"Вокально-двигательные разминки как средство развития вокально-хоровых навыков дошкольников в соответствии с ФГОС ДО""
материал на тему

Выстпуление на заседании творческой мастерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalno-dvigatelnye_razminki_1.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 "Росинка",

г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл

Выступление  на заседании творческой мастерской  "Современное образование: новые реалии и решения" по теме "Вокально-двигательные разминки как средство развития вокально-хоровых навыков дошкольников в соответствии с ФГОС ДО""

Выступила:

Колупаева Н.Г.

Козьмодемьянск

24 марта 2016 года

Музыка - искусство, которое существует лишь исключительно во время своего звучания. Кончилась музыка - а педагог задает детям вопросы о её характере, настроении и т.д. Конечно, детям порой бывает нелегко оценить охарактеризовать мелодию, которая уже завершилась, перестала звучат. Поэтому для наилучшего запоминания основных лейтмотиве инструментальных пьес надо воспользоваться специальными приемам, которые способствовали бы сосредоточенности и вниманию детей во время восприятия сочинения.

Например, можно придумать подходящий текст, который подходит г смыслу и ритму основному музыкальному лейтмотиву. Обычно для детей запоминание мелодии с текстом бывает более успешным, чем ее исполнение лишь в варианте вокализа. Этот прием всегда дает положительные результаты. Этот прием всегда оказывается результативным хотя бы потому, что продевая (даже приблизительно) слова на нужный мотив, дети могут припомнить его музыкальные характеристики.

Принцип приема можно прокомментировать при знакомстве учащихся пьесой Д.Б. Кабалевского «Кавалерийская». Начало пьесы - аккорд; вступления - имитируют моменты скачек на конях, но последующая основная мелодия, которая появляется в левой руке (пунктирный звукоряд: пяти нот) может запомниться детям, если педагог предложит ее несколько раз исполнить вокально. Например, в данном случае могут бы подходящими слова: «У меня есть конь, этот конь - огонь».

Даже просто повторяя эти слова несколько раз, дети улавливают  энергетику, упругий ритм и художественный образ, предваряя характ самой пьесы - бурный, с пунктирным «скачущим» ритмом.

Аналогично можно рассмотреть лейтмотив в пьесе П.И. Чайковского «Болезнь куклы». Первые четыре такта произведения, где основная, мелодия из трех нот («соль» - «фа. - диез» - «си- си») проведенная в партии правой рукой можно напеть на октаву ниже со словами: «Я бо -ле -ю».

Кроме того, мелодии музыки удобны для их исполнения детскими голосами; лейтмотивы построены с использованием тесного звуковедения, в небольшом    диапазоне,  с    несложными    ритмическими    группировками.

Поэтому педагог по желанию сможет предложить детям для работы на уроке музыки помимо инструментального варианта еще собственную вокальную обработку этого марша. В вокальной обработке следует бережно сохранить основную мелодию  пьесы   первоисточника, только сделать ее  перенос в средний певческий регистр (изменить тональность из ре мажор в соль мажор) и добавить стихотворный текст. Думается, что текст, приведенный ниже, достаточно точно отражает темы оригинальной музыки П.И. Чайковского. Ее пунктирный маршевый ритм, контраст двух крайних мажорно - ярких частей с минорной средней, более приглушенной, игровое содержание П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (Слова И.А. Агаповой)

1.Раз - два! Аты - баты!  

Весело солдаты Сабли деревянные несут.

Пусть живут в коробке, но они не робки,

Увидали - кот ворует суп?

2.Пять - шесть! Аты - баты!

Выполнить команду,

"Чтоб из кухни выгнать нам кота!

Брысь, кот: С нами ружья, воровать не нужно.

Будь, кот, честным, сдружимся тогда.

З.Раз - два! Аты - баты!

Весело солдаты

По ковру вдоль комнаты идут!

Пусть живут в коробке, но они не робки.

Службу честно здесь они несут.

Как показала практика авторов данной книги, дети вокализировали «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского с большим желанием. В данном случае текст, с помощью  которого осуществлялся    воспроизводящий музыкальный эффект, оказался незаменимым педагогическим подспорьем.

 Попробуйте поразмышлять - каким музыкальным инструментом можно дополнить исполнение «Марша деревянных солдатиков»? Конечно, это барабан. Тогда те дети, которым досталось подыгрывать исполнению на настоящем барабане, играют на нем, а остальные дети просто имитирую движение «рук барабанщиков» (пальцами держат воображаемые палочки : выполняют кистевые движения, словно ударят в барабан), делая вид, чт тоже являются военными музыкантами.

Еще один пример вокализирования инструментальной мелодии - хорош всем известная пьеса «Полька» М.И. Глинки. Выполняя под не танцевальные движения, дети могут напевать ее мелодию со следующим! словами (автор слов - М.А.Давыдов).

1.Мы танцуем польку, не устав нисколько.

Мы танцуем вместе, не стоим на месте.

2. Ах, этот танец такой заводной;

Дружно его мы танцуем с тобой,

Ах, этот танец такой заводной.

Дружно танцуем с тобой.

Если исходить из  перечня  произведений,  рекомендуемых  общепринятой Программой по музыке для детских садов, то можно выделить еще целый ряд инструментальных пьес   доступной для вокализирования мелодией и на их примерах реализовать применение данного педагогического приема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие вокально-хоровых навыков дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий»

Цель: развивать вокально-хоровые навыки посредством здоровьесберегающих технологий...

"Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у дошкольников"

Данный материал можно использовать как на родительском собрании,так и в работе с педагогами ДОУ...

Развитие вокально- хоровых навыков дошкольников

Как вспомнить традиции прошлого? Возобновить семейное пение русских народных песен? Только от нас, педагогов в тесном сотрудничестве с родителями мы приучим и привьём любовь к русской музыке. В статье...

проект "Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста по средствам музыкальных игр и распевок"

Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет наиболее успешному развитию певческих навыков детей. Благодаря ознаком...

«Развитие вокально-хоровых навыков педагогов как средство формирования их компетенций в области музыкального воспитания»

laquo;Развитие вокально-хоровых навыков педагогов как средство формирования их компетенций в области музыкального воспитания»...

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков дошкольников

Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма., обогащает эмоциональную сферу ребенка. Необходимо...