Консультация для родителей "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
консультация

Чистякова Екатерина Викторовна

Консультация для родителей "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc824 КБ

Предварительный просмотр:

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский. Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает все таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности. Цель игр: развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления. Задачи: 1) формировать правильный захват шарика кистью руки; 2) развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук; 3) развивать мышление; 4) развивать в ориентировку на плоскости; 5) профилактика оптико-пространственных нарушений; 6) работать над запоминанием цвета; 7) обогащать словарный запас; 8) развивать внимание и память; 9) профилактика дисграфии; 10) развивать фантазию ребенка.

ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ

Лабиринт на звук Цели: Закрепление поставленного звука. Ход игры: Выкладывание камешков – марблс с проговариванием звука, слогов, слов с поставленным звуком.

Проговори правильно Цели: Закрепление поставленного звука в чистоговорках и стихах. Ход игры: Дети выкладывают рисунок и проговаривают чистоговорку или стихотворение на поставленный звук.

Описание: C:\Users\HOME\Downloads\20211121_203553.jpg

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЕ 

Разложи по размеру Цели: Развивать логическое мышление. Тренировать глазомер. Развивать усидчивость. Ход игры: Ребенок выкладывает данные камешки по размеру от большего к меньшему.

Крестики нолики Цели: Развивать логическое мышление. Развивать усидчивость. Ход игры: Игра по правилам детской игры крестики нолики. Необходимо собрать камешки своего цвета на игровом поле и не дать этого сделать первому сопернику.

Поставь знак больше Цели: Упражнять в навыке счета. Работать над правильным согласованием числительных с существительными. Ход игры: Ребенок ставит знак больше в том направлении, где предметов больше.

Почувствуй камешки Цели: Развивать тактильную чувствительность. Понятие холодные цвета и теплые. Ход игры: Ребенку дают камешки теплые и охлажденные. теплый камешек, холодный камешек. 

Создай свой сад камней Цели: Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятие напряжения, агрессивности. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в согласовании числительных и существительных. Ход игры: Ребенок детской граблей рисует по кристаллическому цветному песку и выкладывает камешки. Проговаривает сколько, каких цветом камней.

 Найди отличный от других камешек Цели: Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятия напряжения, агрессивности. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Ход игры: Ребенок с закрытыми глазами ищет камешек, который отличается от остальных.

ИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.

Назови ласково Цели: Упражнять в словообразовании, постановка существительных в уменьшительно – ласкательную форму. Ход: Выкладывать по лабиринту камешки – марблс и ставить существительные в уменьшетельно – ласкательную форму.

Какое у тебя настроение? Цели: Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей. Обогащение эмоциональной лексики. Закрепление антонимов в речи.

Ход: Вариант 1 Ребенок выкладывает свое настроение. Подбирает антоним и выкладывает к нему настроение. Вариант 2 Ребенку предлагается выложить определенную эмоцию, и он должен проговорить определенную фразу с этой эмоцией.

Какой фрукт ты любишь? Цели: Обогащение словаря существительных. Работа по словообразованию. Закрепление относительных прилагательных. Образец игры возможен и для других лексических тем.

Ход: Вариант 1 Ребенок выкладывает камешками марблс предметную картинку или ободок вокруг картинки. Называет сок из этого фрукта

 Вариант 2 Ребенок по образцу или самостоятельно выкладывает картинку фрукта.

Эти маленькие слова Цели: Закрепление предлогов. Вводить в речь наречия. Закреплять схематичное изображение предлогов. Ход игры: Вариант 1 Смотря от представленной картинки, ребенок говорит, где находиться тот или иной предмет и выкладывает камешек – марблс. Вариант 2 Ребенок по инструкции выкладывает камешек на нужную картинку и проговаривает предлоги.

Скажи где камешек? Цели: Закрепление пройденных предлогов - В, - НА, - ОКОЛО, - ПОД, - ЗА. Ход игры: Педагог располагает камешки на игровом поле (песке). Ребенок собирает камешки и проговаривает где камешки.

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 

Чудесный мешочек Цели: Развитие фонематического звука и закрепление понятий гласный и согласный звук. Ход игры: Дети достают из мешочка камешек и называют слово, которое начинается на звук в зависимости от цвета камешка (согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный - красный).

Разбери слово Цели: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении. Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги. Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета. Выкладывают слово из букв.

Описание: C:\Users\HOME\Downloads\20210208_105356.jpg

Слова – камешки Цели: Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении. Ход игры: Дети выкладывают из букв заданное слово.

Необычная буква Цели: Повторение изученной буквы. Ход игры: Вариант 1. Ребенок по готовому образцу выкладывает букву. Вариант 2 Ребенок выкладывает изучаемую букву и придумывает на эту букву слово.

 Описание: C:\Users\HOME\Downloads\20211121_203306.jpg

Кривое зеркало Цели: Закрепление правильного графического изображения букв. Развитие пространственной ориентации. Ход игры: Определи верную и неверную букву. Исправь неправильную букву.

 Найди букву Цель: Закрепление изученной буквы. Развитие тактильных ощущений. Ход игры: Ребенок ищет в сухом бассейне из шариков марблс букву. Определяет на ощупь что за буква.

Пятнашки Цель: Повторение пройденных букв. Звукобуквенный разбор слова. Развитие фонематического слуха. Упражнение в чтении. Развитие логического мышления. Ход игры: Детям дается задание собрать слово, двигая камешки по доске. Обязательное условие не вынимать камешки, аналогия игры в пятнашки.

