Мастер-класс на тему "Аутизм. Особенности логопедической работы"
статья по коррекционной педагогике

Нурмухаметова Лариса Рафиловна

  Статья знакомит с особенностями логопедической работы  с детьми с РАС и с тактикой педагогической работы с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему « Аутизм. Особенности логопедической работы»

         Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об особенностях развития людей с РАС. Попробуем побыть на их месте, узнаем о сильных и слабых сторонах людей с РАС.  Ознакомимся с особенностями логопедической работы  с детьми с РАС и с тактикой педагогической работы с такими детьми.

        Представьте, что вы оказались в центре мегаполиса после напряженного рабочего дня, рядом автострада, шум от проезжающих машин (рёв моторов, сигналы машин, скрип тормозов). Много огней, мигающей рекламы. Рядом много людей, которые куда-то идут, торопятся, толкаются. И тут к вам подходят и говорят с тобой на иностранном языке, чего от вас хотят. А вам нужно успеть на самолёт, но вы не знаете,  как добраться до остановки.

        А теперь объясните свои ощущения. Как вы себя чувствуете? А как бы чувствовали бы себя, если  такое состояние было всегда?

   Происходит сенсорная дезинтеграция у человека с РАС. Если обычный человек, отсекает ненужные раздражители, шум, информацию, то человек с РАС с рождения сталкивается с большим потоком информации, которой не хватает или она избыточна. Он видит детали, а не картину в целом. На обработку деталей уходит очень много времени. А информация идёт, накапливается. И каждый ребёнок с РАС формирует стратегии как с этим справиться. И поэтому они развиваются иначе. Во почему аутизм не болезнь, искажённое развитие. Ребёнка до полутора лет можно вытащить из этого состояние, а дальше сделать это будет очень трудно.

   Так вот, ребёнок с РАС, оказавшись в такой (описанной выше) ситуации, или впадает в панику, или забивается в укромное место и уходит в себя. Часто, чтобы обработать информацию. Вот поэтому дети с РАС нуждаются в специальной учебной обстановке, к устоявшимся правилам, к определённости. Не любят что-то менять. Это вводит их в состояние тревожности, паники от того, что они не знают, как с этой новой информацией справиться.

   Состояние ребёнка с РАС в подобной ситуации с примером шумного мегаполиса можно сравнить:

- с ощущениями после лечения зубов под местным наркозом (гипочувствительность, нет ощущения своего тела, теряется контроль);

- с раздражительным,  слишком ярким светом от белого и чистого снега;

- с заложенностью ушей (например, при взлёте самолёта; шума в ушах).

   Предлагаю вашему вниманию два ролика

  1.  «Как видят мир люди, страдающие с РАС»
  2. «Sensory Overload»
  3. «Aytism and sensory sensitivity»

Идёт пояснения к ролику: сенсорные особенности,  поток раздражающей информации, перегруз лишними нейронными связями.

   Что нужно знать об аутизме?     Слайд 1

Аутизм  -  пожизненное  нарушение  развития,  которое  влияет  на коммуникацию  и  отношения  с  другими  людьми,  а  также  на  восприятие  и понимание окружающего мира.

Аутизм  встречается  гораздо  чаще,  чем  принято  думать.  По  последним

данным (2014 г.) каждый 65-й ребенок в мире страдает расстройством спектра аутизма в той или иной форме.

Аутизм  встречается  с  одинаковой  частотой  независимо  от национальности,  культуры,  вероисповедания  и  уровня  жизни,  хотя он чаще встречается среди мужчин, чем среди женщин.

Аутизм  -  пожизненное  состояние,  дети  с  аутизмом  вырастают  и

становятся взрослыми с аутизмом.

Как  состояние  аутизм  является  спектром.  Это  означает,  что  хотя  всех

детей  и  взрослых  людей  с  аутизмом  объединяют  трудности  в  определенных сферах,  это  расстройство  по-разному  отражается  на  каждом  отдельном человеке. Некоторые из них могут жить относительно независимой жизнью, в то  время  как  другие,  могут  иметь  дополнительные  нарушения,  влияющие  на обучение,  и  требуют  пожизненной  поддержки  со  стороны  семьи  и специалистов.  Кроме  того,  люди  с  аутизмом  обычно  отличаются  гипер-(повышенной)  или  гипо-(пониженной) чувствительностью  к  звукам, прикосновениям, вкусам, запахам, свету или цвету. 

