Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Другая, категория наоборот считает, что детский сад «обязан» вырастить и воспитать их детей. И во всех проблемах ребенка виноваты только педагоги и врачи. Многие родители просто не осознают всей ответственности за воспитание и развитие своего «особого» ребенка. Зачастую ведут себя достаточно пассивно. Не всегда уделяют время домашним занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом. И это огорчает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ»

Офицерова Татьяна Вячеславовна,

старший воспитатель

В статье 18 Закона РФ «Об Образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Другая, категория наоборот считает, что детский сад «обязан» вырастить и воспитать их детей. И во всех проблемах ребенка виноваты только педагоги и врачи. Многие родители просто не осознают всей ответственности за воспитание и развитие своего «особого» ребенка. Зачастую ведут себя достаточно пассивно. Не всегда уделяют время домашним занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом. И это огорчает.

 Порой только родители способны подобрать к ребенку тот самый индивидуальный ключик, который откроет ему дверь в мир социального взаимодействия. Поскольку ни психологи, ни коррекционные педагоги, ни врачи, ни логопеды и дефектологи не в состоянии обеспечить ребенку круглосуточное наблюдение и общение, в котором он так остро нуждается. Специалисты, к которым обращаются родители, могут указать направление работы с ребенком, назначить медикаментозную поддержку, но настоящий труд по развитию способностей ребенка с особенностями развития всегда лежит на плечах родителей.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, родителями.

4. Принцип доступности

 Задача педагога помочь родителям, установить доброжелательные и доверительные отношения со своим ребенком, научить видеть и понимать «особые» потребности развития ребенка с ОВЗ.

Всем известно, что взаимодействие педагогов ДОУ с родителями достаточно сложный процесс. Как донести до родителей нужную педагогическую информацию? Как заинтересовать их в совместной работе? Как сделать участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат, может быть, достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Основную роль во взаимодействии родителей со всеми участниками образовательного процесса ДОУ традиционно играют воспитатели. Воспитатель - главный источник информации о ребенке, о деятельности ДОУ, он координирует взаимосвязь родителей со специалистами, доносит до родителей всю психолого-педагогическую информацию.

Для скоординированной работы педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и семьи ставится следующая задача: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В результате повышается уровень сотрудничества, взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные активные формы совместной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы.

Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» примут статус активных участников встреч и помощников воспитателя, установится атмосфера взаимоуважения. Родители станут проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Это возможно только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдут непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и воспитателя редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Педагогам приходится искать способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.

Рассмотрим эти способы.

Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями - это рассказать им об успехах ребенка. Порой педагогам сложно найти что-то положительное в ребенке, от криков которого устал уже весь персонал. Но, приглядевшись внимательнее, можно заметить, что сегодня он кричал чуть меньше, ел чуть лучше, спал чуть дольше. И рассказ об этих маленьких достижениях станет поводом для установления партнёрства с родителями. Родители перестанут ощущать в педагоге «врага», от которого необходимо защищаться.

Еще один способ установления контакта, способ-приглашение родителей на групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Родителям детей с ОВЗ, не имеющим специального психологического и педагогического образования, крайне сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они искренне удивляются, видя, как их дети могут выполнять инструкции, одновременно со всеми детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.

Чрезвычайно эффективным способом является поддержка инициативы родителей в организации совместных мероприятий. Часто семьи детей с ОВЗ ведут очень замкнутый образ жизни, и выход в детский сад-это «приоткрытие двери в общество». Многие из родителей уникальные таланты: предложите им подготовить декорации, костюмы, пособия для занятий, и они с удовольствием откликнутся на это.

Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ нужно учитывать следующее:

Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана развития ребенка.

Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.

Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так у них будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.

Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.

Следующий этап получения обратной связи, т.е. определение и подтверждение правильности  выбранных целей и задач и эффективности используемых методов и форм организации  взаимодействия  с семьей.  При этом выделяем наиболее значимые приемы для получения первого результата, таких как:

Тестирование, анкетирование, опросы родителей с целью изучения родительского мнения  по разным проблемам. Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.

Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу. Большинство родителей не знают, как помочь собственным детям с ОВЗ, они не понимают реальных причин, из-за которых их дети испытывают трудности и часто считают их просто ленивыми и дети «заряжаются» отрицательными эмоциями от недовольства раздраженных родителей.

