применение ИКТ в логопедической работе
методическая разработка по коррекционной педагогике

Марук Мария Ивановна

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.

Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.

Активизация познавательной деятельности детей.

Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.

Обеспечение психологического комфорта на занятиях.

Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ikt_opisanie.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционной работе учителя-логопед ДОУ

Учитель-логопед

Марук М.И.

Видное 2021г

Содержание:

 

 

Что такое ИКТ?

Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда

В чем преимущества использования ИКТ?

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Какие требования есть при использовании ИКТ

Стандартный комплекс упражнений для глаз при работе за компьютером

Приложение 1 (ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ)

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения  ИКТ.

В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя – логопеда. В совместной деятельности с детьми на коррекционно-логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала.

Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.

Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.

Активизация познавательной деятельности детей.

Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.

Обеспечение психологического комфорта на занятиях.

Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

В чем преимущества использования ИКТ?

Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.

Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.

При внедрении в логопедическую работу ИКТ решаются следующие задачи: с одной стороны — у детей повышается мотивация к занятиям, а следовательно, эффективность коррекционной работы; с другой стороны — использование ИКТ позволяет расширить возможности сотрудничества учителя-логопеда с родителями и педагогами, что также отражается на результатах проводимой коррекции.

В МАДОУ  «Детский сад № 39 «Ромашка» ИКТ применяются в нескольких направлениях:

- работе учителя-логопеда с детьми;

 - оформлении и ведении соответствующей документации;

 - взаимодействии с родителями, воспитателями и специалистами ДОО

 С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.

Педагог должен уметь:

  1. создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)
  2. активно использовать информационные технологии в образовательном процессе
  3. познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете
  4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций
  5. создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)

Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,Microsoft Office Excel

  1. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе

Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

 

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Так, в ходе логопедической работы с помощью ИКТ проводится тестовая диагностика речевого развития воспитанников. В программе Microsoft Exсel в таблицу вносятся баллы за каждое выполненное ребенком задание, что позволяет провести количественную обработку данных, значительно ускоряя процесс подсчета результатов и построения индивидуальных графиков речевого развития (по результатам логопедического обследования).

Кроме того, оформление документации (составление отчетов, расписаний занятий, заполнение бланков) в электронном виде сокращает работу учителя-логопеда с бумажными носителями информации.

С помощью ИКТ разрабатывается наглядно-дидактическое сопровождение к логопедическим занятиям, которое позволяет специалисту сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, способствует формированию у них познавательной мотивации, развитию произвольной памяти и внимания, логического мышления.

Важно отметить, что несмотря на огромное количество игр, презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который учитель-логопед может использовать сам и предложить родителям без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.

Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия. Но главная цель при использовании ИТК в логопедии — не заменить традиционные средства, а дополнить их.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО НИ ОДНА КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК БЫ ОНА НИ БЫЛА ЭФФЕКТИВНА, НЕ ЗАМЕНИТ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ НЕ ЦЕЛЬ, А ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, СРЕДСТВО, АКТИВИЗИРУЮЩЕЕ КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.

  

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОПТИМАЛЬНО РЕШИТЬ 7 ЗАДАЧ:

  • формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;

    • способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;

    • воспитывать стремление достичь положительного результата;

    • развивать высшие психические процессы — память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

    • совершенствовать разные компоненты речевой системы;

    • осуществлять индивидуальный подход в обучении;

    • обучать некоторым элементарным действиям на ПК.

Так, применение презентаций, видеороликов на логопедических занятиях позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Немаловажное значение имеет и то, что с электронными изображениями можно совершать различные манипуляции (например, делать их крупнее, ярче, реалистичнее), что не всегда достижимо при использовании рисунков или иллюстраций на бумаге.

Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат. В качестве примера возможные варианты применения мультимедийных презентаций на логопедических занятиях.

Кроме того, ИКТ позволяют создавать базу интернет-ресурсов для оптимизации деятельности учителя-логопеда. Так, ссылки с сайтов, которые несут в себе нужную информацию, содержат как теоретические, так и практические материалы, сохраняются в оформленную в электронном виде и разбитую по темам таблицу. Систематизированная в таком виде информация позволяет специалисту путем перехода по гиперссылкам легко находить необходимый материал.

Игры и игровые упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных заданий. Так, у учителя-логопеда появляется возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствуют формированию межличностной коммуникации. Вслед за компьютерными героями дошкольник стремится говорить правильно, может видеть и контролировать ситуацию, исправлять ее. Он «помогает» героям решать различные проблемы, с которыми впоследствии может сам столкнуться в реальной жизни.

На индивидуальных логопедических занятиях с использованием ИКТ у детей пропадает негативный настрой, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов при автоматизации и дифференциации поставленного звука, появляется уверенность в собственных силах и желание научиться правильно говорить.

Использование ИКТ в рамках взаимодействия с родителями.

Компьютерные технологии стали одной из форм эффективного сотрудничества педагогов и семей воспитанников. Так, в ДОО для родителей создаются игровые электронные презентации, видеоматериалы, которые можно использовать дома для закрепления с ребенком пройденной темы. Это особенно актуально в работе с теми детьми, которые часто пропускают занятия по болезни.

