Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шлепнина Елена Валериевна

Содержание семинара-практикума о развитии коммуникативных способностей дошкольников в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_komunikativnyh_sposobnostey.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Задачи:

  • расширение знания педагогов об условиях, необходимых для развития коммуникативно-речевых навыков у воспитанников ДОУ;
  • формирование практических умений по реализации коммуникативно-речевых задач у педагогов ДОУ.

В процессе социализации  важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно – полезной жизни.

Коммуникативные способности (или умение  общаться)  -  это

  1. Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
  2. Умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в себя:
  • умение слушать собеседника,
  • умение эмоционально сопереживать,
  • умение решать конфликтные ситуации.

  1. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").

В норме коммуникативные способности формируются в процессе совместных игр со сверстниками и в результате общения с окружающими.

       Но зачастую имеют место разные факторы, которые влияя на развитие ребенка, способствуют возникновению проблем в общении (коммуникативных проблем). Это

  • Негативное воздействие окружающей среды;
  • Ограниченное социальное окружение;
  • Медико-педагогические проблемы (неврозы, органическое повреждение ЦНС, ЗПР);
  • Особенности общения в семье и темперамент ребенка.

Эти факторы отрицательно воздействуют на формирование процесса общения в раннем возрасте, в период становления речи, что приводит к речевой патологии.

В детский сад поступают дети неговорящие,  малоговорящие. Для решения задач коммуникативно-речевого развития с таки детьми необходимо взаимодействие всех педагогов. Каждый из нас должен уделять внимание вопросам речевого развития детей в рамках своей практической деятельности.

 Но особая роль в преодолении коммуникативных проблем отводится воспитателю, т.к. он самый главный человек для маленького ребенка.

И  именно на воспитателя ложится основная ответственность по формированию дружеских взаимоотношений в детском коллективе и умения общаться с людьми разного возраста.

Начинать развивать коммуникативные способности детей надо как можно раньше, в процессе совместной игры, учитывая при этом возраст и индивидуальные особенности ребенка.

Коммуникативные  упражнения условно делятся на 6 групп:

  1. "Я и мое тело". 

  1. "Я и мой язык".

3. "Я и мои эмоции".

4. "Я и Я".

5. "Я и моя семья".

6. "Я и другие".

Мы предлагаем вам коммуникативные игры, в которых дети почувствуют себя командой, увидят друг в друге положительные стороны, узнают, что они принимаемы другими детьми. Ведь это так важно!

Игры проводятся регулярно, в системе от более простых к более сложным. Используются растяжки, дыхательные, глазодвигательные, речедвигательные упражнения, упражнения для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы.

1. "Я и мое тело".

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.

Цели:  чередовать расслабление и напряжение мышц, развивать правильное дыхание, вырабатывать положительное эмоциональное состояние.

Муравей

Муравей залез на ножку( вытягивают ноги вперед, глубокий вдох),

Мы посмотрим, где же он (тянут стопу на себя задерживают дыхание, смотрят на ногу),

Мы стряхнем скорее крошку(потряхивают ногой, выдох)

И немного отдохнем (Расслабляются)

Солнце и тучка

За тучку солнышко зашло,

Стало зябко и свежо (дети съеживаются, обнимая себя за плечи),

Солнце вышло из-за тучки,

Мы теперь расслабим ручки (расправляют плечи, расслабляются).

     Ракушка

В море мы нашли ракушку (дети складывают ладони лодочкой),

Мы ее приложим к ушку (прикладывают ладонь к правому уху, наклоняют                                                           голову к правому плечу),

И суровою зимой (прикладывают ладони к левому уху)

Будем слушать мы прибой (наклоняют голову влево).

         Черепаха

Вот гуляет черепаха (дети опускают плечи, подбородок тянут вперед и вверх),

Прячет голову от страха (с напряжением поднимают плечи, подбородок прижимают к груди).

Львенок

Я лев! Я всех вас напугаю (дети садятся на пятки, руки ставят на колени).

Я рот широкий разеваю (открывают рот, максимально с напряжением высовывают язык).

Я коготочки выпускаю (напрягают пальцы, изображая когти, задерживают напряжение на 3 – 5 с)

Я не лев, я львенок (убирают язык, закрывают рот),

Как ласковый котенок (расслабляют руки, выполняют плавные движения руками).

Огонь и лед

По команде «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом (движения каждый ребенок выбирает произвольно).

По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

Сюда же входят ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев, как котенок, как медведь").

Эти игры просты, но они нужны и нравятся детям.

Есть игры, которые используются как психологическая подготовка к занятию. Например, игра «С добрым утром!»(Логопед, стр. 105, №3 2007)

С добрым утром глазки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись.
Глазки – смотрят, смотрят ;
Ушки – слушают, слушают;
Ручки – хлопают, хлопают;
Ножки – топают, топают.
Я проснулся(-лась)!

Дети поглаживают закрытые глазки.
Открывают глаза, смотрят в «бинокль».
Поглаживают ушки.
Прикладывают ладонь к ушам.
Поглаживают ручки сверху вниз.
Встряхивают кистями рук.
Поглаживают ножки сверху вниз.

Прикладывают ладонь к глазкам. Прикладывают ладонь к ушкам.
Хлопают ручками.
Топают ножками. Потягиваются высоко.

 Найти такие игры можно у И.С. Лопухиной «Речь с движением»,
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов».

2. "Я и мой язык".

Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
То есть,  кроме вербальных средств общения необходимо использовать и невербальные, т.к. невербальные компоненты общения предшествуют и являются базовой предпосылкой речи. невербальные речевые потребности прогрессируют речевые навыки. Один из исследователей говорил: «Жест предшествует слову, затем сопровождается словом, потом сопровождает слово и , наконец, в большей или меньшей степени поглощается словом».