Порой можно слышать, как родители во всеуслышание называют своего ребенка «тупицей», «оболтусом», «дураком» и прочими словами, травмирующими психику ребенка. Но часто родители и сами испытывают своего рода «комплекс неполноценности».

Перед нами стоит задача повернуть измученных каждодневными заботами родителей лицом к проблемам и потребностям их же собственных детей. Беда в том, что родители не хотят вставать в позицию ребенка, пытаться представить себя на его месте и соответственно изменять свое поведение. Родители на это не ориентированы и не испытывают в этом потребности. У них сложилось негативное отношение к психиатру, неврологу, к ПМПК – они видят в ней комиссию, которая выносит приговор им. Наши родители переживают главным образом из-за поставленного диагноза, а в помощи своим детям пассивны, малограмотны, неопытны, отказываются от сотрудничества со специалистами (не все конечно, есть приятные исключения).

Родителей тоже нужно понять, они к сожалению, часто сталкиваются с далеко не гуманным отношением к своим детям со стороны других взрослых (что, твой ходит в 19 детский садик?) поэтому родители порой начинают и себя осознавать изгоями. Поэтому в беседах с ними мы должны убедить их в том, что мы хотим помочь им, но делать это нужно очень тактично, потому что для многих разговор о «проблемном» ребенке даже с глазу на глаз крайне болезнен (а упоминания об очередных его «заслугах» на групповом родительском собрании вообще воспринимаются как пытка и прилюдное унижение).

На собрании так надо построить разговор, не называя ничьих имен и фамилий, чтобы родители сами «угадывали» за нашими фразами о «типичной» проблемы своего ребенка, происходило как бы узнавание услышанного. Надо вооружить этих людей хотя бы элементарными знаниями о ребенке, о законах его развития в норме и патологии, научить их особым приемам коррекционно-развивающего воздействия. На родительские собрания нужно приглашать специалистов, например психоневролога, который может объяснить, что скрывается за терминами «олигофрения», «ЗПР», интеллектуальная недостаточность, о причинах возникновения подобных состояний и о возможностях обучения и трудоустройства детей с проблемами в развитии.

Невролог может рассказать о невротических состояниях, признаках невротических реакций и психических напряжениях, причинах быстрой утомляемости детей. Родители могут узнать, что корни таких явлений, как заикание и тики лежат гораздо глубже, чем в испуге от залаявшей собаки.

Педиатр может рассказать о проблеме энуреза, о профилактике детских заболеваний, о режиме питания, учебы, отдыха детей с ЗПР.

Психолог расскажет о том, как помочь нашим детям стать более уверенными, как воспитывать внимание, память, об игровой форме обучения.

Дефектолог и логопед в качестве практических рекомендаций дают материалы для развития памяти, мышления, внимания, фонематического слуха, мелкой моторики рук, уточнения артикуляционных движений, автоматизации отдельных звуков, советы по активизации речи детей, расширению их словарного запаса.

После всего этого я думаю, что в родителей вселится уверенность, оптимизм и осознания необходимости проведения с ребенком систематической, кропотливой работы. И первое, что необходимо ребенку для нормального развития – это любовь.

 Литература.

1. CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации. ФГОС. - Москва: РГГУ, 2021. - 178 c.
2. Боброва, Л.В. Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные нормативные акты. ФГОС (+ CD-ROM) / Л.В. Боброва. - М.: Учитель, 2018. - 734 c.
3. Головачева, Галина Первые шаги. Дидактическое пособие программы внеурочной деятельности для детей с ОВЗ / Галина Головачева. - М.: Издательские решения, 2019. - 186 c.
4. Колпакова, Евгения Музыкальная коррекция детей с ОВЗ посредством авторской песни / Евгения Колпакова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 294 c.
5. Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные нормативные акты (+ CD) / Л.В. Боброва и др. - М.: Учитель, 2019. - 151 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей"

Консультация для педагогов "Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей"...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»

В консультации говорится о взаимодествии педагогов и родителей по сохранению здоровья детей....

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»

Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...

Консультация для педагогов Взаимодействие воспитателя и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор обр...