План самообразования воспитателя логопедической группы на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
электронный образовательный ресурс по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Архипова Людмила Михайловна

С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Профессиональный стандарт педагога позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста и самообразования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx36.67 КБ
Файл plan_samoobrazovaniya.docx36.67 КБ
Файл plan_samoobrazovaniya.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    План самообразования на тему:

 «Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных  развивающих  игр  для повышения качества образования и воспитания детей  с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

   Цель: создать условия для  повышения качества образования и воспитания детей с  нарушениями речи через внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО.

   Актуальность:

    С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Профессиональный стандарт педагога позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста и самообразования.  Изучив профессиональный стандарт понимаю, что я  не достаточно широко владею ИКТ технологиями, испытываю затруднения в создании авторских дидактических игр.

Педагоги должны владеть ИКТ-технологиями, уметь пользоваться Интернет-ресурсами и владеть навыками работы с персональным компьютером.  Владение ИКТ в работе воспитателя  необходимо не только для  развития и самореализации педагога в его профессиональной деятельности, оно создает потенциал для повышения качества содержания и методов образования и воспитания детей.

    Дети с ОВЗ,  обладают недостаточной концентрацией внимания, речевая активность у них снижена, они испытывают различные трудности в понимании и выполнении словесной инструкции педагога, наблюдается  низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей, быстрая утомляемость и потеря интереса к деятельности, в результате чего работа воспитателя должна сопровождаться наглядностью, частой сменой видов деятельности. Так же  возникает необходимость включения в занятия таких приемов, которые бы стимулировали бы ребенка на плодотворную работу в течение всего занятия. ИКТ обладают широким спектром форм и средств, для коррекции этих нарушений.

    Преимущества использования ИКТ в работе с детьми: предъявление наглядности или анимированной информации на экране вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам и  способствует восприятию и лучшему запоминанию материала; возможен показ динамических процессов (движения, звук, мультипликация), которые  способствуют повышению концентрации и распределения внимания ребенка; позволяет моделировать ситуации, которые  не всегда можно увидеть в повседневной жизни в условиях ДОО (например, воспроизведение звуков животных или явления природы, работу транспорта и т. д.); одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация для включения в образовательный процесс трех каналов восприятия, что способствует более эффективному усвоению информации.

   Задачи:

1. Повысить  профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы.

2.Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.

3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ.

4. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.

5. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе.

 6. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР.

 7. Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

 8. Создание «медиатеки» электронных развивающих  игр для  старших дошкольников.

Работа ведется по  направлениям:

- Самообразование:

- Работа с детьми;

- Работа с педагогами;

- Работа с родителями.

Обучение детей строится на основе программы Нищевой Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

Этапы

Сроки

Формы работы

Самообразование

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Подготовительный

Сентябрь – октябрь 2019 года.

Задачи:

1. Повысить  профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы.

2. Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.

3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Формы работы:

1. Изучение нормативно-правовых документов

2.Подбор литературы по теме самообразования.

3. Изучение литературы и приобретение  информаций через интернет.

4.  Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет.

5. Посещение семинаров, конференций, открытые занятия коллег.

6.Участие в дискуссиях, совещаниях, в обмене опытом с коллегами.

5.  Использование мультимедийных учебных презентаций.

6. Работа над созданием методического банка информационных технологий.

7. Создание и использование электронных презентаций.

8. Создания плана работы на учебный год.

1. Создание новых средств  для развития детей.

2. Создание новых и использование собственных развивающих игр.

3. Использование новой наглядности.

4. Побуждение детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети интернет.

1. Обмен опытом по проблеме.

2. Посещение занятий коллег.

3. Консультация для педагогов «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОО».

4. Знакомство с наработками других педагогов.

1.Беседа «Ознакомление родителей с ИКТ, которые используются в работе с детьми».

2.Памятка «Влияние ИКТ на образовательную деятельность ребенка».

3. Консультация для родителей «Роль интерактивных игр в развитии речи детей».

Основной

Ноябрь -  февраль 2019 – 2020 года  

Задачи:

1. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.

2. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе.

 5. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР.

Формы работы:

1. Разработка перспективного плана.

2.Создание современной предметно-развивающей среды в группе.

3. Знакомство с педагогическим опытом работы в городе.

5. Проведение открытых просмотров в ДОУ.

6. Обучение на курсах повышения квалификации.

7. Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях.

8.  Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и дистанционно.

9. Создание авторских развивающих игр и участие в  интернет – конкурсах дистанционно.

10. Создание собственного  сайта

11. Создание интерактивных игр в программах

Рower Рoint

1.Разработка конспекта занятий для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ, участие в открытом просмотре.

2. Ознакомление детей с интерактивной доской. Правила пользования.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4. Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования.

5.Интерактивная 

игра «Веселая ферма».

6. Мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Отгадай фигуру и др.» (на развитие интеллектуальных способностей).

7. Игры для развития памяти и восприятия: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?».

1. Обмен опытом, знакомство с наработками педагогов.

2. Мастер - класс для коллег «Знакомство с авторскими интерактивными играми».

3. Консультация для педагогов «ИКТ в

профессиональной деятельности педагога ДОО в

контексте введения ФГОС ДО».

4.Вовлечение педагогов в открытое занятие (гостевой обмен)

1.Консультация для родителей «Компьютер – один из источников информации».

2.Беседа «Родители, внимание!»,

 «Правильный выбор компьютерной игры»

3.Индивидуальная консультация «Зачем дошкольнику компьютер?».

 4.Практикум «Речевые игры для детей на компьютере».

5.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей.

6. Мастер - класс для родителей «Интерактивные

игры в детском саду и дома»

Заключительный

Март – май 2020 года

Задачи:

1.Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

 2. Создание «медиатеки» электронных развивающих  игр для  старших дошкольников.

Формы работы:

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий.

2. Создание авторской медиатеки игр, презентаций, развлечений и др.

3.Подготовка изученного материала для отчета по теме.

4.Выступления на методических объединениях города, педсоветах, показ

открытых занятий с участием детей и родителей.

5.Публикация своих игр и наработок  в электронных СМИ.

6.Участие во всех профессиональных

конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

7.Помещение материалов на сайте Учреждения и в

Интернет – сообществах.

13 Создание банка конспектов, презентаций и

мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями.

1.Игры на развитие речи: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д.

2. Авторские интерактивные дидактическая игры по лексическим темам.

3.Диагностические исследования познавательного развития детей  (выводы): уровень развития зрительной памяти, речевого развития, внимания, мышления.

1.Проведение практикума с воспитателями

Учреждения по использованию в работе с детьми интерактивной доски.

1.Анкетирование с целью выявления степени

вовлеченности семей в использовании дома

ИКТ – технологий.

2.Родительские посиделки на тему «Детский сад

и семья: точки соприкосновения» - «ИКТ

технологии в ДОУ и семье»

Проводить всеобуч родителей и дни открытых

дверей.

3.Совместный вечер отдыха детей и родителей «КВН» с использованием интерактивных игр.

4. Папка - передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста.

Вывод: таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.

Результатами моего саморазвития должны стать:

1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

2. Разработка и проведение открытых занятий  по   инновационным  технологиям.

3. Создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ.

4. Презентация отчета по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.

Список литературы:

  1. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.//    Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.
  2. Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.
  3.  Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности/ Каптелинин В.Н.// Вопросы психологии. - 1986. - №5.- С.54 - 65.
  4.  Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.
  5. И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г.
  6. Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
  7. Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. —  2004.
  8. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г.
  9. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
  10. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
  11. Интернет-ресурсы:
  12. http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1 Htm
  13. http:// festival .1 september. ru / articles /520782/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти. "Школа№26 имени Героя Советского Союза В.И.Жилина".

План самообразования воспитателя логопедической группы на тему:  «Использование информационно - коммуникативных технологий, мультимедийных  развивающих  игр  для повышения качества образования и воспитания детей  с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

                                                                             

                                                                                            Выполнила:   Архипова Л. М.

