Картотека "Игры с мячом"
картотека по коррекционной педагогике

Картотека "Игры с мячом для детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_s_myachom.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                               КАРТОТЕКА

ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ

(дошкольного возраста)

                                                   

СТАТИЧНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ

Подбрасывание мяча

(лучше тряпичного)

- с хлопками,

- ритмичное подбрасывание и ловля под счёт взрослого,

- переброска мяча из руки в руку

(полёт мяча должен происходить на уровне глаз).

Съедобное - несъедобное

Игроки сидят в ряд, ведущий с мячом стоит перед ними.

Он поочерёдно бросает мяч каждому игроку,

называя при этом любой предмет.

Если это съедобное, мяч нужно поймать.

Если нет, то нужно отбить.

По прохождении ряда ведущий меняется.

Продолжай

Дети стоят в кругу. У одного из них мяч. Бросая мяч любому игроку, он говорит:

“Впереди у меня глаза, а сзади?” Принимающий мяч должен закончить фразу, например, называя затылок.

Затем он говорит свою фразу, бросая мяч следующему. Ребёнок, не сумевший закончить фразу, временно выбывает из игры.

Варианты высказываний:

“Впереди у меня живот, а сзади? – Спина. Впереди у кошки ушки, а сзади? – Хвост.

Впереди у грузовика кабина, а сзади? – Кузов.

Вверху у чашки край, а внизу? – Дно. Справа у чайника ручка, а слева? – Носик.
Игра способствует развитию представлений о пространственном расположении частей одного и того же предмета относительно друг друга.

Мяч в кругу

Дети стоят в кругу. У одного из них мяч.

Со словами “Справа от меня… (имя ребёнка, стоящего справа от говорящего),

а слева?” - он бросает мяч любому из стоящих в кругу.

Поймавший мяч называет имя ребёнка, стоящего слева от бросавшего, и продолжает игру.

Усложнение: 

бросающий мяч называет имя ребёнка, стоящего справа от того, кому он бросает мяч.

Игра помогает развить способность определять правую и левую сторону относительно себя и другого.

Подбрасывание мяча (лучше тряпичного) с одновременным ритмичным произнесением считалки (Аты-баты…).

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько дали?
Аты-баты, сто грошей.
Аты-баты, выходи-ка,
Аты-баты, поскорей.

Быстро отвечай

Цель игры: развитие логического мышления, внимания, памяти, быстроту реакции

Ход игры: дети стоят в кругу. В центре взрослый с мячом. Он по очереди задаёт каждому ребёнку вопрос, например: «Как зовут твою маму?» или «Какое число следующее после пяти?» и т. д. Затем бросает ребёнку мяч, он быстро отвечает на вопрос и бросает мяч обратно взрослому. В случае, если ребёнок не отвечает в течение 5 сек., он передаёт мяч соседу и вопрос переадресовывается ему.

Я знаю 5…

Цель игры: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры: игроки подкидывая мячик вверх или ударяя им об землю произносят: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, растений, животных, деревьев, цветов и т. д.): Слава-раз, Миша-два, Гена-три, Игорь-четыре, Валера-пять». Во время броска произносится только одно имя или название. Если игрок делает паузу, либо дважды повторяет одно название, то он выходит из игры, а мячик переходит к следующему игроку. Победил тот игрок, кто дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Правила игры: если ребенок уже научился чеканить мяч об пол, то игра происходит под стук мячик об пол, если нет, то можно просто перекатывать мячик друг друг или подбрасывать вверх.

Зевака

Цель игры: развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход игры: дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и выполняет любое упражнение с мячом.

Правила игры: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.

РИТМИЧНЫЕ ИГРЫ С ТЕКСТОМ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА

Мячик

Друг весёлый, мячик мой, (держать мяч перед собой)

Всюду, всюду ты со мной.

Раз, два, три, четыре, пять, (подбрасывать мяч вверх и ловить его)

Хорошо с тобой играть! (ударять мячом об пол и ловить его).

Кувшинчик

Ведущий отбивает мяч об пол со словами:

Я кувшинчик уронил

И об пол его разбил.

Раз, два, три, его Оля лови!

Сильно бьёт мячом и отбегает.

