Артикуляция в вокальном исполнении
статья по коррекционной педагогике

Михайлова Светлана Александровна

Как работать над улучшением артикуляции в вокальном исполнении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsiya_v_vokalnom_ispolnenii.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляция в вокальном исполнении

 

        Важнейшими звеньями певческого процесса является артикуляция и дикция. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Артикуляция - активная работа рта в речи и в пении.                                   Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью координации всех частей голосообразующего аппарата.
        Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции.

Артикуляционная гимнастика помогает:

  •  устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
  •  разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
  •  развить мимику, артикуляционную моторику;
  •  развить выразительную дикцию.

1. Артикуляционный аппарат должен быть свободным, чтобы певец имел возможность мгновенно произносить различные звуки, не нарушая при этом певческой установки. Чёткость артикуляции помогает улучшить дикцию.
2. Лучшему формированию звука способствует свободная, незажатая нижняя челюсть. При зажатой нижней челюсти полезно петь йотированные гласные:

  •  йа-йа
  •  йе-йе
  •  нэй-нэй-нэй

  Упражнения для освобождения нижней челюсти.  При пении следить, чтобы движение нижней челюсти не мешало ровному и связному звучанию.

  •  дай-яй-яй
  •  пой-ой-ой
  •  дай-дай-дай

3. Развитию чёткости дикции мешают довольно часто встречающиеся недостатки – неподвижность верхней губы (так называемая «мёртвая губа») и вялость квадратных мышц щёк.

Упражнения на слоги

  • зе - зо
  • зе - зу,

помогут устранить их, если на слоги «зе» быстрым утрированным движением растянуть губы (как бы в широкой улыбке), а на слоги «зу» или «зо» также быстро вытянуть их вперёд. Кроме «зе-зо», можно использовать и другие сочетания слогов, например:

  •  ми-ма
  •  ма-ми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-певческих навыков на занятиях вокального кружка

В данном материале  представлены методы и приемы работы над вокально-певческими навыками на занятиях вокального кружка в нашем детском саду...

Развитие вокально – певческих навыков у детей через исполнение произведений русского фольклора

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Какую ...

Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»

Задачи в развитии:- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;- Развитие мышления, внимания, памяти;- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голос...

Конспект занятия вокального кружка. Тема: "Дикция и артикуляция"

Знаменитый певец Крузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью"....