                                                                                                                   

Тольятти 2019 г.



Предварительный просмотр:

                                                    План самообразования на тему:

 «Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных  развивающих  игр  для повышения качества образования и воспитания детей  с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

   Цель: создать условия для  повышения качества образования и воспитания детей с  нарушениями речи через внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО.

   Актуальность:

    С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Профессиональный стандарт педагога позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста и самообразования.  Изучив профессиональный стандарт понимаю, что я  не достаточно широко владею ИКТ технологиями, испытываю затруднения в создании авторских дидактических игр.

Педагоги должны владеть ИКТ-технологиями, уметь пользоваться Интернет-ресурсами и владеть навыками работы с персональным компьютером.  Владение ИКТ в работе воспитателя  необходимо не только для  развития и самореализации педагога в его профессиональной деятельности, оно создает потенциал для повышения качества содержания и методов образования и воспитания детей.

    Дети с ОВЗ,  обладают недостаточной концентрацией внимания, речевая активность у них снижена, они испытывают различные трудности в понимании и выполнении словесной инструкции педагога, наблюдается  низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей, быстрая утомляемость и потеря интереса к деятельности, в результате чего работа воспитателя должна сопровождаться наглядностью, частой сменой видов деятельности. Так же  возникает необходимость включения в занятия таких приемов, которые бы стимулировали бы ребенка на плодотворную работу в течение всего занятия. ИКТ обладают широким спектром форм и средств, для коррекции этих нарушений.

    Преимущества использования ИКТ в работе с детьми: предъявление наглядности или анимированной информации на экране вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам и  способствует восприятию и лучшему запоминанию материала; возможен показ динамических процессов (движения, звук, мультипликация), которые  способствуют повышению концентрации и распределения внимания ребенка; позволяет моделировать ситуации, которые  не всегда можно увидеть в повседневной жизни в условиях ДОО (например, воспроизведение звуков животных или явления природы, работу транспорта и т. д.); одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация для включения в образовательный процесс трех каналов восприятия, что способствует более эффективному усвоению информации.

   Задачи:

1. Повысить  профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы.

2.Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.

3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ.

4. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.

5. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе.

 6. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР.

 7. Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

 8. Создание «медиатеки» электронных развивающих  игр для  старших дошкольников.

Работа ведется по  направлениям:

- Самообразование:

- Работа с детьми;

- Работа с педагогами;

- Работа с родителями.

Обучение детей строится на основе программы Нищевой Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

Этапы

Сроки

Формы работы

Самообразование

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Подготовительный

Сентябрь – октябрь 2019 года.

Задачи:

1. Повысить  профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы.

2. Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.

3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Формы работы:

1. Изучение нормативно-правовых документов

2.Подбор литературы по теме самообразования.

3. Изучение литературы и приобретение  информаций через интернет.

4.  Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет.

5. Посещение семинаров, конференций, открытые занятия коллег.

6.Участие в дискуссиях, совещаниях, в обмене опытом с коллегами.

5.  Использование мультимедийных учебных презентаций.

6. Работа над созданием методического банка информационных технологий.

7. Создание и использование электронных презентаций.

8. Создания плана работы на учебный год.

1. Создание новых средств  для развития детей.

2. Создание новых и использование собственных развивающих игр.

3. Использование новой наглядности.

4. Побуждение детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети интернет.

1. Обмен опытом по проблеме.

2. Посещение занятий коллег.

3. Консультация для педагогов «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОО».

4. Знакомство с наработками других педагогов.

1.Беседа «Ознакомление родителей с ИКТ, которые используются в работе с детьми».

2.Памятка «Влияние ИКТ на образовательную деятельность ребенка».

3. Консультация для родителей «Роль интерактивных игр в развитии речи детей».

Основной

Ноябрь -  февраль 2019 – 2020 года  

Задачи:

1. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.

2. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе.

 5. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР.

Формы работы:

1. Разработка перспективного плана.

2.Создание современной предметно-развивающей среды в группе.

3. Знакомство с педагогическим опытом работы в городе.

