Развитие вокально- хоровых навыков дошкольников
статья по музыке (старшая группа) на тему

Зайцева Наталья Владимировна

Как вспомнить традиции прошлого? Возобновить семейное пение русских народных песен? Только от нас, педагогов в тесном сотрудничестве с родителями мы приучим и привьём любовь к русской музыке. В статье представлены приёмы для формирования вокально- хоровых навыков дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zapoyut_deti.docx20.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие вокально- хоровых навыков у дошкольников

Запоют дети- запоёт народ.

К.Д.Ушинский

Хоровое пение дошкольников- важный показатель развития нации. Наша страна всегда славилась широтой музыки и её многогранностью. Песни на Руси всегда гармоничны и мелодичны по своему складу.  Это любимые колыбельные, которые пела мама нежным, спокойным голосом. Затем потешки и прибаутки во время игр. После песни трудовые, которые сопровождались на работах в поле. Мелодии, которые звучали в домах, повествующие о доле русского человека.

Народная песня была важнейшей областью музыкального искусства древней Руси. Как же исключительно широка и распространена её мелодия и любовь к  песне, которые пользовались во всех слоях населения, от простого крестьянина до князей.

А будут ли принимать и любить русскую песню дети? Как возобновить семейное пение, которое всегда так славилось на Руси? Неужели сейчас всё заменяет телевизор или интернет? Это зависит  от нас, педагогов.  

Самый эффективный способ увлечения дошкольников- подбор интересного песенного репертуара. Мы должны опираться на классическую музыку и следовать примерам великих музыкальных произведений, но также учитывать вкус современного ребёнка. Когда я провожу игру «Угадай мелодию» и мы отгадываем блок «Музыка из мультфильма» меня настораживает тот факт, что ребята в домашних условиях смотрят только три мультфильма: «Фиксики», «Лунтик», «Барбоскины». На этом их музыкальные прослушивания  ограничиваются. А как же музыка Юрия Энтина из «Бременских музыкантов», Максима Дунаевского «Летучий корабль», Владимира Шаинского «Крокодил Гена»? Известно, что дети дошкольного возраста эффективно воспринимают информацию через образы, наглядность, яркое представление. Поэтому и образы героев они запоминают мгновенно.

А музыкальным руководителям необходимо вовлечь и в серьёзный, классический репертуар, который требует определённого навыка слушания. И подобрать именно те произведения, которые захочет исполнять дошкольник. Ведь когда есть интерес или желание, то и музыкальный материал запоминается успешно.

С чего начать? Конечно с определения особенностей природных данных ребёнка.

Итак, особенности детского голоса

Пение- это вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно образное содержание музыкального произведения.

У детей способность к пению формируется уже с 2-х лет. Последние исследования указали на регистровые различия в голосах. Это уже можно услышать в криках новорождённого. Звук детского голоса отличается головным звучанием, ограниченностью силы звука. Детям присущ небольшой голосовой диапазон. К 7 годам диапазон достигает септимы. Очень важно научить в этот период пользоваться аккуратно.

 Что мы наблюдаем в пении у дошкольников?  Интонирование неверное, манера исполнения с криком, открытый звук, невнятная дикция.

Итак, для выявления певческого голоса необходимо определить природные данные ребёнка.

1Педагогу пропеть по своему выбору музыкальную фразу без музыкального сопровождения.

2Ребёнок поют любой музыкальный отрывок (чередую полутона)

3Образный показ любимого персонажа (определение педагогом тембра и динамики голоса)

Продиагностировав особенности певческого голоса детей целосообразно начать работу над вокально- хоровыми навыками, к которым относится певческое дыхание, звукообразование, артикуляция, слуховые навыки и навыки эмоциональной выразительности исполнения.

С помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом занятии происходит постепенное приобретение вокально- хоровых навыков. Движение по полутонам вверх и вниз одних и тех же музыкальных попевок систематизируется и прочно закрепляет навыки их выполнения. Последовательность одних и тех же движений закрепляется.  Упражнения вырабатывают определённые качества голоса.

 По определению Л.Б. Дмитриева не существует «вообще» упражнений, а существуют именно те приёмы, которые помогают отрабатывать те или иные конкретные качества голоса. Он утверждает, что «упражнения для начинающих должны быть предельно просты в музыкальном отношении, чтобы не занимать внимания ученика в процессе их исполнения. Он не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодическими ясными… не содержать больших интервалов, не охватывать большой отрезок диапазона голоса, не требовать для своего исполнения большого звука и длинного дыхания… должны петься в умеренном темпе и подыгрываться на фортепиано».