       Дети, имеющие расстройство аутистического спектра часто нуждаются в специальном сопровождении, но и обладают достаточно высоким интеллектом и могут решать достаточно сложные задачи, но часто они не имеют возможности просто говорить. Они понимают речь, но не имеют возможности использовать речь как средство коммуникации.

    Слайд 2-6

         Ребёнка с подозрением на расстройства аутистического спектра должны обследовать детский психиатр, психолог, специальный педагог и логопед.

       Основные цели совместной работы этих специалистов6

-обеспечить физическое и психическое здоровье ребёнка

- помочь ребёнку адаптироваться в детском саду или школе

- вовлечь ребёнка в совместную (коллективную) деятельность, научить общаться.

    Очень  часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребёнка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Слайд 7-8

Как люди с аутизмом воспринимают мир?

Люди с аутизмом рассказывают, что для них окружающий мир  -  это хаос

из людей, мест и событий, в которых им бывает невозможно разобраться. Эти трудности  в  восприятии  окружающего  мира  могут  вызвать  у  них  очень сильную тревожность.

В  первую  очередь,  людям  с  аутизмом  трудно  понимать  других  людей  и

общаться  с  ними.  Поэтому  повседневное  общение  с  членами  семьи  и

социальные  события  могут  быть  для  них  особенно  тяжелыми.  Обычные  люди интуитивно понимают, как общаться и взаимодействовать  друг  с другом, но у людей  с  аутизмом  это  интуитивное  знание  является  отсутствующим,  и  они могут думать, почему они «не такие как все».

Все  дети/взрослые  люди  с  аутизмом  испытывают  трудности  в  трех

областях, которые называют «триадой нарушений при аутизме».

К этой триаде относятся:

• трудности с социальной коммуникацией;

• трудности с социальным взаимодействием;

• трудности с социальным воображением.

Трудности с социальной коммуникацией

Люди  с  аутизмом  испытывают  трудности,  как  с  вербальным,  так  и  с

невербальным  языком.  Многие  из  них  понимают  язык  буквально,  с  их  точки зрения - люди всегда говорят ровно то, что имеется в виду.  (Зайчик на грядке рвёт морковку). Кроме того, людям с аутизмом трудно использовать и понимать:

- выражение лица или тон голоса;

- шутки и сарказм;

-  идиомы  и  поговорки,  например,  когда  говорят  «это  круто»,  имеют  в

виду, что это хорошо, а не то, что на это трудно взобраться.

Некоторые  люди  с  аутизмом  не  могут  говорить  вообще,  или  их

способность  использовать  язык  для  общения  очень  ограничена.  Однако  даже если не говорят, люди с аутизмом обычно понимают, что говорят другие люди!

Такие  люди  могут  научиться  выражать  свои  мысли  и  общаться  с  другими людьми  с  помощью  различных  методов  альтернативной  коммуникации, например,  печатать  на  компьютере,  использовать  язык  жестов  или  систему карточек с визуальными символами.

У других людей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них

все равно есть языковые трудности:

- трудности при обмене репликами при разговоре;

- повторение сказанного другим человеком - «эхолалия»;

-  зацикленность  на  собственных  интересах  и  игнорирование  реакции

собеседника.

Людям  с  аутизмом  проще  общаться,  если  другие  люди  говорят  четко,

последовательно и оставляют паузы, которые позволяют человеку с аутизмом понять, что именно ему только что сказали.

Трудности с социальным взаимодействием

Людям с аутизмом часто сложно распознать или понять эмоции и чувства

других  людей,  а  также  сложно  выразить  свои  собственные  эмоции  и  чувства.