Игра Определение места звука в слове. Цели: учить детей определять место звука в слове (в начале слова, в середине слови или в конце).

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку (светофор из трех клеток).  Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить камешек марблс в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

Описание: C:\Users\HOME\Downloads\20211121_203428.jpg

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 

Пересыпь в другую коробочку Цели: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета. Ход игры: Вариант 1 Ребенок перекладывает ложкой шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков. Вариант 2 Ребенок перекладывает пинцетом шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков.

Поищи в крупе Цели: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета, названия круп. Развивать словообразование. Ход игры: Ребенок выбирает из крупы шарики марблс.

Какой твой секретик? Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Ход игры: Дети в песке создают из камешков марблс секретики, возможно использование различного материала для создания тайников (сухие цветы, листики, фантики).

Создай свою картину Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Построй свой лабиринт Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать пространственное восприятие. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и создает свою модель лабиринта. Играет проходя этот лабиринт.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ 

Найди место камешку Цели: Развивать пространственное восприятие. Вводить в речь понятия правый – верхний угол и т. д. Профилактическая работа по ориентированию на тетрадном листе. Профилактика дисграфии. Закрепление цветов. Ход игры: Вариант1 Ребенка просят по инструкции разложить камешки. Вариант2 Ребенок сам раскладывает и проговаривает местоположение камешков.

Кривое зеркало Цели: Закрепление правильного графического изображения букв. Развитие пространственной ориентации. Ход игры: Определи верную и неверную букву. Исправь неправильную букву.

Собери по образцу Цели: Развивать пространственное восприятие. Вырабатывать усидчивость. Развивать глазомер. Ход игры: Ребенок по данному образцу собирает свою фигуру.

 Проложи дорогу по лабиринту Цели: Развивать пространственное восприятие. Профилактика дисграфии. Вводить в речь наречия право – лево. Ход игры: Ребенок выбирает нужный путь и выкладывает камешками – марблс, проговаривая куда ведет дорога вправо, влево, прямо.

Собери рисунок по инструкции Цели: Развивать пространственное восприятие. Профилактика дисграфии. Вводить в речь наречия право – лево, вправо вверх наискосок. Ход игры: Ребенок по готовой инструкции выкладывает камешками – марблс рисунок.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 

Создай большой рисунок Цели: Развивать творческие способности. Работать над глазомером. Умение работать на предоставленном рабочем поле. Ход игры: Дети выдумывают свой рисунок и выкладывают на рабочем поле

Какой твой секретик? Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Ход игры: Дети в песке создают из камешков марблс секретики, возможно использование различного материала для создания тайников (сухие цветы, листики, фантики).

Создай свой сад камней Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Упражнять в согласовании числительных и существительных. Ход игры: Ребенок детской граблей рисует по кристаллическому цветному песку и выкладывает камешки. Проговаривает сколько каких цветом камней.

Создай свою картину Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Летняя полянка Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка Ход игры: Дети украшают летнюю полянку камешками.

Кто живет в воде? Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Ход игры: Дети создают из камешков марблс пейзаж морского дна. Составляют предложения: кто живет в море.

 Морское дно Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Ход игры: Дети работают с водой, создают из камешков марблс морской пейзаж.

Сезонное дерево Цели: Развивать творческие способности. Закреплять у детей последовательность времена года. Формировать связную речь. Ходи игры: Ребенок в зависимости от времени года украшает дерево.

Нарисуй рисунок камешками марблс Цели: Развивать творческие способности и фантазию. Ход игры: Ребенок выдавливает понравившиеся краски на лист, в прозрачной коробке, а затем совершает движения коробкой, в результате шарик чертит рисунок по листу. Позже ребенок разглядывает рисунок, и говорит, что он видит в нем.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пройди лабиринт Цели: Учить пересказу. Ход игры: Ребенку читается текст сказки (сказка разбирается на фронтальном занятии). Вопросы по тексту. Ребенок проходит лабиринт. Пересказ ребенка.

Кто герои? Цели: Учить пересказу. Ход игры: Ребенку читается текст (текст разбирается на фронтальном занятии). Вопросы по тексту. Вариант 1 Ребенку предлагается выложить главных героев по образцу. Вариант 2 Дается картинка к тексту, и ребенок её украшает камешками марблс. «Басня кукушка и петух», «Коза - Егоза».

Создай свою картину Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Сезонное дерево Цели: Закреплять у детей последовательность времена года формировать связную речь. Развивать творческие способности. Ходи игры: Ребенок рассказывает, какие деревья весной, и выкладывает первые зеленые листочки на деревьях. Затем весной расцветают цветы, например, на сливовом дереве, ребенок добавляет цветы. Летом появляются плоды, сливы. Осенью плоды собирают и листья желтеют. Зимою деревья под снегом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....

Методическая разработка "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка включает подробное описание игр с фотографиями по различным разделам развития речи  о общего развития детей дошкольного возраста...

Использование камешков МАРБЛС в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс»...

Мастер – класс «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста».

Задачи:— Развитие мелкой моторики рук— Развитие мышления— Развитие внимания и памяти— Развитие сенсорных способностей (умения различать цвета; находить цвет по образцу и по  словесному обозначени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Камешки Марблс, являются зам...

Презентация "Использование камешков Марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста".

       Одним из самых интересных и инновационных приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста можно назвать применение шариков марблс . Разноцветны...