Оля должна поймать мяч и продолжить игру.

Быстрый мячик

Игроки, стоя по кругу, ритмично бросают и ловят мячи,говоря:

Разноцветный быстрый мячик (бросают мяч вверх и ловят)

Без запинки скачет, скачет. (отбивают о землю)

Часто, часто, низко, низко,

От земли к руке так близко.

Скок и скок, скок и скок, (бросают мяч вверх и ловят)

Не достанешь потолок.

Стук и стук, стук и стук, (отбивают о землю)

Не уйдёшь от быстрых рук.

Разноцветный мячик

Игроки перебрасывают мяч по кругу. Кто выбрасывает мяч, говорит слова:

Разноцветный мячик (бросок мяча) по дорожке скачет.

По дорожке, по тропинке,

От берёзки до осинки.

От осинки поворот, прямо к Толе в огород.

На последнем слове мяч ударяют о землю, все разбегаются, а Толя становится ловишкой, и ловит ребят

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ

Бумажные мячики (К.Фопель)

2 команды, выстраиваются напротив друг друга

на расстоянии 2 метра.

По команде начинают бросать мячи на сторону противника.

Игроки стремятся как можно быстрее забросить мячи,

оказавшиеся на её стороне, на сторону противника.

При сигнале “Стоп!” игроки замирают на месте.

Выигрывает команда, на чьей стороне меньше мячей.

Разделительную линию пересекать нельзя.

Кого назвали, тот ловит мяч

Дети стоят в кругу.

Взрослый стоит в центре и держит мяч.

Называя имя ребёнка и бросает мяч вверх, в центр круга.

“Раз, два, три – Дима, мяч лови!”

Дима должен поймать мяч и снова бросить его вверх,

назвав имя кого-нибудь из детей.

Правило. Бросать мяч нужно не слишком высоко и

в направлении ребёнка, имя которого называют.

Усложнение. Дети не стоят на месте,

а ходят или бегают по площадке (комнате).

Поймай мяч

Играющие располагаются по кругу. Водящий в центре.

Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока.

Названный игрок должен поймать мячи и вернуться на своё место.

Если не поймал, то меняется местом с водящим.

Усложнение: игроки могут двигаться по кругу.

Штандер

Игроки становятся в круг и рассчитываются по номерам.

Ведущий, стоя в центре, подбрасывает вверх мяч,

выкрикивая при этом любое число.

Этот номер должен поймать мяч, пока он не коснулся пола.

Если поймал – становится новым ведущим.

Мяч в воздухе

Игроки стоят в кругу, посередине ведущий с большим лёгким мячом.

Называя имя любого ребёнка, подбрасывает мяч и бежит на место того, кого назвал. Тот, кого назвали, должен поймать мяч. Если поймал, остаётся в середине круга и игра продолжается.

Если не поймал – все разбегаются и бегают, пока он не поднимет мяч и скажет: “Стой!”

Как только все остановились, игрок бросает мяч попадая в любого ребёнка. Тот, в кого попали, становится ведущим и идёт в середину круга.

Игра начинается сначала.

Стой!

Играющие встают в круг. Водящий с маленьким мячом выходит на середину круга.

Он подбрасывает мяч вверх (или сильно ударяет им о землю) и называет чьё-либо имя. Тот, кого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются. Как только ребёнок возьмёт мяч, он громко произносит: “Стой!” Все должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается поймать мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увёртываться, приседать, но не сходить с места. Если водящий промахнётся, он бежит за мячом, а все вновь разбегаются. Если водящий попал в кого-нибудь, тот занимает место водящего, и игра продолжается.

Мяч в круге

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1 , 2 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов.

Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

Шлёпанки

В центре круга– водящий. Называя имя и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Игрок ловит мяч и отбивает его (шлёпает ладонью) на месте столько раз, сколько предварительно договорились. После перебрасывает мяч водящему. Кто уронит мяч – становится водящим.