5. Проведение открытых просмотров в ДОУ.

6. Обучение на курсах повышения квалификации.

7. Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях.

8.  Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и дистанционно.

9. Создание авторских развивающих игр и участие в  интернет – конкурсах дистанционно.

10. Создание собственного  сайта

11. Создание интерактивных игр в программах

Рower Рoint

1.Разработка конспекта занятий для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ, участие в открытом просмотре.

2. Ознакомление детей с интерактивной доской. Правила пользования.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4. Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования.

5.Интерактивная 

игра «Веселая ферма».

6. Мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Отгадай фигуру и др.» (на развитие интеллектуальных способностей).

7. Игры для развития памяти и восприятия: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?».

1. Обмен опытом, знакомство с наработками педагогов.

2. Мастер - класс для коллег «Знакомство с авторскими интерактивными играми».

3. Консультация для педагогов «ИКТ в

профессиональной деятельности педагога ДОО в

контексте введения ФГОС ДО».

4.Вовлечение педагогов в открытое занятие (гостевой обмен)

1.Консультация для родителей «Компьютер – один из источников информации».

2.Беседа «Родители, внимание!»,

 «Правильный выбор компьютерной игры»

3.Индивидуальная консультация «Зачем дошкольнику компьютер?».

 4.Практикум «Речевые игры для детей на компьютере».

5.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей.

6. Мастер - класс для родителей «Интерактивные

игры в детском саду и дома»

Заключительный

Март – май 2020 года

Задачи:

1.Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

 2. Создание «медиатеки» электронных развивающих  игр для  старших дошкольников.

Формы работы:

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий.

2. Создание авторской медиатеки игр, презентаций, развлечений и др.

3.Подготовка изученного материала для отчета по теме.

4.Выступления на методических объединениях города, педсоветах, показ

открытых занятий с участием детей и родителей.

5.Публикация своих игр и наработок  в электронных СМИ.

6.Участие во всех профессиональных

конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

7.Помещение материалов на сайте Учреждения и в

Интернет – сообществах.

13 Создание банка конспектов, презентаций и

мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями.

1.Игры на развитие речи: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д.

2. Авторские интерактивные дидактическая игры по лексическим темам.

3.Диагностические исследования познавательного развития детей  (выводы): уровень развития зрительной памяти, речевого развития, внимания, мышления.

1.Проведение практикума с воспитателями

Учреждения по использованию в работе с детьми интерактивной доски.

1.Анкетирование с целью выявления степени

вовлеченности семей в использовании дома

ИКТ – технологий.

2.Родительские посиделки на тему «Детский сад

и семья: точки соприкосновения» - «ИКТ

технологии в ДОУ и семье»

Проводить всеобуч родителей и дни открытых

дверей.

3.Совместный вечер отдыха детей и родителей «КВН» с использованием интерактивных игр.

4. Папка - передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста.

Вывод: таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.

Результатами моего саморазвития должны стать:

1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

2. Разработка и проведение открытых занятий  по   инновационным  технологиям.

3. Создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ.

4. Презентация отчета по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.

Список литературы:

  1. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.//    Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.
  2. Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.
  3.  Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности/ Каптелинин В.Н.// Вопросы психологии. - 1986. - №5.- С.54 - 65.
  4.  Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.
  5. И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г.
  6. Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
  7. Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. —  2004.
  8. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г.
  9. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
  10. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
  11. Интернет-ресурсы:
  12. http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1 Htm
  13. http:// festival .1 september. ru / articles /520782/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти. "Школа№26 имени Героя Советского Союза В.И.Жилина".

План самообразования воспитателя логопедической группы на тему:  «Использование информационно - коммуникативных технологий, мультимедийных  развивающих  игр  для повышения качества образования и воспитания детей  с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

                                                                             

                                                                                            Выполнила:   Архипова Л. М.

                                                                                                                   

Тольятти 2019 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти. "Школа№26 имени Героя Советского Союза В.И.Жилина".

