Главные вкладки

    Статья.Применение ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
    статья по логопедии по теме

    Гейне Вера Сергеевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_pro_ikt_v_logorabote_pechat.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение ИКТ (информационно - коммуникационных технологий) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

    Гейне Вера Сергеевна

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №737

    г. Видное Московской области.

    Учитель – логопед.

         «Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

         В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены.... Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую очередь компьютеров.

         Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает … преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития… с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми...» [1]

         Новые информационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушением речи включают в себя и информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, объединяющее устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшие современные устройства ИКТ - компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. ИКТ позволяют использовать информацию в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение), с информационных носителей DVD, CD, флеш –памяти, средств мультимедиа (игровые компьютерные программы, презентации и др.), аудиовизуальное оборудование (компьютер, ноутбук, ЖК-телевизор, проектор, интерактивная доска).

         Современный учитель-логопед должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и владеть навыками по их применению в своей профессиональной деятельности. Включение компьютерных технологий в работу учителя- логопеда позволяет оптимизировать механизмы компенсации   и достичь наилучшей коррекции нарушенных функций.

         Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) - это перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Активное распространение компьютеризации дает возможность применять новые варианты обучения. Грамотное использование современных ИКТ способствует повышению мотивации детей к обучению, помогает более широкому раскрытию способностей дошкольников, активизации их умственной деятельности.

         Из всего многообразия ИКТ для логопедической работы в ДОУ мною применяются следующие средства:

    •        Обучающие, которые сообщают знания, помогают сформировать умения и навыки учебной деятельности.

    •        Тренажеры, которые предназначены для отработки умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала.

    •        Учебно-игровые, которые предназначаются для реализации деятельности дошкольников в форме игры.

    Применение средств ИКТ позволяет решить следующие задачи:

    •        Осуществлять диагностику.

    •        Организовать фронтальную и индивидуальную образовательную деятельность.

    •        Осуществлять работу с родителями.

    •        Обмениваться опытом с педагогами.

    Логопедическая диагностика.

    Обследование речи учащихся - важный этап всего коррекционного процесса.

       Использование диктофона, микрофона для записи речи ребёнка на начальном этапе работы и дальнейшего отслеживания результативности, позволяет                                ребёнку услышать себя, наблюдать результаты коррекционной работы.  Применение ПК позволяет хранить и обрабатывать диагностические материалы, использовать их для построения диаграмм, графиков и т.п.

    Организация фронтальной и индивидуальной образовательной деятельности.

          Для фронтальной работы мною используются презентации, созданные с помощью программы Power Point (для закрепления лексических тем, пополнения и активизации номинативного и предикативного словаря, введения в речь предлогов, числительных, прилагательных), которые разрабатываются в соответствии с темой и задачами, а также, уровнем речевого развития учащихся.

        В индивидуальной работе мною используются компьютерные программы, направленные на устранение речевых недостатков, развитие психических процессов дошкольников. Это -  материалы, размещенные на портале МЕРСИБО (http://mersibo.ru), собственные интерактивные игры и пособия, презентации, созданные в программе Power Point.

    Образовательный портал МЕРСИБО содержит разделы, предназначенные для работы специалистов и родителей. Использование материалов этого портала позволяет мне вести документацию, осуществлять контроль за занятиями детей в домашних условиях, поддерживать связь с их родителями.

       На МЕРСИБО также размещены интерактивные обучающие и развивающие игры для детей дошкольного возраста разных возрастных категорий.

    Для индивидуальных логопедических занятий я использую следующие рубрики:

    «Развиваем речь», «От буквы к слову», «Учимся читать», «Логопедические игры».

    В процессе индивидуальной логопедической работы интерактивные игры помогают реализовать следующие задачи:

    •         Развивать фонематический слух («Музыкальная школа», «Загадки звуков», «Тик-так звуки», «Цветочный базар», «Пожужжим» и др.)

    •        Выполнять артикуляционную гимнастику

    •        Упражнять ребенка в выработке воздушной струи («Вертолет», «Торт со свечками», «Ветерок и жуки» и др.)

    •        Работать над грамматикой («На рынке», «Кто за кем», «Рюкзак туриста»)

    •        Развивать связную речь («Что сначала», «Кто сказал «МУ», «Сказочная ошибка»)

    •        Отрабатывать звукопроизношение («Веселые рыболовы», «Хитрая половинка»)

    •        Обучать чтению и письму («Лишний слог», «Сладкоежка», «Джин» и др.)

    •        Развивать моторику (Физкультминутка «А ты так можешь?»)

    •        Развивать мышление, логику, внимание, память («Правильный банан», «Невнимательный художник» и др.)

    В процессе коррекционно-развивающего обучения мною используются и собственные интерактивные игры и пособия.

    Для их создания мною используются материалы из сети интернет и конструктор картинок в МЕРСИБО, которые помогают подготовиться к занятиям и обследованию, составить пособия самостоятельно или с детьми, решить проблему с наглядным материалом, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Созданные макеты сюжетных картин и наборы для обследования грамматики и звукопроизношения сохраняются, чтобы потом предъявляться детям. Это можно делать заранее или создавать картинки вместе с детьми, выбирая фон, героев и предметы вместе с учениками.

    Обмен опытом.

    ИКТ используются мною для обмена опытом с коллегами. Это:

    •        выступления на педсоветах (презентация «Использование нестандартного оборудования в коррекционной работе с детьми с ОНР» «Современные отрасли педагогической науки: от теории к практике»);

    •        доклады на семинарах, конференциях («Использование нестандартного оборудования для реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ»);

    •        участие в электронных конкурсах и фестивалях (Международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013» (1 января- 31 июля 2013г.));

    •        размещение профессиональных работ на сайтах в интернете (Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru).

    Работа с родителями.

    В работе с родителями ИКТ позволяют организовать проведение родительских собраний, проводить практикумы с родителями по постановке звуков и проведению артикуляционной гимнастики.

     

         Применение ИКТ помогает существенно облегчить и оптимизировать логопедическую работу с детьми с речевыми нарушениями. Однако, следует помнить, что влияние компьютерных игр на дошкольников недостаточно изучено. Особенно это касается дошкольников с ОНР. Поэтому применение компьютера должно быть строго дозированно и, ни в коем случае, не заменять непосредственное общение ребенка и учителя-логопеда. Важно, также, учитывать уровень сложности заданий индивидуально для каждого дошкольника. После работы на компьютере необходимо выполнить зрительную гимнастику для улучшения циркуляции крови, укрепления глазодвигательных мышц и улучшения процесса аккомодации.

    Список литературы:

    1.        Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России"

    2.        Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-Синтез, 2011.

    3.        Новые информационные технологии в образовании

    Материалы международной научно-практической конференции

    Екатеринбург, 1–4 марта 2011 г. Часть 1 Екатеринбург РГППУ 2011

    4.        под.ред. Микляевой Н.В.  Интерактивная педагогика в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера»,2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК

    ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК...

    Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

    В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...

    Консультация для воспитателей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

     Работа воспитателя и работа логопеда компенсирующего детского сада различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она т...

    Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

    В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

    Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

    Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....