Стоп (мяч от стены)

Игроки стоят напротив стены на расстоянии 4-5 шагов. Водящий бросает в стену мяч так, чтобы он, коснувшись стены, отскочил от неё. Бросая мяч, водящий называет того, кто должен его поймать. Если поймает, бросает в стену и игра продолжается. Если нет – все разбегаются и бегают, пока он не поднимет мяч и скажет: “Стой!” Как только все остановились, игрок бросает мяч, попадая в любого ребёнка. Тот, в кого попали, становится ведущим и игра начинается сначала.

Догони мяч

Игроки стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают водящего, он становится за кругом. Его место в кругу остаётся свободным. Пятому ребёнку, стоящему после водящего, даётся мяч. По команде “Раз, два, три – мячик догони!” дети передают мяч по кругу, водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдёт мяч.

Правила: мяч передавать только соседу, Начинать игру только после слова “догони”, уронивший мяч поднимает его.

Лови, убегай

Дети стоят по кругу, взрослый в центре. Он бросает мяч ребёнку, называя его имя.

Тот, кого назвали, ловит мяч и перебрасывает его обратно. Когда взрослый бросит мяч вверх, все убегают в заранее условленное место.

Взрослый старается попасть в убегающих.

После этого все снова становятся в круг.

Мяч вдогонку

Игроки стоят по кругу.

Стоящим в разных местах дают два мяча. По сигналу “Мяч вдогонку!” мячи начинают передавать по кругу по часовой стрелке.

Если оба мяча окажутся в руках у одного ребёнка, то он выходит из игры. Игра начинается сначала.

Правило: мяч передавать быстро, не пропускать играющих.

Горячий картофель

Игроки стоят по кругу, перебрасывают мяч друг другу, стараясь как можно скорее от него избавиться. Взрослый командует: “Горячий картофель”. Тот, у кого в этот момент в руках мяч, выбывает из игры. Когда в кругу остался один игрок, игра прекращается.

Теремки

Каждый участник становится в обруч - “теремок”.

Водящий подбрасывает мяч, в это время все меняются “теремками”. Водящий ловит ударившийся о землю мяч и бросает его в участника, не успевшего перебежать и занять “теремок”, а нерасторопный идёт водить.

Меж двух огней

На расстоянии 5-6 м проводят две линии. Игроки делятся на 3 команды. 1 и 3 с мячами становятся на противоположных линиях. 2 команда между ними. По сигналу 1 и 3 команды начинают прокатывать мячи, стараясь попасть в ноги игроков 2 команды. Игроки 2 команды стараются подпрыгнуть, увернуться, спасаясь мячей. Запятнанный выходит из игры. После команды меняются местами.

Игроки 2 команды могут свободно передвигаться на своей линии. Игроки 1 и 3 команд могут передвигаться в пределах своих территорий и катить мяч с любого места. Мячи бросать нельзя (только катить). Если мяч застрял во 2 команде, его нужно откатить любой команде.

Царь, Царица, Клоп, Клопица

На земле чертят квадрат, расчерчивают его на четыре части – четыре маленьких квадрата. Квадраты обозначают: Царь, Царица, Клоп, Клопица. В каждый квадрат встаёт по 1 игроку и начинают перебрасывать мяч. Кто уронил, становится клопом, а все остальные передвигаются в другие квадраты.

Два огня

2 команды перебрасывают друг другу мячи. Между ними два игрока – два огня. Они ловят мячи. Если поймают, тот, кто бросил мяч, сгорает (выходит из игры).

Найди мяч

Игроки стоят по кругу вплотную друг к другу, лицом в центр, руки за спиной. В центре водящий. По сигналу игроки передают маленький мячик друг другу за спиной, а водящий пытается его найти, предлагая показать руки одному из игроков. Тот, к кому обратился водящий, должен вытянуть руки вперёд, показать их водящему. Если водящий угадал, у кого мяч, он меняется с ним местами. Смена водящего происходит и тогда, когда кто-то роняет мяч.

Играй, играй, мячик не теряй

Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход игры: дети располагаются по залу в свободном порядке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о пол, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч о стену, в корзину. После сигнала взрослого все должны поднять мяч вверх.

Стой!

Цель игры: развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, ловкость, зрительно-двигательную координацию.

