или ложатся на мягкое напольное покрытие на воображаемой поляне, на которой спит лев. Детям предлагается рассказать о льве, какой он сильный, спокойный, уверенный.

Воспитатель. Лев лежит и ровно дышит. Давайте и мы с вами будем дышать, как лев, спокойно. А вот лев просыпается и потягивается. Давайте и мы с вами, как лев, тоже потянемся. Мы учимся быть спокойными и уверенными, как лев.

Рисование «Эбру»

Пример построения занятия:

У меня в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или на Кавказе, называется оно гевен

Я беру волшебную палочку, с заостренным концом, поэтому работать нужно аккуратно, набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капли краски растекаются по поверхности воды, на один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором.

Вода постоянно изменяется и, воспринимая настроение художника, ведет себя все время по-разному. По-разному ведут себя и краски на поверхности воды, характер красок все время меняется, это настоящее волшебство! Ориентироваться можно только на свои ощущения.

Педагог: аккуратно прикасаемся к поверхности воды, оставляя расплывающийся круг. Затем вновь берем шило рукой, опускаем его в краску другого цвета и повторяем эти же действия.

Посмотрите, круги краски расплываются, кружатся, словно танцуют на воде. Чтобы наши цветы были более интересными, придадим им форму с помощью шила, отведем краску от края круга к центру. Работайте аккуратно.

Эбру — это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры.

Кладу бумагу на воду. Теперь мы все вместе досчитаем до 10.

Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.

Смотрите, что у нас получилось.

А сейчас предлагаю, порисовать вам, но прежде, чем приступить к рисованию, что нам нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их). Правильно.

Игра «Изучаем вулкан» (интерактивная песочница)

Цель: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику; снять психоэмоциональное напряжение; закрепить знания об окружающем мире.

Педагог рассказывает детям о вулканах.

После знакомства детей с вулканом, им предлагается поиграть в игру, которая наглядно демонстрирует, как происходит процесс извержения.

- Ребята, мы с вами только, что познакомились ещё с одним интересным природным явлением. Предлагаю отправиться в песочницу и посмотреть, как выглядит вулкан.

- Как вы думаете, какую одежду нам нужно надеть? Зимнюю или летнюю? Почему?

Игра «Угадай мультфильм» (интерактивная песочница)

Цель: развивать речь, мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Ход занятия.

- Ребята, давайте окунёмся в мир любимых героев и попробуем отгадать, какой мультфильм здесь спрятан.

- Посмотрите на песок, здесь скрыты наши любимые персонажи.

Для того чтобы, отыскать их, нам нужно выкопать ямку или сделать горку. Нужно делать это до тех пор, пока не увидите, знакомых героев. Увидели? Отгадайте скорее, тогда картинка оживет.

Когда дети отгадали мультфильм, нажмите на кнопку, чтобы увидеть отрывок.

Игра «Фея» (аппарат адаптивного биоуправления)

Цель: Игра способствует развитию координации, а также умению наблюдать и описывать увиденное.

Правила: На картинке много предметов, которые можно «оживить», направляя на них указательный кружок с помощью движений тела на платформе.

Рекомендации: Важно не только наблюдать чудеса на экране, но и обсуждать все увиденные действия, развивая свою связную речь.

Игра «Веселые дровосеки» (аппарат адаптивного биоуправления).

Цель: Игра развивает координацию тела, закрепляет понятия «право-лево», учит соотносить движения с визуальным рядом.

Правила: дровосеки распилят бревно, если кружок поочередно коснется то левого, то правого края. Делается это с помощью переноса тяжести тела с левой ноги на правую.

Рекомендации: ребенок сам управляет действиями героев на экране, но, в случае необходимости специалист может помочь, действуя мышкой.

Игра «Музыкальная школа» (аппарат адаптивного биоуправления).

Цель: Выбрав правильный ответ, ребенок учится управлять своими движениями, а также развивает неречевой слух.

Правила: нажав на кнопку в центре, можно услышать звук музыкального инструмента. Необходимо выбрать один инструмент из четырех вариантов с помощью движения тела на платформе.

Рекомендации: Необходимо заранее познакомить детей с разными музыкальными инструментами. Тогда игра будет идти интереснее и эффективнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты

Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования.  В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...

Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.

Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...

Организация интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Задачи:- повысить профессиональную компетентность через проведение семинаров-практикумов;      -  познакомить коллектив с инновационными технологиями и методами, применяе...

Программа работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ "Волшебный луч" в условиях сенсорной комнаты

Программа представляет систему специально разработанных занятий, направленных на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы, с учетом особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...

Организация инновационного обучения детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты «Шаг вперед»

Сенсорная комната ― это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с детьми разного возраста с разным...