Задача создания и применения разного рода слайд-шоу и видеофрагментов — показать родителям те моменты в речевой практике ребенка, которые непосредственно вызывают затруднения (образцы неправильной речи, а также примеры правильной артикуляции, дыхания, темпа, ритма и т. д.). Кроме этого, семьям предлагаются записи речи детей, фотоотчеты с логопедических занятий. Возможность использования аудио- и видеоаппаратуры позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению. Кроме того, на сайте ДОО родители могут ознакомиться с материалами (рекомендациями, примерами игр и игровых упражнений), предоставленными учителем-логопедом.

О положительном отношении к применению ИКТ в логопедической работе свидетельствуют результаты проводимого анкетирования семей воспитанников.

Использование ИКТ в работе, направленной на развитие и коррекцию речи воспитанников, позволяет достичь высоких результатов. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что применение ИКТ является одним из эффективных способов формирования у детей правильной речи и коррекции ее недостатков.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя-логопеда, поэтому работа педагогического коллектива ДОО ориентирована на разработку комплексной системы занятий с использованием возможностей ИКТ наряду с традиционными приемами и методами, направленными на развитие речевой активности дошкольников и коррекцию у них речевых трудностей.

Какие требования есть при использовании ИКТ

Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.

Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие требования:

Все используемые компьютеры должны быть последних моделей. Соответствующие требования предъявляются и к мониторам.

Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.

Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.

Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

Стандартный комплекс упражнений для глаз при работе за компьютером

  1. Закройте глаза и сильно напрягите глазные мышцы. Подождите около 4 секунд. Откройте глаза и расслабьтесь. Посмотрите в окно вдаль около 6 секунд. Повторите упражнение 4-5 раз.
  2. Посмотрите на переносицу и задержите на ней глаза примерно на 4 секунды. Затем переведите взгляд на пейзаж за окном и смотрите туда около 6 секунд. Выполните упражнение 4-5 раз.
  3. Посмотрите влево, при этом не поворачивая голову. Зафиксируйте глаза в этом положении примерно на 4 секунды. Повторите это упражнение, только смотря влево, вниз и наверх. Необходимо выполнить этот круг 3-4 раза.
  4. Проделайте повороты глазами в следующих направлениях: налево, вниз, направо, вверх, затем прямо вдаль в окно. Потом направо, вниз, налево, вверх, а дальше прямо вдаль в окно. Выполните все действия еще 3-4 раза.
  5. Моргните максимально быстро, отсчитав до 10, потом закройте глаза на пару секунд. Теперь еще раз поморгайте в течение минуты. Снова закройте глаза на 2-3 секунды. Откройте их и посмотрите вдаль в окно. Повторите упражнение 2-3 раза.
  6. Рассмотрите внимательно любой хорошо видимый объект (ветку, птичку, лист и т.д.) в течение 30 секунд. Потом переведите глаза на самый удаленный предмет. Это может быть здание, автомобиль, дерево. Смотрите на него в течение 30 секунд. Потом верните взгляд на первый объект. Повторите такое упражнение 6 раз.

По окончании зарядки даем глазам расслабиться. Можно просто закрыть их на пять минут и подумать о чем-то приятном. При этом не опускайте голову вперед. Выполнение подобных упражнений для глаз при работе за компьютером способствует их расслаблению и тренировке.

Приложение 1

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Занятие

Презентации

Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения

Презентация «Артикуляционная гимнастика». Серия презентаций для автоматизации и дифференциации звуков («Простоквашино — звука [р]», «Приключения Лосяша — звука [ш]», «Цветочная поляна — звука [с]», «Самолет — звука [л]» и др.

Занятия, направленные на расширение, обогащение словаря

Презентации по основным лексическим темам: «Сад (фрукты)», «Огород/овощи», «лес. деревья», «дикие животные», «Продукты», «домашние животные», «Насекомые», «Птицы», «Одежда», «Мебель», «Транспорт», «Дом»,»Космос», «Посуда» и др. Презентации на расширение глагольного словаря, умение подбирать многозначные слова, синонимы, антонимы и др.

Проведение дидактических игр

Презентации на развитие грамматического строя речи (для игр «Один — много», «Скажи ласково», «Большой — маленький», «Посчитай» и др.)

Занятия по обучению грамоте

Презентации, направленные на формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

 

Используемая литература:

1.Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

  1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".)

Интернет ресурсы:

1.correct@e-xecutive.ru

2.(http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7570-pravila-sozdanija-prezentatsii-dlja-detej.html)

  1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
  2. ru.wikipedia.org
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/ikt-prihodit-v-detskii-sad.html
  4. http://www.horosheezrenie.ru
  5. 7. http://nsportal.ru/ -
  6. 8. http://doshkolnik.ru/ -
  7. 9. http://igrateshka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение ИКТ в логопедической работе».

Конспект составлен в соответствии с федеральными государственными требованиями, в нем прослеживаются партнерские отношения и используются компьютерные технологии...

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

В статье рассматривается необходимость использования   мнемотехник  в логопедической работе с детьми  с ТНР для более эффективной коррекции  речевых нарушений у дошкольников....

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

Применение логоритмики в логопедической работе

Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет показывает, что разви...