Ход игры: дети стоят в кругу. Взрослый подбрасывает мяч высоко вверх и называет имя ребёнка. В этот момент все разбегаются в разные стороны. А тот, чьё имя было названо быстро подбегает, ловит мяч и кричит: «Стой!». Все играющие останавливаются на том месте, где их застал сигнал. Водящий бросает мяч в ноги кого-то из играющих. Если он попадёт, ребёнок быстро ловит мяч и кричит: «Стой!» и бросает мячом в кого-то опять и т. д. если водящий ни в кого не попадёт, он бежит за мячом, берёт его и снова бросает до тех пор, пока не осалит кого-то. Когда водящий бросает мяч, все должны находиться на своих местах. Можно увёртываться, подпрыгивать, приседать и т. д.

ИГРЫ НА МЕТКОСТЬ

Точные броски

На некотором расстоянии от стартовой линии кладут обруч. Игроки с мячиками в руках по очереди подходят к линии и стараются попасть в обруч.

Усложнение. Выкладывают три обруча один за другим. За попадание в ближний обруч получают 1 очко, в средний – 2 очка, в дальний – 3 очка. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.

Вариант. Игры с мячиками на точное попадание проводят в виде соревнований двух команд.

Вариант. Мишень делают из четырёх обручей, связанных между собой в виде цветка. Тогда могут играть четыре ребёнка одновременно.

Примечание. Для игры в помещении используют набивной мячик, не отпрыгивающий от пола. Можно попробовать попадать в цель и правой, и левой рукой.

Точно в центр

Дети образуют широкий круг. В руках у них маленькие мячики. В центре лежит большой обруч или верёвка в форме круга. По команде взрослого «Але, оп!» все дети бросают мячики. Взрослый отмечает, чей мячик попал точно в круг.

Примечание. Для игры в помещении используют набивной мячик, не отпрыгивающий от пола. Можно попробовать попадать в цель и правой, и левой рукой.

Попади в обруч

Обруч помещают на некотором расстоянии от земли (держат или подвешивают). Игроки поочерёдно подходят к стартовой линии и попадают в обруч мячом.

Мяч сквозь обруч

Шестеро детей в вытянутых в сторону руках, стоя в шеренге, держат по обручу (всего 5 обручей). Двое игроков проходят вдоль цепочки из обручей (один справа, другой слева) и перебрасывают друг другу мяч через каждый обруч.

Правила. Мяч должен пролетать в обруч.

Кати в цель

Цель игры: развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию.

Ход игры: поперёк зала натягивается верёвка, на неё на проволочках низко над полом подвешены квадраты из плотного картона. Расстояние между квадратами 20 см., вызванные дети встают на исходную линию в 3 м. от верёвки и по сигналу катят мяч в цель. Идут за мячами, катят ещё раз, после чего передают следующим.

Попади в ворота

Цель игры: развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию.

Ход игры: дети делятся на две команды. По одному ребёнку от каждой команды встают на исходную линию. Перед ними на расстоянии 5 м выкладываются ворота из набивных мячей. От исходной линии нужно попасть в ворота, ударяя ногой по мячу (внутренней стороной стопы). Выигрывает та команда, в которой больше игроков, попавших в ворота.

Ручеек

Цель игры: обучение техники прокатывания мяча в движении, воспитание скоростной и силовой выносливости, ловкости, точности и координации движений.

Ход игры: участники игры выстраиваются в колонну и широко расставляют ноги, соединяя в одну линию «носок-пятка» с впереди стоящим игроком. По сигналу один игрок, стоящий впереди, оббегает колонну и прокатывает мяч под широко расставленными ногами до конца колонны, и встает вконец. Новый первый игрок повторяет тоже самое и встает в конец и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок снова не станет первым и не поднимет руки с мячом вверх.

Правила игры: во время игры нельзя бросать мяч, его надо сильно оттолкнуть, чтобы он вмиг прокатился под ногами всех детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Конспект физкультурного занятия "В стране веселых мячей" в рамках проекта "Для чего нужны мячи?"

Интересное занятие с использоаанием разнообразных методов и приемов....

Статья "Из истории мяча, игры с мячом"

Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....

Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"

Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...

КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны"(о видах мячей и спорта с мячами) подготовлена для беседы с детьми о наиболее популярных  видах спорта с мячами в рамках проекта «...