Поэтому  они  могут  испытывать  дополнительные  трудности  в  социальных ситуациях. Они могут:

-  не  понимать  неписаные  социальные  правила,  которые  большинство

людей  усваивают  неосознанно  (пример:  они  могут  стоять  слишком  близко  к другому человеку или начинать разговор с неуместной темы);

-  казаться  равнодушными,  потому  что  они  могут  не  понимать,  что

чувствует другой человек;

-  предпочитать  проводить  время  в  одиночестве  и  не  искать  общества

других людей;

- не обращаться к другим людям за утешением;

-  казаться «странными» и неуместно себя ведущими,  так как им  сложно

выразить свои чувства, эмоции или потребности.

Трудности  с  социальным  взаимодействием  могут  приводить  к  тому,  что

людям  с  аутизмом  трудно  заводить  друзей  и  сохранять  дружбу.  Однако  сами люди с аутизмом могут стремиться к дружбе и к общению с другими людьми  -они просто не уверены, как именно этого добиться.

Трудности с социальным воображением

Социальное  воображение  позволяет  нам  понимать  и  предсказывать

поведение  других  людей,  понимать  абстрактные  идеи  и  представлять  себе ситуации  вне  нашего  непосредственного  опыта.  Трудности  с  социальным воображением приводят к тому, что людям с аутизмом сложно:

- понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей;

- предсказывать, что произойдет потом, или может произойти потом;

-  понимать  концепцию  опасности,  например,  почему  лучше  не  выбегать

на оживленную трассу;

-  участвовать в играх и  занятиях, требующих воображения: иногда дети

с  аутизмом  практикуют  игры,  требующие  воображения,  однако  они

предпочитают проигрывать одну и ту же сцену снова и снова;

- подготовиться к изменениям или планировать будущее;

- справиться с новыми или незнакомыми ситуациями.

Не  надо  путать  трудности  с  социальным  воображением  и  отсутствие

воображения.  Многие  люди  с  аутизмом  имеют  исключительные  способности, например,  они  могут  быть  выдающимися  художниками,  музыкантами  или писателями.

Слайд 9-12

   При исследовании ребёнка целесообразно использовать диагностическую карту Лебединской К.С. и Никольской О.С. (см.  дальше по карте)

Слайд 13-20

С помощью прикладного анализа поведения можно развить:

-учебные навыки;

-игровые навыки;

- моторику;

- коммуникацию (речь);

- самообслуживание;

- устранить нежелательное поведение;

- социальные навыки.

Слайд 21-27

Слайд 28-30

Слайд 31-32

Карточки пекс – это система общения для детей и взрослых с нарушением речи, вплоть до её полного отсутствия. Наиболее часто применяется для детей с аутизмом. Цель – дать неговорящему человеку возможность общаться, выражать свои потребности и мысли. Карточки пекс существенно снижает уровень нежелательного поведения, не тормозит, а способствует появлению и развитию речи. Нет ограничений по возрасту. Возможно использование в любом месте.

Визуальное расписание.

Для развития независимости:  Если у вас есть расписание, то вы можете переходить к другой деятельности или следовать распорядку дня без другого человека рядом, который будет говорить вам, что и где делать.

Для того, чтобы избежать конфронтации с ребенком: Если расписание сообщает мне, что делать, то я не могу с ним спорить. Вы не поверите, как часто я говорила ребенку: «По расписанию сейчас …», и ученик следовал инструкции, но если я говорила: «Я хочу, чтобы ты …», он отказывался это делать.

Расписания становятся постоянным зрительным напоминанием. Я могу дать вам расписание, и вы будете сверяться с ним в течение дня. И если учитель уделяет внимание другому ученику переход к другой деятельности или текущая работа не прекратятся.

Расписания уменьшают тревожность. Представьте, что я отобрала у вас все ваши календари и записные книжки. Вам будет легко понять, когда у вас следующий визит к стоматологу? Вы вспомните, где состоится соревнования у вашего ребёнка? Возможно, у вас возникнут эти вопросы, если у вас не будет под рукой визуального напоминания (календаря).  Расписание позволяет им сверяться с распорядком дня вместо того, чтобы сверяться с вами, и, таким образом, они учатся самостоятельно бороться со своей тревожностью. А уменьшение тревожности помогает им сфокусироваться на текущей задаче.