План самообразования воспитателя логопедической группы на тему:  «Использование информационно - коммуникативных технологий, мультимедийных  развивающих  игр  для повышения качества образования и воспитания детей  с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

                                                                             

                                                                                            Выполнила:   Архипова Л. М.

                                                                                                                   

Тольятти 2021 г.

 «Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных  развивающих  игр  для повышения качества образования и воспитания детей  с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

   Цель: создать условия для  повышения качества образования и воспитания детей с  нарушениями речи через внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО.

   Актуальность:

    С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Профессиональный стандарт педагога позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста и самообразования.  Изучив профессиональный стандарт понимаю, что я  не достаточно широко владею ИКТ технологиями, испытываю затруднения в создании авторских дидактических игр.

Педагоги должны владеть ИКТ-технологиями, уметь пользоваться Интернет-ресурсами и владеть навыками работы с персональным компьютером.  Владение ИКТ в работе воспитателя  необходимо не только для  развития и самореализации педагога в его профессиональной деятельности, оно создает потенциал для повышения качества содержания и методов образования и воспитания детей.

    Дети с ОВЗ,  обладают недостаточной концентрацией внимания, речевая активность у них снижена, они испытывают различные трудности в понимании и выполнении словесной инструкции педагога, наблюдается  низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей, быстрая утомляемость и потеря интереса к деятельности, в результате чего работа воспитателя должна сопровождаться наглядностью, частой сменой видов деятельности. Так же  возникает необходимость включения в занятия таких приемов, которые бы стимулировали бы ребенка на плодотворную работу в течение всего занятия. ИКТ обладают широким спектром форм и средств, для коррекции этих нарушений.

    Преимущества использования ИКТ в работе с детьми: предъявление наглядности или анимированной информации на экране вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам и  способствует восприятию и лучшему запоминанию материала; возможен показ динамических процессов (движения, звук, мультипликация), которые  способствуют повышению концентрации и распределения внимания ребенка; позволяет моделировать ситуации, которые  не всегда можно увидеть в повседневной жизни в условиях ДОО (например, воспроизведение звуков животных или явления природы, работу транспорта и т. д.); одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация для включения в образовательный процесс трех каналов восприятия, что способствует более эффективному усвоению информации.

   Задачи:

1. Повысить  профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы.

2.Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.

3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ.

4. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.

5. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе.

 6. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР.

 7. Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

 8. Создание «медиатеки» электронных развивающих  игр для  старших дошкольников.

Работа ведется по  направлениям:

- Самообразование:

- Работа с детьми;

- Работа с педагогами;

- Работа с родителями.

Обучение детей строится на основе программы Нищевой Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

Этапы

Сроки

Формы работы

Самообразование

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Подготовительный

Сентябрь – октябрь 2019 года.

Задачи:

1. Повысить  профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы.

2. Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.

3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Формы работы:

1. Изучение нормативно-правовых документов

2.Подбор литературы по теме самообразования.

3. Изучение литературы и приобретение  информаций через интернет.

4.  Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет.

5. Посещение семинаров, конференций, открытые занятия коллег.

6.Участие в дискуссиях, совещаниях, в обмене опытом с коллегами.

5.  Использование мультимедийных учебных презентаций.

6. Работа над созданием методического банка информационных технологий.

7. Создание и использование электронных презентаций.

8. Создания плана работы на учебный год.

1. Создание новых средств  для развития детей.

2. Создание новых и использование собственных развивающих игр.

3. Использование новой наглядности.

4. Побуждение детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети интернет.

1. Обмен опытом по проблеме.

2. Посещение занятий коллег.

3. Консультация для педагогов «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОО».

4. Знакомство с наработками других педагогов.

1.Беседа «Ознакомление родителей с ИКТ, которые используются в работе с детьми».

2.Памятка «Влияние ИКТ на образовательную деятельность ребенка».

3. Консультация для родителей «Роль интерактивных игр в развитии речи детей».

Основной

Ноябрь -  февраль 2019 – 2020 года  

Задачи:

1. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.

2. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе.

 5. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР.

Формы работы:

1. Разработка перспективного плана.

2.Создание современной предметно-развивающей среды в группе.

