Мастер-класс "Использование камешков Марблс в логопедической работе с детьми с ТНР"
презентация по коррекционной педагогике

Янабаева Лариса Хабибулловна

Мастер-класс "Использование камешков Марблс в логопедической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс "Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ" МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №101 ГОРОДА ТЮМЕНИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЯНАБАЕВА ЛАРИСА ХАБИБУЛЛОВНА

Слайд 2

Цель: организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ посредством камешков Марблс . Задачи: развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук; развивать пространственные представления на плоскости; автоматизировать звуки в словах; развивать лексико-грамматический строй речи; продолжать работу над профилактикой дисграфии ; вызывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Слайд 3

Шарики из глины, в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков. История возникновения Современные камешки Марблс

Слайд 4

В процессе обучения детей с ОВЗ возникает необходимость использования разнообразных средств для проведения занятий в эмоционально приятной, игровой, непринуждённой форме с применением камешков Марблс . Правила игры с камешками Марблс : камешки Марблс не съедобны, не вкусны, и нельзя тянуть их в рот; даже если ребенок старше 3 лет, играть он должен только в вашем присутствии; н е оставляйте наборы в доступном д ля детей месте !!!

Слайд 5

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Игры и игровые приемы

Слайд 6

Возраст от 1 года до 4 лет Цель: постепенное обучение захвату, который поможет удерживать пишущие предметы.

Слайд 7

Игра " Продолжи ряд " "Чудесный мешочек» Цель: активизация мыслительной деятельности, согласование существительного с прилагательным. Ход игры : ребёнок достает камешек любого цвета из мешочка и придумывает словосочетание, называя цвет камня, правильно согласовывая слово-предмет и слово-признак: Зелёный камешек – зелёный огурец, зелёная лягушка, зелёный крокодил и т.д. Цель: развивать умения осуществлять последовательные действия: анализировать, обобщать по признакам, целенаправленно думать.

Слайд 8

Игры на развитие операций классификации, обобщения Ход игры : назвать изображенный предмет. К какой группе предметов относится это слово? Назвать еще предметы из этой группы слов (на каждое правильное слово- закрывать камешком).

Слайд 9

Возраст от 5 лет: Игра «Волшебный мешочек» Цель : активизация мыслительных операций, закрепление навыков различения гласных, согласных твердых и согласных мягких звуков. Ход игры: Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твердый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук). «Выкладывание букв» Цель : развитие зрительной памяти «Найди место звука в слове» Цель: закрепление нахождения места звука в слове

Слайд 10

Игра «Гроздь винограда» Цель: совершенствование умения делить слова на слоги. Ход игры: на веточку прикрепить ягодки винограда любого цвета на выбор ребенка. Взрослый показывает картинку, а ребенок называет слово, делит его на слоги и на грозди винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка для слова из одного слога (выкладываем один камешек), две веточки – слово из двух слогов (два камешка) и т.д. Слова: кошка, колесо, лимон, вода, машина, дом, рука, коса и т.д.

Слайд 11

Игра «Тучка и дождик» Цель: совершенствование фонематического слуха. Ход игры: Цветочки давно не поливал дождик. Набежала тучка, необходимо полить каждый цветочек. Определяем в словах какой звук: твердый или мягкий (например звуки Л и Ль) и ребенок выкладывает камешками струйку дождя: на зеленый цветочек, если в слове мягкий звук, на синий, если в слове твердый звук . Слова подбирает педагог.

Слайд 12

Игры для автоматизация звуков: Игра " Жираф " Ход игры : предлагаем ребенку украсить жирафа пятнышками: на каждое правильно произнесенное слово, выкладываем пятно из камешка. Игра " Мышка и сыр " Ход игры : предлагаем ребенку п омо чь мышке добраться до сыра , на каждое правильно произнесенное слово, выкладываем камешек на дорожку .

Слайд 13

Игра «Звуковые камешки" Цель : развитие звукового анализа и синтеза

Слайд 14

Игра «Дерево родственных слов» Цель : образование однокоренных слов, актуализация словарного запаса. Ход игры : В лесу растет волшебное дерево, листья на нем появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники . С каждым словом на дерево прикрепляется листочек . После того как дети подобрали слова к заданному слову , “дует ветер” и все слова-листики падают. Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Слайд 15

Развитие связной речи : Ход игры : ребенку необходимо угадать сказку, закрыть лишние изображения камешками и пересказать сказку.

Слайд 16

Игра: «Клетка» Цель : развитие пространственных представлений Ход игры: в центре квадрата кладем камень, по инструкции взрослого ребенок двигает камешек по квадратам. Например: «Поставь камешек в правый верхний угол», «В нижний левый угол» и т.д. Игра «Выложи по образцу» Цель: развитие пространственных представлений и внимания.

Слайд 17

Результативность Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к играм с камнями у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Игры с камешками Марблс : 1. тренируют мелкую моторику рук; 2. дети хорошо ориентируются на плоскости; 3. вызывают эмоциональную положительную реакцию; 4. совершенствуется речь детей в различных ее формах.