Необходимо сформировать и следить за учётом правил:

  1. контроль за выполнением вокально- артикуляционных упражнений;
  2. «Повтори за мной» (манера исполнения, показ)
  3. Пропевание распевки тихо и громко
  4. Певческая постановка детей должна быть свободная, нужно сесть или встать прямо, ноги поставить ровно, дышать спокойно и невысоко поднимать голову.

Дыхание безусловно требует волевых усилий. Это вдох, задержка дыхания и выдох. Важно, чтобы ребёнок дышал через нос и рот, бесшумно. А вот выдох более спокойный, без толчков, но достаточно активный для создания ощущения «опоры».

Существует огромное количество упражнений без звука и упражнения под музыку. Они способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему и осуществляют массаж внутренних органов. Также обращаем внимание на важные моменты: верное интонирование, звуководение и звукообразование.

Звукообразование- результат действия голосового аппарата, извлечение певческого и речевого звука. Но работа над правильным звукообразованием формируется в умении использовать резонаторы.

Звуководение- способ  исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости. В основе звуководения лежит связанное пение, где гласные связаны между собой. В staccato звуки следуют один за другим. Каждый раз- это новая атака звука. Воспроизведение голоса упругое, лёгкое, активное.

Интонация- степень точности воспроизведения мелодии при исполнении. Важным составляющим в этом вопросе необходимо руководствоваться принципом « Не громко, а точно». В дошкольном возрасте большинство детей интонируют приблизительно. Поэтому рекомендую некоторые приёмы, способствующие работе над чистотой интонирования

  1. Пение a capella (пение без сопровождения) помогает добиться чистоты интонирования. Этот вид помогает более точно услышать звучание собственного голоса и звучание остальных детей.
  2. Пение мелодии на гласную (чётко «дотронуться» до нотки)
  3. Пение  с «колокольчиком» звонким музыкальным инструментом (дети подражают высокой позиции ноты звонким голосом)

Ритм- соотношение длительностей звуков в их последовательности. Работа над развитием чувства ритма может проходить в таким упражнениях:

1 Прохлопывание ритма (это могут быть ладошки, палочки)

2 С помощью карточек (графическое изображение)

2 Игра знакомого музыкального произведения (например «Узнай мелодию по ритму»)

Я представлю ряд упражнений, которые помогут в работе музыкальному руководителю

  1. Распевка на легато, кантелену в голосе :"Я сейчас спою". Ноты:"ми-фа-ре-ми-до". И поднимаемся каждый раз на пол тона.
  2. Распевка на дикцию: "Мы перебегали берега". Петь поступенное движение от "до" до "соль" и вниз. Соответственно поднимаясь на пол тона выше и выше.
  3. Ю-ВИ-Я (упражнение на головной резонатор). Поете на стаккато по мажорному трезвучию вниз (соль-ми-до), подымаясь по пол-тона. При пении активизируемся на "Й" (Йу-вЙ-Йа)
  4. Дари- дари- дари- дари- да
  5. Я-а-а-а-а-а-о. Петь стаккато на каждый звук, идем вверх по мажорной гамме
  6. дон дон низко дон дон высоко
  7. Би – б – ба - б – бо - б – бу - б – бы
  8. Распевка "Метро". Поем глиссандо вверх от ноты "до" первой октавы до предельно высокой ноты. Затем от той же ноты "до" вниз до предельно низкой ноты. Это упражнение на расширение диапазона.
  9. Калина-лина-лина малина-лина-лина марина-рина-рина карина-рина-рина
  10.  «На одном звуке мы поём». Петь на одной ноте.

Пение- прекрасное искусство, которое не только развивает музыкальный слух  и эмоциональную отзывчивость, а также формирует процесс памяти, внимания, мышления. Пение даёт отличную возможность почувствовать сплочённость, единение.

Полагаю, что работа музыкальных руководителей должна складываться на любви к песне и потребности к привлечению детей исполнения песен, чтобы ребёнок испытал самые положительные эмоции при исполнении того или иного музыкального репертуара.

Литература

1 Горохова Л.С. Вокально- артикуляционные упражнения в детском саду.- Архангельск: ГОУ СПО «Арх. Пед. коллежд», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие вокально-хоровых навыков дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий»

Цель: развивать вокально-хоровые навыки посредством здоровьесберегающих технологий...

"Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у дошкольников"

Данный материал можно использовать как на родительском собрании,так и в работе с педагогами ДОУ...

Проект Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников

Проект Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников...

Методическая разработка "Особенности развития вокально - хоровых навыков у старших дошкольников"

основные направления и задачи  отраженные в данной  разработке...

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков дошкольников

Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма., обогащает эмоциональную сферу ребенка. Необходимо...