Консультация для родителей на тему: «Научить детей рассказывать».
консультация по коррекционной педагогике

Биктимирова Светлана Васильевна

Одна из самых важных задач обучения дошкольников  — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и по­следовательно излагать свои мысли, ведь от этого зависит его успешность обучения в дальнейшем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Научить детей рассказывать».

        Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

        Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) и монологическую (речь одного человека).  Каждая из них имеет свои особенности.

        Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

        Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ. 

        Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед (что?) Репку», «Выросла репка (какая?) Большая - пребольшая». 

Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили-были дед да баба». Кто жили-были? (Ответ ребенка). «Была у них Курочка Ряба». Кто у них был? (Ответ ребенка). «Снесла курочка яичко». Что снесла курочка? (Ответ ребенка).

        После этого можно переходить к пересказу маленьких рассказов Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н.Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопросы: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик? Сколько комнат было в медвежьем домике? В какую комнату вошла девочка сначала? Что она там увидела? Чьи это были чашки? Как различались они по величине?..»

        На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

        Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем формируется план в виде указаний.  Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» (в обработке А.Толстого) можно дать такие указания:

• скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами на гумне и как стал хвастать.

• Расскажи, как тетка ворона узнала про Хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал?

•  Теперь расскажи, как попала ворона в зубы собакам, и как заяц выручил ее из беды.

        После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»

В старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

•  в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер»;

• сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

•  предложить ребенку изменить концовку сказки,  используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

•  предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

•  написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

•  сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

        Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

        Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Научите ребенка любить живую природу»

Консультация для родителей на тему: «Научите ребенка любить живую природу»...

Консультация для родителей на тему" Учим детей рассказывать"

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты ....

Консультация для родителей на тему: "Научите ребенка любить книгу"

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы  привить интерес к чтению....

Консультация для родителей на тему: «Научим ребенка общаться»

Вот и наступил тот момент, когда ваш ребенок идет в детский сад. Многих родителей не так пугает период адаптации к условиям дошкольного учреждения, как мысль о том, что малыш не сможет найти себе друз...

Консультация для родителей дошкольного возраста «Учим детей рассказывать»

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта....

Консультация для родителей на тему: " Поможем детям научиться слышать и слушать"

laquo;Поможем детям научиться слушать и слышать»Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у р...