Слайд 18

Перечень оборудования: Камни Марблс ; «Чудесный мешочек»; Карточки с различными заданиями.

Слайд 19

Перечень используемых технологий: Технология коррекции звукопроизношения; Технология развития лексико-грамматического строя речи; Технология коррекций нарушения письма.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 “Использование камней Марблс в коррекционной работе у детей  с ТНР”

Ход мероприятия:

Слайд 1.

        Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада  вас приветствовать на мастер-классе по теме “Использование камней Марблс в коррекционной работе у детей с ТНР”. Меня зовут...

Слайд 2.

  Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть эмоционально приятной и разнообразной. Это и подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием   камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Камешки Марблс помогают нам в решении многих задач.

Слайд 3.

   Игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремния, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

    Веками марблс изготавливались из натурального материала, но в середине прошлого века из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора. Началась новая эра в производстве. Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи.

Слайд 4.

      Особое внимание уделяем правилам безопасности! Необходимо объяснить ребенку несколько раз, что камешки и шарики «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот!!! Даже если ребенок старше 3 лет, играть он должен только в вашем присутствии!!! Не оставляйте наборы в доступном для детей месте!!!

Слайд 5.

     Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.

 В возрасте от года до 4 лет камешками можно обучить захвату: в начале кулачковому, щипковому, затем пинцетному. Данный вид захвата в дальнейшем поможет удерживать пишущие предметы. Также камешки помогают в изучении цветов, в игре “Продолжи ряд” развивается мышление.     В данном возрасте с помощью игры “Чудесный мешочек” происходит активизация мыслительной деятельности ребенка, он учится правильно согласовывать существительное и прилагательное. Давайте на минуточку превратимся в детей и поиграем в эту ИГРУ (1): достаете камешек, называете цвет и придумываете словосочетание. Эту игру в старшем возрасте можно усложнить: “Достаете камешек и придумываете слово на соответствующий звук (красный-гласный, зеленый - мягкий согласный, синий- твердый согласный)”.

Игры на развитие операций классификации и обобщения: ребенок называет изображенный предмет. Отвечает на  вопрос: “К какой группе относится это слово?”. Называет еще слова из этой группы слов и на каждое правильно названное- закрывает камешком кружок”. Тоже проиграем…ИГРА (2)

 Начиная со старшего возраста  актуальна работа по формированию навыков  звукового и слогового анализа и синтеза, обучение грамоте. В этом возрасте камешками выкладываем буквы для зрительного запоминания, закрепляем определение места звука в слове (Игра с рыбкой- рЫба, скрИп, каМень, слоН, Стул, коРова).

  Делим слова на слоги и играем в игру “Гроздь винограда” ИГРА (3)(Я показываю картинку, вы делите слово на слоги и на грозди винограда находите маленькую веточку с соответствующим количеством слогов и выкладываете камешки)

С помощью игры “Тучка и дождик” дифференцируем твердые и мягкие согласные звуки. ИГРА (4) Задание: “Цветочки давно не поливал дождик. Набежала  тучка, чтобы полить каждый цветок выкладывайте капельки из камешков, если в слове твердый звук - синий камешек, если мягкий - зеленая капелька поливает зеленый цветочек”.

Камешки можно использовать при автоматизации звуков, на каждое правильно произнесенное слово кладем камень на дорожку, чтобы помочь мышке добраться до сыра, либо украшаем жирафа пятнышками.

Также используя Марблс в качестве символов звуков, составляем схему слова, упражняемся в  звуковом анализе.

  С помощью следующей игры: “Дерево родственных слов”, учим образовывать однокоренные слова, активизируем словарный запас. ИГРА (5) Ход игры: В лесу растет волшебное дерево, листья на нем появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники.” С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети испытывают затруднения, можно  помочь, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к  слову “рыба”. Вопросы: Если рыба маленькая, как можно ее назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? И т.д. После того как дети подобрали слова к заданному слову, “дует ветер” и все слова-листики падают. Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Камешки Марблс можно применять с целью развития пространственных представлений в игре “Выложи по образцу” и в игре “клетка”, где  на разлинованном листе 3*3 в центре квадрата  кладем камень и по инструкции взрослого, ребенок двигает камешек по квадратам, например,” Поставь камешек в правый верхний  угол, нижний левый угол и т.д.” Так же  

 Для развития связной речи используем мнемотаблицы, но необычные. Необходимо угадать сказку, закрыть лишних персонажей камешками и  перейти к рассказу ИГРА (6).

Немного о результативности…

Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к играм с камнями у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Игры с камешками Марблс: тренируют мелкую моторику рук; дети начинают лучше ориентироваться на плоскости; камешки вызывают эмоциональную положительную реакцию; и самое главное совершенствуется речь детей в различных ее формах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....

Методическая разработка "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка включает подробное описание игр с фотографиями по различным разделам развития речи  о общего развития детей дошкольного возраста...

Использование камешков МАРБЛС в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс»...

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...

Презентация "Использование камешков Марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста".

       Одним из самых интересных и инновационных приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста можно назвать применение шариков марблс . Разноцветны...

Консультация для родителей "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"...