Это способ общения с учениками. Расписание сообщает ребенку, что должно произойти, и чего ему ожидать. Когда ребёнок проверяет расписание, он знает, что сейчас будет физкультура, и знает, что нужно собраться, чтобы выйти на улицу.  Такая коммуникация позволяет ученикам использовать изображения, чтобы понять, что происходит вокруг них, и это облегчает их дальнейшую коммуникацию с окружающими.

Люди с аутизмом часто лучше всего воспринимают зрительную информацию. Это не является верным для всех без исключения людей в спектре аутизма, но многие из них быстрее и проще воспринимают то, что они могут видеть. Так почему бы не использовать метод, который опирается на их сильную сторону.

     Визуальное расписание используем и мы с вами, сами того не подозревая. Поход в магазин за большим количеством продуктов сопровождается  списком покупок. А как насчёт меню, ежедневников? Не говоря уже о «пошаговых» инструкциях по сборке мебели, например. (пример из жизни- оплата квитанции ребёнком; пример с пижамой).

    Мы все пользуемся визуальными инструментами для того, чтобы стать лучше организованными. Дети с РАС могут использовать те же инструменты, что и мы, - за исключением того, что они нуждаются в большей визуальной поддержке (картинки, видео, планшеты).

Планшетные коммуникаторы. В этом случае специально разработанные приложения позволяют детям с РАС общаться с окружающим миром. Специалисты имеют возможность заниматься с аутистами на планшетах. Это намного интереснее, чем заниматься с обычными карточками на столе. Занятия на планшетах показывают совершенно другой уровень эффективности

Слайд-33-37

Кинезотерапия. Практически у всех детей с расстройствами аутистического спектра имеются следующие нарушения восприятия:

- нарушения восприятия телесной чувствительности, что приводит к нарушениям восприятия собственного тела и, как следствие, к компенсаторным движениям рук, ног (раскачивание, подпрыгивания, взмахи руками);

- нарушения вестибулярного восприятия (сложности с ориентацией в пространстве).  Необходимо использовать качели, тренажёры и т.д.

- нарушение зрительного восприятия (фрагментарное, разрозненное восприятие образов, трудности слежения за предметом)

- нарушение слухового восприятия (ребёнок не реагирует на имя, пугается звуков и др.)

   Все эти нарушения являются следствием сниженного уровня тонической регуляции и, как следствие, низкой способности центральной нервной системы воспринимать и обрабатывать поступающую от анализаторов информацию. Кинезотерапия помогает с помощью воздействия на глубокую чувствительность улучшить тоническую регуляцию всего организма, вследствие чего уменьшается количество страхов, появляются живые детские эмоции, улучшается зрительный контакт, ребёнок начинает тянуться к общению, начинает реагировать на окружающее.

Продуктивная деятельность.  Этот метод развивает двигательную, познавательную и эмоциональные сферы и сферу восприятия ребёнка за счёт взаимодействия с различным материалом (крупа, глина, краски, пластилин и др.), формами, текстурами. Появляется произвольность – одна из главных способностей к обучению. Ребёнок переходит от непроизвольных манипуляций к сознательному взаимодействию с материалом, что является залогом формирования игры – важнейшей способностью интеллектуального развития и познания окружающего мира. Аутичный ребёнок без специально организованной продуктивной деятельности не переходит на качественно иной уровень игры и, как следствие, не познает полноценно окружающий мир.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Биоэнергопластика в логопедической работе"

Биоэнергопластика - здоровьесберегающая технология в ДОУ....

Мастер-класс: Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками

Игровая деятельность – необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая деятельность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навык...

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Мастер – класс «Использование нетрадиционных приемов в логопедической работе посредством сказки «Путешествие маленькой гусеницы»

Цель: Представление обобщенного, личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.Задачи:1.      Создание условий для профессионального р...

Мастер-класс "Использование камешков Марблс в логопедической работе с детьми с ТНР"

Мастер-класс "Использование камешков Марблс в логопедической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...