3. Знакомство с педагогическим опытом работы в городе.

5. Проведение открытых просмотров в ДОУ.

6. Обучение на курсах повышения квалификации.

7. Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях.

8.  Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и дистанционно.

9. Создание авторских развивающих игр и участие в  интернет – конкурсах дистанционно.

10. Создание собственного  сайта

11. Создание интерактивных игр в программах

Рower Рoint

1.Разработка конспекта занятий для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ, участие в открытом просмотре.

2. Ознакомление детей с интерактивной доской. Правила пользования.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4. Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования.

5.Интерактивная 

игра «Веселая ферма».

6. Мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Отгадай фигуру и др.» (на развитие интеллектуальных способностей).

7. Игры для развития памяти и восприятия: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?».

1. Обмен опытом, знакомство с наработками педагогов.

2. Мастер - класс для коллег «Знакомство с авторскими интерактивными играми».

3. Консультация для педагогов «ИКТ в

профессиональной деятельности педагога ДОО в

контексте введения ФГОС ДО».

4.Вовлечение педагогов в открытое занятие (гостевой обмен)

1.Консультация для родителей «Компьютер – один из источников информации».

2.Беседа «Родители, внимание!»,

 «Правильный выбор компьютерной игры»

3.Индивидуальная консультация «Зачем дошкольнику компьютер?».

 4.Практикум «Речевые игры для детей на компьютере».

5.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей.

6. Мастер - класс для родителей «Интерактивные

игры в детском саду и дома»

Заключительный

Март – май 2020 года

Задачи:

1.Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

 2. Создание «медиатеки» электронных развивающих  игр для  старших дошкольников.

Формы работы:

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий.

2. Создание авторской медиатеки игр, презентаций, развлечений и др.

3.Подготовка изученного материала для отчета по теме.

4.Выступления на методических объединениях города, педсоветах, показ

открытых занятий с участием детей и родителей.

5.Публикация своих игр и наработок  в электронных СМИ.

6.Участие во всех профессиональных

конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

7.Помещение материалов на сайте Учреждения и в

Интернет – сообществах.

13 Создание банка конспектов, презентаций и

мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями.

1.Игры на развитие речи: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д.

2. Авторские интерактивные дидактическая игры по лексическим темам.

3.Диагностические исследования познавательного развития детей  (выводы): уровень развития зрительной памяти, речевого развития, внимания, мышления.

1.Проведение практикума с воспитателями

Учреждения по использованию в работе с детьми интерактивной доски.

1.Анкетирование с целью выявления степени

вовлеченности семей в использовании дома

ИКТ – технологий.

2.Родительские посиделки на тему «Детский сад

и семья: точки соприкосновения» - «ИКТ

технологии в ДОУ и семье»

Проводить всеобуч родителей и дни открытых

дверей.

3.Совместный вечер отдыха детей и родителей «КВН» с использованием интерактивных игр.

4. Папка - передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста.

Вывод: таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.

Результатами моего саморазвития должны стать:

1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

2. Разработка и проведение открытых занятий  по   инновационным  технологиям.

3. Создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ.

4. Презентация отчета по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.

Список литературы:

  1. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.//    Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.
  2. Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.
  3.  Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности/ Каптелинин В.Н.// Вопросы психологии. - 1986. - №5.- С.54 - 65.
  4.  Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.
  5. И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г.
  6. Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
  7. Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. —  2004.
  8. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г.
  9. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
  10. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
  11. Интернет-ресурсы:
  12. http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1 Htm
  13. http:// festival .1 september. ru / articles /520782/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проекти...

Повышение качества образования и воспитания на основе применения инновационных технологий - учебно-методических комплектов по обучению детей татарскому и русскому языку

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОО пришли технологии личност...

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников.

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников....

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников

Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников...

Системное применение инновационных технологий в повышении качества образования. Использование виброгимнастики на занятиях по физическому воспитанию

Любая инновация представляет собой не что иное,как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента,вследствии чего происходят качественные изменения среды....

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога  для повышения качества образования  и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....