С чего начинаем работу?

Беседа "Зачем нужна речь?","Как можно общаться без слов?",

Игра «Расскажи стихи без слов"(любое стихотворение А. Барто)

 Игра "Испорченный телефон"

Изобрази пословицу 

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Как аукнется, так и откликнется”

Магазин игрушек (2-3 чел. – игрушки, остальные будут покупатели)

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

Разговор через стекло

Цель: развить умение использовать мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить”, Я забыла ключ..), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

        Передай сообщение.

        Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем

3. "Я и мои эмоции".

Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Все игры и упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. И речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.

Встали в круг, последующие задания обыгрываются.

Здравствуй!

 Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Все встают в круг и передают друг другу сенсорный мешочек со словами «Здравствуй, Вася!»,  ему отвечают «Здравствуй, Сережа!» и т.д., пока все не поздороваются.

Подобная игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Вариант игры – «Волшебный стул»

Ребенок (по желанию) усаживается на отдельный стул, и все дети по очереди говорят ему приятные добрые слова.

   Приветствие

Дети встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом, попа с попой.

   Садимся на места    

Оживи маску (рассказать)

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение. 

Рассказать об играх: "Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", беседы об эмоциях,

«Изобрази сказочных героев» (обыграть)

4. "Я и Я".

Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям; развитие связной  речи и воображения, высших форм мышления.

Чаша доброты

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

    Если бы…

Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы:

Если бы я был волшебником, то…

Если бы я стал невидимкой, то …

Если весна не наступит никогда, то …

как вариант «Продолжи предложение» (Я учусь читать книги, потому что…Я говорю громко, потому что… )

Моё настроение

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

 Игры «За что меня можно любить? За что меня можно ругать?», «Кто я?»
Для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения 
"Я".

5. "Я и моя семья".

Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

С детьми можно рассматривать фотоальбомы,  рассказывать о своей маме, беседовать на тему «Что значит любить родителей ?», рисовать свою семью, разыгрывание ситуаций (игры в дочки – матери). 

Коммуникативные игры можно проводить также на совместных занятиях родителей и детей.  При этом обратить  внимание родителей, на что именно направлено то или иное упражнение. Помочь им понять важность и значимость совместных коммуникативных игр. Именно активное участие родителей помогает преодолеть поведенческие нарушения у детей.  

Упражнение «Яйцо»  (показать с куклой).

Цель: активизировать работу стволовых структур мозга (наибольший эффект достигается при выполнении этого упражнения с мамой).

Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Мама садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу,  и предлагает цыпленку вылупляться.

          Ползание – важный этап в развитии ребенка. Пропускать его ни в кое случае нельзя. Если маленький ребенок по каким-то причинам не ползал, необходимо создать искусственные условия (игры, соревнования на четвереньках). При ползании активизируются межполушарные связи (т.к. синхронно работают конечности – правая рука и левая нога и наоборот, таким образом полушария мозга постоянно взаимодействуют).

Упражнение «Тоннель»

Дети и родители встают на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по тоннелю, достраивая его в конце, при этом его слегка прижимают, чтобы он, проползая, прикладывал усилия.

Упражнение «Струночка» (показать на кукле)

Упражнение выполняется  лежа на спине. Дети должны почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодны или теплым, гладким или шершавым, ровны или бугристым.
родитель берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслаблено), затем другую руку. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками и двумя ногами, затем – правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при  этом не должна напрягаться и выгибаться.

6. "Я и другие".

Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу. Такие игры неотделимы от работы по развитию связной речи и направлены на обогащение словаря, на работу над смысловой стороной речи, формирование ее грамматического строя, воспитание звуковой культуры.

Коллективное рисование, беседы "Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т.п.)", все сюжетно-ролевые игры.

Закрепить вежливые слова можно в игре «Волшебные водоросли» (Обыграть, 5-6 человек)

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций, например, ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

Добавить еще варианты (например, попросить игрушку, попросить прощенья за нечаянную обиду, попросить помочь или попросить научить, поблагодарить за что-то…).

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель: развивать умение строить длинное предложение со словами –предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить начатое воспитателем предложение, опираясь на его наводящие вопросы. «Дети идут… (Куда? Зачем?)». или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы…» этот вариант , помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявит отношение ребенка к различным жизненным ситуациям.

          Пойми меня  (проиграть)

Цель: развивать умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Воспитатель. Перед вами красивая коробочка, не простая, а волшебная. В ней для вас – разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? Это значит, не рассказывать раньше времени. Один из вас, закрыв глаза, берет из коробочки картинку и, посмотрев на нее, никому не показывает и не говорит, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.
После того, как все дети возьмут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает у них о желании узнать, кому что досталось. Показывать подарки нельзя, о них нужно рассказать. Но слово – подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно сделать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю.  Дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан,
открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить, сидя на ковре, в кругу.

Рассказ по кругу (Обыграть)

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Пресс-конференция  (обыграть). Тема «Здоровый образ жизни»

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Таким образом, организация коммуникативно – речевых игр в условиях ДОУ создаст благоприятные возможности для развития речи и успешной социально – психологической адаптации детей в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.Особенности развития коммуникативных способностей старших  дошкольников.Влияние игры на коммуникативные способности ста...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Статья для педагогов ДОУ по теме:«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»

Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в ...

Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленно...

«Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой форме».

Основы характера и поведения человека закладываются и формируются в своем первичном виде, начиная с самых первых лет жизни. Дети очень восприимчивы и любознательны, и поэтому сильно зависят от внешних...