Консультация для педагогов ДОУ «Инновационные технологии на службе здоровья»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Крамарева Татьяна Викторовна

Консультация для педагогов ДОУ

«Инновационные технологии на службе здоровья»

 

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) ВКК

Крамарева Т.В.

 

                                                                        «Здоровье – богатство,

                                                                              его сохраним и к этому дару

                                                              детей приобщим»

 

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонение в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни.

Здоровье человека закладывается в детстве. Современное понимание здоровья – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Все понимают значение здоровья для дошкольника, но все же отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья и это становится актуальной проблемой современного общества. Так как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он сам понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников одной медицине не под силу. Проблема воспитания здорового ребенка это не проблема одного дня и одного ребенка, а комплексная система медицинских, психолого-педагогических мероприятий. В сложившихся условиях возникла необходимость поиска новых подходов оздоровительных мер, которые могли бы уменьшить неблагоприятные воздействия значительной физической и эмоциональной нагрузки на организм ребенка. И особая роль в этом принадлежит использованию инновационных здоровьесберегающих технологий, основной задачей которых является повысить функциональные и адаптационные возможности организма ребенка.

Одной из важнейших задач нашего сада является задача сохранения и стимулирования здоровья. Реализация этих задач требует неординарного творческого подхода, и поэтому мы примененяем здоровьесберегающих технологий, к которым относятся технологии сохранения и стимулирования здоровья и обучения здоровому образу жизни, проходящие в форме игры. Игровая технология создает педагогически творческие условия для воспитания, развития и обучения детей, так как сегодня они должны быть не только здоровыми, но и физически и интеллектуально развиты. Общетеоретической основой исследования явились труды педагогов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, которые утверждали, что «Игра – это жизнь ребенка»,  «9 вал детского развития». Многими учеными (В.К. Бальсевич, Л.Н. Волошина, Т.И. Осокина, А.П. Усова и др.) доказано, что игровые занятия с дошкольниками создают благоприятные условия для активного, личностного развития, порождая новые отношения к предмету игровой деятельности.  Ведь игра – мощный инструмент воздействия на психику ребенка. В игровой обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности, дети быстрее и охотнее обучаются.

В своей работе я применяю технологии стимулирования и сохранения здоровья. Это комплексная система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Это различные виды гимнастики в игровой форме: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая, зрительная, звуковая; физкультминутки; игры и упражнения с массажерами в сухом бассейне; самомассаж; подвижные игры с речевым сопровождением и оздоровительный бег, дорожки здоровья.

В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений о здоровом образе жизни, но и становление его мотивационной сферой гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений о его реальном поведении. Эти инновационные технологии помогают обучать детей пониманию быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье самим, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

 

Наряду со здоровьесберегающими технологиями для достижения целей я использую инновационные игровые  развивающие технологии, такие как: моделирование, мнемотехника, песочная терапия, крупотерапия, развивающие игры Никитина, Воскобовича,  Танграмм, типовые приемы фантазирования (ТПФ), упражнения и игры с тренажерами, монотипие, кляксография, пальцевая живопись, выкладывание матриц. Каждая игра отличается занимательностью – ведь только при наличии этого условия она увлечет ребенка и легко и непринужденно заставит его выполнять задание.

Эту истину подтвердило применение на практике развивающих игр, которые решают определенные цели, например:

Моделирование: 

- знакомство с частями тела, лица, глаза, их моделирование.

Мнемотаблицы: реализация задач по воспитанию культурно-гигиенических навыков, последовательность мытья рук, уход за зубами. сервировка стола,  правила поведения во время болезни, меры профилактики и т.д.

Авторская развивающая игра «Кубики здоровья» используется при знакомстве с культурно-гигиеническими навыками, частями тела, органами чувств человека, формами закаливания, золотыми правилами питания, составляющие здорового образа жизни.

Авторская игра «Заколдованные движения» используется при развитии остроты зрения и значении физкультуры для здоровья. Учит видеть общее в силуэте и рисунке изображающий один и тот же вид физического упражнения.

Танграмм: закрепление частей тела, например, составить из геометрических фигур силуэты человека в движении, позу человека и т. п.

Логико-Малыш: формирование привычки здорового образа жизни

           Крупотерапия, песочная терапия:

- закрепление знаний детей о предметах личной гигиены, развитие мелкой моторики пальцев рук: найти и определить предмет, спрятанный в крупе;

- массаж пальцев и ладоней и развитие тактильной памяти: прокатывание горошин в руках, угадывание круп на ощупь.

- стимулирование зрительных функций: выкладывание различных узоров,

- рисование на подносах с манкой предметов по теме.

Типовые приемы фантазирования:

- изображение содержание текста мимикой, жестами, движениями.

Пальцевая живопись:

- закрепление тематического материала.

Применение инновационных технологий позволило, (в сравнении с традиционными методиками обучения) наиболее полно и успешно реализовать задачи по обучению детей здоровому образу жизни: дети овладели навыками оздоровления, здорового образа жизни. У них выработалось устойчивое психосоматическое состояние.

 Дети ознакомились с частями тела и органами чувств человека, их роли и функциональном назначении для жизни и здоровья человека, о том, как беречь и ухаживать за ними. Дети познакомились с понятиями «здоровье» и «болезнь», умеют оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании.

          Итогом реализации данных технологий явилась положительная динамика состояния здоровья детей, вырос уровень развития физических качеств, развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности. Создаются условия для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, это благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИЕ"

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, экспериментирования), не переводя ее в уче...

Консультация для педагогов « Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование...

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах".

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так...

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"

Участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дош...

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий в детском саду"

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий в детском саду"...